Тема: Знаменитые буддийские храмы
Тема: Знаменитые буддийские храмы
Таксанг-лакханг — знаменитый монастырь в Бутане. Он висит на скале высотой 3120 м, на 700 м над уровнем долины Паро.
Название монастыря переводится как гнездо тигрицы, по легендам, в эту пещеру перенёсся Падмасамбхава, сидя на тигрице, в которую превратилась его жена Еше Цогьял. В пещере медитировал также Миларепа. Монастырь нередко посещал Шабдрунг.
19 апреля 1998 монастырь почти полностью сгорел, погибло несколько монахов, из-за труднодоступности невозможно было оказать срочную помощь. Однако за короткое время монастырь был скрупулёзно восстановлен.
Ват Рон Кун Wat Rong Khun
Храм в Тайланде, Чианг Раи, строился с 1998 по 2008 год. Храм из стекла и камня белого цвета. Белый цвет символизирует чистоту Будды, стекло — мудрость Будды.
Пагода Шведагон
Пагода Шведагон — 98-метровая позолоченная ступа в Янгоне, Мьянма. Название происходит от «Shwe» (бирм. золото) и «Dagon» — древнего названия Янгона. Самая почитаемая в Бирме пагода по преданию содержит реликвии четырех Будд: посох Какусандхи, водяной фильтр Конагаманы, часть туники Кассапы и восемь волос Гаутамы.
Тион-ин
Тион-ин — главный храм японской буддийской школы Дзёдо-сю (Школы Чистой Земли), основанной Хонэном (1133-1212), который объявил, что те живые существа, которые будут повторять формулу Нэмбуцу (памятование о Будде Амиде) ныйдут перерождение в раю (Чистой Земле).
Храмовый комплекс находится на востоке Киото.
На территории храмового компленса имеются места, где Хонэн проповедовал свой учение и где он умер.
Боробудур
Боробуду́р (индон. Borobudur) — буддийская ступа и связанный с ней храмовый комплекс традиции буддизма махаяны, самый большой буддийский памятник на Земле. Боробудур расположен на острове Ява в Индонезии в провинции Центральная Ява, 40 км к северо-западу от города Джокьякарта. Боробудур строился между 750 и 850 яванскими правителями династии Сайлендра Название может происходить от санскритского «вихара Будда Ур», что переводится «буддийский храм на горе». Боробудур и Прамбанан — места массового туризма в Индонезии.
Ангкор Ват
Ангко́р-Ват ( букв. «город-храм») — гигантский храмовый комплекс, посвящённый богу Вишну, в Камбодже, среди развалин древней столицы государства кхмеров, города Ангкора. Занимает площадь в 2 км², являясь самым крупным культовым сооружением на Земле. Построен во времена короля Сурьявармана II (1112—1152).
Ангкор-Ват сохранился намного лучше, чем многие другие сооружения Ангкора, что объясняется тем, что даже после запустения этих мест в Ангкор-Вате жили буддийские монахи. Живут они здесь и сейчас.
Эллора: уникальные храмы высеченные в скале
Индия является прекрасной и удивительной страной, поражающей своей незаурядной историей, величественными дворцами и древними храмами, которые составляют особую ценность для мировой культуры. Индуистская древняя цивилизация оставила богатейшее наследие, которое удивляет видавших виды современников, ведь все без исключения объекты, сохранившиеся до наших дней, являют собой потрясающие шедевры архитектуры, как, например, известный на весь мир пещерный комплекс Эллоры.
1. Уникальность деревеньки Эллора
Скальные храмы Эллоры – рукотворное чудо Индии
Небольшая деревенька Эллора, расположенная в индийском штате Махараштра, прославилась на весь мир благодаря высеченным из камня величественным храмам. Являясь эталоном религиозной архитектуры древнейших цивилизаций, они и по сей день впечатляют своим масштабом. Начиная с VI по IX вв. н. э. на ее территории высекались из горной породы фантастической красоты пещерные храмы, от которых веет особенной энергетикой и даже мистикой.
Пещерный комплекс Эллоры входят в Список всемирного наследия ЮНЕСКО (Индия)
Какие бы легенды об участии в постройке высших сил не ходили, сохранившиеся шедевры только лишь подтверждают гениальность предков, которые владели искусством точных математических расчетов и умели творить рукотворные чудеса.
Храм Кайлаш – невероятное рукотворное чудо Индии (Эллора). | Фото: forum.awd.ru
Примечательно: Сама природа поспособствовала тому, чтобы деревенька превратилась в особенное место. Горную гряду, в которой и создавались рукотворные пещерные храмы, с запада на восток пересекает сразу четыре реки. Самая большая река под названием Элаганга образует гигантский водопад в период дождей, усиливая мистический эффект этих мест.
2. Терпимость к представителям других конфессий
В скальной породе на протяжении 2 км созданы 34 храма для последователей сразу трех религий (Эллора, Индия)
Учитывая тот факт, что в этой местности сходилось сразу несколько торговых путей, по которым следовали купцы и путники со всего мира, неудивительно, что комплекс состоит из храмов, принадлежащим сразу 3 религиям – буддистской, джайнской и индуистской. Самыми первыми начали возводить буддистские храмы, хотя наибольшее количество предназначено для последователей индуистской философии и религии.
3. Буддистские храмы
Буддистские храмы в пещерах Эллоры (Индия)
Строительство началось с буддистских залов, которые расположены в южной части пещерного комплекса. Всего было создано 12 буддистских монастырей (вихаров), в которых жили монахи, проводились медитации, учения и религиозные ритуалы.
Основным украшением всех этих культовых объектов являлись скульптуры Будды, непременно смотрящие на восток, навстречу восходящему солнцу, хотя позы могли быть и разными. Некоторые храмовые объекты были украшены филигранной резьбой, утонченными статуями, массивными колоннами и прекрасными горельефами, отражающими сцены индийской мифологии.
Буддистские пещеры Эллоры (Индия)
Среди большого количества монастырей, расположенных под сводами скалы, особенно впечатляет Рамешвара, ставший одним из самых посещаемых туристических объектов. Помимо статуй Будды, колонн и тончайшей резьбы, в основном зале паломников ожидает большое количество фантастических существ, которые буквально наступают на входящих, вызывая неподдельный страх. И это не преувеличение.
Для создания особой атмосферы древние зодчие смогли мастерски передать пластику и объем в скульптурах древних богов и мифических животных, создавая иллюзию движения всех этих персонажей.
Статуи Будды и филигранные резные узоры украшают буддистские монастыри, созданные в глубине скал (Эллора, Индия)
Но самым крупным подземным храмом не только в Эллоре, но и всей Индии считается Тин-Тхал. Он также является главным культовым сооружением, состоящим из трех этажей и располагается в глубине 20-метрового колодца.
4. Индуистские храмы Эллоры
29-метровый главный индуистский храм возвышается над скальным комплексом (Кайласанатха, Индия)
В храмовом комплексе Эллора создано 17 индуистских культовых залов. Каждая из этих необычных святынь по-своему прекрасна, но самым грандиозным и впечатляющим считается храм Кайласанатха. Его технология строительства до сих пор загоняет в тупик некоторых специалистов из разных отраслей, которые задаются вопросами о том, как в древности смогли вырубить храмовое сооружение в монолитной скале, такое себе подобие горы Кайлас – обитель Шивы в Гималаях.
Уникальность Храма Кайласанатха состоит в том, что его вырубили из монолитной скалы сверху вниз (Эллора, Индия)
Главная загадка строительства заключается в том, что гигантское святилище, высота которого достигает 33 м, при ширине и длине 36 и 61 м соответственно, было вырезано сверху вниз. Сложнейшие работы велись более 150 лет, и за столь длительный период было извлечено около 400 тыс. тонн горной породы.
Самый фантастический индуистский храм на планете держится на статуях слонов и львов (Кайласанатха, Индия)
Особенно впечатляет оформление прямоугольного двора храма, опоясанного рядами статуями божеств, расположенных в вырубленных нишах, над которыми и располагается главное святилище с многоколонным залом для поклонения. Примечательно, что все элементы культового сооружения покрыты искусной каменной резьбой, а сам храм расположен на гигантских изваяниях львов и слонов, которые и являются своеобразным основанием.
Каждый элемент уникального храма украшен резьбой и горельефами (Эллора, Индия)
Изначально фантастическое сооружение, являющееся одновременно пещерным и наземным храмом, было покрыто штукатуркой белого цвета, что подчеркивало его красоту на фоне темных скал. При этом все объемные элементы украшений создавали визуальные эффекты, особенно заметные на закате.
По мере того как солнце садилось, появлялись многочисленные тени, создающие иллюзию движения высеченных из камня божеств.
5. Пещеры джайнов
Джайнские традиции строгости в сочетании с утонченным декором (Эллора, Индия)
Самыми «молодыми» считаются джайнские пещеры. Несмотря на то, что их всего лишь 5, они достойны своих именитых «соседей». Они также вызывают особый интерес у исследователей и паломников, которые устремляются к своим святыням.
А вот туристы сюда практически не доходят, ведь расположены аскетичные храмы в 2 км от основного архитектурного комплекса. До наших дней прекрасно сохранились и уникальная резьба, и искусные изображения Махавира – основателя джайнской религии и философии, также имеются статуи еще двух самых почитаемых наставников и философов джайнов – Гоматешвара и Паршванатха.
Высеченный из камня цветок лотоса на потолке джайнского храма (Эллора, Индия). | Фото: journey-assist.com
К сожалению, только один храм был полностью достроен, в нем можно увидеть помимо божественных скульптур еще гигантские каменные лотосы и грозных львов с огромными слонами. Но на этом убранство и заканчивается, здесь нет великолепия индуистских святынь с изобилием скульптур и резных рисунков на каждом сантиметре скальной породы. По непонятным причинам остальные храмы так и не были достроены.
Такцанг-лакханг
Такцанг-лакханг (иначе Таксанг-лакханг, Паро Таксанг, Такцанг-дзонг, Гнездо тигрицы; дзонг-кэ: སྤ་རོ སྟ་ཏྴ་ནྒ་ spa phro stag tshang / spa gro stag tshang) — знаменитый монастырь (лакханг) в Бутане. Он расположен в дзонгхаге Паро рядом с городом Паро и висит на скале высотой 3120 м, на 700 м над уровнем долины Паро.
Название монастыря переводится как гнездо тигрицы, по легендам, в эту пещеру перенёсся Падмасамбхава, сидя на тигрице, в которую превратилась его жена Еше Цогьял. В пещере медитировал также Миларепа. Монастырь нередко посещал Шабдрунг.
Монастырь (в его современном виде) был основан в 1692 году при правителе (Друк Деси) Гьялце Тензин Рабджи, хотя пещеры использовались для медитаций с ранних времён.
19 апреля 1998 монастырь почти полностью сгорел, погибло несколько монахов, из-за труднодоступности невозможно было оказать срочную помощь. Однако за короткое время монастырь был скрупулёзно восстановлен. Полностью монастырь был восстановлен в 2005 году.
Содержание
История [ править ]
Предыстория и легенды [ править ]
По легенде, в VIII веке Падмасамбхава (Гуру Ринпоче) прилетел на это место из Тибета на спине тигрицы-демоницы из Кхенпайонга, которую он сумел укротить [1] . Потому это место посвящено укрощению тигра-демона.
Альтернативная легенда гласит, что та тигрица была не демоницей. Тигрицей обернулась бывшая жена императора, известная как Еше Цогьял, добровольно ставшая ученицей гуру Падмасабхавы в Тибете. Она и перенесла своего учителя из Тибета к нынешнему местоположению Такцанг-лакханга. В одной из здешних пещер учитель остался медитировать, проявил восемь воплощённых форм (манифестаций), и так это место стало святым. А впоследствии оно стало известно как «Гнездо Тигрицы». [1]
Другая популярная легенда монастыря Таксанг содержит приукрашенную историю правителя Тензина Рабджи, который построил здесь храм в 1692 году. По словам авторов легенды, Тензин Рабджи был перевоплощением Падмасабхавы. В подтверждение тому они приводят следующие доводы: друзья видели Тензина Рабджи одновременно в двух местах (в пещере и вне её); даже небольшого количества еды ему хватало, чтобы накормить всех гостей; во время проведения религиозных церемоний ни один человек ни разу не пострадал: ни в самом монастыре, ни на дороге к нему (хотя эта дорога – крутой и скользкий подъём в гору); жители Долины Паро видели в небе различных животных и религиозные символы, а также дождь из цветов, которые возникали и исчезали в воздухе, не долетая до земли.
Место для медитаций (с VIII по XVII век) [ править ]
Монастырь был построен вокруг пещеры Такцанг Сенге Самдуп (stag tshang seng ge bsam grub), в которой, по легенде, ещё в VIII веке медитировал индийский гуру Падмасабхава, прибывший сюда на спине летающей тигрицы, в которую целенаправленно превратилась Еше Цогьял. Тигрица приземлилась на эти скалы, тем самым указав место для будущего монастыря. Падмасабхава принёс буддизм Махаяны (школа Ньингма) на эти земли и стал «святым покровителем Бутана». Позднее он посетил дзонгхаг Бумтанг. След от тела Падмасабхавы, по утверждениям некоторых, остался на стене пещеры около храма Курджи Лхакханг. В 853 года Лангчен Пелкьи Сингье пришёл в эту пещеру, чтобы медитировать, и дал своё имя Пелпхунг этой пещере, и она стала называться «Пещера Пелкьи» [1] .
После смерти Падмасабхавы в Непале, его [источник не указан 1774 дня] тело чудесным образом возвратилось в монастырь милостью божественного Дорье Легпа и, как сейчас говорят, было замуровано в ступе слева вверху от входной лестницы [1] . Эта ступа была отреставрирована в 1982–83 и в 2004 годах [1] .
Начиная с XI века, многие тибетские святые и знатные люди приходили в Такцанг медитировать. Среди них был Миларепа (1040–1123), Пха Дампа Сангье (англ. Dampa Sangye ) ( ум. 1177 г. ), тибетская йогиня Мачиг Лабдрон (1055–1145), Тангтонг Гьялпо [1] . В конце XII столетия в Паро была основана Школа Лапа [2] . С XII по XVII век многие ламы, прибывшие из Тибета, основывали свои монастыри в Бутане. В их числе был когда Сонам Гелцхен, лама Ньингмапа (направление Катхогпа), при котором в XIV века было построено первое святилище [1] . Росписи, искусство которых он принёс, ещё различимы на скале над главным зданием; но от оригинальных уже не осталось и следа [1] . На монастырский комплекс Такцанг Угьен Цемо, восстановленном после пожара в 1958 году, написан год постройки «1408» [1] . На протяжении нескольких веков, вплоть до середины XVII столетия, ламы школы Катхогпа правили в Такцанге [1] .
Монастырь (с XVII века по настоящее время) [ править ]
В XVII веке знамениты тертон Пема Лингпа из Бумтанга, основавший множество монастырей в различных частях Бутана, так же придумал религиозные и светские танцы, основанные на его концепции «Зандог Пелри» – раскрашенная медная гора, в которой жил гуру Падмасабхава. Эти танцы исполняются на цечу – ежегодных фестивалях в Паро. Но это было во времена Нгаванга Намгьяла, принадлежащего к буддийской традиции Друкпа Кагью, который сбежал из Тибета в Бутан, спасаясь от преследований со стороны сторонников школы Гелугпа (которые доминировали в Тибете при Далай-Ламах), и когда в Бутане стали формироваться определённые административные механизмы.
Когда Бутан выиграл войну с Тибетом ( 1644-1646 гг. ), правитель Бутана Шабдрунг очень хотел, но не мог построит храм в Такцанге [3] [2] [4] [5] . Воля Шабдрунга была исполнена потом, во времена четвёртого Друк Деси Тензина Рабджи (1638–1696), первого и единственного наследника Шабдрунга Нгаванга Намгьяла (Zhabs-drung Ngag-dbang rNam-rgyal) и «дальнего родственника по боковой линии от „сумасшедшего святого“ [по имени] Друкпа Кюнле». Во время цечу 1692 года он посетил священную пещеру Пелпхунг и заложил первый камень храма, посвящённого Гуру Ринпоче и названного «Храм Гуру с восемью именами» (’gu ru mtshan brgyad lha-khang). Тензин Рабджи принял такое решение, стоя у входа в пещеру и обозревая Долину Паро. В то же время он возглавлял фестиваль цечу. [3] . Тогда, насколько известно, существовало только два храма на ещё большей высоте над уровнем моря: Зангдо Пелри (Zongs mdog dPalri) и Кислород Цемо (Urgyan rTse-mo). [3]
Пожар [ править ]
19 апреля 1998 года в монастыре случился крупный пожар, вспыхнувший в главном здании (в котором хранились ценные картины, артефакты и статуи. Предполагаемой причиной пожара могло быть короткое замыкание электропроводки либо вспышка одной из масляных ламп, освещавших висячие гобелены. На этом пожаре погиб один монах. Реставрация монастыря обошлась примерно в 135 млн. нгултрумов. Правительство Бутана и Король Бутана Джигме Сингье Вангчук в 2005 году приехали проверять, как обстоят дела с реставрацией монастыря и того, что в нём. [6] [7] [8]
Местоположение и окрестности [ править ]
Монастырь расположен в 10 км к северу от города Паро, на высоте 3120 м над уровнем моря, на вершине большой скалы, возвышающейся примерно на 900 м над Долиной Паро, на правом берегу Паро Чу [9] [10] ). [11] . Склоны скалы, на которой построен монастырь, очень крутые (почти отвесные), и наружные стены монастырских зданий построены у самого края обрыва, как бы «встроены» в скалу. На первый взгляд, они кажутся непреодолимыми, но в действительности пройти к монастырю Такцанг можно несколькими путями: через лес с северо-запада, или с юга (этим путём обычно ходят паломники), или с севера (через скалистое плато, называемое «Сто тысяч фей» или Бумда (hBum-brag). Есть ещё дорожка для мулов, проходящая через сосновый лес, украшенная гирляндами из мха и разноцветных молитвенных флажков. Облака часто закрывают монастырь и возникает ощущение страшной удалённости от всего. [11] [12]
По пути к монастырю попадается ещё один лакханг (монастырь деревенского уровня) и храм Ургьяна Цемо (U-rgyan rTse-mo) которые, как и основной монастырь, расположены на скальных плато в нескольких сотнях футов над долиной. Отсюда хорошо виден Такцанг-лакханг, находящийся на противоположной стороне ущелья, на возвышении, которое называют «Медная раскрашенная гора, рай Падмасамбхавы». Это – смотровая площадка для посетителей, на ней есть кафетерии [13] . Дальше дорога очень живописная, и только шум водопада там нарушает тишину. [14] . Вдоль дороги попадаются голубые сосны, разноцветные молитвенные флаги – и киоски, в которых можно купить церемониальные принадлежности (например, молитвенные колёса, храмовые колокольчики и черепа), и множество храмов. Далее нужно пройти по мосту над 60-метровым водопадом. Эта дорога ведёт к основному монастырю. Можно побывать и в той самой пещере, где медитировал Падмасабхава (он же Гуру Ринпоче) – но только один день в году туда пускают всех желающих посмотреть. [15] .
Архитектура [ править ]
Экстерьер и пещеры [ править ]
Монастырские строения, включая четыре главных храма и жилые здания, органично встроены в скалистый ландшафт. Известно о восьми пещерах на территории Такцанга; четыре из низ относительно доступны. Та пещера, в которую вошёл Падмасабхава сразу же после полёта на тигрице, называется Тхолу Пхук. Другая, в которой он долгое время жил и медитировал – Пел Пхук. Падмасабхава указал духовно просветлённым монахам строить монастырь именно в том месте; и в монастыре до сих пор помнят его слова: «это будет держаться на склоне горы, похожей на геккона». Вход в главную пещеру узкий. В тёмной пещере можно увидеть десятки изображений бодхисаттв, освещённые только мерцающим светом масляных ламп. Среди них можно увидеть изображение Ченрезига (Авалокитешвары). В соседней келье хранятся буддийские священные писания, написанные с использованием золотой пыли и порошка из костей одного из лам. Ещё говорят, что монахи, практикующие буддизм Ваджраяны (государственная религия Бутана) в этом пещерном монастыре, живут здесь три года, лишь изредка спускаясь в долину. [16] [17] [18]
Все здания монастыря сообщаются между собой лестницами, вырубленными в скале. Есть несколько шатких деревянных мостиков, соединяющих лестницы и дорожки. На самом верхнем уровне храма находится изображение Будды. В каждом здании есть балкон, с которого открываются прекрасные виды на Долину Паро, лежащую где-то внизу. [16] [17]
Буддийские Святыни Долины Катманду
Ступа Боднатх (на непальском буквально означает «Хозяин Мудрости»), она же Боуда ступа, Расположена в северо-восточной части долины Катманду. Ступа была построена на пути из Непала в центральный и западный Тибет. В древности торговцы и паломники, направляющиеся в Тибет, совершали обход этой ступы для устранения препятствий во время сложного путешествия, а те, кто возвращался из Тибета, делали подношения Просветленному в благодарность за благополучное путешествие в Катманду.
По одной из нескольких легенд, вдова по имени Джазима намерилась совершить великое подношение Будде на заработанные тяжелым трудом средства. По ее просьбе король даровал ей участок земли в том размере, который можно покрыть шкурой одного буйвола. Джазима порезала шкуру буйвола на тонкие полоски и, сложив их конец к концу, обозначила внушительный периметр будущей ступы. В то время состоятельные люди часто совершали благодеяния путем строительства ступ и иных сооружений. Однако амбициозный план Джазимы по строительству огромной ступы вызвал зависть у богатых и влиятельных людей того времени и те просили короля отозвать свое высокое разрешение. Но, король ответил, что если уж он выдал разрешение, то отмене оно не подлежит. После чего началось строительство ступы, которое после смерти Джазимы продолжили ее сыновья.
Ступа Сваямбунатх (Сваямбу)
Ступа Сваямбунатх и Храм Харити (справа)
Ступа Сваямбунатх — возможно, самая священная ступа не только в Непале, но и в мире. Она расположена на вершине Холма обезьян в долине Катманду. Тибетцы называют эту ступу Пакпа Щингкун, что буквально переводится «Высшие Древа всех видов». Одним из вариантов толкования этого названия является то, что несравненный Нагарджуна, посетив это место, разбросал на холме свои состриженные волосы, сказав: «Да будут деревья всех видов расти вокруг этой превосходной Ступы!» С тех пор на Холме обезьян произрастает большое количество самых разнообразных деревьев.
Время строительства ступы достоверно не установлено. В переводе с непальского слово «сваямбху» означает «возникшая сама по себе». Согласно легенде, много тысяч лет назад долина Катманду была огромным озером среди покрытых зеленью гор. В глубине озера жил огромный змей, а над поверхностью, на островке, который сейчас является вершиной Холма обезьян, возвышалась самовозникшая хрустальная ступа Сваямбунатх. Эта ступа возникла спонтанно на тысячелепестковом лотосе, появившемся из семени, брошенным за 80 столетий до этого Изначальным Буддой. Бодхисаттва Манджушри, пролетая над озером, увидел хрустальную ступу и, разрубив магическим мечом горный хребет, осушил озеро, чтобы люди могли посещать это место. Считается, что хрустальная ступа сокрыта внутри той, что мы можем видеть. Ученые подтверждают, что в древности долина Катманду была озером и около 100 000 лет назад вода ушла из этого озера через ущелье Чобар, образовав новое озеро – Мадара, которое теперь можно видеть по пути в Парпинг.
Храм Махабодхи
К востоку от площади Дурбар в Патане находится храм Махабодхи, изысканный памятник буддийской архитектуры. Он является копией храма, расположенного в Бодхгайе, где Будда Шакьямуни достиг Просветления под деревом бодхи. Этот архитектурный шедевр был создан в 14 веке. Можно видеть, что на стенах храма выгравированы тысячи изображений Будды.
Храм Голден Темпл
Этот уникальный буддистский храм находится к северу от площади Дурбар в Патане и поражает своей красотой. Считается, что храм был основан в 12 веке, а в своем нынешнем виде существует с 1409 года. Храм получил свое название из-за позолоченных металлических пластин, покрывающих большую часть его фасада.
Девятилетний священнослужитель входит в Золотой храм в Патане для вечерней молитвы. В храме 12-го века только мальчики до 12 лет становятся главным священнослужителем и меняются каждые 30 дней. Фото: Keshav Thapa/TKP
Ступы императора Ашоки
Четыре ступы были построены по периметру Патана по приказу императора Ашоки в 250 г. до н. э. – время расцвета буддизма в долине Катманду.
Парпинг
Парпинг – небольшой городок, расположенный к югу от долины Катманду в Непале. Здесь находится большое количество древних буддийских святынь, в их числе: две главные пещеры, благословлённые Гуру Ринпоче — пещера Асуров и пещера Янглешо, самовозникший на камне образ Зеленой Тары, храм Ваджрайогини, буддийские монастыри и ретритные центры.
Одним из первых, кто построил там свой монастырь был Чатрал Ринпоче. Там также находится Ретритный Центр Палъюл, который является резиденцией Кхенпо Намдрола Ринпоче и домом для Ригпа Щедры, основанной учениками Согьяла Ринпоче и многие другие.
Санкху
Храм Ваджрайогини в Санкху
Санкху – древний неварский городок, расположенный на северо-восточной окраине долины Катманду. Это – священное место, связанное с Ваджрайогини, как для буддистов так и для индуистов. Оно считается одним из самых древних, его история восходит к 5 веку н.э. и здесь остался отпечаток тех времен, когда учения Сутры и Тантры распространялись из Индии в Тибет.
Это место также известно как «Восемьдесят Махасиддхов», поскольку там расположены четыре из пяти пещер, которые считались обязательными для посещения великими йогинами Индии и Непала. Считается, что одна из пещер является пещерой, где практиковал Нагарджуна. Ранее в этой пещере находилась его статуя, но позднее статую поместили неподалеку от пещеры. Также в этих пещерах в свое врем медитировали Марпа и Гуру Падмасамбхава.
Храм Махакалы
Храм Махакалы, Катманду
Храм Махакалы находится в центре Катманду рядом с Ратна Парком. Это место называют «Тибетская равнина», т.к. король Амсуварман отдал эту землю тибетскому царю Сонгцену Гампо в качестве приданного, когда непальская принцесса Бхрикути выходила за него замуж. Поэтому это место также называли Бхрикути Мандап. Именно здесь останавливалась делегация тибетского царя, приехавшего взять в жены принцессу Бхрикути.
Внутри храма можно видеть статую Махакалы. По мнению ученых эта статуя – одна из 108 статуй Махакалы, которые Награджуна поместил в святых для буддистов местах для защиты Учения Будды. Однако некоторые считают, что статуя возникла сама по себе, а другие верят, что статуя спустилась с неба.
В Катманду принято считать, что Махакала, в том числе, является защитником ступы Сваямбунатх. Между ступой и статуей проходит зрительная ось. По преданию, если эта ось будет нарушена каким-либо строением, то это приведет к разрушительным последствиям. Однако строительство идет, и некоторые склонны связывать с этим катаклизмы, произошедшие в Непале. Поэтому при строительстве военного лагеря, который располагается на воображаемой линии между Сваямбу и статуей Махакалы, на глаза статуи наклеили небольшие изображения ступы и надели темные очки. С тех пор строительство уже было не остановить.
В 1349 году армия мусульманского завоевателя Шамсуддина вторглась в Непал. Был разрушен храм самый священный для индуистов храм — Пашупатинатх и некоторые другие важные объекты культурной жизни Непала. Воины Шамсуддина пытались разрушить статую Махакалы с помощью молотков и своих орудий, но всё, что им удалось – это отколоть у статуи кусочек пальца ноги. В ту же ночь в лагере захватчиков разразилась сильная эпидемия некоей болезни, в результате которой всё войско погибло и мусульманство не было установлено в Непале.
Это место является одним из самых священных для буддистов расположено на холме неподалеку примерно в сорока километрах от ступы Боднатх. Считается, что название этого места связано с тем, что ранее местные жители подвергались таким опасностям как встреча с тигром или другим диким животным. Для снятия тревоги непальцы начитывали мантру «Намо Буддайя» (Принимаю Прибежище в Будде). И история, которая там произошла, имеет к этому отношение.
Легенда гласит, что в древние времена в жил царь и была у него жена и трое сыновей – принцев, младший из которых был Махасаттва, в последствии ставший Буддой Шакьямуни. Однажды царская семья отправилась на охоту. Увидев подходящее место для отдыха было решено остановиться и отобедать. Три принца, решили прогуляться вокруг и набрели на укрытие, в котором лежала тигрица в окружении новорожденных тигрят. Тигрица была голодна и обессилена. Старшие братья объяснили Махасаттве, что тигрица не может отлучиться из укрытия, потому что у нет сил и она не может пока оставить своих детенышей. Поняв ситуацию, в которой оказалась тигрица и проникнувшись к ней состраданием, Махасаттва поинтересовался у братьев чем питается тигрица и те объяснили ему, что тигрица питается только теплой кровью и свежим мясом, еще не остывшим после смерти жертвы. Махасаттва стал размышлять: «Получается, для спасения тигрицы и ее потомства придется убить другое живое существо. Что еще могу я сделать?» и не мог найти подходящего решения. Братья, сказали, что они приехали развлекаться, а не горевать о тигрице, все вместе отправились обратно к родителям. Пока они возвращались Махасаттва продолжил размышлять: «Долгое время я вращался в сансаре, из-за желания, отвращения и невежества я потратил впустую бесчисленное количество жизней. Я редко встречал такую возможность накопить заслуги. Как реально можно использовать это тело, если не для Дхармы?» Наконец он решил: «На этот раз я должен быть по-настоящему щедрым».
Гнездо тигрицы в Бутане – стране счастья
На южной границе восточных Гималаев между Индией и Китаем расположено маленькое государство Южной Азии – буддистское королевство Бутан. Местные жители называют свою родину Страной Дракона. Который и изображен на флаге страны. Королевство известно благодаря живописному рельефу, крепостям и пикам Гималаев. Но самой большой популярностью у туристов пользуется монастырь, известный под названием Гнездо тигрицы. Это уникальное сооружение как будто висит на скале на высоте более трех тысяч метров над лесами долины Паро.
Ученые считают, что первые поселенцы в здешних местах появились еще 4 тысячи лет назад. Однако никаких свидетельств этому факту не осталось. Поэтому сейчас трудно разделить реальные исторические факты и выдуманные местными жителями легенды.
Буддизм здесь распространился в 747 году. В 1616 году части Бутана объединились в одну страну. Были попытки нападений со стороны монгол, затем в стране почти двести лет длилась гражданская война. В 1949 году Бутан провозгласил независимость, однако на долгое время оставался в некоторой изоляции от остального мира. Благодаря этой изоляции страна не принимала участие ни в одной мировой войне. Для журналистов и туристов Бутан стал доступен только в 1974 году, после вступления в ООН. До 2002 года здесь было официально запрещено телевидение. Хотя и сейчас даже те, у кого появились телевизоры, редко их используют и чаще смотрят на них видеофильмы.
Со временем экономика страны понемногу растет, однако местные жители крепко держатся за свои традиции. Так, например, все они ходят в национальных костюмах. Заботящийся о своих подданных король запретил курение в стране. Жители Бутана отличаются гостеприимством и открытостью для окружающих. А все потому, что король считает личной обязанностью – сделать всех жителей Бутана счастливыми. В этих целях уже десять лет существует Комиссия по всеобщему счастью, где у людей ежегодно спрашивают, счастливы ли они. Почти все опрошенные отвечают утвердительно.
Третье место в экономике Бутана занимает туризм. И главной туристической достопримечательностью государства является монастырь Тигрицы. Для того чтобы подняться к нему, придется пройти три часа под углом 45 градусов. Примерно на середине пути люди часто чувствуют головокружение и ощущение нехватки воздуха. Для этого случая нужно запастись питьевой водой – помогает. В результате дорога приведет к монастырю, где на данные момент живут всего восемь человек.
В монастыре нельзя фотографировать. Зато можно медитировать – для этого имеется специальная комната. Но главной особенностью монастыря Тигрицы является его фантастическое расположение – на крошечном уступе над самым краем в бездонную пропасть Гималаев. Сложно представить себе, каким образом и кто мог выстроить здесь этот удивительный храм. Виды, открывающиеся отсюда, как и те, что будут встречаться по пути следования к монастырю, впечатляют красотой, умиротворенностью и гармоничностью со всем окружающим.
Насчет названия монастыря имеются две знаменитые легенды. Согласно одной из них, гуру, который и принес в Бутан буддизм, смог добраться до этого места на летающем тигре-демоне. Другая легенда гласит о бывшей жене императора, которая стала ученицей все того же гуру, превратилась в тигрицу и перенесла своего учителя из Тибета в Бутан. В одной из пещер гуру прожил в течение восьми перевоплощений, после чего место стали считать святым.
Попасть в Бутан не очень просто – только с пересадкой в Дели, Сингапуре, Мумбаи или Катманду. Далее – в составе туристической группы на специальном трансфере. Из страны нельзя вывозить местную валюту. Здесь не принято оставлять чаевые, но местные жители с большой благодарностью принимают любые пожертвования. Страна экологически чистая, много заповедников, здесь запрещено убивать животных и рубить деревья. Таких мест на планете становится все меньше, и, возможно, скоро сам факт существования подобного экологического уголка природы будет являться настоящим чудом.