Philippines-welcome.ru

Про Филипины
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ледяная мумия Эци: что стало известно спустя 30 лет с момента ее находки

Ледяная мумия Эци: что стало известно спустя 30 лет с момента ее находки

Тридцать лет назад в Эцтальских Альпах была обнаружена ледяная мумия человека, убитого примерно 5000 лет назад. Обледеневшие останки отлично сохранились естественным образом благодаря солнцу, ветру и минусовым температурам. Находка быстро стала сенсацией. Про Эци, или Этци, как назвали этого человека, было написано множество книг, сняты документальные фильмы и даже один художественный, воссоздавший жизнь и нравы мужчины, проживавшего в неолитической Европе. Сегодня за Эци тщательно ухаживают исследователи из Археологического музея Южного Тироля в Больцано (Италия). Его тело хранится в специальной холодильной камере, где поддерживается постоянная температура -6 градусов по Цельсию. Несколько раз в год его останки опрыскивают стерильной водой, чтобы создать ледяной защитный «экзоскелет», который гарантирует, что ледяная мумия останется в том же состоянии, в которой ее нашли. Несмотря на то, что с момента обнаружения Эци прошло три десятилетия, ученые продолжают изучать его раскрывать подробности жизни в неолитический период.

Ученые воссоздали внешний вид Эци, человека, который жил более 5000 лет назад

Человек Эци — каким он был?

Эци был жилистым мужчиной невысокого роста, который составлял 165 сантиметров. На момент смерти ему было 45-46 лет. Ученые выяснили, что Эци был левшой, носил мужскую обувь 39 размера. Его глаза, которые на удивление все еще сохранились в глазницах, долгое время считались голубыми, но геномный анализ показал, что ученые ошибались. У мужчины были карие глаза и темно-каштановые волосы, а также типичный средиземноморский оттенок кожи.

У Этци была непереносимость лактозы и редкая генетическая аномалия, которая препятствовала формированию его 12-й пары ребер. Он страдал от кариеса, кишечных паразитов, болезни Лайма, болей в коленях, бедрах, плечах и спине. На его теле была обнаружена 61 татуировка. Что самое интересное, они отображают места износа его костей и суставов, а также точки акупунктуры.

В течение своей жизни Эци сломал несколько ребер и нос, а бороздки на ногтях указывают на то, что за несколько месяцев до смерти он неоднократно подвергался физическому стрессу, вероятно, из-за недоедания. Он был генетически предрасположен к атеросклерозу. Компьютерная томография подтверждает, что это самый старый из известных случаев сердечного заболевания в мире. У других мумий тоже находили сердечно-сосудистые заболевания, но их возраст составлял не более 4000 лет.

На теле Эци обнаружено более 60 татуировок, указывающих на проблемные суставы и точки акупунктуры

Согласно данным углеродного датирования, Эци жил примерно в 3350–3110 годах до нашей эры. Судя по его ДНК-сигнатуре, Эци был потомком неолитических фермеров, пришедших через Анатолию (современная Турция) 8000-6000 лет назад, заменив европейских палеолитических охотников и собирателей. Его генетическое наследие по материнской линии больше не существует в современных популяциях, но отцовская линия живет в группах, обитающих на островах Средиземноморья, особенно на Сардинии.

Когда нашли Эци, на нем была только обувь, но многие из вещей впоследствии были обнаружены возле того места, где 5000 лет пролежало его тело. Его ботинки и верхняя одежда были сшиты из шкур местных овец и коз. Обувь была набита травой, которая выполняла функцию носков. Подошва была выполнена из кожи медведя. Меховая шапка сшита также из шкуры бурого медведя.

Кремниевый кинжал Эци с ножнами

Каким снаряжением пользовался Эци

Эци прошел через Эцтальские Альпы с рюкзаком на деревянной раме и колчаном из оленьей шкуры, внутри которого были стрелы с костяными наконечниками. Также при нем был кремневый кинжал с рукоятью из ясеня и ножнами. В контейнере из бересты, похожем на те, что все еще производят в этом регионе, находился уголь, завернутый в свежие кленовые листья, что позволило бы ему быстро развести огонь.

Один из самых важных аксессуаров — медный топор с лезвием в форме трапеции. Лезвие, примотано к тисовой ручке при помощи ремешков из коровьей кожи. Такой топор в те времена был чрезвычайно дорогим предметом.

Еще больше интересных и малоизвестных исторических фактов вы найдете на нашем Telegram-канале

От чего умер Эци

За несколько часов до смерти Эци плотно поел пшеницы, мясо оленя и горного козла. Надо сказать, что исследователям потребовалось 18 лет, чтобы произвести анализ содержимого его желудка при помощи компьютерной томографии. Исследование усложнял тот факт, что желудок переместился под ребра, где расположены легкие. К слову, благодаря пище, сохранившейся в желудках других мумий, ученым также удалось выяснить, чем люди питались в древнем Египте.

Разрез между большим и указательным пальцами правой руки говорит о том, что Эци получил ножевое ранение за несколько дней до смерти. Это была активная защитная рана. Вероятно, он пытался схватить лезвие. Эта рана все еще заживала, когда в него попала стрела, которая повредила артерию на задней левой стороне плеча. В результате Эци в течение нескольких минут истек кровью.

Эци был поражен стрелой в плечо, в результате чего умер от кровотечения

У Ледяного Человека также было значительное кровоизлияние в мозг, но эксперты расходятся во мнениях относительно его причины. Возможно, кто-то добил его ударом по голове. Так же есть вероятность, что он упал и ударился головой о камень. Некоторые ученые считают, что нет убедительных доказательств ни для одного из этих сценариев.

Судя по анализу пыльцы и кленовых листьев, которые нес Эци, он умер в начале лета. Одна теория утверждает, что теплые летние ветры высушили его. Также возможно, что ледяной человек сохранился из-за низких температур на высокогорном перевале. Об этом свидетельствует хорошо сохраненный и обезвоженный мозг. Как правило, он превращается в жидкость вместе с другими органами через несколько дней после смерти.

Исследование микрофлоры Эци

Исследование, проведенное учеными из Университета Тренто, показало что у Эци было три из четырех штаммов бактерии Prevotella copri. Это большая редкость, так как обычно у людей может быть только один штамм P. copri, который берет верх над остальными, то есть подавляет другие штаммы.

