Philippines-welcome.ru

Про Филипины
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Его длина составляет 193,3 км: история Суэцкого канала и странной «пробки»

Его длина составляет 193,3 км: история Суэцкого канала и странной «пробки»

Не каждый день Суэцкий канал попадает в заголовки газет. Однако в данный момент речь идет о пробке, которая возникла впервые за 150-летнюю историю существования этого водного пути.

Возможно, не все знают, насколько важным стратегическим объектом является Суэцкий канал. Он дает возможность всего за 14 часов попадать из Индийского океана в Средиземное море, не огибая при этом Африку. Раньше этот путь имел протяженность более 8 тыс. км. Суда редко отправлялись в такой путь. Обычно они разгружали товар на берегу Индийского океана и отплывали обратно. Груз перевозили по суше через пустыню на берег Средиземного моря. Там его загружали на другой корабль и доставляли заказчику. Сейчас все проходит в десятки раз быстрее. Канал функционировал четко и без происшествий более 150 лет. Однако в марте этого года случилось непредвиденное.

Что произошло

Огромный контейнеровоз под названием Ever Given застрял в Суэцком канале. Судно длиной почти 400 метров развернулось и стало перпендикулярно направлению движения в канале из-за сильного ветра и бури.

Японский владелец корабля недавно извинился и сказал, что исправить ситуацию оказалось чрезвычайно сложно. Многотонный корабль уперся носом и кормой в противоположные берега канала, закрыв путь всем судам. Семь буксиров и большое количество людей работали над освобождением судна. Происшествие случилось ночью 24 марта. Только 29 марта судно удалось развернуть. За эти дни собралось более 150 судов, ожидающих своей очереди, чтобы воспользоваться каналом.

Суэцкий канал

Это искусственный водный путь в Египте, который соединяет Средиземное море с Красным морем. Это важный маршрут из Европы в Индийский океан. Он простирается от северной конечной остановки Порт-Саид до южной конечной остановки Порт-Тевфик в городе Суэц. Его длина составляет 193,3 км, включая северный и южный подъездные каналы.

Строительство канала, начатое в 1859 году, длилось 10 лет. Официально он был открыт в ноябре 1869 года. Идея создания канала, соединяющего Красное море и Средиземное море, возникла в Древнем Египте около 40 веков назад. Считается, что фараоны вырыли первый в истории искусственный канал с целью активизировать мировую торговлю. На протяжении всей истории в Египте строились и перестраивались различные каналы. Остатки некоторых можно увидеть и сегодня.

Канал является одним из самых загруженных грузовых водных путей в мире.

Судоходство на канале

Согласно оценкам мировых аналитиков, 12 % мировой торговли проходит через канал, поскольку он обеспечивает кратчайшее морское сообщение между Азией и Европой. Канал является более прямым маршрутом и сокращает время в пути от Аравийского моря до Европы на 8-10 дней. Альтернативный маршрут вокруг мыса Доброй Надежды на южной оконечности Африки может занять на две недели больше.

Согласно данным SCA, в 2020 году каналом воспользовались почти 19000 судов. Каждый день по каналу проходит около 50 судов.

Ширина канала по водному зеркалу составляет 350 метров, а по дну она не превышает 60 метров, но в некоторых местах доходит всего до 45 метров. Глубина канала около 20 метров. Шлюзов на нем нет, так как оба моря находятся примерно в одной плоскости.

В 2015 году был торжественно открыт второй Суэцкий канал, идущий параллельно первому. Он построен, чтобы обеспечить двустороннее движение. Однако длина второго канала не превышает 78 метров.

История закрытие канала

В прошлом канал закрывался пять раз. В основном конфликты возникали между контролирующими канал странами, ведь он приносит баснословные доходы. Наиболее значимое закрытие было в 1967 году, когда Египет закрыл его в начале Шестидневной войны между арабскими странами и Израилем. Канал оставался закрытым ровно восемь лет и вновь открылся в июне 1975 года.

Блокировка канала кораблем Ever Given повлияла на тарифы на доставку и вызвала перебои в поставках розничных товаров. Однако сейчас трафик постепенно восстанавливается.

Как СССР подарил Египту Суэцкий канал

26 июля 1956 г. Египет национализировал Суэцкий канал. Доходы от канала должен получать народ Египта, заявил президент страны Гамаль Абдель Насер, чем нанес огромный ущерб финансовым интересам Франции и Британии, которые до этого владели каналом.

При этом Египет заявил о выплате компенсации держателям акций Суэцкого канала и обязался уважать свободу судоходства по каналу.

Как СССР подарил Египту Суэцкий канал

Но Запад такое положение дел не устроило. К тому же стремление Египта к свободе могло оказаться заразительным для всех колониальных арабских стран и стран Ближнего Востока. Сидеть сложа руки не в привычках Британии и Франции.

Кто такой «народ Египта»?

Неграмотные феллахи? Английская администрация не считала их за людей. Кто такой Насер? По выражению тогдашнего премьер-министра Британии Энтони Идена, Насер — «новый Гитлер».

Читайте так же:
Погода в Салоу по дням и месяцам

А с Гитлером надо бороться. Поэтому Англия предложила нанести удар по Египту и свергнуть Насера. Франция согласилась и 1 сентября 1956 г. предложила Израилю также участвовать в агрессии.

Окончательное решение о совместном нападении на Египет приняли 24 октября 1956 г. во французском Севре, где представители Англии, Франции и Израиля подписали секретный протокол о военной операции «Мушкетер». Тройственная агрессия началась 29 октября с вторжения армии Израиля на Синайский полуостров.

СССР не мог остаться в стороне

Агрессия стала вызовом всему миру. Многие арабские, африканские и азиатские страны с надеждой смотрели на СССР в поисках защиты от такого же возможного нападения Франции, Англии или США. СССР был великой державой, способной обуздать и наказать агрессоров. Да, были люди в наше время…

И эти люди начали действовать. 30 октября 1956 г. СССР призвал Совет Безопасности (СБ) ООН принять меры по пресечению агрессии Израиля против Египта и немедленному выводу израильских войск с египетской территории. СССР и США проголосовали в СБ за прекращение огня, но Англия и Франция заблокировали это предложение. 31 октября Англия и Франция начали военные действия против Египта.

5 ноября 1956 г. СССР направил телеграмму председателю СБ, в которой потребовал срочного созыва совета для обсуждения вопроса о невыполнении Британией, Францией и Израилем решения Чрезвычайной специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН и о немедленных мерах по прекращению агрессии против Египта.

В этой же телеграмме содержался проект резолюции, который в категорической форме предлагал правительствам Британии, Франции и Израиля «немедленно, но не позднее 12 часов с момента принятия настоящего решения, прекратить все военные действия против Египта и в трехдневный срок вывести вторгшиеся на территорию Египта войска».

СССР указывал, что если это требование не будет выполнено, то все члены ООН, и прежде всего СССР и США, окажут Египту военную помощь.

Советское правительство при этом подчеркивало, что оно «готово внести свой вклад в дело обуздания агрессоров, защиты жертв агрессии, в дело восстановления мира путем посылки в Египет необходимых для этой цели военно-воздушных и военно-морских сил».

Как СССР подарил Египту Суэцкий канал

Тогда же, 5 ноября 1956 г., СССР обратился с посланием к президенту США, в котором предлагал совместно, с санкции ООН, использовать вооруженные силы обоих государств и объединить усилия СССР и США для прекращения агрессии против Египта. Однако предложение СССР не встретило поддержки в Вашингтоне.

СССР также направил послания Британии, Франции и Израилю, в которых заявил «о решимости применением силы сокрушить агрессоров и восстановить мир на Востоке».

В каждом послании содержались серьезные предупреждения. Британия получила первую четко выраженную угрозу применения ракетного оружия: «Советское правительство считает необходимым обратить Ваше внимание на то, что развязанная Англией и Францией агрессивная война против Египетского государства… чревата последствиями для всего мира…

В каком положении оказалась бы сама Англия, если бы на нее напали более сильные государства, располагающие всеми видами истребительного оружия?

А ведь такие страны могли бы и не посылать к берегам Англии военно-морские и военно-воздушные флоты, а использовать другие средства, например ракетную технику…

Мы полны решимости применением силы сокрушить агрессоров и восстановить мир на Востоке. Мы надеемся, что в этот критический момент Вы проявите должное благоразумие и сделаете из этого соответствующие выводы».

Послание Израилю

В послании Израилю говорилось: «Выполняя чужую волю, действуя по указаниям извне, правительство Израиля преступно и безответственно играет судьбой мира, судьбой своего народа. Оно сеет такую ненависть к государству Израиль среди народов Востока, которое не может не сказаться на будущем Израиля и которое поставит под вопрос само существование Израиля как государства».

«Ярким выражением горячих симпатий советских людей к египетскому народу, борющемуся за свою национальную независимость и свободу, являются многочисленные заявления советских граждан, в среде которых имеется большое количество находящихся в запасе летчиков, танкистов, артиллеристов — участников Великой Отечественной войны с просьбой разрешить им направиться в Египет в качестве добровольцев, чтобы вместе с египетским народом изгнать агрессоров с египетской земли», — отмечал в то время ТАСС.

Послов Англии, Франции и Израиля вызвали в МИД СССР среди ночи с 5 на 6 ноября. При вручении писем послу Британии устно намекнули, что пять ядерных ракет, достаточных для уничтожения его страны как субъекта мировой политики, уже стоят на старте и заправлены.

Французскому послу заявили, что для уничтожения Франции достаточно примерно семи или девяти ракет и эти ракеты готовы к запуску. Иностранные дипломаты тут же бросились отправлять срочные шифровки своим правительствам.

Уже 6 ноября 1956 г. премьер-министр Англии направил послание председателю Совета министров СССР, в котором сообщил, что правительство Англии дало распоряжение своим вооруженным силам в Египте прекратить огонь в полночь с 6 на 7 ноября.

Читайте так же:
Интересные факты о Тоскане: 10 удивительных вещей, которых вы не знали

В тот же день глава правительства Франции направил послание председателю Совета министров СССР о том, что Франция согласна на окончательное прекращение огня в Египте.

8 ноября последовало подобное послание премьер-министра Израиля председателю Совета министров СССР, в котором сообщалось о прекращении израильскими войсками огня в Египте.

Ответ СССР

СССР с посланиями ознакомился и добавил несколько деталей к своим предыдущим заявлениям:

«В руководящих кругах СССР заявили, что если Англия, Франция и Израиль, вопреки решениям ООН, не выведут всех своих войск с территории Египта и под различными предлогами будут затягивать осуществление этих решении и накапливать силы, создавая угрозу возобновления военных действий против Египта,

то соответствующие органы Советского Союза не будут препятствовать выезду советских граждан-добровольцев, пожелавших принять участие в борьбе египетского народа за его независимость».

9 декабря 1956 г. вышло новое сообщение: «ТАСС уполномочен заявить, что полный вывод английских, французских и израильских войск из Египта, естественно, снимает вопрос о выезде в Египет советских добровольцев».

Британия и Франция поняли все окончательно, и 22 декабря английские и французские войска покинули Порт-Саид и другие захваченные ими территории Египта. Израиль сделал то же самое в марте 1957 г.

Вот так Египет получил Суэцкий канал, которым владеет до сих пор

И не только канал. Нечто большее. СССР своими действиями сделал Египет самой значимой арабской страной, с которой начал считаться Запад и Восток. Египет и сейчас играет важную роль в мировой политике. И все это — следствие поддержки СССР. Помнит ли об этом Египет?

Как СССР подарил Египту Суэцкий канал

Важна и другая сторона этой истории. СССР был мощным государством, способным отстаивать свои интересы и защищать интересы других государств, которые страдали от политики Запада.

Как Египет встретил Владимира Путина

Как Египет встретил Владимира Путина

СССР больше нет, а события в Ливии, Ираке, Сирии, на Украине показывают, что современная Россия не способна постоять за себя, а союзников больше не осталось.

Союза ищут с сильным государством, союз со слабым никому не нужен. НАТО значительно продвинулось на восток и стоит на пороге российского дома. Беда, большая беда уже пришла на Украину, переступив порог российского дома.

Многочисленные источники, не веря в «мягкую силу», признают, что обстановка ухудшается не только в российской экономике. Не может быть мягкой силы, поскольку нет твердой силы. Эти источники владеют информацией, но не миром, как в той американской поговорке.

Перед развалом СССР некоторые из этих источников предупреждали о таком исходе. Кто им поверил? А хотел ли кто-нибудь верить?

Предупреждали и о грядущих событиях на Украине. Как говорят, «докладывали». И если бы Россия проявила твердую волю, события пошли бы по другому пути. Как и в Ливии, Ираке, Сирии…

А пока спешим по утрам на работу (у кого она есть), возмущаемся ростом цен, отменой электричек и смотрим сериалы по ТВ. То же самое делали и люди на Украине. Кто верил в то, что маленький мальчишка вскоре погибнет от осколка в голову на детской площадке в Донбассе?

Что случилось в Суэцком канале: по чьей вине заблокирован один из важнейших в мире морских путей

Навигация на канале, на который приходится 12 % мировой торговли, закрыта

Утром 23 марта контейнеровоз Ever Given, проходивший по южной части Суэцкого канала, накрыла песчаная буря. Это судно является одним из самых больших в мире (длина 400 м, ширина 59 м, водоизмещение 200 тыс. тонн). Сильным ветром Ever Given развернуло поперек русла (его ширина в этом месте всего 200 метров), гора контейнеров на палубе сыграла роль паруса. В итоге носом и кормой судно прочно село на мель и уперлось в берега, перегородив канал.

2. К каким последствиям это привело?

Навигация на канале, на который приходится 12 % мировой торговли, закрыта. По состоянию на вечер воскресенья в «водной пробке» застряло уже более 330 судов. Затор на Суэцком канале, по подсчетам агентства Bloomberg, ежедневно обходится потерей 9,6 миллиардов долларов (почти по $400 миллионов в час).

Контенейровоз Ever Given перед тем, как сесть на мель, рисует неприличную фигуру

3. Что будет с ценой на нефть и курсом рубля?

В середине марта цена нефти падала и тянула рубль за собой. Но как только контейнеровоз сел на мель, нефть отреагировала мгновенно: за три дня ее цена выросла почти на 7%, отбив почти половину недавних потерь. Сейчас она стоит $63-64 за баррель. Это связано с тем, что часть нефти и других товаров не дойдет до потребителей и это вызовет некоторый дефицит.

Читайте так же:
Римские бани английского города Бат: достопримечательность, которая вошла в историю

России подобная ситуация выгодна — когда нефть дорожает, следом растут и сборы в бюджет, и курс рубля. В минувшую пятницу курс укрепился до 75,65 рублей за доллар после потерь в начале прошлой недели. Но это временно. Из-за локдаунов в развитых странах спрос на сырье низкий. И когда «пробка» в Суэцком канале рассосется, нефть, скорее всего, снова начнет дешеветь. А следом может упасть и рубль.

4. Когда разблокируют магистраль?

По мнению экспертов, работы по окончательной разблокировке Суэцкого канала могут занять от нескольких дней до двух-трех недель. Задача снять контейнеровоз с мели оказалась крайне трудной. Спасатели испробовали уже несколько способов освободить судно: с помощью земснарядов из-под него убрали почти 20 тысяч тонн песка, пять экскаваторов раскапывают берег, где застрял нос корабля, его пытаются сдвинуть с места 14 буксиров. Но пока это привело лишь к незначительным изменениям в положении Ever Given.

Есть надежда на прилив в ночь на понедельник — он сможет повысить уровень воды в канале на полметра. Если же все эти меры не помогут, придется разгружать контейнеры с палубы. Сделать это можно только с помощью тяжелых вертолетов, которые есть у двух стран — России и США. Как сообщил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, обращений за помощью к нашей стране пока не поступало.

«Пробка» в Суэцком канале – самая дорогая в истории

Заблокировавший Суэцкий канал контейнеровоз Ever Given, наконец, сняли с мели. Почти неделю ситуация на Суэцком канале – самая обсуждаемая в мире тема. Пока одни шутят, придумывая разные мемы, другие подсчитывают убытки. А это – 10 миллиардов долларов в день!

5. Почему на борту корабля крупными буквами написано другое название — EVERGREEN?

Это не имя судна, а название компании Evergreen Marine, которая использует контейнеровоз Ever Given, взятый в лизинг у японской фирмы Shoei Kisen. Кстати, осторожные японцы на всякий случай уже принесли извинение за случившееся.

6. Правда ли, что капитаном судна является женщина?

Такие слухи появились в первые дни после аварии. Называли имя египтянки Марвы Эль Селигдар, которая действительно служит капитаном дальнего плавания. Однако к инциденту с Ever Given она не имеет никакого отношения. Личность настоящего капитана пока не разглашается.

Однако известно, что весь экипаж севшего на мель судна составляют граждане Индии, а в момент аварии на борту присутствовал специальный представитель из египетского управления каналом. Администрация канала уже скопировала судовые документы, это поможет выявить возможные ошибки капитана или штурманов.

7. Были ли раньше на Суэцком канале подобные случаи?

Да, такие аварии случались, но справиться с ними удавалось быстрее. В 2017 году японский контейнеровоз сел на мель из-за технических неполадок, что привело к остановке движения на несколько часов.

Попытки восстановить движение по Суэцкому каналу пока безуспешны

Читайте также

Возрастная категория сайта 18 +

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г. Главный редактор — Сунгоркин Владимир Николаевич. Шеф-редактор сайта — Носова Олеся Вячеславовна.

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

АО "ИД "Комсомольская правда". ИНН: 7714037217 ОГРН: 1027739295781 127015, Москва, Новодмитровская д. 2Б, Тел. +7 (495) 777-02-82.

Ни проплыть, ни проехать: 5 уникальных судоходных каналов мира


Вплоть до середины 20 века канал в большинстве использовался для транспортировки леса из Польши в Беларусь и обратно. После того как размеры судов стали стремительно увеличиваться, грузовые суда и баржи перестали ходить по каналу. Сейчас Августовский канал входит в наследие ЮНЕСКО и является популярным местом у туристов, которые могут передвигаться по нему на лодках и каяках. Судоходный путь насчитывает несколько десятков красивейших разводных мостов и шлюзов.

2. Гета-канал


Канал Гета Часто описывается как величайший подвиг Швеции в сфере строительства| Фото: Яндекс.
Впервые идея строительства судоходного пути между Северным и Балтийским морями была предложена епископом Ханском Браском еще в 1525 году. Даже был издан соответствующий указ. Тем не менее идею удалось реализовать только в 1832 году, когда по Гета-каналу прошло первое судно. Всего на постройку масштабного сооружения ушло больше двадцати лет. К строительству Гета-канала было привлечено 60 тысяч рабочих, большей частью из которых были шведские солдаты.

Читайте так же:
Ставангер: норвежский город рыбаков, ставший сказочно богатым

3. Коринфский канал


О строительстве судоходного канала греки стали задумываться еще пару тысяч лет назад, но технологические возможности того времени не позволяли этого сделать. Предпринимались попытки и в Средневековье, в 16 веке, но все они также были неудачными. Официальное открытие Коринфского канала состоялось в 1893 году. Сегодня между двумя скалами проходит три моста, которые являются популярным местом для банди-джампинга.

4. Беломоро-Балтийский канал


Беломоро-Балтийский канал начал работу в 1933 году и создавался силами заключенных ГУЛАГа. Примечательно, что, несмотря на свою внушительную протяженность, он был вырыт менее чем за два года. Вдоль канала расположились живописные пейзажи, множество значимых исторических сооружений и памятников.

5. Великий Китайский канал


Ширина судоходного фарватера варьируется в пределах от 40 до 350 метров. В настоящее время Великий Китайский канал является крупнейшей внутренней водной артерией КНР, соединяющей крупные морские порты: Шанхай, Тяньжин, Пекин и другие. Ежегодно по каналу перевозится до 10 миллионов тонн груза. Из-за небольших глубин (2 — 3 метра) канал в большей степени специализируется на внутренних перевозках небольшими баржами и малотоннажными судами.

Кто заработал на нападении «монстра» на Суэцкий канал

Сергей Худиев

Почти неделя потребовалась на то, чтобы разблокировать Суэцкий канал после ЧП с севшем там на мель гигантским контейнеровозом. Инцидент стоимостью в 10 млрд долларов открыл глаза на необходимость альтернативного маршрута для торговли энергоресурсами. Впрочем, нефти этот инцидент преподнес большой подарок. Но не обернется ли он новым обвалом?

В Суэцком канале началась навигация, суда буксируют, заявил советник президента Египта по развитию морских портов и Суэцкого канала адмирал Мохаб Мамиш.

Владелец севшего 23 марта на мель контейнеровоза Ever Given – японская компания Shohei Kisen подтвердила снятие судна с мели в Суэцком канале и поблагодарила всех участников операции, в том числе администрацию канала.

На полную разгрузку канала, заблокированного ранее контейнеровозом, уйдет до четырех дней.

К этому моменту ЧП привело к задержке доставки грузов и нефтепродуктов на сумму свыше 10 млрд долларов, передает Bloomberg. Страховая компания Allianz ранее подсчитала, что неделя простоя главных морских «ворот» при перевозке грузов между Европой и Азией будет стоить 6-10 млрд долларов. Это означает падение мировой торговли за неделю блокировки канала на 0,2-0,4 п. п. Это неудивительно: только в 2019 году Суэцкий канал принял более 19 тыс. судов и 1,25 млрд тонн грузов. Это порядка 13% мировой торговли и 10% торговли нефтью.

Египет пытается оправдаться, что канал ни в чем не виноват – он безопасен, поэтому никаких изменений не требуется. Этот инцидент случился по вине капитана судна. Египет даже намерен потребовать компенсацию у владельцев контейнеровоза и за все последствия – и заставит заплатить за использование буксиров при «спасательной операции».

Однако инцидент в Суэцком канале высветил ряд проблем. «Столь большое количество времени понадобилось на разблокировку канала, потому что ранее специалисты никогда не сталкивались с тем, чтобы такое огромное судно основательно воткнулось в берег и застряло. Проблема вызвана именно размерами судна. Если бы это был нормальный контейнеровоз, они бы сдернули его со свистом», – отметил эксперт по судоходству Михаил Войтенко. Именно поэтому таким гигантам, как Ever Given, нужно запретить проход через Суэцкий канал, или стоит принимать дополнительные меры предосторожности при проходе, считает он.

«Ситуация показала, насколько высоки риски недооценивания соотношения габаритов судов и текущих пропускных возможностей канала.

При всей экономической привлекательности использования судов с большой грузоподъемностью при возникновении форс-мажорной ситуации они несут риски осложнений при буксировке и подъеме судна», – согласна Тамара Сафонова, доцент кафедры международной коммерции Высшей школы корпоративного управления (ВШКУ) РАНХиГС.

«Нужно решать что-то с эксплуатацией гигантов, монстров, которых компании поналяпали вне учета потребностей рынка и клиентов-потребителей», – считает Войтенко. Однако изменить правила игры, чтобы сделать канал более безопасным, не так просто, как кажется. Причина в монополизации рынка контейнерных перевозок. «В линейном контейнерном судоходстве есть пять-шесть компаний, которые завладели рынком. Они аналогичны Google в мире ИТ-технологий», – говорит эксперт. Компании-монополисты вряд ли позволят Египту радикально их ограничить.

Владельцы судов только выиграли от этой ситуации. Потому что из-за ЧП стоимость морских перевозок выросла в несколько раз. К примеру, доставка 12-метрового контейнера из Китая в Европу подорожала почти в четыре раза, до 8 тыс. долларов, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, отмечает Bloomberg. В итоге прибыль очень больших танкеров, перевозящих нефть с Ближнего Востока в Китай, выросла до 1371 доллара в день. Хотя это направление и не было затронуто блокировкой Суэцкого канала. А чтобы перевести 1 млн баррелей нефти, надо теперь заплатить почти 17 тыс. долларов в день за фрахт судна Suezmax.

Читайте так же:
Как я бронировал номер в отеле Larissa Blue Resort в Кириш

На эту тему

«Авария показала, насколько страны зависят друг от друга, раз только один корабль может остановить 13% мировой торговли и 10% торговли нефтью. ЧП показало хрупкость мировой торговли. Стоит сломаться одному элементу в системе – и начинают расти цены на фрахт, ломается устойчивый график поставок или, например, увеличивается стоимость продуктов питания, как произошло из-за пандемии», – говорит Артем Тузов, исполнительный директор департамента рынка капиталов ИК «Универ Капитал».

Этот инцидент заставит задуматься игроков рынка о поиске альтернативных путей доставки. «Исключительная ситуация в Суэцком канале может оказаться дополнительным драйвером ускоренного развития Северного морского пути. Для России – это новые возможности усилить свои позиции надежного поставщика энергоресурсов», – говорит Сафонова.

Теоретически альтернативные маршруты имеются, их проблема в том, что они более долгие по времени – а значит, и более затратные по расходам. Например, отправка судов вокруг Африки в обход мыса Доброй Надежды удлинит маршрут на 9,6 тыс. км и 10 дней, к тому же увеличит расходы – только на топливо потребуется дополнительно около 300 тыс. долларов для супертанкера, перевозящего нефть.

После этого инцидента грузоотправители могут начать рассматривать и просчитывать по стоимости другие варианты маршрутов. И здесь могла бы вступить в игру Россия. «Северный морской путь или Трансиб могут быть рассмотрены как альтернативные маршруты, однако на сегодняшний день они не готовы для тех объемов грузов, которые идут между Европой и Китаем. Нужно еще вкладывать в расширение пропускной способности этих маршрутов, особенно это касается Севморпути, где важно использовать корабли ледового класса в зимнее время года», – замечает Макаров.

Даже если бы блокада Суэцкого канала продлилась намного дольше, то прямо сейчас воспользоваться Севморпутем из-за серьезной ледовой обстановки решились бы все равно немногие. Вот если бы такое ЧП произошло в августе или сентябре, то это для продвижения российского арктического маршрута было бы куда более эффективным. Ведь это лучшие месяцы для судоходства по Севморпути. Поэтому закрытие Суэцкого канала могло бы привлечь туда новых клиентов, которые на практике оценили бы эффективность альтернативы Суэцкому каналу.

Сейчас же велика вероятность, что разговоры об инфраструктурной слабости Европы быстро отойдут на второй план. «Подобные разговоры в Европе ведутся не первый год, но все время как-то недосуг: то нужно спасать должников, то стабилизировать бюджеты, то бороться с коронавирусом. То есть вполне вероятно, что мы услышим много рассуждений о нужности и актуальности перемен в связи с этим инцидентом, но вряд ли они получат достаточное финансирование в обозримом будущем в условиях и без того пострадавших финансов, что требует оптимизации конечной цены, а не диверсификации потоков товаров. Канал использовался как оптимальный по скорости и цене. Как только разгрузится пробка (в течение этой недели), он вновь станет оптимальным выбором», – считает Александр Купцикевич, ведущий аналитик FxPro.

Впрочем, настоящий подарок затор в Суэцком канале принес нефти. По сути, он помог остановить ее падение.

«Благодаря инциденту, нефть выросла более чем на 7%. Это был полный разворот после 15% распродажи в предыдущие две с лишним недели.

То есть в заслугу ситуации в Суэце нужно ставить не только семипроцентный рост, но и паузу в распродаже на рынках, что еще важней. Возможно, эта пауза выбила почву из-под ног продавцов и не дала ценам на нефть опуститься ниже», – не исключает Купцикевич.

Хотя уже в понедельник нефть снова вернулась к падению, как только стало известно о восстановлении канала. Однако резкого спада, возможно, удастся избежать. «В ближайшие дни стоит ожидать, что Brent будет находить поддержку на спадах к 60 долларам. А в случае поддерживающей позиции для цен со стороны ОПЕК+, и вовсе может начаться новая волна роста», – полагает Купцикевич.

На этой неделе состоится заседание ОПЕК+, и очень важно, что экспортеры решат по поводу добычи в мае. «С учетом предыдущего неожиданного решения и достаточно негативных для рынка тенденций марта (начало третьей волны коронавируса в Европе), есть все основания ожидать, что ограничения добычи будут продлены без изменений на май, что должно оказать существенную поддержку котировкам нефти», – считает директор группы корпоративных рейтингов АКРА Василий Танурков.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector