Philippines-welcome.ru

Про Филипины
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Рейтинг топ блогов рунета

Рейтинг топ блогов рунета

Yablor.ru — рейтинг блогов рунета, автоматически упорядоченных по количеству посетителей, ссылок и комментариев.

Фототоп — альтернативное представление топа постов, ранжированных по количеству изображений. Видеотоп содержит все видеоролики, найденные в актуальных на данных момент записях блогеров. Топ недели и топ месяца представляют собой рейтинг наиболее популярных постов блогосферы за указанный период.

В разделе рейтинг находится статистика по всем блогерам и сообществам, попадавшим в основной топ. Рейтинг блогеров считается исходя из количества постов, вышедших в топ, времени нахождения поста в топе и занимаемой им позиции.

Реклама

  • Разместить статью
  • Неделя
  • Месяц
  • Рейтинги
  • Архив
  • Фототоп
  • Видеотоп
  • Избранное
  • Войти

Аппиева дорога

топ 100 блоговdedushkin1 — 19.03.2013 Решил я всё-таки подразобрать свои итальянские фотографии. Не прошло и года.
Несколько снимков Аппиевой дороги.

Апиева дорога

На древних камнях следы многочисленных повозок проезжавших здесь на протяжении многих веков.

Аппиева дорога (лат. Via Appia) — самая значимая из античных общественных дорог Рима. Дорога, проложенная в 312 году до н. э. при цензоре Аппии Клавдии Цеке, проходила из Рима в Капую, позднее была проведена до Брундизия. Через неё было налажено сообщение Рима с Грецией, Египтом и Малой Азией.
Вдоль Аппиевой дороги расположено множество памятников: гробницы и виллы республиканского и имперского периода, христианские и иудейские катакомбы, средневековые башни и укрепления, зачастую построенные на руинах римских памятников, ренессансные и барочные постройки (это из Википедии).

Апиева дорога

Руины древнеримской дачи.

Апиева дорога

5.

Мавзолей Цецилии Метеллы. «Ласточкины хвосты» появились в средневековье, когда было снесено конусовидное навершие, а мавзолей прекращён в крепостную башню.

Апиева дорога

6.

Он же.

Апиева дорога

7.

Домики вдоль дороги «отделаны» обломками античных памятников.

Апиева дорога

10.

Часть древних мавзолеев приспособлено под жильё.

Апиева дорога

12.

Пиния.

Апиева дорога

13.

На обратном пути зашли в придорожный ресторанчик. Это местные ресторанно-аппиевские кошки.

Возвращались уже в полной темноте. Идти по Аппиевой дороге в черте города (Рима) крайне неприятно. Тротуаров нет, очень узкая обочина и проносящиеся с рёвом, почти вплотную, грузовики и прочие легковушки. Найти автобусную остановку (а они там редкие) в темноте тоже проблематично. В конце концов повезло. В проезжавшем мимо автобусе ехали две девушки из нашей группы, дождавшиеся его на конечной (там автобусы вечером очень редко ходят, раз в час). Увидели нас, бредущих по обочине, и автобус тут же тормознули с воплем: «Стой! Это наши!». Водитель этот крик души, несмотря на то, что озвучен он был по-русски, понял и встал, как вкопанный.

Апиева дорога

15.

А потом на метро и в гостиницу.

Все дороги ведут в Рим, и вот почему

626

  • Total 59
  • 58
  • 1

Мы все знаем фразу «Все дороги ведут в Рим». Сегодня это общеизвестно и стало означать что-то вроде «есть более чем один способ достичь одной и той же цели». Но все ли дороги когда-либо действительно вели к вечному городу?

Сила дорог в Риме

Была тесная связь между дорогами и имперской властью. В 27 г. до н. э. император Август руководил восстановлением Вия Фламиния, основного маршрута, ведущего на север из Рима на побережье Адриатического моря и порт Римини.

Восстановление дорог Италии было ключевой частью программы реконструкции Августа после того, как гражданские войны разоряли полуостров в течение десятилетий. Арка, установленная на Вия Фламиния, говорит нам, что она и большинство других, часто используемых дорог в Италии, были восстановлены «за свой счет».

Аппиева дорога в риме

Самая значимая из античных общественных дорог Рима — Аппиева дорога.

Дорожное покрытие действительно было дорогостоящим. Оно не было распространено в республике, за исключением участков, расположенных близко к городам. Август и его преемники уделили внимание дорожной сети, поскольку дороги означали торговлю, а торговля означала деньги.

В 20 году до н. э. сенат присвоил Августу особую должность дорожного куратора в Италии, и он воздвиг Миллиарий Ореум, или «золотую веху», в городе Риме. Расположенный у подножия храма Сатурна на Римском форуме, он был покрыт позолоченной бронзой.

Согласно древнему биографу Плутарху, эта веха была тем, где «все дороги, которые пересекают Италию, заканчиваются». Никто не знает, что на нем было написано, но, вероятно, по указанию Августа восстановлены названия основных дорог.

Рим — центр мира

Август стремился укрепить представление о том, что Рим был не только центром Италии, но и всего мира. Как писал поэт Овидий в своей Фасти (стихотворение о римском календаре):

«Существует определенный предел территории других народов, но территория города Рима и мира — это одно и то же».

Правый человек Августа, Агриппа, показал на своем портике в Риме карту мира, в которой содержались списки расстояний и измерений областей, вероятно, составленные по римским дорогам.

дорога в древнем Риме

Строительство дорог в Древнем Риме.

Римская сеть дорог объединила империю. Сенаторы начали устанавливать вехи, перечисляя расстояния в середине третьего века до нашей эры. Но с первого века нашей эры императоры взяли на себя ответственность за всё дорожное строительство, даже если это было сделано их губернаторами.

Более 7000 дорог сохранились до наших дней. В центральной Италии вехи обычно давали расстояния до самого Рима, но на севере и юге другие города служили узлом в их регионах.

Читайте так же:
Отели Бодрума 4 звезды на первой линии, цены

Август также создал cursus publicus, систему гостиниц и промежуточных станций вдоль основных дорог, обеспечивающих жильем и свежими лошадьми людей, занимающихся имперским бизнесом. Эта система была открыта только для тех, кто получил специальное разрешение. Даже высокопоставленным лицам не разрешалось злоупотреблять системой. Императоры расправлялись с теми, кто превышал свои командировочные.

Связь между империей и дорогами означала, что когда Константин основал свой собственный «новый Рим» в Константинополе в четвертом веке нашей эры, он построил арку в ее центре, чтобы служить эквивалентом Золотого Веха.

Многие римские маршруты сохранились, потому что они были скопированы в средневековый период. Это рекордные расстояния между городами и регионами вдоль римской дорожной сети. «Маршрут Антонина», составленный в третьем веке нашей эры, даже содержит полезные ярлыки для путешественников. Эти типы документов были уникально римскими — их греческие предшественники не составляли такие маршруты, предпочитая публиковать письменные отчеты о морских путешествиях.

Римская дорожная сеть вызвала развитие новых географических концепций власти. Это нигде более не распространено, чем на Таблице Пейтингера, средневековом представлении позднеримской карты. Он позиционирует Рим в самом центре известного мира.

Пословица «Все дороги ведут в Рим»

С древности фраза приобрела общеизвестный смысл. Книга притч, составленная французским богословом Аланом де Лиллем в 12 веке, является ранним примером. Де Лилль пишет, что есть много способов достичь Господа для тех, кто искренне желает этого:

«Тысячи дорог ведут людей на протяжении веков в Рим, тех, кто хочет искать Господа всем своим сердцем».

Английский поэт Джеффри Чосер использовал фразу «все дороги ведут в Рим» аналогичным образом в 14-м веке в своем «Трактате об астролябии» (инструмент, используемый для измерения наклонного положения):

«Прямо как разнообразные пути привели разнообразных людей на правильный путь в Рим».

В обоих этих примерах, хотя и используется древняя идея Рима как координационного центра, сам физический город выписан из смысла. Ни де Лилль, ни Чосер на самом деле не говорят о Риме. Современное выражение «есть больше, чем один способ убить кошку» будет работать так же хорошо.

Старая Аппиева дорога (Via Appia Antica). Часть 1. История

Широко известная во всем мире поговорка утверждает , что «все дороги ведут в Рим». И действительно, все дороги в Римской республике строились так, чтобы соединить этот город со всеми, даже самыми отдаленными частями полуострова. Однако, поскольку их строительством занимался именно Рим, переводить оригинальную поговорку – Tutte le strade partono da Roma – следовало бы несколько иначе: «Все дороги отходят от Рима», т.е. начинаются с него. А еще точнее — с Римского Форума, центральной площади Древнего Рима.

аппиева дорога

Аппиева и Траяновы дороги

Одной из самых древних и знаменитых римских дорог является Аппиева дорога (Via Appia, сейчас — Via Appia Antica ) – б русчатый путь длинной в 540 км, в античные времена даже называвшийся «царицей дорог».

Аппиева дорога была проложена сначала от Рима до Капуи, а далее – до Брундизия (совр. Бриндизи), морской порт которого открывал римлянам путь в Грецию, Малую Азию и Египет. В итоге она стала самой значимой в политическом и экономическом плане дорогой, которая когда-либо была построена в Римской империи.

аппий клавдий цек

Аппий Клавдий Цек

В 312 году до н.э. усилиями цензора Аппия Клавдия Цека в военных целях была построена первая часть дороги — отрезок длинной в 195 км, ведущий в Капую (Capua). Ранее здесь был обустроенный тракт, позволявший добраться из Рима в Кальви. Аппий задумал произвести масштабную реконструкцию дороги, на что истратил большую часть казны. Исторические хроники засвидетельствовали, что строителям с целью экономии средств приходилось тщательно планировать прокладку дороги через холмистую местность. Важным было и то, что в ходе строительства дороги Аппий провёл канал через Понтийские болота, который осушил землю и упростил отправление кораблей из Лация в Таррацину.

В 3 веке до н.э. Аппий приобрел статус диктатора. Римский правитель решил укрепить позиции государства в регионе Кампания (Campania). С этой целью Аппиева дорога получила продолжение до Беневентума (Beneventum).

Во 2 веке до н.э. римляне решили пробить кратчайший путь к Балканскому полуострову. Продлив Аппиеву дорогу от Беневентума до Брундизия, Рим получил прямой выход на Эгнатиеву дорогу (Via Egnatia), ведущую в страны Востока. Таким образом, Аппиева дорога стала важнейшей дорогой для торговли товарами и рабами с Востока, укрепив экономическую позицию государства.

Дорога Аппия имеет многослойное покрытие из камня толщиной в 1 м. Верхний слой был составлен из отполированных и настолько тщательно подогнанных друг к другу базальтовых плит, что между ними сотни лет не возникало щелей или выбоин. Эти плиты укладывались на слой гальки и цемента. По легенде, Аппий Клавдий, проверяя качество кладки, пытался вставлять между плитами лезвие кинжала, и если ему это удавалось, участок дороги в этом месте разбирали и начинали мостить заново. В результате дорога получилась очень ровной, что делало ее удобной не только для колесниц, но и для пеших путников. В средней части это практически монолитное полотно делалось слегка приподнятым, благодаря чему вода на нем не задерживалась, сразу стекая к обочинам, и дорога всегда оставалась сухой и чистой.

Читайте так же:
Пура Танах Лот: один из старейших храмов на Бали

строительство дорог в древнем риме

Строительство дороги

Через равные расстояния рядом с дорогой были установлены мильные столбы с указанием пройденного пути, мест для отдыха и другой полезной информации. В окрестностях городов, между которыми была проложена дорога, строились храмы, гостиницы и трактиры. В отдельных своих частях она имела (и имеет) некое подобие тротуара и скамейки для отдыха путников. Ширина дороги составляет чуть больше 4 м, поэтому в прежние времена она позволяла спокойно разъехаться двум колесницам, а сегодня – двум машинам.

Закончив строительство, римляне обозначили конец дороги, установив там 2 величественные колонны из мрамора. Одну из них можно увидеть на том месте и сегодня, она является достопримечательностью Бриндизи (Брундизия). Вторая упала в конце 16 века и позже была отдана в дар городу Лечче, где ее установили в честь избавления от чумы.

Одной из первостепенных причин для начала строительства дороги послужила, как считают историки, насущная военная необходимость – во время ведущейся в тот момент войны римлян с самнитами ею преимущественно пользовались легионеры. Но со временем она приобрела также огромное торговое и культурное значение, которое стала постепенно утрачивать только после распада Римской империи. Значительная часть античных построек и сооружений вдоль нее в последующие столетия была разобрана на части, а в 18 веке параллельно ей проложили новую дорогу.

В 71 году до н.э., вдоль Аппиевой дороги от Капуи до Рима, после подавления восстания Спартака, были распяты более 6000 пленных рабов.

спартак

Дорога, обрамленная зонтичными соснами, пережила сам Рим. Ее значение отмечали византийские императоры, глава остготов Теодорих Великий и все правители Рима вплоть до Средних веков. Затем, «древний путь» остался паломникам, путешествующим по святым местам. Вдоль Аппиевой дороги проходит один из рукавов Катакомб Рима (Catacombe di Roma). Раннехристианские мученики и понтифики нашли упокоение в подземных пещерах у главной дороги. Многочисленные памятники, созданные во времена Римского государства, с течением времени были разрушены. Часть из них послужила источником даровых стройматериалов.

130612-42

В позднем Средневековье Аппиева дорога фактически утратила свои функции и была частично демонтирована, а на большем участке покрыта новым дорожным полотном. В 18-19 веках в окрестностях исторического маршрута производились обширные раскопки. Древние артефакты разошлись по сотням частных коллекций и музеев.

130612-47

Аппиева дорога получила своеобразную разметку в одну римскую милю (1478 м). В качестве вех использовались столбы (colonna miliaria) с памятными табличками в честь императоров, правивших в Риме. Сейчас можно увидеть лишь столб 1-й мили и колонну, символизирующую окончание пути в Бриндизи.

Согласно Закону 12 таблиц, принятому в Риме в 450 году до н.э. в черте столицы запрещалось хоронить умерших. Поэтому вплоть до 2 века до н.э. вдоль брусчатки строились колумбарии (columbarium) богатых семейств, в которых хранились урны с прахом. Впоследствии традиция сжигать покойников трансформировалась в погребальные церемонии. В подземных пещерах из туфа стали появляться целые некрополи. Отдельные гробницы имеют весьма внушительные размеры и замысловатые формы.

Чтобы отличить эту дорогу от одноименной, проложенной в 80-х годах 18 века, к ее названию делают приставку – Старая. Старой Аппиевой дороге есть, что вспомнить: по ней когда-то шагали грозные римские легионы, тянулись торговые караваны, скакали средневековые рыцари, проходили в святые места паломники, вдоль нее выстраивались церкви, вырастали кладбища, воздвигались распятия. Она стала общепризнанной и всемирно известной достопримечательностью Италии, неоднократно воспетой в литературе и запечатленной в произведениях живописи. Во время Олимпийских игр, состоявшихся в Риме в 1960 году, здесь соревновались легкоатлеты-марафонцы.

130612-15

В 1988 году часть территории Рима вместе с Аппиевой дорогой получила статус археологического парка (Parco Regionale Della’Appia Antica). Большая часть древней дороги уже покрыта асфальтом, однако, наиболее крепкие фрагменты дорожного полотна сохранены в первозданном виде. По выходным и праздникам движение по историческому пути запрещено.

130612-08

Via di Porta San Sebastiano

Проще всего добраться до Аппиевой дороги пешком от Колизея (Colosseo). Для этого нужно пойти на юг по Via Celio Vibenna и Via di San Gregorio и свернуть на юго-восток к Piazza di Porta Capena. Затем идти по Viale delle Terme di Caracalla и, придерживаясь юго-восточного направления, продолжить движение по Via di Porta San Sebastiano. Узкая старая улочка постепенно сменяет асфальт на брусчатку. Ворота Святого Себастьяна будут началом Via Appia Antica.

ворота святого себастьяна

Ворота Святого Себастьяна

Аппиева дорога

Аппиева дорога – это самая знаменитая и самая значимая общественная дорога, проложенная в Римской республике. Она тянется от Рима до Капуи, после чего сворачивает к Бриндизи (в прошлом носившем имя Брундизий). Строительство этой дороги проходило с конца четвертого по первую половину второго столетия до начала нашей эры. Благодаря этой дороге Рим был связан с территорией Южной Италии, а порт Брундизий, расположенный на Аппиевой дороге, позволял попасть римлянам в Грецию, Малую Азию и Северную Африку.

Читайте так же:
Покупка шубы в Греции. Где и как купить шубу по низким ценам?

Строительство дороги связывают с именем древнеримского цензора Аппия Клавдия Цека. Дорога, соединявшая Рим и Капую, существовала и до него, но именно Аппий Клавдий Цек приказал вымостить этот путь и максимально «выпрямить» его. Произошло это в триста двенадцатом году до нашей эры. Это событие было описано в трудах древнеримского историка Тита Ливия, как одно из главных событий того времени. По словам Диодора Сицилийского, Аппий Клавдий приказывал не только засыпать на старой дороге впадины и овраги, а даже срывать холмы, чтобы максимально выровнять путь. На это строительство уходила большая часть государственной казны.

Аппиева дорога

Одной из главных причин строительства дороги историки часто называют военную необходимость – в тот период времени римляне воевали с самнитами и подобная магистраль была нужна в первую очередь легионерам. Со временем Аппиева дорога становится также важнейшей торговой артерией.

В третьем столетии до нашей эры дорога соединила Капую и Беневент, а в последующие пятьдесят лет была достроена до Брундизия. Именно в этом городе римляне установили две огромные мраморные колонны, обозначающие конец Аппиевой дороги. Одну из этих колонн можно увидеть и до сих пор – она служит главной достопримечательностью города. Вторая колонна обрушилась в конце шестнадцатого столетия и была подарена в семнадцатом веке городу Лечче, расположенному на юге Апулии. Колонна была установлена жителями этого города в память об окончании страшной эпидемии чумы.

После того, как Аппиева дорога была достроена, вдоль нее стали появляться богатые гробницы. Это связано с тем, что по римским законам того времени хоронить мертвецов на территории города запрещалось, а места около дороги знатные и состоятельные римляне считали для захоронения очень престижными. Именно поэтому вдоль дороги строились мавзолеи, катакомбы, гробницы, колумбарии с урнами и другие погребальные сооружения. Мавзолей Цецилии Метеллы, который был построен в пятидесятом году до нашей эры, принято считать одним из самых значительных погребальных сооружений неподалеку от Рима. В Средневековье его использовали как фортификационное сооружение. Аппиеву дорогу украшал также целый ряд загородных вилл римских аристократов, к примеру, вилла императора Максенция и философа Сенеки.

После того, как в семьдесят первом году до нашей эры было подавлено восстание Спартака, вдоль Аппиевой дороги от Рима до Капуи (именно в этом городе и началось восстание) были распяты шесть тысяч гладиаторов, взятых в плен.

После того, как Западно-Римская империя распалась, дорога постепенно утратила свое былое значение. Многие античные постройки были разобраны на строительный материал в Средние века, а в конце восемнадцатого столетия по приказу Папы Пия параллельно Аппиевой была построена новая дорога.

В наше время участок Аппиевой дороги неподалеку от Рима служит туристической достопримечательностью, а улица итальянской столицы, проходящая поверх знаменитой дороги, названа в честь знаменитого древнеримского цензора.

Аппиева дорога

План
Введение
1 История
1.1 Значение дороги
1.2 Маршрут дороги
1.3 Устройство дороги

2 Памятники вдоль дороги
2.1 Общая характеристика
2.2 Постройки I—VI мили
2.2.1 I миля
2.2.2 II миля
2.2.3 III миля
2.2.4 IV миля
2.2.5 V миля
2.2.6 VI миля

2.3 От VI мили до Бриндизи

3 Современное состояние
3.1 Археологический парк
3.2 Музеи вдоль дороги
3.3 Движение по Аппиевой дороге
3.4 Спортивное значение

4 В культуре
Список литературы

Введение

А́ппиева дорога (лат. Via Appia) — самая значимая из античных общественных дорог Рима. Дорога, проложенная в 312 году до н. э. при цензоре Аппии Клавдии Цеке, проходила из Рима в Капую, позднее была проведена до Брундизия. Через неё было налажено сообщение Рима с Грецией, Египтом и Малой Азией.

Вдоль Аппиевой дороги расположено множество памятников: гробницы и виллы республиканского и имперского периода, христианские и иудейские катакомбы, средневековые башни и укрепления, зачастую построенные на руинах римских памятников, ренессансные и барочные постройки.

1. История

На этот год приходится и знаменитое цензорство Аппия Клавдия и Гая Плавтия, но Аппиеву имени в памяти потомков досталась более счастливая судьба, потому что он проложил дорогу и провел в город воду; совершил он все это один, так как товарищ его, устыдясь беззастенчивой недобросовестности, с какой были составлены сенаторские списки, сложил с себя должность [1] [2] .

Диодор пишет, что Аппий вымостил массивными камнями большую часть (более 1000 стадиев, то есть более половины общей протяженности дороги) названной его именем дороги от Рима до Капуи, расстояние между которыми составляет более 1600 стадиев, при этом растратив на строительство почти всю государственную казну [3] . Диодор указывает на то, что возвышенные места были срыты, овраги и впадины уравнены насыпями [4] .

  • IV век до н. э.: Первый участок дороги в 195 км был построен из Рима до Капуи для военных целей, в помощь римлянам против самнитов. В «De aquaeductibus urbis Romae» («Об акведуках города Рима») римский государственный деятель Секст Юлий Фронтин писал, что после 30 лет войны с самнитами цензор Аппий Клавдий Красс, получивший позднее прозвище Цек (лат. Caecus, «Слепой»), поручил построить дорогу от Капенских ворот до города Капуи [5] . Однако, возможно, дорога существовала и ранее, до Аппия Цека, а заслуга цензора состояла в том, что он дал ей нужное направление и вымостил её [4] [6] .
  • III век до н. э.: Второй небольшой участок был проложен от Капуи до Беневента (лат. Beneventum). Параллельно до Беневента шла Латинская дорога, которая, возможно, была построена ещё до Аппиевой [5] . Рим, таким образом, укрепил свои позиции в Кампании.
  • Вторая половина II века до н. э.: До 122 года до н. э. [5] дорога из Беневента была продолжена через Венузию и Тарент до Брундизия. Тем самым, Аппиева дорога соединила Рим с Эгнатиевой дорогой на Балканском полуострове и стала важнейшей дорогой для торговли товарами и рабами с Востока.
Читайте так же:
В поисках счастья заграницей или как сейчас живется русскому в Германии?

1.1. Значение дороги

Аппиева дорога имела важное военное, культурное и торговое значение. Теодор Моммзен отмечал её значение в качестве военной магистрали [4] . Так, первый участок дороги был спланирован и построен в 312 году до н. э., то есть во время второй самнитской войны 326 по 304 годов до н. э. В войне против Пирра и во время Македонских войн (206—168 до н. э.) Аппиева дорога также служила для поддержки римлян [7] . Особенно важным было то, что в ходе строительства дороги Аппий провёл канал через Понтийские болота, который осушил землю и упростил отправление кораблей из Лация в Таррацину. С античности дорога имела важнейшее значение, связывая Рим с такими богатыми регионами, как Кампания, Апулия и позднее для развития торговли с Востоком.

Уже в древности Аппиева дорога называлась — «царица дорог» (лат. regina viarum): об этом пишет, например, римский поэт Публий Папиний Стаций (лат. Publius Papinius Statius) в произведении «SILVAE» («Леса»), книга II: «Appia longarum teritur regina viarum» [8] .

Вскоре римляне стали строить вдоль дороги монументальные гробницы и великолепные памятники, убранство которых стало делом престижа. Так, уже через 20 лет после открытия движения по Аппиевой дороге представители римского рода Сципионов построили склепы для захоронения членов семьи [9] .

Роль дороги сохранялась также в византийский период, как сообщение Рима с Новым Римом, Константинополем. При императорах Диоклетиане, Максенции, Константине, Валентиниане некоторые участки Аппиевой дороги были восстановлены и обновлены [3] .

Ещё в 536 году византийский историограф Прокопий, восхищённый её структурой и древним возрастом, с восторгом описывал дорогу [3] [11] . Король остготов Теодорих Великий приказал в начале VI века провести ремонтные работы на дороге [3] и затем использовал её для наступления войск на Рим в 536 году.

В Средневековье значение дороги в качестве торгового и транспортного маршрута начало убывать, она использовалась паломниками, путешествующими до катакомб, базилики святого Себастьяна, путешествуя далее до порта Брундизий, чтобы затем отправиться к Святой земле. В катакомбах на Аппиевой дороге были захоронены многие христианские святые и мученики, например, святой Себастьян, папа римский Каллист. Сохранились путеводители (лат. Epitome de locis sanctorum, 638—642 года) для паломников, в которых указан путь к святыням на Аппиевой дороге [12] .

В IX—X веках Ватикану принадлежали крупные земельные угодья вдоль дороги, однако, памятники постепенно приходили в упадок под воздействием погодных условий и рук человека: на дороге происходил сбор строительного материала — каменных блоков, прежде всего травертина — для строительства новых зданий. В XI веке церковь начала передавать владения в руки семей римских баронов и графов [13] . Так, графы Тускуланские превратили гробницу Цецилии Метеллы в часть крепости. В 1300 году Бонифаций VIII Каэтани отдал эту крепость своей семье, представители которой ввели высокие дорожные налоги на товары и путешественников, так что стал использоваться другой маршрут в Рим: через Новую Аппиеву дорогу (итал. Appia Nuova) и ворота Сан-Джованни [14] .

В конце XVI века Григорий XIII приказал положить покрытие на Appia Nuova, тем самым вытеснив старую Аппиеву дорогу, которая стала обычной пригородной дорогой. В конце XVII века Иннокентий XII построил дорогу, соединившую две Аппиевы дороги: Appia Pignatelli. Остальные памятники продолжали подвергаться дальнейшему демонтажу. До конца XVIII века Аппиева дорога оставалась недоступной для проезда. Интерес к раскопкам на дороге пришёл с «модой» охотиться за останками святых и мучеников и поставлять артефакты в музеи и коллекции по всей Европе. На части Аппиевой дороги в XIX веке, когда её расчищали по приказанию папы Пия VI, археологами проводились раскопки.

1.2. Маршрут дороги

Таррацина (88 км.)

Брундизий (540 км.)

Via Appia начиналась у Капенских ворот (лат. Porta Capena) Сервиевой стены, именно с этого места начинался отсчёт мильных камней. После строительства Аврелиановой стены часть Аппиевой дороги оказалась в черте города. Далее дорога проходила до римских ворот святого Себастьяна (лат. Porta San Sebastiano, ранее Porta Appia) Аврелиановой стены, 90 км прямой дороги до Таррацины, огибая с юга гору Альбано, пересекала Понтийские болота. Последние 28 километров шли параллельно дренажным каналам, что позволяло продолжать альтернативный маршрут на лодке, повозке или на лошади [5] .

Читайте так же:
Что делать в Южной Африке: 12 потрясающих мест и вещей, которые стоит попробовать

Маршрут дороги проходил через следующие города: Ариция (лат. Aricia), Аппиев форум (лат. Forum Appii), Таррацина (лат. Tarracina), затем через Фунди (лат. Fundi), Формия (лат. Formiae), Минтурна (лат. Minturnae), Синуэсса (лат. Sinuessa), Казилин (лат. Casilinum, (современная Капуя), (древняя) Капуя (лат. Capua, сегодня Санта Мария Капуа Ветере, итал.  Santa Maria Capua Vetere). Второй участок, проложенный позднее, шёл от Капуи через Беневент (лат. Beneventum), Венузию (лат. Venusia), которая стала римской колонией, с окончательным поражением Тарента (лат. Tarentum), и Тарент, с поражением мессапов, Урия (лат. Uria) и до Брундизия (лат. Brundisium) в Аппулии.

Император Траян приказал проложить более короткую дорогу (Траянова дорога, Via Appia Traiana) от Беневента до Брундизия через Бариум, которая сократила время в пути до 13-14 дней (путешествие по Аппиевой дороге длилось до 15 дней) [15] . Аппиева дорога имела ответвления, соединявшие её с другими большими дорогами, такими, как via Domitiana (пересекались у города Синуэсса, далее шла на юг к Неаполю), via Setina, соединявшая Аппиеву дорогу и город Сетия (лат. Setia); Кампанская дорога из Капуи в Кума (лат. Cumae); via Aquillia, начинавшаяся в Капуе в Салерне (лат. Salernum); via Minucia объединяла Via Valeria и via Aquillia и пересекала Аппиеву дорогу и Латинскую дорогу.

В черте города Рима дорога сегодня называется Старой Аппиевой дорогой (итал. Via Appia Antica), для отличия от Новой Аппиевой дороги (итал. Via Appia Nuova), построенной в 1780-х годах между Римом и озером Альбано, и Виа Аппия Пиньятелли лат. Via Appia Pignatelli, построенной около 1700 года при папе Иннокентии XII для соединения старой и новой Аппиевых дорог.

1.3. Устройство дороги

Затраты на строительство и содержание дорог составляли огромные суммы. Так, надпись на табличке, обнаруженной на Аппиевой дороге, свидетельствует о проведении работ при императоре Адриане: часть затрат оплатил император, другую часть — жители прилегающих селений. По подсчётам учёных, расходы на милю составили в среднем около 109 тысяч сестерциев [5] (для сравнения: хлеб в 75 году до н. э. стоил от двух до трех сестерциев, а в I веке н. э. 600 сестерциев за рабыню считались дешёвой платой) [16] .

Основание дороги было вымощено тёсаными камнями (из серого вулканического базальта — итал. selce, лат. silex), которые укладывали на слой гальки и цемента (см. основную статью Римские дороги). Ширина (до 4 метров) позволяла разъехаться двум конным экипажам, по бокам дороги шли похожие на тротуар возвышения и глубокие канавы для стока дождевой воды.

Однако, в одном из писем брату Цицерон сообщает о том, что во время наводнений дорогу вблизи храма Марса заливало водой, а в другом предупреждает об опасности замерзнуть «в низинах Аппиевой дороги» [4] .

На определённом расстоянии друг от друга находились дорожные станции, служившие местом отдыха для путников. Одну из них — «Три харчевни» (лат. Tres Tabernae), расположенную в 45 километрах от Рима, неоднократно упоминает Цицерон в письмах и в других своих произведениях [4] . Эта же станция, названная в синодальном переводе «Три гостиницы», упоминается в Деяниях святых апостолов (Деян.28:15).

Через каждую римскую милю (1478 метров) стоял мильный столб (лат. colonna miliaria), обозначавший расстояние и с указанием имени правившего на тот момент императора. Столб первой мили Аппиевой дороги сейчас заменён на копию, остальные столбы не сохранились. Каждые 10 миль были оборудованы местами для отдыха. Две мраморные колонны в Брундизии, возведённые во II веке, обозначали окончание дороги. Сейчас в порту города находится лишь одна из них (19 метров в высоту), украшенная изображениями Юпитера, Нептуна, Марса и восьми тритонов, вторая была перенесена в 1666 году в город Лечче и использовалась как чумной столб.

2. Памятники вдоль дороги

2.1. Общая характеристика

Римский закон запрещал захоронения в черте города, поэтому для погребений римляне использовали крупные дороги, ведущие из Рима. Большинство памятников на Аппиевой дороге было возведено во II веке после того, как вместо римской традиции сжигания тел умерших (прежде на Аппиевой дороге появлялись колумбарии с урнами), зажиточные граждане начали хоронить тела в земле [14] . Так, несколько километров Аппиевой дороги использовались для постройки гробниц и памятников (особенно на отрезке Рим — Беневент), что давало возможность жителям Рима показать своё богатство и положение в обществе. Цена на участки земли в начале общественных дорог (лат. viae publicae), соединявшие между собой наиболее крупные города, была высока, некоторые вообще не предназначались для продажи, поэтому чем ближе захоронение находилось к городским воротам, тем более уважаем был хозяин участка [18] . Сенат пытался прекратить излишнее украшение захоронений, однако закон не смог противостоять традициям римлян [18] . К обстановке гробниц относились ниши для урн с прахом (со II века чаще саркофаги [18] ), каменные скамьи и кресла, стены были оштукатурены и расписаны.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector