Леринское Аббатство
Леринское Аббатство
Цели проекта Узнать о истории Леринского аббатства Узнать как протекала жизнь в монастыре и как складывались его отношения с крестьянами Рассмотреть план монастыря и фото на карте страны Узнать какую роль сыграли монастыри в судьбе государства Сделать вывод о роли монастырей в Средние века
Леринское аббатство – было основано 410-е годы нашей эры Гоноратом Арльским . История Леринского аббатства Уже при его жизни «воздвигается храм церкви Божией , удовлетворяющий нуждам собранной братии ; устаивающие келии , пригодные для проживания монархов . К седьмому веку монастырь стал одним из самых влиятельных в Европе , в нём проживало более 500 монархов. Многие из монархов Леринского аббатства становились Епископами или основывали новые церкви. Лирицкому монастырю принадлежали большие земляные наделы , в том числе рыбацкая деревня Канны . В конце 11 века рядом с монастырём был возведён пятиэтажный форд для защиты острова от нападений с моря.
Гоноратом Арльским Гоноратом Арльским – епископ Арля, почитается в православных и католических церквях . Родился в бельгийской Галлии в семье консула. В 410 году Гонорат поселился в горном массиве Естерель , а затем переправился на один из Л еринских островов , где основал монастырь «Леринское аббатство»
Повседневная жизнь монастырей На протяжении столетий монахи и монахини совершали много хороших дел. Они собирали книги и переписывали их, открывали школы и больницы. Монахи были самыми образованными членами общества, а часто единственными образованными. Средневековые монастыри были также местом раздачи милостыни бедным. Престиж религиозных общин пострадал от антицерковного настроения в конце XVIII века (кульминация борьбы с иезуитами), многие из них были разрушены. Особенно во Франции во время Французской революции (например, Леринское аббатство — одно из самых древних). Монастыри никогда больше не смогли восстановить власть, которой они когда-то обладали. Тем не менее, в XIX веке вернулись религиозные настроения в обществе, и началось возрождение великих христианских памятников средневековья, когда монашество было на своем пике. К концу XX века в большинстве западных стран монахи снова активизировали свою деятельность в образовательной и благотворительной областях, посвятив себя первой цели монашества — созерцанию. Между тем, на Востоке сохранился традиционный монашеский уклад. Монахи в буддийских странах принимают участие в повседневной жизни общества, как это было раньше в Европе, проводят проповеди, преподают свое учение широкой публике, а не держат народ на расстоянии вытянутой руки, поэтому монастыри и по сей день играют важную роль в буддийском обществе. Ярким примером являются популярные монатыри Тибета : Потала , Джоканг , Норбулинка , Сера , Ташилхунпо , Ронгбук .
Как складывались отношения монастырей с крестьянами Отношения были таковы ; Люди в средние века были очень доверчивыми и верили всему что им скажут . Церковь этим пользовалась и трактовала то что прикажет Император . Поскольку император охранял богатства и привилегии церкви , щедро дарили ей земли и ценный вещи . А церковь взамен укрепляла власть . Например : В каком то государстве ужасный король , который не заботится о народе и приказывает казнить всех без разбора , но он опекает церковь и поэтому крестьянам говорят , что не король плохой , а они плохие и их за грехи наказывает Бог .
Местоположение на карте
Вывод о монастырях в среднее века Средневековье представляло собой яркий и насыщенный многообразными событиями период, выдвинувший новые формы экономического, социального и политического развития общества. В эту историческую эпоху, богатую острыми социальными противоречиями и классовыми битвами, человечество значительно продвинулось вперёд в деле развития материальной и духовной культуры по сравнению с предшествующими периодами истории. В средние века на исторической арене появились многие новые народы и начали своё существование многие из государств — Англия, Франция, Германия, Россия, Чехия, Польша, Скандинавские государства, Арабские государства, Япония, государства Индо-Китая (Вьетнам, Камбоджа), Турция и др. Продолжали также развиваться и играть крупную историческую роль сложившиеся в более раннее время государства Китая, Индии, Ирана и Средней Азии. Важнейшую роль в мировой истории на рубеже древности и средневековья играли пять крупных центров древней цивилизации: Ханьская империя в Китае, Кушанское царство в Средней Азии, империя Гуптов в Индии, царство Сасанидов (включавшее Иран, Месопотамию и часть Средней Азии) и Римская империя, охватывавшая страны Западной и Южной Европы, Северной Африки и Передней Азии. Но история человечества в период перехода от древнего мира к средневековью не ограничивалась событиями, происходившими в пределах этих пяти государств. В Закавказье существовало древнее рабовладельческое государство — Армения. Большое рабовладельческое государство — Аксумское царство, включавшее Эфиопию (Абиссинию), часть Нубии и другие области, существовало в это время в Восточной Африке.
Энциклопедия Кольера — клюнийское аббатство
в г. Клюни (департамент Сона и Луара, Франция), было основано герцогом Гильомом Аквитанским в 910 в качестве главной обители реформированного бенедиктинского ордена. На протяжении двух последующих веков оно оставалось одним из важнейших монастырских центров западного христианского мира. Первый настоятель аббатства Бернон умер в 927.
Начиная с эпохи Одона, второго настоятеля, управлявшего аббатством в 927-942, Клюни переживало поразительный расцвет духовной жизни. Другими замечательными аббатами Клюни в первые два с половиной века его истории были святые Майоль, Одилон и Гуго. Они стали инициаторами создания новых монастырей или реформирования в соответствии с идеалами клюнийского движения уже существовавших монастырей; эти монастыри подчинялись Клюнийскому аббатству.
С точки зрения древнего бенедиктинского устава эта система была необычной, однако она оказалась действенным инструментом, позволившим обеспечить порядок и стабильность в церкви в тот бурный для истории государств и папства период. Аббатами часто становились представители знатных семейств, состоявшие в дружеских отношениях с папами, королями и императорами.
Аббатство Клюни достигло вершины своего могущества при шестом настоятеле, Гуго Семурском, который осуществлял верховное руководство широко разветвленной конгрегацией и клюнийским орденом в 1049-1109. В этот период клюнийские монастыри во множестве возникали по всей Франции, а также в Англии, Германии, Италии и Испании.
При св. Петре Досточтимом, аббате Клюни в 1122-1156, аббатство стало вторым по значению после Рима центром христианской культуры. Из стен клюнийских монастырей вышли четыре папы. До учреждения Клюнийского аббатства все бенедиктинские монастыри были независимыми, однако в эпоху Клюни все новые обители подчинялись главному аббатству.
Кроме того, каждый новый монах бенедиктинского ордена был обязан провести несколько лет в самом Клюнийском аббатстве. Однако после 12 в. могущество Клюнийского аббатства пошло на убыль. Большой собор Клюнийского аббатства, заложенный в 1088 и завершенный в 15 в., был разрушен в 1810-1811. Это один из самых больших и самых замечательных соборов романского стиля, он был украшен великолепной резьбой по камню и росписями, украшавшими главный портал и алтарь. Искусства, включая музыку, процветали в Клюни и во всем ордене. Библиотека аббатства, содержавшая множество бесценных сокровищ, была разорена гугенотами в 1562 и революционными толпами в 1790.
Большая часть уцелевших рукописей из этой библиотеки ныне хранится в Национальной библиотеке в Париже. В эпоху последующих монархов Клюни стало одним из главных бенефициев: его настоятелями были и Ришелье (1585-1642), и Мазарини (1602-1661). Предпринималось несколько попыток реформировать клюнийский орден, однако в 1790 он был окончательно упразднен.
ЛИТЕРАТУРА
Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995 Рожков В. Очерки по истории Римско-Католической Церкви. М., 1998 .
Клюни
В сентябре 909 года герцог Аквитании Гильом I Благочестивый основал на базе своей виллы Клюни бенедиктинский монастырь святых Петра и Павла. Первым настоятелем стал аббат Бернон.
Отличительной чертой Клюни было то, что монастырь был изъят из-под власти как светских правителей, так и местного епископа и подчинялся непосредственно папе. Вскоре монастырь, в котором соблюдался строгий бенедиктинский устав, стал во главе небольшой конгрегации из семи монастырей.
Вторым настоятелем монастыря был святой Одон Клюнийский, который стал одним из главных действующих лиц Клюнийской реформы. В 931 году папа Иоанн XI даровал аббату Одону привилегию принимать под свою юрисдикцию монастыри, проводившие у себя Клюнийскую реформу, суть которой заключалась в возрождении строгой духовной и аскетической жизни в период упадка монашества. Данная привилегия способствовала быстрому росту конгрегации с центром в Клюни, несмотря на мощное противодействие французского епископата, не желавшего терять контроль над французскими монастырями. При аббате Одилоне (994—1049) к Клюни относилась уже большая часть французских и бургундских монастырей: за время его аббатства их число выросло от 37 до 65. При настоятелях Гуго Клюнийском (1049—1109) и Петре Достопочтенном (1122—1157) само аббатство достигло расцвета, а конгрегация перешагнула границы современной Франции, клюнийские монастыри появились в Италии, Испании, Англии, Германии и Польше, а общее число их приближалось к 2000.
Монастырь пользовался большим влиянием и авторитетом в обществе; этому способствовало: строгость и послушание во внутренней жизни, благотворительность и гостеприимство вовне. Аббаты Клюни оказывали существенное влияние на религиозную и светскую политику. Из аббатства вышло 12 кардиналов и несколько пап, в том числе папа Григорий VII, инициатор Григорианской реформы, во многом базировавшейся на фундаменте Клюнийской реформы. Из первых девяти настоятелей Клюни пятеро были причислены к лику святых. В Клюни строго следили за дисциплиной, придавали большое значение аскетизму. Особое внимание уделялось благоговейному совершению литургии, длительным молитвам. Поскольку в аббатстве поощрялось молчание, в Клюни выработался особый язык жестов. В XII веке монастырская библиотека насчитывала 570 манускриптов и была одной из самых больших в Европе.
Первый храм аббатства (Клюни I) был построен при аббате Берноне в 927 году. В конце X века при аббатах Майоле и Одилоне церковь была полностью перестроена (Клюни II). Гигантская базилика, известная как Клюни III, была сооружена в 1088—1220 годах и оказала сильное влияние на романский стиль в архитектуре. Длина базилики составляла 187 м, высота — 30 метров, что делало её самой большой церковью Европы вплоть до строительства Собора Святого Петра. Базилика была пятинефной; центральный неф был крупнейшим по высоте (30 м) среди романских храмов, ширина его составляла 15 м. Церковь была украшена пятью башнями — одной на средокрестье, двумя симметрично расположенными на главном фасаде, а также двумя над большим трансептом. При сооружении церковного свода строители применили новаторский приём, получивший впоследствии большое распространение в европейской храмовой архитектуре: своду с целью погашения бокового распора была придана стрельчатая форма [1] .
С XIII века начался постепенный упадок аббатства, вызванный финансовыми проблемами, ослаблением монастырских нравов и возвышением других монашеских орденов, в первую очередь цистерцианцев, другой реформаторской ветви бенедиктинцев, и вновь созданных нищенствующих орденов. В 1516 году король Франции добился права назначать аббатов Клюни, что привело к ещё большему упадку монастыря. В 1562 году Клюни было полностью разграблено гугенотами.
Аббатство Клюни было закрыто после Великой французской революции в 1790 году, тремя годами позже сожжено и разграблено крестьянами. В 1798 году остатки аббатства были проданы и несколько десятилетий использовались как каменоломня. До наших дней сохранилось лишь около 10 % процентов базилики Клюни III, в том числе южная колокольня. Сохранившиеся постройки были реставрированы в XX веке. В настоящее время в зданиях аббатства располагается учебное заведение — клюнийский центр Национальной высшей школы искусств и ремёсел.
Очень древний монастырь Леринское аббатство
На небольшом островке Сен-Оноре (Леринские острова) всего в трех километрах от Канн находится один из древнейших монастырей Франции — Леринское аббатство.
Мифы и факты
Когда-то остров был необитаем, римляне сюда не заходили из-за обилия змей. Примерно в 410 году отшельник Гонорат Арелатский поселился на острове в поисках уединения, но ученики, последовавшие за ним, образовали общину. Так был основан Леринский монастырь. Гонорат составил «Правило четырех отцов», ставшее первым в своем роде монашеским уставом во Франции.
В последующие столетия в этом монастыре обучались многие известные святители, которые впоследствии становились епископами или основывали новые монастыри. К VIII веку Леринское аббатство стало одним из самых влиятельных монастырей Европы, ему принадлежали обширные владения, в том числе и деревня Канны.
Богатый монастырь стал легкой добычей для набегов сарацин. Так, в 732 году, ворвавшиеся сарацины разграбили монастырь и убили почти всех монахов и настоятеля. Один из немногих выживших, монах Элентер, построил новый монастырь на развалинах старого.
В 1047 году Леринские острова захватила Испания и монахов забрали в плен. Вскоре монахов выкупили, а на острове возвели оборонительные крепости с башнями. И хотя в последующие годы монастырь еще не раз подвергался набегам пиратов и испанцев, каждый раз монахи восстанавливали его вновь и, вскоре, Леринское аббатство стало популярным местом паломничества.
Во время Французской революции, остров был объявлен государственной собственностью. Мощи святого Гонората, хранившиеся в монастыре, перенесли в кафедральный собор Грасса, монахов изгнали, а монастырь продали богатой актрисе мадемуазель Саинваль, которая прожила там 20 лет, превращая кельи монахов в гостиный двор.
В 1859 году остров выкупил епископ Фрежюс, чтобы восстановить религиозную общину. И спустя десять лет монастырь отстроили вновь. В настоящее время Леринский монастырь принадлежит цистерцианцам, там проживает 25 монахов, которые, в дополнение к монашеской жизни, занимаются гостиничным бизнесом и виноградарством.
Что посмотреть
На первом этаже зданий находятся общественные помещения, трапезная и мастерские. Второй этаж посвящен молитве. Верхние уровни были зарезервированы для солдат, которые защищали аббатство от вторжений. Но, учитывая его размеры (всего 86 строений), монастырь никогда не был полностью защищен.
По всему острову разбросаны семь часовен. Четыре из них открыты для посетителей. Троицкая часовня (XIX век) расположена на юго-востоке острова – дань испанцам – после вторжения, монахи установили на крыше часовни батарею пушек. Шапель Сен-Совер (XII век) – восьмиугольная часовня на северо-западе острова. Шапель Сен-Капре – построена на месте, где Гонорат Арелатский жил отшельником, находится к западу от острова. Шапель Сен-Пьер — часовня Святого Петра на юге, недалеко от монастыря, в окружении средневековых могил.
Для посещения также доступны монастырский храм, клуатр и музей средневековых манускриптов. В монастыре сохранились элементы сооружений римского периода, крепость и башни XI-XV веков. Леринское аббатство объявлено национальным памятником Франции.
Бенедиктинский орден в средневековой Европе
Бенедиктинский орден — это старейший из католических монашеских орденов, основанный в 530 году святым Бенедиктом Нурсийским в Монте-Кассино и Субиако.
Термин «бенедиктинцы» иногда употребляется в отношении других монашеских орденов, использующих «Устав святого Бенедикта» (например, цистерцианцы или камальдул), что не является корректным.
Реформа Бенедикта Нурсийского
Бенедикт Нурсийский в 530 году создал в Италии монастырь Монтекассино. Монастырский устав, который имел много схожих черт с уставами Пахомия и Василия, точно устанавливал внутреннее устройство монастырского общежития. Общину возглавлял пожизненно избираемый аббат. Помощниками он избирал себе приора (заместителя), эконома и деканов (начальники десяти монахов). Монахе спали в дормиторие (общая спальня) и молились в рефектории (общей столовой). Остающееся время было посвящено работе. Послушник прежде принятия в число монахов проходил новициат (годовое испытание). В 585 году Монтекассино был опустошен лангобардами что привело к отъезду монахов в Рим.
История
После смерти святого Бенедикта в 547 году основанный им монастырь Монтекассино просуществовал лишь недолгое время и был разрушен во время набега лангобардов в 580-е годы (позже был восстановлен). При поддержке Римского Папы Григория I Великого монахи разошлись по европейским странам, распространяя устав и идеи святого Бенедикта. В скором времени бенедиктинские монастыри появились в Франкском королевстве, Англии, других странах Центральной и Западной Европы, а в XI веке и в Восточной Европе. Среди великих бенедиктинцев периода выделяются святой Августин Кентерберийский, святой Виллиброрд, святой Адальберт Пражский и многие другие. В VIII веке Бенедикт Аньянский устроил в монастыре в Аньяне монашескую жизнь на строжайших началах бенедиктинского устава.
Падение нравственности среди духовенства и монашества, вмешательство в церковную жизнь светских властей привело к Клюнийской реформе монашеской жизни (по названию аббатства Клюни). В это же время, X—XI веках от бенедиктинцев отделились ордена цистерцианцев и камальдулов.
Готовые работы на аналогичную тему
С XIII века возникают новые, быстро развивающиеся ордены францисканцев и доминиканцев, изменяется структура всего европейского общества, что предопределяет упадок ордена бенедиктинцев. Этот упадок ещё более усилился в ходе Реформации и секуляризации XVIII века.
Возрождение ордена началось в XIX веке и затем продолжилось в XX. Импульсом к развитию ордена в Новое время была деятельность монахов в области изучения средневековой литературы, живописи и музыки, а также миссионерской деятельности в Азии и Африке.
В 1893 году римский папа Лев XIII объединил бенедиктинские монастыри и конгрегации в Бенедиктинскую конфедерацию. При резиденции главы Бенедиктинской конфедерации в монастыре Сант-Ансельмо-аль-Авентино, расположенном в Риме, работают теологические университет и колледж бенедиктинского ордена.
Клюнийская реформа
Распространение христианской веры Ансгаром в Скандинавии в IX веке являлось для своей эпохи единичным фактом, когда среди набегов норманнов, сарацин и венгров разрушались монастыри, а монахи покидали свои обители, а в спасшихся монастырях уставы и постановления находились в пренебрежении (женатые, занятые охотой аббаты распоряжались и мужскими, и женскими монастырями, или подчиняли их себе, несмотря на постановления Латеранского собора), руководили церковью «обмирщенные» епископы.
Во главе преобразовательного движения встало Клюнийское аббатство. Его аббат, Бернон, разработал новый устав, воспроизводивший бенедиктинский, но с более строгими указаниями относительно отдельных частностей (пост, молчание) и с особой заботой о благолепии и торжественности богослужения. Римский папа Иоанн XI в 931 году позволил аббату Одону принимать другие монастыри под свою власть, что дало начало явлению конгрегации. Глава конгрегации подчинялся непосредственно римскому папе.
Конгрегация — это союз монастырей, следующих одному уставу.
В XI-XII веках почти все монастыри Франции находились под наблюдением Клюнийского аббатства, кроме того и в Италии, Англии, Испании и Палестине были монастыри, подчинённые клюнийской обители. По образцу клюнийской конгрегации вскоре стали возникать и другие — в Германии, Италии, Испании. Из клюнийской среды вышла и еще одна грандиозная реформа – белого духовенства, связанная с именем Гильдебранда (папы Григория VII). Реформа, стремясь очистить и возвысить церковь, признала обязательным для всей церкви идеал, к которому ранее стремилось лишь монашество. В результате более чем когда-либо монашество должно было принимать участие в решении задачи церкви «победить мир».
Культура и общество
Вклад бенедиктинцев в цивилизацию и культуру западноевропейского общества огромен. В раннее Средневековье бенедиктинские монастыри являлись основными очагами культуры. Из монастырских школ вышли почти все выдающиеся учёные эпохи: Беда Достопочтенный, Алкуин и другие. В библиотеках при аббатствах велись хроники, сохранялись и переписывались старинные рукописи, шло обучение людей. При монастырях проходили ярмарки, которые оживляли торговлю; создавались больницы. Принимая путешественников, монастыри выполняли роль гостиниц. Многие монахи-бенедектинцы, такие как Петр Дамиан и Ансельм Кентерберийский были видными богословами и философами.
Бенедиктинские монастыри оказали влияние на архитектуру, первые образцы романского стиля появились именно в аббатстве Клюни.
Велики заслуги бенедектинского ордена по отношению к музыке, её теории и истории. Начиная с Григория Великого почти все значимые деятели, о которых упоминается в истории музыки, были бенедиктинцами, а монахи монастыря Святого Галла Ноткер Туотило и Заика были крупнейшими композиторами и поэтами Европы эпохи Карла Великого.
Вклад монахов-бенедиктинцев в исследования средневековых текстов и живописи в Новое время также велик.