Наш маленький рай
Наш маленький рай
Землетрясение на тропическом острове сводит вместе Зою и ее бывшего школьного друга, а ныне известного футболиста Митча. Оба согласны провести вместе лишь одну ночь, а после пойти каждый своей дорогой, но судьба преподносит сюрприз…
Кенди Шеперд
Наш маленький рай
Глава 1
Внешностью Зоя Саммерс не вышла. Ей достаточно было взглянуть в зеркало, чтобы убедиться в этом. С самого детства все считали ее невзрачной. Будь она уродливой, это, возможно, даже было бы интересно. Но никто просто не обращал на Зою внимания. И в придачу к присущему только ей сочетанию непокорных черных локонов, угловатого лица и самых обычных карих глаз у нее еще была небольшая горбинка на носу.
После мучительных лет обучения в школе, когда Зоя считалась одной из самых непопулярных девочек в классе, она решила изменить свою внешность. И пусть стать сногсшибательной красавицей все равно не получилось, Зоя приложила все усилия, чтобы найти свой собственный образ. Теперь ее, двадцатисемилетнюю, все считали яркой, стильной и элегантной. О большем она и не мечтала.
И сейчас, проводя отпуск в дорогом отеле на тропическом острове Бали, Зоя ежедневно посещала спа-салон для того, чтобы заботиться о своей внешности.
Дома ей, с головой ушедшей в работу владелице бухгалтерской фирмы, некогда было бегать по салонам красоты. А здесь в программу пребывания гостей отеля входили косметические процедуры для лица, пилинг, эпиляция воском, маникюр и педикюр – что полностью отвечало целям Зои отдохнуть и восстановиться. Причем в Сиднее все это обошлось бы вдвое дороже.
Шел четвертый и заключительный день пребывания в отеле. Зоя лежала лицом вниз на массажном столе, чувствуя, как под умелыми руками массажистки чудесным образом расслабляются напряженные мышцы. Какое наслаждение!
От ароматов сандалового дерева, красного жасмина и лимонного сорго мысли Зои сменили свое направление. Ей больше не хотелось думать о своем бизнесе и важном решении, которое предстояло принять. И даже отошло на второй план беспокойство о том, не объявил ли голодовку ее кот, оставленный на время в гостинице для животных.
Вместо этого Зоя размышляла о том, как после массажа расслабленно поплавает в прохладной бирюзовой воде бассейна, а также о том, что после этого выберет на обед в одном из ресторанов курорта Семиньяк.
Зоя издала вздох глубокого удовлетворения, лежа в расслабленной полудреме.
Когда массажный стол начал вибрировать, первой мыслью было, что это тоже часть процедуры. Но затем задребезжали оконные стекла, пузырьки с маслами и лосьонами начали звякать, подскакивать и, падая, разбиваться о каменный стол. Зоя в тревоге вскочила, поняв, что происходит, еще до того, как массажистка крикнула: «Землетрясение!»
Было очень сложно устоять на ногах, потому что пол закачался, словно палуба корабля в бушующем море. Массажистка кинулась под деревянный стол. Зоя последовала ее примеру.
Она упала на колени, съежилась в комочек, слыша, как от ужаса бешено стучит сердце, и крепко сжала руки массажистки. Казалось, комната вокруг них содрогалась целую вечность, хотя на деле это продолжалось лишь несколько секунд. Затем все ненадолго затихло, еще раз последовали толчки, и наконец земля перестала сотрясаться.
Зоя осторожно выбралась из-под стола, и ее чуть не стошнило от сильного запаха ароматических масел. Массажистка сказала, что в таких случаях нужно идти на временный пункт сбора, и Зоя лишь кивнула, не в силах произнести ни слова.
Ей хотелось как можно скорее выйти под открытое небо, но она была голая, если не считать тонких трусиков. Остальная одежда, как и сандалии, осталась в шкафчике, к которому сейчас было не пробраться. Зоя непослушными, трясущимися пальцами завернулась в белое полотенце, которое прикрывало ее на массажном столе, схватила свою сумочку и, осторожно ступая босыми ногами среди разбитых стеклянных пузырьков, выбралась наружу.
Все еще шатаясь от пережитого шока, Зоя направилась по обсаженной тропическими растениями дорожке к главному корпусу отеля. Следов разрушения вокруг было немного, но страх не отпускал. Однажды внезапная катастрофа уже изменила навсегда жизнь Зои. Кто знает, чего следует ожидать на этот раз?
До сего момента Зоя почти не обращала внимания на других гостей отеля, но теперь она с удивлением разглядывала толпу, собравшуюся во дворе для срочного инструктажа.
Все они были в купальных костюмах или наспех натянутой одежде. Все, как и Зоя, были напуганы – это читалось на их мрачных лицах.
Управляющий отелем взял слово и ободряюще заявил, что подземные толчки были несильными. Электричество отключилось, но скоро запустят аварийные генераторы, и отель будет работать в обычном режиме. Для паники нет никаких оснований.
«А вдруг толчки повторятся? – думала Зоя, которую не смогли успокоить слова управляющего. Ее бешеный пульс не снизился, а ладони по-прежнему были влажными. – Надо выбираться отсюда, пока не случился еще какой-нибудь катаклизм».
Она уже собралась спросить управляющего, открыт ли аэропорт, как вдруг мужчина откуда-то из-за ее спины спросил:
– Поступило ли предупреждение о цунами?
Одного слова «цунами» уже было достаточно, чтобы снова ожили страхи Зои, но ее сердце заколотилось еще быстрее вовсе не из-за этого. Причиной был голос мужчины – низкий, уверенный. Она его сразу узнала.
Но этого не может быть! Здесь, в Семиньяке, полно мужчин, разговаривающих с австралийским акцентом. Этот городок на западном побережье Индонезии – популярное место отдыха австралийцев. Кроме того, последний раз Зоя слышала голос Митча десять лет назад. Она, наверное, ошиблась.
– Предупреждения о цунами не было, – ответил управляющий. – Опасности нет.
– А как насчет повторных толчков? – Мужчина задал вопрос, который у Зои не хватило духу задать самой.
«Как же его голос похож на голос Митча!» – подумала она.
– Не в этом случае – землетрясение было слишком слабым, – успокоил собеседника управляющий.
Зоя решилась кинуть взгляд за плечо на владельца взволновавшего ее голоса и замерла.
Это и в самом деле Митч Бейли. Трудно его не узнать: зеленые глаза, русые волосы. Из одежды на нем только шорты в голубую клетку. Загорелый, спортивный торс обнажен. Кровь отхлынула от лица Зои, а во рту мгновенно пересохло.
Митч так же красив, как и тогда, в семнадцать лет. Нет, даже еще красивее. Точеные черты его лица стали мужественнее, волосы подстрижены гораздо короче, чем раньше. Высокий, широкоплечий, подтянутый, с четко очерченными мускулами. Бывший красавчик школы превратился во всемирно известную звезду футбола. Теперь он регулярно возглавляет в глянцевых журналах списки самых сексуальных людей планеты.
Зоя быстро отвернулась и пригнула голову. Только бы он ее не заметил. Митч был частью прошлого, которое она решила оставить позади. Нельзя, чтобы он сейчас ее увидел.
В голове всплыли воспоминания о том, как они познакомились. Зоя тогда очень горевала по своим родителям, погибшим в автомобильной аварии, в которой тоже получила травмы. А тут еще бабушка, мать отца, перевела девочку прямо посреди учебного года в другую школу, где Зоя никого не знала, да и ее никто, кажется, не желал знать. Она чувствовала себя здесь неудобно и отвратительно.
Когда Зоя впервые увидела Митча Бейли, тот был окружен девчонками, а на руке у него висла его подружка Лара – разумеется, это была красивая блондинка. Зоя решила пройти мимо, глядя в пол, но девчонки о чем-то громко зашушукались, и она, подняв голову, встретилась глазами с Митчем. Тот улыбнулся открытой, дружеской улыбкой короля этой компании. Еще бы! Он ведь был лучшим спортсменом школы, самым популярным из всех парней.
Ему было вовсе не обязательно улыбаться девчонке с такой скучной внешностью зубрилы, как у нее. И эта улыбка растопила холод, сковывавший сердце Зои, пусть даже в ответ девочка смогла лишь вежливо растянуть губы.
Позже она даже подружилась с Митчем. Но в последнюю встречу он так непростительно обидел ее, что Зоя снова, до самого окончания школы, ушла в себя. И теперь у нее не было желания общаться с бывшими соучениками. А меньше всего – с Митчем Бейли.
Зоя напряглась, оглядываясь в поисках путей отступления, чтобы незаметно ускользнуть, но потом поняла, что зря паникует. Ее ведь теперь невозможно узнать. Она больше не похожа на ту унылую семнадцатилетнюю девчонку, которой была десять лет назад.
Ей хотелось спросить менеджера о том, работает ли аэропорт, чтобы улететь завтра утром в Сидней, но Зоя боялась привлечь к себе внимание. Управляющий сказал, что гостям можно вернуться в номера. Значит, нужно поскорее попасть в коттедж.
Пока остальные туристы продолжали засыпать управляющего вопросами, она потихоньку отошла в сторону и направилась к своему номеру.
Текст песни ГРОТ — Обитатели рая
[Куплет 1, ГРОТ]:
Счастье кажется нам гигантским,
Оглушительным и сверкающим, как салют.
Встретиться с ним велики ли шансы?
Вот вырасту, вот перееду, вот накоплю.
Счастье — махина, взобраться попробуй.
Издали видно, но сколько туда грести.
А если всё не так, вдруг оно меньше микроба?
Такое, что можно не заметить и пропустить:
Сбивающие пыль, первые дожди,
Запах молодых почек в смоле.
Утром прилетать, не предупредив,
Дома пару лет никто не болел.
В маленьком жилище большой ремонт —
Сочинять обои вдвоём весь день.
Запросто уметь прочитать письмо,
Пить и не задумываться о воде.
Ночью стоять у окна во весь свой рост,
Просто в своих четырёх иметь окно.
Кем-то поставленный в городе блокпост
Видеть в учебниках только или в кино.
Счастье — птица иного полёта,
На атмосферу выше, за гладью голубой.
Точно так же вздыхает кто-то
Ровно на атмосферу ниже, прямо под тобой.
[Переход]:
Чей мы заняли рай? Кто блуждает под ним?
Звёзды растворятся с утра, оставляя небо пустым.
Нам хотя бы приснись день в небесном саду,
Но глаза, что подняты ввысь, рая никогда не найдут.
Припев:
Чей мы заняли рай? Кто блуждает под ним?
Звёзды тают с утра, оставляя небо пустым.
Нам хотя бы приснись день в небесном саду,
Но взгляды, что задраны ввысь, рая вокруг не найдут.
Чей мы заняли рай? Кто блуждает под ним?
Звёзды тают с утра, оставляя небо пустым.
Нам хотя бы приснись день в небесном саду,
Но взгляды, что задраны ввысь, рая вокруг не найдут.
[Куплет 2, ГРОТ]:
Ночами о моей свободе мечтает сиделец,
О моём здоровье мечтает малой с диагнозом;
О друзьях моих мечтает оставленный всеми,
Чтобы разглядеть свою ступень — я сделал шаг назад.
С рождения слепой мечтает о зрении,
Ниже по лестнице мечтам сбивается счёт.
Источник teksty-pesenok.ru
Вдруг я понял, как я зажирел на своей ступени!
Чаще, чем благодарен — я обижен и возмущён.
Из темноты лица людей заглянут в окно,
Где-то посреди богатств ты раздавлен недовольством —
Каждый из них расписал бы целый блокнот,
О том, как он мечтает жить, если бы тобой стал.
Направляя телескопы за кроны деревьев,
Мы разыскиваем новый дом, а свой презираем.
Снизу в телескопы видят нас и глазам не верят —
От чего ночами плачут те обитатели рая?
[Переход]:
Чей мы заняли рай? Кто блуждает под ним?
Звёзды растворятся с утра, оставляя небо пустым.
Нам хотя бы приснись день в небесном саду,
Но глаза, что подняты ввысь, рая никогда не найдут.
Припев:
Чей мы заняли рай? Кто блуждает под ним?
Звёзды тают с утра, оставляя небо пустым.
Нам хотя бы приснись день в небесном саду,
Но взгляды, что задраны ввысь, рая вокруг не найдут.
Чей мы заняли рай? Кто блуждает под ним?
Звёзды тают с утра, оставляя небо пустым.
Нам хотя бы приснись день в небесном саду,
Но взгляды, что задраны ввысь, рая вокруг не найдут.
ГРОТ — Обитатели рая
Счастье кажется нам гигантским,
Оглушительным и сверкающим, как салют.
Встретиться с ним велики ли шансы?
Вот вырасту, вот перееду, вот накоплю.
Счастье — махина, взобраться попробуй.
Издали видно, но сколько туда грести…
А если всё не так, вдруг оно меньше микроба?
Такое, что можно не заметить и пропустить:
Сбивающие пыль, первые дожди,
Запах молодых почек в смоле.
Утром прилетать, не предупредив,
Дома пару лет никто не болел.
В маленьком жилище большой ремонт —
Сочинять обои вдвоём весь день
Запросто уметь прочитать письмо,
Пить и не задумываться о воде.
Ночью стоять у окна во весь свой рост,
Просто в своих четырёх иметь окно.
Кем-то поставленный в городе блокпост
Видеть в учебниках только или в кино.
Счастье — птица иного полёта,
На атмосферу выше, за гладью голубой.
Точно так же вздыхает кто-то
Ровно на атмосферу ниже, прямо под тобой.
Чей мы заняли рай? Кто блуждает под ним?
Звёзды растворятся с утра, оставляя небо пустым.
Нам хотя бы приснись день в небесном саду,
Но глаза, что подняты ввысь, рая никогда не найдут.
Чей мы заняли рай? Кто блуждает под ним?
Звёзды тают с утра, оставляя небо пустым.
Нам хотя бы приснись день в небесном саду,
Но взгляды, что задраны ввысь, рая вокруг не найдут.
Чей мы заняли рай? Кто блуждает под ним?
Звёзды тают с утра, оставляя небо пустым.
Нам хотя бы приснись день в небесном саду,
Но взгляды, что задраны ввысь, рая вокруг не найдут.
Ночами о моей свободе мечтает сиделец,
О моём здоровье мечтает малой с диагнозом;
О друзьях моих мечтает оставленный всеми,
Чтобы разглядеть свою ступень — я сделал шаг назад.
С рождения слепой мечтает о зрении,
Ниже по лестнице мечтам сбивается счёт.
Вдруг я понял, как я зажирел на своей ступени!
Чаще, чем благодарен — я обижен и возмущён.
Из темноты лица людей заглянут в окно,
Где-то посреди богатств ты раздавлен недовольством —
Каждый из них расписал бы целый блокнот,
О том, как он мечтает жить, если бы тобой стал.
Направляя телескопы за кроны деревьев,
Мы разыскиваем новый дом, а свой презираем.
Снизу в телескопы видят нас и глазам не верят —
От чего ночами плачут те обитатели рая?
Чей мы заняли рай? Кто блуждает под ним?
Звёзды растворятся с утра, оставляя небо пустым.
Нам хотя бы приснись день в небесном саду,
Но глаза, что подняты ввысь, рая никогда не найдут.
Чей мы заняли рай? Кто блуждает под ним?
Звёзды тают с утра, оставляя небо пустым.
Нам хотя бы приснись день в небесном саду,
Но взгляды, что задраны ввысь, рая вокруг не найдут.
Чей мы заняли рай? Кто блуждает под ним?
Звёзды тают с утра, оставляя небо пустым.
Нам хотя бы приснись день в небесном саду,
Но взгляды, что задраны ввысь, рая вокруг не найдут.
Земную жизнь пройдя до половины,
Я очутился в сумрачном лесу,
Утратив правый путь во тьме долины.
Каков он был, о, как произнесу,
Тот дикий лес, дремучий и грозящий,
Чей давний ужас в памяти несу!
Так горек он, что смерть едва ль не слаще.
Но, благо в нем обретши навсегда,
Скажу про все, что видел в этой чаще.
Не помню сам, как я вошел туда,
Настолько сон меня опутал ложью,
Когда я сбился с верного следа.
Но к холмному приблизившись подножью,
Которым замыкался этот дол,
Мне сжавший сердце ужасом и дрожью,
Я увидал, едва глаза возвел,
Что свет планеты, всюду путеводной,
Уже на плечи горные сошел.
Тогда вздохнула более свободной
И долгий страх превозмогла душа,
Измученная ночью безысходной.
И словно тот, кто, тяжело дыша,
На берег выйдя из пучины пенной,
Глядит назад, где волны бьют, страша,
Так и мой дух, бегущий и смятенный,
Вспять обернулся, озирая путь,
Всех уводящий к смерти предреченной.
Когда я телу дал передохнуть,
Я вверх пошел, и мне была опора
В стопе, давившей на земную грудь.
И вот, внизу крутого косогора,
Проворная и вьющаяся рысь,
Вся в ярких пятнах пестрого узора.
Она, кружа, мне преграждала высь,
И я не раз на крутизне опасной
Возвратным следом помышлял спастись.
Был ранний час, и солнце в тверди ясной
Сопровождали те же звезды вновь,
Что в первый раз, когда их сонм прекрасный
Божественная двинула Любовь.
Доверясь часу и поре счастливой,
Уже не так сжималась в сердце кровь
При виде зверя с шерстью прихотливой;
Но, ужасом опять его стесня,
Навстречу вышел лев с подъятой гривой.
Он наступал как будто на меня,
От голода рыча освирепело
И самый воздух страхом цепеня.
И с ним волчица, чье худое тело,
Казалось, все алчбы в себе несет;
Немало душ из-за нее скорбело.
Меня сковал такой тяжелый гнет,
Перед ее стремящим ужас взглядом,
Что я утратил чаянье высот.
И как скупец, копивший клад за кладом,
Когда приблизится пора утрат,
Скорбит и плачет по былым отрадам,
Так был и я смятением объят,
За шагом шаг волчицей неуемной
Туда теснимый, где лучи молчат.
Пока к долине я свергался темной,
Какой-то муж явился предо мной,
От долгого безмолвья словно томный.
Его узрев среди пустыни той:
"Спаси, — воззвал я голосом унылым, —
Будь призрак ты, будь человек живой!"
Он отвечал: "Не человек; я был им;
Я от ломбардцев низвожу мой род,
И Мантуя была их краем милым.
Рожден sub Julio, хоть в поздний год,
Я в Риме жил под Августовой сенью,
Когда еще кумиры чтил народ.
Я был поэт и вверил песнопенью,
Как сын Анхиза отплыл на закат
От гордой Трои, преданной сожженью.
Но что же к муке ты спешишь назад?
Что не восходишь к выси озаренной,
Началу и причине всех отрад?"
"Так ты Вергилий, ты родник бездонный,
Откуда песни миру потекли? —
Ответил я, склоняя лик смущенный. —
О честь и светоч всех певцов земли,
Уважь любовь и труд неутомимый,
Что в свиток твой мне вникнуть помогли!
Божественная комедия
(начало)
Nel mezzo del cammin di nostra vita
mi ritrovai per una selva oscura
ché la diritta via era smarrita.
(Dante Alighieri)
Путь жизненный пройдя до половины,
Опомнился я вдруг в лесу густом,
Уже с прямой в нём сбившийся тропины.
(Павел Катенин)
На полдороге нашей жизни трудной
В неведомый и тёмный лес вступил,
Утратив путь прямой в дремоте чудной.
(Дмитрий Минаев)
В средине нашей жизненной дороги,
Объятый сном, я в тёмный лес вступил,
Путь истинный утратив в час тревоги.
(Дмитрий Минаев)
Земную жизнь пройдя до половины,
Я очутился в сумрачном лесу,
Утратив правый путь во тьме долины.
(Михаил Лозинский)
На полдороге странствий нашей жизни
Я заблудился вдруг в лесу дремучем,
Попытки ж выйти вспять не удались мне.
(Александр Илюшин)
Переступив границу зрелых лет,
Я в тёмный лес забрёл и заблудился.
И понял, что назад дороги нет…
(Дмитрий Минаев)
На полпути земного бытия
Вступил я в лес угрюмый и унылый,
И затерялась в нем тропа моя.
(Николай Голованов)
Песнь III
Lasciate ogni speranza, voi ch’entrate.
(Dante Alighieri)
Оставь надежду всяк, сюда идущий!
(Дмитрий Минаев)
Входящие, оставьте упованья.
(Михаил Лозинский)
Разное
Каждый должен брать на свои плечи труд, соразмерный его силам, так как если тяжесть его окажется случайно чрезмерной, то он может поневоле упасть в грязь.
Нет большей муки, чем воспоминание в несчастье о счастливом времени.
• Корыстолюбие — искусственная нищета.
• Тысячелетие в сравнении с вечностью более короткий период, чем мгновение ока в сравнении с движением самого медленного небесного тела, вращающегося в бесконечном пространстве.
Цитаты о Данте
Слава Данте будет вечной, потому что его никто никогда не читает.
— Вольтер
Жил беспокойный художник
В мире лукавых обличий,
Грешник, развратник, безбожник,
Но он любил Беатриче.
Н.С.Гумилев. Музы, рыдать перестаньте
— Василий Аксёнов, «Новый сладостный стиль»
см. Степан Шевырёв, «Чтение Данта», 1830
Когда я ночью жду ее прихода,
Жизнь, кажется, висит на волоске.
Что почести, что юность, что свобода
Пред милой гостьей с дудочкой в руке.
И вот вошла. Откинув покрывало,
Внимательно взглянула на меня.
Ей говорю: «Ты ль Данту диктовала
Страницы Ада?» Отвечает: «Я».
Il mio bel San Giovanni
Dante
Он и после смерти не вернулся
В старую Флоренцию свою.
Этот, уходя, не оглянулся,
Этому я эту песнь пою.
Факел, ночь, последнее объятье,
За порогом дикий вопль судьбы…
Он из ада ей послал проклятье
И в раю не мог её забыть, —
Но босой, в рубахе покаянной,
Со свечой зажжённой не прошёл
По своей Флоренции желанной,
Вероломной, низкой, долгожданной…
17 августа 1936,
Разлив
Двадцать сонетов к Марии Стюарт
(фрагмент)
3.
Земной свой путь пройдя до середины,
я, заявившись в Люксембургский сад,
смотрю на затвердевшие седины
мыслителей, письменников; и взад-
вперёд гуляют дамы, господины,
жандарм синеет в зелени, усат,
фонтан мурлычит, дети голосят,
и обратиться не к кому с "иди на".
И ты, Мари, не покладая рук,
стоишь в гирлянде каменных подруг —
французских королев во время оно —
безмолвно, с воробьём на голове.
Сад выглядит как помесь Пантеона
со знаменитой "Завтрак на траве".
Красавица, которую я позже
любил сильней, чем Босуэлла — ты,
с тобой имела общие черты
(шепчу автоматически "о, Боже",
их вспоминая) внешние. Мы тоже
счастливой не составили четы.
Она ушла куда-то в макинтоше.
Во избежанье роковой черты,
я пересёк другую — горизонта,
чьё лезвие, Мари, острей ножа.
Над этой вещью голову держа
не кислорода ради, но азота,
бурлящего в раздувшемся зобу,
гортань. того. благодарит судьбу.
NEL MEZZO DEL CAMMIN DI NOSTRA VITA
Памяти Константина Богатырева
Настигнут серединой века, я
небытию учился в этом мире,
смерть-родственница или смерть-семья
вселилась, потеснив меня в квартире.
Я приручал ее до темноты
и умолял не прикасаться, чтобы
в рассветный час мне брезжили черты
прекраснейшего города Европы.
Там истлевал, шурша во мгле, тростник,
и сталь мерцала, заткнута за пояс,
и камень к человеку жил впритык,
и вспыхивал бензин, и мчался поезд.
Я в окруженьи смерти ел и пил,
пытаясь в её замысел проникнуть,
я даже забывал о ней, но сил
у человека нет, чтоб к ней привыкнуть.
И сердце начинало вдруг неметь,
пока с ключом я шел по коридору,
в отечестве, где, между прочим, смерть
бывала и случайной в эту пору.
1976
Перевод Владимира Гандельсмана.
* * *
Nel mezzo del cammin.
В средине земного пути… Данте
* * *
Сначала восторг и отвага,
потом наступает пора,
когда оскорбляет бумагу
постыдная легкость пера.
Доселе покорные руки
гадают: а если и впредь
согласна на малые звуки
тобою отлитая медь?
А память, края образуя,
вдали от друзей и врагов
разводит бездарность с безумьем
на должные десять шагов.
А жребий единственный выпал,
и медный рассыпался звон.
Ты между. Ты медлишь. Но выбор –
безумный – уже предрешен.
И смех умножается на смех,
и высится крик детворы,
и жизнь начинается насмерть
по правилам этой игры.
Nel mezzo del cammin. Слепая пыль на веках.
Полынная земля вздыхает о слепце.
И черные дрозды на вересковых ветках,
И темные шмели в нагорном чабреце.
И там, где две судьбы сомкнулись над тобою,
Где ты покорно жив и просто одинок,
Рассудок натрудив сизифовой любовью,
С ладони на ладонь пересыпай песок.
Но, руки опустив, опять припомнишь имя,
и сердце бьет любовь двенадцать раз подряд.
А если боль твоя встречается с другими,
смущенные друзья за что тебя корят?
А это музыкант – не в званье кифареда,
а в чине мудреца, скитальца, пришлеца.
Затем, что вы родны по сумеркам, по бреду
желанья и стыда, бегущих вдоль лица,
затем, что нынче вам делить одни лохмотья
смирительных одежд, невидимых почти,
затем, что нищий дух, прикинувшийся плотью,
наутро не найдет обратного пути,
затем, что для двоих нет берега у Бога,
затем, что так любить счастливцам не дано,
затем, что, преуспев в искусстве монолога,
чужие голоса он позабыл давно,
затем, в конце концов, что платой за ученье
у сумасшедших дней была твоя душа –
покуда жизнь прошла, и обрели значенье
бумага, свет огня и след карандаша.
Nel mezzo del cammin. Наставшее сегодня
соленые ступни отерло о песок.
непрошеная ночь плела слова, как сводня,
зато в руке у дня стремительный смычок.
Теперь открой глаза. Сейчас родится небо
из облака и тьмы внезапной и навек.
Прохожий человек просил вина и хлеба.
Прохожий человек, прохожий человек..
Труби, победный рог, отраду пораженья,
ведь все, зачем живем, в руке и под рукой.
С ладони на ладонь, как вечное движенье,
свободу и печаль, свободу и покой.
Из книги стихотворений «Край земли» (издательство «Юнимет»,2000).
«…Как Татьяна Калинина вошла в мою жизнь, так я поджидаю ее у входа в ее книгу. Кто знает, поймет – я писать иначе не умею». 19 октября 1999, Белла Ахмадулина.
Татьяна Александровна Калинина (род.15.05.1948) – ленинградская -петербургская поэтесса, переводчик, закончила СПБГУ, работает научным сотрудником Музея- квартиры А.С.Пушкина на Мойке,12,автор двух книг стихотворений, текста популярной песни «Дорога без конца» Сергея Баневича в исполнении Альберта Асадуллина и многих других известных песен.
Как страшное место сибирской ссылки превратилось в рай для туристов
Вы вряд ли уже были в Тобольске. А зря. Теперь с недавним открытием нового современного аэропорта это будет сделать намного проще. Этот ни на что не похожий, уникальный сибирский город стоит на отшибе основных дорог, в окружении глухой безбрежной тайги, нескольких практически безлюдных селений и величественного Иртыша. Удивительно обнаружить в этих краях совершенно сказочный город с ослепительно белым кремлем, по-европейски мощеными улочками, уютными кофейнями и даже неоготическим костелом.
Когда-то он был настоящей столицей Сибири, но потом другие сибирские города перехватили у Тобольска пальму первенства, и на несколько веков он стал печально знаменитым местом ссылки осужденных. Здесь в качестве узников содержались в числе прочих будущий великий русский писатель Федор Достоевский и последний российский император Николай Второй с семьей.
Сегодня 100-тысячный город — динамичный промышленный центр благодаря производству полиэтилена и сжиженных газов, принадлежащему компании Сибур. Этот крупный нефтегазовый холдинг вкладывает значительные средства в развитие городской среды и превращение старого сибирского острога в настоящий туристический центр. Сибур инвестировал и в строительство нового аэропорта Ремезов (назван в честь картографа и составителя атласа Сибири Семена Ремезова, самого известного жителя Тобольска), чтобы сделает город еще доступнее и привлекательнее для туристов.
Древняя столица Сибири
Тобольск появился на карте России во времена освоения Сибири: под предводительством атамана Ермака русские войска в 1582 году заняли столицу Сибирского ханства Кашлык, а в 1587 году в нескольких километрах от нее, на месте слияния рек Иртыш и Тобол основали новый город. Кашлык был полностью разрушен, а Тобольск получил статус города первым в Сибири. С 1708 года был столицей Сибирской губернии, утратив свой статус лишь в конце 19 века, когда областной центр перенесли в Тюмень.
Старые дома на улице в Тобольске.
Столичные чиновники и даже императорский двор покровительствовали Тобольску и активно инвестировали в строительство. Здесь сохранилось большое количество старинных построек, которые сложно найти где-то еще в Сибири: например, католический Храм Пресвятой Троицы 1907 года (основу прихода составляли поляки и литовцы, отправленные сюда за участие в антигосударственных восстаниях 1830 года). Работал он, правда, не очень долго: в советские годы здание занимал кинопрокат. Сегодня здесь проходят службы и органные концерты. Но еще раньше, чем костел, в Тобольске появился каменная соборная мечеть — ее построили в 1890 году в районе, где с самого основания города селились татары из Кашлыка.
Единственный кремль в Сибири
Ослепительный кремль Тобольска.
Главный центр притяжения Тобольска — это белокаменный кремль 17-18 веков, единственный сохранившийся в Сибири. Как и полагается, стоит он на высоком холме и окружен высокими стенами. Кремль неоднократно перестраивался, а нынешний вид приобрел в начале 18 века, когда за дело взялся Ремезов. По его проекту, одобренному в Москве, были построены извилистые стены Кремля, Гостиный двор, Приказная палата.
Строили кремль в это время пленные шведы, находившиеся здесь в ссылке.
Одно из самых старых зданий города — это кафедральный Софийский собор середины 17 века, который очень хорошо сохранил свой исторический облик.
Удивительно, но Ремезов предусмотрел и туристический потенциал города — вы только полюбуйтесь, какие виды на город и Иртыш открываются со смотровой площадки кремля!
Смотровая площадка в Тобольске.
Кстати, русло реки пришлось отвести на 2 км на юг, чтобы вода не размывала холм.
От кремля можно спуститься в город по невероятно длинной деревянной лестнице (ее называются Прямским, или Софийским взвозом), которая соединяет нижнюю и верхнюю часть исторического центра. У местных влюбленных есть такая традиция вдвоем считать эти ступеньки. Если цифры совпадут, значит, пара совместима. Но мы не будем долго томить: здесь 198 ступеней, которые растянулись на 400 метров.
Хостел в тюрьме
Цесаревич Алексей и Николай II пилят дрова, Зима 1917-1918 года, Тобольск.
Знаете, какой у Тобольска сегодня слоган? «В Сибирь по своей воле». Еще не так давно поездка в Тобольск, скорее всего, не сулила бы ничего хорошего: город был известен как место сибирской ссылки. Первым ссыльным, как ни странно, был даже не человек, а колокол из Углича, который оповестил о смерти царевича Дмитрия в 1591 году. В качестве наказания ему вырвали «язык» и сослали на 300 лет в Тобольск. Ну, а затем в этом городе побывал писатель Федор Достоевский (во время пересылки к основному месту каторги в Омске в 1850), философ Николай Чернышевский (в 1864 году он следовал к месту ссылки в Иркутск), а также последний император России Николай II вместе с семьей (в 1917 году по пути в Екатеринбург).
Большая часть ссыльных (за исключением императорской семьи) отбывала наказание в специально построенном для этого в середине 19 века тюремном замке. Заключенным в ту пору обривали головы наполовину, чтобы было легко вычислить в толпе. Да и бежать отсюда было некуда — всюду глухие места.
Коридоры тюремного замка.
В советские годы здесь была тюрьма с особо строгим режимом, причем до сих пор ходят страшные легенды о замурованных подземных пыточных. Закрыли тюрьму только в 1989 году, а сегодня здесь работает музей. Можно самому побродить по старым тюремным коридорам и заглянуть в камеры.
Для любителей максимально погрузиться в историю музей даже проводит квест «Побег из тюремного замка», но если этого недостаточно, то можно там даже остаться на ночь. Посетители хостела «Узник» на территории замка единогласно одобряют удобное расположение и атмосферу, но отмечают, что ночью бывает «жутковато»: «что-то потрескивает, полязгивает, подвывает». Кто знает, может, это просто ветер в старом здании.
Экспозиция в тюремном замке.
Находится этот замок буквально в двух шагах от кремля и составляет с ним весьма гармоничный архитектурный ансамбль.
Колоритная улица с заброшками
Улица Мира в Тобольске.
Возможно, это одна из самых необычных пешеходных улиц в России. Улица Мира с новыми аккуратными тропинками, скамейками и фонарями тянется вдоль полуразрушенных каменных и деревянных домов к самому подножию кремля и Базарной площади с милыми деревянными киосками с едой и сувенирами. А внутри домов уже вовсю хозяйничают выросшие там кусты и деревья, стирая их купеческое прошлое. Некоторые здания все же планируется со временем восстановить.
Музей семьи российского императора Николая II.
Один из сохранившихся домов — это дом купца Куклина, где семья Романовых провела свое последнее Рождество.
Внутри Музея семьи российского императора Николая II.
Около 8 месяцев в этом доме жил Николай II с супругой Александрой Федоровной и детьми после Революции. Там имелось электричество, водопровод, канализация — невероятная роскошь по тем временам. Тем не менее, зимой не хватало дров, чтобы протопить все помещение, у ссыльных не было никаких кулинарных изысков, да и выходить из дома им разрешалось только в церковь под охраной. Последний раз за пределы купеческих стен они выходили на рождественскую службу в Благовещенской церкви, утраченной в середине 20 века. В апреле 1918 года императорская семья была отправлена в Екатеринбург, где окончила свои дни. В доме Куклина сегодня устроен музей, где показаны личные вещи и фото Романовых.
Тобольские калачи
Какой же город без фирменного блюда? Калачи — это старорусский стрит-фуд, как бы мы сейчас сказали, который представляет собой бублик с ручкой. Ее полагалось выбрасывать из соображений гигиены (про человека, который ее съедал, говорили «дошел до ручки»). Во многих городах были свои виды калачей (вы наверняка слышали про коломенские или московские). Но тобольские калачи совсем другие! Во-первых, их пекут из трех видов муки: пшеничной, цельнозерновой и ржаной, а во-вторых, они подаются с начинкой. Это может быть и курица, и утка, и яблоки с орехами.
Как добраться: на самолете из Москвы или Екатеринбурга или на электричке из Тюмени.