Тело Энци хранится в специальной холодильной камере, где поддерживается постоянная температура -6 градусов по Цельсию

Еще одно открытие заключается в том, что в кишечнике Этци содержится Helicobacter pylori бактерия, обнаруженная сегодня у половины населения мира, и имеющая серьезные или даже смертельные последствия для здоровья примерно у 10 процентов зараженных людей. Доминирующий штамм H. pylori в Европе сегодня представляет собой гибрид азиатского и африканского штаммов. У Этци обнаружен чисто азиатский штамм, что позволяет предположить, что африканский вид прибыл в Европу после его смерти. Это имеет значение для дебатов о том, является ли H. pylori естественным представителем нашей кишечной флоры или его нужно лечить антибиотиком сразу после обнаружения.

Другое исследование микрофлоры его кишечника выявило патогенный штамм предка Clostridium perfringens, который сегодня является частой причиной пищевых отравлений. Напоследок отмечу, что исследования Этци все еще продолжается. Если появится новая информация, мы обязательно сообщим ней на нашем Яндекс.Дзен-канале.

Великий шёлковый путь

Вели́кий шёлковый путь — караванная дорога, связывавшая Восточную Азию со Средиземноморьем в древности и в Средние века. В первую очередь использовался для вывоза шёлка из Китая, с чем и связано его название. Путь был проложен во II веке до н. э., вёл из Сианя через Ланьчжоу в Дуньхуан, где раздваивался: северная дорога проходила через Турфан, далее пересекала Памир и шла в Фергану и казахские степи, южная — мимо озера Лоб-Нор по южной окраине пустыни Такла-Макан через Яркенд и Памир (в южной части) вела в Бактрию, а оттуда — в Парфию, Индию и на Ближний Восток вплоть до Средиземного моря. Термин введён немецким географом Фердинандом фон Рихтгофеном в 1877 году.

Читайте так же:
Где лучше отдыхать в Италии на море?

Содержание

Зарождение [ править | править код ]

Завоевательные походы Александра Македонского значительно расширили познания Запада и Востока друг о друге, создав предпосылки для установления торговых связей. Китай начал экспортировать шёлк, как только осознал свою потребность сначала в нефрите и жадеите из копей Хотана и Яркенда, а потом в породистых арабских скакунах, которые значительно превосходили по своим качествам низкорослых китайских лошадей.

Старая Северная дорога возникла во времена императора У-ди, который под натиском степного народа хунну направил своего сановника Чжан Цяня на поиски их врагов юэчжей, откочевавших на запад, для установления с ними союзных отношений. Во время путешествия 138—126 годов до н. э. дошедший до Бактрии Чжан Цянь увидел в Ферганской долине поразивших его своей красотой и статью коней. Он доложил императору об отсутствии в других странах шёлкоткацкого ремесла и посоветовал императору вывозить за границу шёлк в обмен на прекрасных коней, а также сладкие плоды, вино, люцерну и др. Шёлк на Западе высоко ценили за его способность противостоять всеобщему бедствию — назойливым насекомым-паразитам. Таким образом, Чжан Цяню удалось установить отношения между Китаем и эллинистическими государствами Азии, а также собрать сведения о Парфии и Индии.

В 121 году до н. э. первый верблюжий караван с шёлком и бронзовыми зеркалами направился к Ферганскому оазису через Турфанскую впадину вдоль Огненных гор и отрогов Тянь-Шаня. В 117 году до н. э. У-ди направил Чжан Цяня с новой миссией, большим посольством, большим количеством денег и шёлка — на этот раз в землю усуней, населявших бассейн реки Или. От усуней послы должны были разъехаться по другим странам, начиная с соседних среднеазиатских (Кангюй, Бактрия, Согдиана).

Торговля по установившемуся маршруту была прервана разорительными восстаниями в той местности в 17—27 годах н. э. (восстание «краснобровых»). После установления мира торговля продолжилась, но уже по новому пути — Южной дороге. Кроме того, часть товаров шла по Индийскому океану (см.: индо-римская торговля). С I века н. э. морской торговый путь между Европой и Китаем, посредниками на котором выступали ханьские данники Цзяочжи и кхмерская держава Фунань, был более-менее стабильным. В подтверждение этого приводят находки древнеримских монет в дельте Меконга (древняя гавань, упомянутая Птолемеем как Каттигара).

«Золотой век» Шёлкового пути [ править | править код ]

За время путешествия с востока на запад шёлк и специи проходили через десятки рук. В связи с этим историки ведут речь о путешествиях именно товаров и технологий, а не людей. Для транспортировки использовались главным образом ишаки и верблюды. Количество верблюдов в караванах, которые бороздили пустыню Такла-Макан, варьировалось от 3 до 300. [1] Благодаря интенсивной торговле в Танской державе сформировалась мода на среднеазиатские наряды и изделия. [1]

В IV—IX веках международную торговую сеть поддерживали согды на востоке и евреи-рахдониты на западе. Согдийский язык служил языком международного общения: например, священные тексты буддизма переводились с санскрита на китайский через согдийское посредство. Некоторый свет на внутреннюю организацию согдийской торговли проливают письма, оставленные одним из купцов в сумке в Дуньхуане (начальная точка пути на запад). [1]

Интенсивность торговых связей снизилась после вытеснения римлян с Ближнего Востока и начала арабских завоеваний [2] . Во время периодически вспыхивавших византийско-иранских войн правители Персии блокировали караванные пути с тем, чтобы нанести максимальный ущерб экономике Византии. Трудности с доставкой товаров возникали и в раннеарабский период, особенно после разгрома китайцев в Таласском сражении, заставившего их покинуть Среднюю Азию.

Дальнейшее развитие [ править | править код ]

В сложный для торговли период VIII—X веков вместо шёлкового стали использоваться речные пути и волоки Восточно-Европейской равнины, основными «операторами» которых выступали хазары и скандинавы-варяги (см. Волжский торговый путь). Наплыв богатств с Востока ускорил расслоение в этих землях и привёл к формированию государственных образований, первоначально состоявших из цепочки торгово-военных факторий вдоль основных торговых путей (Волжская Булгария, Хазарский каганат).

В результате ирано-византийских войн VI—VII вв. по территории Северного Кавказа был проложен один из маршрутов Великого шёлкового пути. Это произошло из-за попытки персов блокировать торговые связи Византии путём обложения греческих купцов высокой пошлиной. В связи с этим караваны из Китая и Средней Азии пошли в обход державы Сасанидов. Они стали огибать Каспийское море не с юга, а с севера — двигаясь через Северный Прикаспий на Северный Кавказ. В связи с этим на Кавказе появились два ответвления Великого шёлкового пути — Мисимианский и Даринский.

После создания в XIII веке Монгольской империи, в пределах которой оказалась почти вся протяжённость Шёлкового пути, возникли предпосылки для оживления сухопутной торговли по древним маршрутам. Такие европейские путешественники, как Марко Поло, Карпини, Рубрук, при содействии монголов беспрепятственно проделывали путь до Восточного Туркестана и обратно. Теми же самыми путями распространялась в XIV веке и «чёрная смерть». Западный участок пути в XIV—XV веках контролировали венецианцы и генуэзцы, которые обзавелись укреплёнными факториями по берегам Чёрного моря.

К XV веку шёлковый путь пришёл в упадок ввиду возобновления военных конфликтов в Средней Азии (вторжение туркменов, завоевания Тамерлана), которые стимулировали развитие морской торговли, [2] приведшее в перспективе к Великим географическим открытиям. О росте интереса китайцев к морской торговле свидетельствовали, в частности, путешествия Чжэн Хэ в Персидский залив и к берегам Африки.

Значение [ править | править код ]

Шёлк был хотя и главным, но далеко не единственным товаром, который перевозился по трансконтинентальному пути. Из Центральной Азии вывозились хуттальские кони, весьма ценимые в Китае, военное снаряжение, золото и серебро, полудрагоценные камни и изделия из стекла, кожа и шерсть, ковры и хлопчатобумажные ткани, экзотические фрукты — арбузы и персики, курдючные овцы и охотничьи собаки, леопарды и львы. Из Китая караваны везли фарфор и металлическую посуду, лакированные изделия и косметику, чай и рис. В дорожных мешках купцов можно было найти слоновые бивни, носорожьи рога, черепаховые панцири, пряности и многое другое. [3]

Великий шёлковый путь сыграл большую роль в развитии экономических и культурных связей народов Передней Азии, Кавказа, Средней Азии и Китая, он, например, служил проводником распространения технологий и инноваций, в том числе в искусстве (танцы, музыка, изобразительное искусство, архитектура), религии (христианство, буддизм, ислам, манихейство), технологии (само производство шёлка, а также пороха, бумаги и т. п.). При этом почти все технологии (за исключением, пожалуй, колесницы в древнейшие времена) распространялись из Китая на запад, а не в противоположном направлении (ср.: четыре великих изобретения). [1]

Планы воссоздания [ править | править код ]

СССР [ править | править код ]

В конце 1930-х — начале 1940-х годов СССР осуществлял масштабную поддержку определённых политических сил Китая в их конфликте с Японией и Великобританией. Для этого была построена автодорога из СССР в Китай длиной около трёх тысяч километров. [4]

Транссиб [ править | править код ]

В 1960-х годах СССР вышел на рынок трансконтинентальных перевозок между Европой и Азией по Транссибирской железнодорожной магистрали. Однако политическая обстановка, проблемы логистики и разной ширины колеи не позволили в полной мере использовать трассу. Свой современный вид и значение коридор начал приобретать в 1990 году, когда была введена в строй первая смычка между Китаем и СССР (ныне Казахстаном). 11 января 2008 года Китай, Монголия, Россия, Белоруссия, Польша и Германия заключили соглашение о проекте оптимизации грузового сообщения Пекин—Гамбург [5] . В 2011 году транзит превысил 15 млн тонн. [6] В 2013 году введена в строй вторая смычка между китайскими железными дорогами и Транссибом. Время транзита из Китая в Германию по этому пути 11..15 дней, что примерно на 20 дней меньше, чем морским путём. [7]

Читайте так же:
Про жилье в Брунее. Где остановиться и что выбрать: хостел, отель или дом на воде?
Транс-Евразийский пояс «Razvitie» [ править | править код ]

В 2014 году в России началось публичное обсуждение новой концепции развития Дальневосточного региона под названием Транс-Евразийский пояс «Razvitie». [8] [9] В рамках этой концепции готовится проект Интегральной Евразийской транспортной системы на основе Транссибирской и Байкало-Амурской железнодорожных магистралей. Строится железнодорожный переход Китай-Монголия-Россия. [10]

Автомобильный маршрут [ править | править код ]

В начале 2016 года в Синьцзян прибыла первая колонна российских грузовиков по механизму упрощенного транзита через Казахстан. Теперь автомобильные транзитные грузы между Россией и Китаем идут без досмотра в Казахстане [11] . Завершается реконструкция автотрассы Китай — Западная Европа через Казахстан, Россию и Белоруссию [12] .

TRACECA [ править | править код ]

Попыткой активизации древнего торгового пути, соединяющего Восток и Запад, является программа международного транспортного коридора Европа — Кавказ — Азия «ТРАСЕКА» (англ.  TRACECA ), который порой называется «новым шёлковым путём» [2] . Сухопутный маршрут должен был проходить южнее Каспийского моря, через пролив Босфор.

Летом 1998 года двенадцать стран Кавказа, Чёрного моря и Средней Азии, при поддержке США, достигли соглашения по созданию железнодорожного, морского, воздушного и автомобильного транспортного коридора из Китая и Монголии в Европу, в обход России [2] ; секретариат программы находится в Баку [2] .

Каспийский паромный путь [ править | править код ]

В 2014 году Азербайджан модернизировал паромную переправу через Каспийское море. [13] Также была закончена модернизация и строительство железнодорожных путей из Азербайджана через Грузию в Турцию. Ведется строительство турецкого участка железной дороги к Босфору [14] . Часть трафика этого маршрута может идти через паромные переправы Чёрного Моря из грузинских портов в порты Румынии (Констанца) и Украины (Одесса). Для поддержки транспорта из этих портов предполагается строительство автотрассы Via Carpatia, разработан проект железнодорожного маршрута VIKING Train. [15] В 2015 году через существующую железнодорожную систему Казахстана и паромный транспорт Чёрного моря был проведен первый состав из Китая в Евросоюз. [14] [16]

«Один пояс и один путь» [ править | править код ]

В рамках китайской стратегической программы «Один пояс и один путь» разрабатывается ряд проектов морских и сухопутных путей между Европой и Китаем под общим названием Новый шёлковый путь. [10] Сухопутные трассы объединены названием «Экономический пояс Шёлкового пути», морские «Морской шёлковый путь XXI века».

В рамках южных сухопутных маршрутов строится железнодорожный маршрут через Пакистан. На северном маршруте строится железнодорожная ветка Китай-Монголия-Россия.

Проект «Морской шёлковый путь XXI века» предоставляет странам АСЕАН и территории Южного Китая доступ к портовым терминалам на территории Китая.

Примечания [ править | править код ]

  1. 1234BBC Radio 4 — In Our Time, The Silk Road
  2. 12345Тадеуш Свентоховский, Brian C. Collins. Historical dictionary of Azerbaijan. — США: Scarecrow Press, 1999. — С. 119—120. — 145 с. — ISBN 0-81-083550-9.
  3. ↑История Великого шёлкового пути  (неопр.)   (недоступная ссылка) . Дата обращения: 6 ноября 2010. Архивировано 1 декабря 2010 года.
  4. ↑Новый Шёлковый путь // «Эксперт» — Казахстан, 4 июня 2007
  5. ↑От Пекина до Гамбурга
  6. ↑新疆霍尔果斯火车站获批成立 年底有望通车 — 火车票网
  7. ↑В 2016 году планируется увеличить объём грузовых перевозок по железнодорожной линии Чжэнчжоу-Гамбург
  8. ↑Интегральная Евразийская транспортная система
  9. ↑«Научно-техническое сотрудничество — база евразийской экономической интеграции»
  10. 12«Пояс и путь» — это китайская инициатива с возможностями для всего мира
  11. ↑В Синьцзян прибыла первая колонна российских грузовиков по механизму упрощенного транзита через Казахстан
  12. ↑До завершения автомагистрали Западная Европа — Западный Китай на территории Казахстана осталось 457 километров
  13. ↑Каспийские паромы
  14. 12На грузинском участке «Баку-Тбилиси-Карс» прошел пробный товарный поезд
  15. ↑Европа строит новую автомагистраль в объезд Украины: чем это грозит экономике
  16. ↑Схема обходных путей из Азии в Европу

Литература [ править | править код ]

  • Мамлева Л. А.Становление Великого шёлкового пути в системе трансцивилизационного взаимодействия народов Евразии // Vita Antiqua. 1999. № 2. С. 53—61.
  • Тавровский Ю. В. Новый Шёлковый путь. Главный проект XXI века. М: ЭКСМО, 2017. 368 с. ISBN 978-5-699-97249-4. Переведена и издана в КНР: 大国之翼:»一带一路»西行漫记。【俄罗斯】尤里•塔夫罗夫斯基著;伊永波译。北京:中共中央党校出版社。2017.
  • Hansen V. The Silk Road: A New History : [ англ. ] . — Oxford University Press, 2012. — 320 p. — ISBN 978-0-19-515931-8.

Ссылки [ править | править код ]

  • Медиафайлы на Викискладе
  • Путеводитель в Викигиде

ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Альпийские встречи

Необходима регистрация

«Пристегните ремни. Идем на посадку…» Я посмотрел вниз: где же самолет сядет? Горы, горы… Оказалось, Швейцария арендует у Франции кусочек равнины для аэродрома.

Через два дня мы ехали по горам. «Посмотрите: любую полоску пейзажа можно помещать в раму и вешать на стену…» Красивы Швейцарские Альпы! Синее небо, а под ним — снежные пики, скалы, зелень лугов, деревушки на склонах, стада коров, немыслимые завитушки дорог, синее блюдечко озера в дымке долины.

Природа Швейцарии, ее пейзажи — главная притягательная сила для приезжающих сюда туристов.

Я был в Швейцарии по делам, но посчастливилось из Женевы съездить и в горы. Мы выбрали цель: посетить перевал, где проходили солдаты Суворова. Холодным ветреным днем стояли мы у знаменитого Чертова моста. И тут встретили человека, рассказ которого стал началом маленькой повести о людской дружбе, рожденной во время войны с фашизмом. Вы прочтете о ней в «Истории Петра и Карла».

Ее величество корова

Все было как на знакомых с детства открытках. Кругом лежали цветные от осенних красок холмы с лесками, лугами, игрушечной красоты домами, сараями, сеновалами, оградами из камней. На плече одного из холмов темнела черточка колокольни, вдали неясно маячили горы. И было все подернуто синевой, пахнувшей деревенским дымом.

Наши зеленые «жигули» скользнули по склону холма, и вот уже другая «открытка», столь же яркая и нарядная, оживленная стадом овец на лужайке и шествием стариков в ярких старинных одеждах и почему- то с ружьями… Оказалось, шли старики со свадьбы, где радость сочетания молодых, по традиции, отмечалась пальбой.

Тут, у холма, мы и услышали звон. Явно колокола… Но негромкие и нестройные. Из-за бугра виднелась верхушка церкви. Можно было подумать, что это по случаю все той же свадьбы — маленький благовест. Совсем нет! По другую сторону взгорка, в лощине рядом с дорогой, паслось небольшое стадо светло-бурых коров. Оно-то и было мелодичным, довольно громким оркестром. У каждой буренки на ошейнике шириной в две ладони висел — не знаешь, как и сказать, — колокольчик. Но можно ли так назвать из меди кованый инструмент едва ль не с ведерко?

Мы, понятное дело, сразу же стали снимать необычный ансамбль. И коровы, как будто понимая, что ими любуются, подтянулись прямо к дороге. Это насторожило хозяина стоявшей у ручья под вязами фермы. Он подъехал к лужку на «пикапе» и, поправляя провода «электрического пастуха», таким способом тактично предупреждал чужаков: имейте в виду — я тут… Убедившись, однако, что коровам ничто не грозит, крестьянин подошел, поздоровался, и мы узнали причину его беспокойства.

Уже несколько лет тут ведется большая война с туристами, для которых нет из Швейцарии лучшего сувенира, чем этот колокол, снятый с коровы.

— Сувенирная индустрия этот спрос, конечно, сразу учла. Колокольчиков в магазинах полно, — сказал крестьянин, — но вы ведь знаете: кошке дорог краденый кусок мяса, а не тот, что ей бросили.

— Но почему они так велики?

— Далеко слышно. В горах за два километра я уже знаю — это мои. Любую корову по колокольчику узнаю. — Наш собеседник поправил ошейник у одной «музыкантши» и, возвращаясь к нам, улыбнулся: — Ну и, возможно, есть тут немного чудачества. Мы, швейцарцы, на корову молиться готовы.

Еще мы узнали: громоздкий звуковой инструмент корове совсем не мешает, считается даже, что способствует аппетиту. Коровы так к нему привыкают, что, если по случаю смерти кого-нибудь в доме колокольчик с коров снимают (таков старинный обычай), они, озадаченные и испуганные, не покинут загона.

Читайте так же:
Новые виды рыб на кухне, приготовление ледяной рыбы и других видов

Небольшое стадо коров в Швейцарии — непременная часть пейзажа. Коровы — главное достояние сельского жителя. В этой горной стране лишь семь процентов земли пригодно для пашни. Сеют пшеницу, кукурузу, выращивают картошку, кормовую свеклу, помидоры, в некоторых местах — виноград. Земли тут небогатые, и с давних времен народ кормится тем, что дает ему животноводство. Культура молочного хозяйства необычно высока, и опыт швейцарцев широко распространен по миру. Название травы — люцерна — это название района в Швейцарии, а известная и у нас порода коров симментальская ведет начало из швейцарской долины Зимменталь.

Сказать, что за коровой в Швейцарии заботливо, по-хозяйски ухаживают, — значит сказать очень мало. Корову тут холят, лелеют. Известно, что молоко у коровы на языке. И крестьянин, имеющий стадо коров голов в двенадцать — пятнадцать, кажется, именно о них думает в первую очередь, а потом уже обо всем остальном в жизни. Рядом с домом — прекрасный загон для коров, просторный сарай, куда сено подается по оцинкованным трубам воздуходувки, тут же хранилище для свеклы, место, где в аккуратную кучу сложен навоз. Рядом с усадьбой — луг. Если через него не сбегает горный ручей, то подведена вода.

Трудно сказать, что на уме у местных коров, но вид у них от постоянной заботы аристократический. Они не сторонятся человека, не боятся автомобилей (автомобильное «стадо» почтенно замрет, когда шоссе переходят коровы), они со спокойным достоинством шествуют по мостам через бетонные магистрали и равнодушно взирают на толпы туристов с фото- и кинокамерами. Посмотришь — не корова, а королева! «Я плачу за все молоком и достойна вашего уважения» — так смогла бы сказать корова, если бы вдруг начала говорить под звуки своего громадного колокольца.

Чаще всего в Швейцарии видишь таких вот светло-бурых коров, пасущихся по холмам. В летние месяцы, когда сходит снег и набухают сочной травой альпийские пастбища, пастухи гонят коров высоко в горы. Для этих пастбищ есть скот особой породы — небольшие, темного цвета, подвижные коровенки. Это настоящие альпинистки, способные проходить там, где не рискуют ступать даже горные пастухи. Нрав у этих коров особый. По мере подъема в горы у них просыпаются инстинкты дикого стада с его иерархией подчиненных и вожака. За право быть вожаком у коров ежегодно при перегоне возникают бои. Коровенки, не претендующие на «корону», спешат удалиться, а те, что способны стать во главе стада, которому предстоит ходить по горным кручам, должны подтвердить в поединках свою силу и сообразительность.

Владельцы коров хорошо знают эти законы горного стада и с пастухами вместе следуют до альпийских лугов. Каждый тешит себя надеждой, что именно его буренка станет вожаком-«королевой». Некоторым после боя приходится спускать своих коровенок с альпийского луга на бойню. Зато тот, на чьем дворе зимовала победительница, целое лето будет ходить в именинниках.

Рассказывают, «королева», как правило, не бывает самой удойной. В сентябре, когда стадо будет спускаться с альпийских лугов в долину, самой удойной корове пастухи украсят рога белой лентой. Приходит черед гордиться ее хозяину. Но он, подмываемый радостью выбежать сразу навстречу любимице, проявит выдержку — корова должна показать, что не забыла дорогу домой и рада встрече с хозяином.

В альпийских лугах маленькие стада крестьянских коров смешивают в одно большое стадо. Молоко от него идет в общий котел сыроварни или на горную маслобойку. Дележ конечных продуктов идет опять же по достоинству коров. Перед подъемом в горы, на общем сходе ветеринар тщательно и придирчиво проверяет родословную и удойность коровы. На рог ей ставят клеймо. И хозяин получит свое в соответствии с тем, как доилась летом корова. Ясное дело, каждый крестьянин постоянно стремится улучшить свое небольшое стадо кормилиц.

Три четверти всего молока в Швейцарии перерабатывают в знаменитый швейцарский сыр. Сейчас повсюду действуют современные сыроварни. Но в альпийских лугах сыр варят так же, как варили его и двести, и четыреста лет назад. Медный котел над костром. Возле него священнодействует опытный сыровар. Второе лицо тут — старший пастух, потом маслодел, помощник пастуха, овечий пастух, мальчик, пасущий телят, — всего человек шесть-семь. Они пасут, доят коров, делают сыр и масло. Сыр большими, как жернова, кругами раньше спускали в долины на особых заплечных лямках или на лошаках. Сейчас спускают по канатным дорогам или даже на вертолетах. Но саму пастушью жизнь на альпийских лугах осовременить трудно. Она осталась суровой, первобытно тяжелой и романтичной.

В процессе восхождения мы побеждаем не горы, а себя. Интервью с известным альпинистом Исрафилом Ашурлы

В процессе восхождения мы побеждаем не горы, а себя. Интервью с известным альпинистом Исрафилом Ашурлы

Исрафил Ашурлы – пожалуй, самый известный азербайджанским альпинист, которого прекрасно можно было охарактеризовать всего одним словом — Первый. Он первый в истории азербайджанского альпинизма человек, удостоившийся титула «Снежный барс». Он первым из азербайджанцев высадился в Антарктиде. И.Ашурлы — первый азербайджанский покоритель высочайшей точки на Земле – Джомолунгмы (Эверест). И это далеко не все подвиги Исрафила Ашурлы.

В интервью Media.Az он рассказал, как начал заниматься альпинизмом, с какими трудностями приходится сталкиваться при восхождении, о байках альпинистов и многом другом.

— Покорять горы было вашей мечтой с детства? Когда вы впервые задумались об альпинизме?

— Я рос обычным ребенком. Мечтал стать космонавтом, летчиком, или как минимум пожарным (смеется). Пару раз летом на даче в Нардаране, гуляя возле маяка, видел людей в касках, лазающих по скалам. Пожалуй, это все воспоминания о лезущих вверх людях.

— В каком возрасте вы отправились покорять первую вершину?

— Мне исполнилось 30 лет, когда я впервые попал в горы. Это были индийские Гималаи. Но это не было полноценным восхождением. В составе туристической группы мы осуществляли поход на перевал Гоча Ла высотой более 5 000 м. Нашей целью было совершить подход под третью по высоте вершину мира — Канченджангу (8 586 м). Мне понравилось ощущение высоты, то, как я себя чувствую в горах. Я уговорил руководителя экспедиции, мастера спорта СССР по альпинизму Руфину Арефьеву взять меня на какое-нибудь восхождение. Она предложила отправиться в Африку на Килиманджаро, я сразу согласился. Высочайшая вершина Африки стала моей первой вершиной.

— Какие чувства вы испытывали в тот момент? Помните, как готовились?

— Готовясь к экспедиции, я поехал получать третий разряд по альпинизму в Фанские горы. Моими инструкторами были Руфина Арефьева и Владимир Шатаев (автор бестселлера всех времен и народов «Категория трудности»). Восхождение же на Кили, как и все путешествие по Танганьике и Занзибару, было умопомрачительным путешествием. Технически маршрут на вершину не таил сложностей, на вершину наша группа взошла засветло и довольно быстро. Помню, что здорово мерз, пока не взошло солнце и думал, как это смешно замерзнуть в Африке. Восход подарил изумительную по красоте картину от вековых снегов Килиманджаро, а вдали бескрайние саванны встречались с небом. Было непередаваемое ощущение эйфории и свободы.

— А что переживали в момент восхождения? Насколько это было страшно? Не возникало желания оставить начатое, больше никогда к этому не возвращаться?

— Горы мне сразу понравились. Я чувствовал тогда и чувствую сейчас определенную зависимость от среды, в которой нахожусь, от эмоций, которые переживаю, от работы, которую приходится совершать, и, конечно же, от людей, которых встречаю в горах. Если говорить о страхе, то он, конечно же, присутствует. И это нормально. Правда, зачастую страх приходит уже после того, как что-то уже совершил. В первые несколько лет, пару-тройку раз проскакивало желание соскочить. Приходили в голову мысли: зачем тащиться (причем за свои же деньги) в такую даль, терпеть тяготы и дискомфорт, когда можно провести время с большим удовольствием и комфортом?

Читайте так же:
Лос Кристианос (Los Cristianos) – уютный курорт острова Тенерифе

— Расскажите, пожалуйста, о своем образовании. Где вы его получали? Имеет ли оно нечто общее с альпинизмом?

— Я окончил АзИНЕФТЕХИМ (ныне Азербайджанский Государственный Университет Нефти и Промышленности — ред). Несмотря на то, что в этом вузе был свой альпинистский клуб, я с ребятами не пересекался. О горах в ту пору еще не помышлял. Правда, в прошлом году завершил обучение в «Центральной школе инструкторов» в Безенги (Россия). Это образование напрямую связано с альпинизмом.

— Как альпинисты тренируют свое мастерство и готовятся к восхождению?

— Уровень амбиций горовосходителя должен соответствовать уровню его мастерства. Категория сложности того или иного маршрута требует знаний, навыков и умения их применять. Существовавшие в Советские времена и ныне разрядные требования и нормативы предусматривают планомерный рост мастерства альпиниста. Сначала вы осуществляете восхождения под руководством инструктора, который вас обучает и старается выработать в вас лидерские качества. Далее, достигнув определенного уровня, вы начинаете совершать самостоятельные восхождения в составе альпинистских групп, продолжаете совершенствоваться и расти. Говоря проще, лучшая тренировка альпиниста — это хождение в горы. В периоды межсезонья, как правило, мы развиваем общую функциональную подготовку

— Вы предпочитаете взбираться в горы в группе или в одиночку?

— Среди альпинистов есть небольшая каста «солистов» — тех, кто совершает сольные, одиночные восхождения. Для прохождения серьезных маршрутов индивидуально требуется очень высокий уровень мастерства. Я люблю ходить в двойке. Так надежнее. Бывают случаи, когда приходится водить новичков и разрядников, а это уже группы от 6 до 10 человек. Правда, есть вершины, которые я хорошо знаю, и на которые часто люблю ходить один.

— Что входит в вашу экипировку?

— Это зависит от времени года, типа рельефа, сложности маршрута, высоты и продолжительности экспедиции. Мои зимние выезды в горы связаны в основном с лазанием по замерзшим водопадам, для чего требуется ледовое снаряжение. В теплое время добавляется снаряжение для прохождения скальных или комбинированных маршрутов. Если ты в Альпах, то тамошние короткие маршруты проходятся в течение светового дня, и ночуешь ты, как правило, в какой-нибудь хижине или в ближайшем городке. Выход же в большие горы сопровождается установкой лагерей и требует наличия бивачного снаряжения, теплой одежды, запасов еды и топлива.

— Сколько времени уходит на покорение гор высотой в несколько тысяч метров?

— Зависит от высоты. Если гора выше 8 000 метров, то экспедиции могут длиться до 40 и более дней. Львиная часть этого времени уходит на акклиматизацию (процесс адаптации к высоте). Экспедиции на 7 000-метровки — до трех недель. Можно и быстрее, но здесь очень многое зависит от индивидуальных особенностей организма и высотного опыта.

— С какими трудностями и опасностями приходится сталкиваться на высоте?

— Если говорить о высотных восхождениях, то альпинист попадает в довольно агрессивную среду. Здесь весь букет: и измененное атмосферное давление, и разреженный воздух. Зачастую заболевания в горах протекают очень быстро и могут привести к летальному исходу. Если восходитель заболел, то надо максимально быстро терять высоту, использовать сильнодействующие препараты. Счет может идти на часы и даже минуты. Очень важна хорошая и качественная акклиматизация.

— Что заставляет вас заниматься альпинизмом, невзирая на риск для жизни?

— Сложно сказать. Это своего рода зависимость, одержимость. Случайно попав в горы, я не ожидал, что они так сильно повлияют на мою последующую жизнь. Уходя в горы за чем-то, что кажется нам важным, испытывая эйфорию и драйв, мы причиняем много волнений и переживаний тем, кто ждет нас дома. Я стараюсь минимизировать риск, насколько это возможно.

— Какими качествами должен обладать человек, чтобы стать альпинистом?

— Просто на этот вопрос не ответишь. Начать ходить в горы, при желании даже выполнить начальные нормативы может любой человек, не имеющий серьезных ограничений по здоровью. Хотя я знаю случаи, когда некоторые альпинисты, имея заболевания, тем не менее, ходили в горы и добивались значительных результатов.

Продолжают заниматься альпинизмом те, кого он по-настоящему зацепил. Помимо хорошей физической и технической подготовки, альпинист должен обладать важнейшими качествами – умением терпеть и преодолевать трудности физического и психологического плана.

— Сколько вершин вы уже покорили?

— За 20 лет занятий я совершил 115 выходов в горы. 98 восхождений прошли успешно. В 17 случаях, по тем или иным причинам, я терпел неудачи.

— Какое из восхождений на вершину вы можете назвать самым опасным и запомнившимся?

— Каждое из восхождений (пусть даже на одну и ту же вершину) — это часть моей жизни, которую я прожил на каждой из гор, силы и энергия, которые я отдал для того, чтобы взойти на вершину. И я помню каждое свое восхождение: от самого первого до совершенного на днях. Самыми знаковыми для себя считаю восхождения на пик Победы (7 439 м) и Канченджангу (8 586 м). Самыми опасными, наверное, были экспедиции на Нанга Парбат в Пакистане и Шишапангму в китайском Тибете.

— Приходилось ли сталкиваться с чем-то необычным в горах?

— Да вроде никаких аномалий, йети, Шангри-Лы, Шамбалы и прочего на своем пути не встречал.

— Среди альпинистов есть свои байки? Может, расскажете о снежном человеке?

— Во времена еще советского альпинизма зародились байки-страшилки про черного альпиниста, которые имеют хождение и поныне в альпинистской среде стран бывшего СССР. Речь идет о погибшем альпинисте, который является восходителям, чтобы предупредить об опасности или поведать тайну своей гибели.

— Какой момент вы можете назвать самым важным для вас, как для альпиниста?

— Наверное, важнейшее – это встречи с людьми, которые так или иначе повлияли на мою судьбу. В отличие от многих моих друзей и знакомых, которые начали заниматься альпинизмом в основном в студенческие годы, я пришел в альпинизм, когда мне исполнилось 30. Но я считаю, что мне невероятно повезло, так как моими первыми наставниками стали такие мастера, как Руфина Арефьева и Владимир Шатаев. Они вдохнули в меня искру, из которой возгорелось настоящее пламя. И речь совсем не о талантах и суперспособностях. Они показали личным примером, как можно быть одержимым горами и открыть им свое сердце.

— Что мотивирует на новые подвиги после того, как была взята высочайшая точка Земли? Не угнетает ли само осознание того, что выше подняться уже невозможно?

— Сразу после восхождения на Эверест было чувство, когда я понял, что цель, которую поставил перед собой несколько лет назад, к которой готовился и которой жил, достигнута. На короткое время создалось ощущение какого-то вакуума или опустошенности. Но потом начали появляться новые цели и новые задачи.

— В художественных произведениях альпинизм, преимущественно, пропитан романтикой. А есть ли место романтике в горах в реальной жизни?

— Я думаю, что, несмотря на возраст, внешнюю суровость, мы все — прожженные романтики, хотя многие этого не показывают. Есть что-то, что манит нас туда, где заснеженные пики подпирают небеса. И этих высот из всех живых существ на Земле может достичь лишь человек. Мы не используем такие слова, как покорить, и побеждаем в процессе восхождения не вершину, а себя. Побеждаем свою неуверенность, сомнения и страхи. Наверное, за каждым из нас, ходящим в горы, прячется мальчишка с его мечтами об удивительных приключениях, открытиях и достижениях ранее неизведанного.

Читайте так же:
Сан Ферран: самый большой замок Испании

Ген путешественника: Почему некоторые люди – прирожденные путешественники

Отдых и туризм

Бывают люди, которые никогда не испытывают стремления собрать свои вещи и уехать куда-нибудь за тридевять земель. Им вполне неплохо сидится в городе, в котором они родились, и сидится на давно продавленном, но уютном диване. Окружающая их привычная обстановка – вот все, что им нужно.

А есть люди совсем другого склада – похожие на нас с вами. Те, кто согласны долго сидеть на одном месте разве что в том случае, если они увлекутся медитацией, те, кто в детстве зачитывался Джеком Лондоном и Майн Ридом, и кто всегда носит с собой загранпаспорт. На всякий случай.

Как бы вы это ни называли – стремлением к странствиям, любовью к путешествиям, или просто пытливостью разума, факт остается фактом: вашу жажду новых впечатлений ничем не утолить – и неважно, сколько вы для этого будете ездить в отпуск или путешествовать.

Для вас в этом мире всегда останется нечто новое и непознанное, что-то совсем непохожее на то, к чему вы привыкли. Вам нравятся экскурсии выходного дня, но вы понимаете, что за один-два дня многого не увидишь. По-настоящему вас привлекают билеты в один конец и путешествия без четкой цели.

Для того, чтобы иметь четкую цель, нужны детальные планы, а вы не из тех людей, кто любит все планировать. Планы и цель наполняют поездку смыслом, а судя по вашему опыту, вам куда лучше и веселее путешествовать без этого самого смысла.

При этом вы были такими, сколько вы себя помните – начиная, наверное, с первых детских поездок. Вы и сейчас регулярно летаете в Диснейленд, чтобы освежить в памяти те воспоминания.

Футболка

Последние исследования показывают, что, возможно, у вас и выбора-то не было. Некоторые ученые считают, что жажда странствий закодирована в нас на генетическом уровне.

Как утверждают психологи и нейробиологи, неутолимую жажду странствий можно отследить до мутировавшего варианта гена DRD4, ответственного за уровень дофамина в мозгу.

Сам ген с научным названием DRD4-7r пресса уже успела окрестить «геном жажды странствий», так как исследования показывают его четкую корреляцию с повышенным уровнем любопытства и непоседливости.

И действительно – те, кому повезло заполучить этот ген в свой генетический код, как правило, могут похвастаться внушительным опытом путешествий.

Этот ген нельзя назвать очень распространенным – его можно найти в генном коде не более 20% человечества. Но его распространенность куда выше именно в тех странах, население которых часто путешествовало в прошлом, и продолжает это делать сейчас.

В своем исследовании от 1999 года Чаншен Чень, приняв за аксиому то, что человечество зародилось в Африке, писал, что «подвид гена DRD4-7r намного чаще встречается в тех современных государствах, предки населения которых мигрировали из того места в Африке, где когда-то, многие тысячелетия назад зародилось человечество, на большие расстояния».

Чен считает, что те цивилизации, которые распространились на территории, максимально удаленные от Африки, теоретической родины всего человечества, с куда большей вероятностью оказываются носителями того самого мутировавшего гена DRD4-7r, который связывают с «любопытством и непоседливостью».

Еще одно научное исследование, проведенное Дэвидом Доббсом для National Geographic, полностью поддержало сделанные Ченом выводы, и даже зашло дальше, связав активность этого гена не просто с любопытством и непоседливостью, а именно со страстью к путешествиям.

Доббс считает, что мутировавшая форма гена DRD4, обозначенная как 7r, способствует «более рисковому поведению в людях. Они становятся куда более склонны к изучению и исследованию – будь то новых мест, идей, блюд, отношений, наркотиков или поз в сексе». Кроме того, он добавляет, что носители этого гена «как правило, приветствуют движения, перемены и приключения».

И, как и Чан, Доббс связывает мутацию гена DRD4-7r с миграцией человечества.

Когда мы сравниваем оседлое население (то есть людей, большую часть своей жизни остающихся в одном и том же регионе) с современным высокомобильным населением – людьми, которые часто переезжают с места на место – последние куда чаще оказываются носителями гена 7r.

Позже Доббс нашел подтверждение своих слов в статистическом исследовании, проведенном почти десять лет спустя. Это исследование в очередной раз подтверждает, что ген 7r в сочетании со вторым генетическим вариантом (2r), «куда чаще, чем это можно было бы объяснить статистической погрешностью, обнаруживается в народах, предки которых, выйдя из Африки, мигрировали на более дальние расстояния».

Однако даже после всего этого есть ученые, сомневающиеся в существовании «гена странствий». Одним из этих ученых является Кеннет Кидд из университета Йеля.

Кидд считает, что влияние этого гена на поведение человека куда более сложно и многогранно, чем считают его более восторженные коллеги. «Гены не работают подобным образом», – считает Кидд. «Вы не можете «повесить» столь сложное явление, как человеческое стремление к путешествиям, на один-единственный ген».

После заявления Кидда Доббс решил проконсультироваться с эволюционным генетиком Джимом Нунаном, чтобы пролить больше света на этот вопрос.

Позже в одной из своих статей Доббс, цитируя Нунана, пишет, что человеческая способность к исследованию окружающего мира основана на функционировании двух систем человеческого тела – опорно-двигательной и центральной нервной.

Нунан говорит о том, что эти системы и их сочетание у разных животных могут быть совершенно различными, что неизбежно оказывает влияние на их предрасположенность к различным моделям поведения.

Что касается людей, то здесь можно выделить несколько отличительных особенностей этих двух систем, отличающих нас от наших общих предков – человекоподобных обезьян. Такие, к примеру, как «ноги и бедра, позволяющие нам ходить на дальние дистанции, проворные пальцы и умный мозг, растущий хоть и медленнее, чем мозг человекоподобных обезьян, но зато до куда большего размера», – пишет Доббс.

Но хотя эти отличия позволяют нам, как отдельному виду, быть более приспособленными к путешествиям на большие расстояния и креативному исследованию окружающего мира, наша генетика практически идентична таковой у обезьян, несмотря на все различия в нашей анатомии.

Доббс отмечает, что все эти различия являются следствием работы обратной связи, обрабатываемой генами, ответственными за эволюционное развитие.

Следуя этой логике, носители гена 7r с большей вероятностью следуют более разнообразному распорядку дня, чем носители не мутировавшего гена DRD4, что, в свою очередь, оказывает влияние на их развитие.

Эти различия также (хотя бы теоретически) могли привести и к слегка отличающемуся, более приспособленному к исследованию окружающего мира строению конечностей и мозга. Не потому ли эти люди испытывают столь необоримую тягу к путешествиям?

И раз уж мы затронули вопрос «гена странствий», нелишним будет упомянуть о статье Гаррета ЛоПорто, опубликованной в Huffington Post.

ЛаПорто считает, что хотя мутировавший ген DRD4-7r пробуждает в нас множество позитивных черт характера, черт, которые мы связываем с великими исследователями и первооткрывателями, он также может заставить нас вести себя, будто только выползший из пещеры неандерталец.

ЛаПорто пишет, что, хотя носители этого гена могут быть «невероятно изобретательными, активными и креативными», и, в целом, стремящимися повидать весь мир, также они могут быть «совершенно не поддающимися контролю».

Так что даже если вы испытываете неодолимое желание бросить работу и уехать на следующие пару лет в Танзанию, остановитесь, остыньте, и убедитесь, что вы трезво оцениваете все последствия вашего решения. Хотя, как я уже говорил, путешествовать без плана всегда веселее.

Новое видео:

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector