Philippines-welcome.ru

Про Филипины
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Хасима — заброшенный остров в тихом океане (58 фото)

Хасима — заброшенный остров в тихом океане (58 фото)

остров хасима

Сегодня остров-призрак Хасима – объект интереса искателей приключений, влекомых таинственно-пугающей романтикой заброшенных городов. Здесь снимали некоторые кассовые киноленты, например, одну из частей Бондианы («Координаты Скайфолл»). Хашима официально открыт для туристов, им предлагают отправиться безопасным маршрутом по наиболее сохранившейся части острова. Экстремалы, готовые на все ради острых ощущений, часто пренебрегают официальными рекомендациями.

История таинственного места

Хашима расположен недалеко от побережья печально известного города Нагасаки. Их отделяет всего 15 километров. Возможно, в близости двух городов с тяжелой судьбой скрыт особенный смысл, пока недоступный человеческому пониманию.

Многие века Хашима отличался от острова в привычном понимании: просто скала в море, где причаливали местные рыбаки во время своих «выездов». Все изменилось к началу 19 века. 1810 – обнаружены первые месторождения угля. Остров стал разрастаться на глазах. Переработанную породу использовали в качестве строительного материала для расширения острова. Укрепляли берега, искусственно выращивали зеленые насаждения. Перед началом Второй мировой войны открывает военные заводы. Оборонная деятельность – второе основное направление промышленности Хасимы.

Исторические документы свидетельствуют о следующем: в 1944-45 годы среди рабочих завода большинство являлись пленными китайцами, корейцами. Последние сгинули без вести, пострадав из-за невероятно тяжелых условий работы.

Туристическое судно до острова Хасима Жители острова Хасима

Жилые здания

Первой крупной постройкой на Хасиме стал так называемый Дом Гловера, якобы спроектированный шотландским инженером Томасом Гловером. Его сдали в эксплуатацию в 1916-м. Жилой дом для шахтеров являл собой семиэтажное здание с садом на крыше и магазином на цокольном этаже и был первым в Японии железобетонным объектом таких размеров. Через два года в центре острова был построен еще более масштабный жилой комплекс Nikkyu. По сути, остров Хасима (фото домов можно увидеть в статье) стал полигоном для испытаний нового строительного материала, который позволял возводить объекты немыслимых ранее масштабов.

В условиях очень ограниченной территории любое свободное пространство люди старались использовать разумно. Между зданиями в узких двориках организовывались маленькие скверики для отдыха жителей. Это сейчас Хасима – остров-признак, на котором никто не живет, а в то время он был плотно заселен. Возведение жилых домов не прекращалось даже в период Второй мировой войны, хотя в других частях страны его заморозили. И этому было объяснение: воюющей империи требовалось топливо.

заброшенный город остров хасима

Расцвет и упадок

Угольные шахты уходили глубоко под Хашиму и окружающую его морскую гладь. Объемы добываемого сырья сделали город одним из лидеров угольной промышленности Японии. Тесные улицы полнились людьми, открывались магазины, школы, собственная больница для шахтеров. Большое значение имел синтоистский храм, ставший центром общественной жизни острова. Большинство жителей работали в шахтах, поэтому непременно посещали храм для молитвы, в поисках божественной поддержки во время непростых рабочих будней.

Питьевая вода, продукты питания, необходимые бытовые вещи – все поставляли с «большой земли». В таких условиях, казалось, неизбежным был дефицит некоторых необходимых вещей. Однако жители Хасимы нужды в чем-то не испытывали. Многие молодые шахтеры стремились получить место среди работников шахт «Мицубиси».

Резкий поворот, положивший начало концу Хасимы, случился в конце 60-х годов прошлого столетия. Тогда все большие обороты набирала нефтепромышленность. Добыча угля постепенно становилась менее рентабельной. Японцы обратили все промышленные мощности на добычу «черного золота» – нефти. Несколько лет Хасима еще держалась на плаву, но снижались объемы угледобычи, зарплаты, желание руководства вкладываться в бесперспективный проект.

Хашима сейчас

20 апреля 1974 года последний паром покидает Хашиму. История не сохранила свидетельств, кто был последним жителем, оставившим собственное пристанище. Официально с того момента Хасима перестает существовать. Теперь остров стремительно разрушается, покинутый местными. На долгие 35 лет его аборигенами становятся вездесущие чайки.

Перемены

Все изменилось в период 1880-х годов. Япония тогда переживала индустриализацию, при которой ценнейшим ресурсом становился уголь. На соседнем с Хасимой острове Такасима были освоены альтернативные источники сырья, способные обеспечить стремительно развивающуюся металлургическую отрасль Нагасаки. Успех шахт Такасимы поспособствовал тому, что и на Хасиме вскоре, в 1887 году, семейным кланом Фукахори была основана первая шахта. В 1890 году остров выкупил концерн «Мицубиси», и началось бурное освоение его природных богатств.

Шло время, угля стране нужно было все больше… , обладающая почти неограниченными финансовыми возможностями, разработала проект по подводной добыче ископаемого топлива на Хасиме. В 1895-м здесь была открыта новая шахта, имеющая глубину 199 метров, а в 1898-м – еще одна. В конечном счете под островом и морем, окружающим его, сформировался настоящий лабиринт из подводно-подземных выработок глубиной до шестисот метров ниже уровня моря.

Заброшенный остров Хасима как туристический объект

Официально туристическим местом остров стал в 2009 году. Сталкеров и любителей «заброшек» не останавливала нелегальность поездок сюда. Не могла их остановить также уголовная наказуемость проникновения в Хасиму и угроза депортации из страны. Местные дельцы из Нагасаки хорошо поживились на искателях приключений, организовывая незаконные поездки.

Черный рынок полнился артефактами с острова-призрака. Мародеры за 35 лет разворовали почти все оставленные жителями Хасимы предметы быта. «Расхитители гробниц» рассказывали друг другу байки и впечатления о посещении этого места. Постепенно Хашима оброс множеством легенд. По одной из них, здесь все еще бродят духи погибших в шахтах копателей, готовые растерзать каждого, кто потревожит их покой.

Заброшеный остров Хашима в Японии

Другое поверье утверждало, что после наступления темноты остров становится сосредоточием проклятых сил зла. Лучше не испытывать судьбу, иначе будешь наказан. Некоторые смельчаки пренебрегали этим, за что поплатились жизнью. Известен случай разбившегося альпиниста: он сорвался со страховочного троса, пытаясь забраться в высокое здание.

Читайте так же:
Дворец барона Эмпейна: жуткая легенда Каира

Военное время

Одним из культовых сооружений на острове является «Лестница в ад» — кажущийся бесконечным подъем, ведущий к храму Senpukuji. Неизвестно, что все-таки казалось жителям Хасимы более «адским» — преодоление сотен крутых ступенек или следовавший за этим спуск в лабиринты узких городских улочек, часто лишенных солнечного света. Кстати, к храмам люди, заселявшие остров Хасима (Япония), относились серьезно, ведь шахтерский труд — это очень опасное занятие. В период войны многих горняков призвали в армию, недостаток рабочей силы концерн «Мицубиси» восполнил корейскими и китайскими гастарбайтерами. Жертвами полуголодного существования и беспощадной эксплуатации на шахтах стали тысячи человек: одни умирали от болезней и истощения, другие погибали в забое. Иной раз люди даже бросались в отчаянии с островной стены в тщетной попытке доплыть до «большой земли».

Интересные факты о прошлом острова Хашима в Японии:

  • Японцы называли Хасиму «Гункадзима». Дословно переводится как «остров-корабль», «остров-линкор». Снова замешана корпорация «Мицубиси». В начале 20 века на верфях Нагасаки кипела постройка огромного флагмана военно-морского флота Японии «Тоса». Очертания острова издалека напоминали силуэт этого корабля.
  • В середине 20 века Хасима являлся самым густонаселенным городом на Земле. Плотность населения на квадратный километр поражала: почти 1,5 тысячи человек. Всего остров населяли почти 6 тысяч японцев.
  • Компания Google отправила экспедицию команды Street View в 2013 году для детальных панорамных съемок острова. Каждый желающий может посетить виртуальную экскурсию в любой момент на сайте проекта.
  • Здесь снимали большую часть японского фильма «Атака Титанов» (экранизация одноименного аниме — 2015).

Строительство

Извлекаемую из шахт пустую породу концерн «Мицубиси» применял для увеличения территории Хасимы. Был разработан план строительства на острове целого города для проживания шахтеров и персонала. Это было обусловлено стремлением снизить затраты, ведь приходилось ежедневно по морю доставлять рабочие смены сюда из Нагасаки.

Итак, в результате «отвоевания» площади у Тихого океана остров Хасима увеличился до 6,3 га. Длина с запада на восток составила 160 метров, а с севера на юг – 480 метров. в 1907 году окружила территорию железобетонной стеной, которая послужила препятствием для размывания участка суши частыми здесь тайфунами и морем.

заброшенный остров хасима

Масштабная застройка Хасимы началась в 1916 году, когда тут добывалось уже 150 тысяч тонн угля в год, а население составляло 3 тысячи человек. В течение 58 лет концерн возвел здесь 30 многоэтажных домов, школы, храмы, детский сад, госпиталь, клуб для шахтеров, плавательные бассейны, кинотеатр и другие объекты. Одних лишь магазинов насчитывалось около 25 штук. Наконец силуэт острова стал напоминать линкор «Тоса», и Хасима получила свое прозвище.

Японский остров Хасима, фото до и после

Полностью рукотворный промышленный оазис на безжизненной скале в один миг стал памятником полнейшей разрухе. Предлагаю посмотреть фотографии острова вместе. То, каким стал остров сегодня, пугает и манит одновременно.

Современный Хашима Заброшеный хашима Остров Хашима с жителями Хашима с жителями Старый хашима

Зависимость от «большой земли»

Шахтеры давали Японии нужный ей уголь, при этом их существование целиком зависело от поставок с «большой земли» одежды, продуктов, и даже воды. Здесь до 1960-х годов не было даже растений, пока в 1963-м на Хасиму с острова Кюсю не завезли грунт, что дало возможность разбить сады на крышах зданий и организовать небольшие огороды и скверики на немногих свободных площадках. Только тогда жители «линкора» смогли заняться выращиванием хоть каких-то овощей.

Ха-шима

Ха-сима ( 端 島 , Хашима ? ) , Также называемый Гункан-дзима ( 軍艦 島 ? ). Это остров в Японии, расположенный в префектуре Нагасаки менее чем в двадцати километрах к юго-западу от одноименного города .

После открытия угольного месторождения в 1887 году на острове постепенно появилась шахта, а затем город, в котором проживали сотрудники. Население стремительно растет до такой степени, что это одно из самых густонаселенных мест в мире. Падение горнодобывающей деятельности вызвало отъезд последних жителей в 1974 году, которые покинули остров и его инфраструктуру из-за плохой погоды. С тех пор это был город-призрак , который иногда называют « островом-призраком ».

Резюме

Топонимия

Хашима ( 端島 , Хашим ? ) , Также называется Gunkanjima или Гункано-Шим ( 軍艦島 , Gunkanjima ? , Буквально «военный корабль остров» ) . Это прозвище происходит из-за его сходства с линкорами типа « Тоса» .

География

Место расположения

Хасима находится на юге Японии , на западном побережье острова Кюсю . Он окружен островами Накано-сима и Такасима на северо-востоке, скалами Мицусэ на юго-востоке и полуостровом Нагасаки на востоке и юге. Хашима омывается морем Амакуса , небольшой частью Восточно-Китайского моря, которое принадлежит Тихому океану и которое также граничит с городом Нагасаки, от которого он находится менее чем в двадцати километрах.

В административном отношении остров принадлежит префектуре Нагасаки .

Облегчение

Оригинальный остров имел вытянутую форму ориентированных на северо — восток или юго -запад. Эта общая форма сохранилась, несмотря на расширение, которое она претерпела в период с 1899 по 1931 год. С тех пор Хашима имеет размеры 480 метров в длину и 160 метров в ширину, или 6,3 га площади.

Центр острова сохраняет первоначальный рельеф в виде отвесных скал. У его подножия выложены равнины, окруженные дамбами и набережными, образующими береговую линию .

Читайте так же:
Что посмотреть в Париже самостоятельно?

Конструкции

Хашима был миной из угля , и поэтому приветствовал всю необходимую инфраструктуру для этой деятельности. На поверхности остров был покрыт зданиями, где располагались дома, школы, магазины, службы, шахтная администрация, больница и т. Д.

Между этими постройками были устроены проходные пространства в виде аллей и лестниц, игровые площадки для детей.

Таким образом, остров был полностью урбанизирован, его берега образованы набережными и дамбами.

История

Добыча

В 1810 году на тогда необитаемом острове было обнаружено крупное месторождение угля . Он был куплен в 1890 году японским конгломератом Mitsubishi, который использовал этот ресурс и, таким образом, установил на Хашиме необходимую рабочую силу .

Это место было местом военных преступлений во время Второй мировой войны : когда Корея находилась под японской оккупацией , на остров были отправлены 800 корейских подневольных рабочих . Согласно отчету правительственной комиссии по расследованию, опубликованному в 2012 году, там погибло более 120 человек, а те, кто пытался бежать, подверглись жестоким пыткам.

После войны численность населения быстро увеличилась и в 1950 году достигла 5 300 жителей на 6,3 га площади, или 83 500 жителей / км 2 . Эти цифры увеличить в дальнейшем достигать 84,100 жителей / км 2 на весь остров и 139,100 жителей / км 2 в жилом районе в 1959 г. Именно тогда одна из самых высоких плотностей населения , зарегистрированных в мире..

Затем в Хашиме начался быстрый спад с заменой угля нефтью в качестве основного источника энергии в японской экономике . Активность колодцев снизилась до такой степени, что последние жители были эвакуированы в 1974 году. Климатические условия, в частности прохождение тайфунов , ускорили разрушение заброшенных зданий и горных выработок.

Хасима — город-призрак в Тихом океане

Остров Хасима Остров Хасима Остров Хасима Остров Хасима Остров Хасима Остров Хасима Остров Хасима Остров Хасима Остров Хасима Остров Хасима Остров Хасима Остров Хасима Остров Хасима Остров Хасима Остров Хасима Остров Хасима

На протяжении полувека Хасима был самым густонаселенным местом на планете. На территории в 3,5 гектара здесь жило больше пяти тысяч человек: город и его подземелья в буквальном смысле кишели людьми. 20 апреля 1974 года последний местный житель ступил на палубу теплохода, уходившего в Нагасаки, и вот уже без малого 40 лет в построенных еще в начале XX века многоэтажках живут лишь редкие чайки. Onliner.by рассказывает об индустриальной истории и печальном настоящем шахтерского острова-призрака, острова-линкора, японской Хасимы, мекки всех любителей покинутых человечеством городов.

«Пограничный остров», именно так с японского переводится Хасима, расположен на юге страны, в Восточно-Китайском море в 15 километрах от печально известного Нагасаки. Его второе название, наверное даже более популярное в Японии, — Гункандзима, «остров-линкор».

Так его прозвали еще в 1920-е годы. Журналисты местной газеты заметили, что силуэт Хасимы напоминает огромный линейный корабль Tosa, строившийся в то время корпорацией Mitsubishi на верфи в Нагасаки. Линкор длиной 234 метра должен был стать флагманом Императорского военно-морского флота Японии, однако стал жертвой «Договора пяти держав», соглашения, подписанного в 1922 году в Вашингтоне и ограничивавшего морские вооружения. Тем не менее «корабельное» прозвище к Хасиме приклеилось прочно, тем более что в конечном итоге остров, по сути, повторил судьбу линкора.

Хасима не всегда выглядел так внушительно. До конца XIX века это был один из великого множества малопригодных для разумных форм жизни скалистых островков в окрестностях Нагасаки, популярных только среди местных птиц да изредка посещаемых рыбаками.

Все изменилось в 1880-е годы. Япония переживала мощную индустриализацию, ценнейшим ресурсом при которой становился уголь. Грандиозный успех шахт соседнего острова Такасима способствовал освоению альтернативных источников сырья, способных обеспечить бурно развивающуюся металлургию Нагасаки. В 1887 году первую шахту на Хасиме основал семейный клан Фукахори, а в 1890-м остров за 100 000 иен выкупил Mitsubishi, один из самых крупных японских промышленных конгломератов. На снимках конца века Хасима выглядит уже обитаемым, человек активно приступил к освоению его природных богатств.

А угля стране требовалось все больше и больше. Рост большой индустрии сопровождался и увеличением аппетитов, как это принято было раньше говорить, агрессивной японской военщины. Успех в китайско-японской (1894—95) и русско-японской (1904—05) войнах лишь разогрел экономику империи. Концерн Mitsubishi, обладавший практически неограниченными финансовыми средствами, разработал проект подводной добычи угля на Хасиме. В 1895 году компания открыла новую шахту глубиной 199 метров, еще одну — в 1898 году. В конечном итоге под Хасимой и окружающим его морем образовался настоящий лабиринт из подземно-подводных выработок глубиной до 600 метров ниже уровня моря.

Пустую породу, извлекаемую из шахт, Mitsubishi использовала для увеличения территории острова. Менеджмент компании уже разработал план строительства на Хасиме целого города для шахтеров и обслуживающего их персонала. Этого требовали растущий масштаб угледобычи и соображения экономии, ведь в таком случае можно было отказаться от ежедневной доставки новых рабочих смен морем из Нагасаки.

В конечном итоге площадь Хасимы, во многом отвоеванная у Тихого океана, составила 6,3 га. С запада на восток длина острова составляет 160 метров, с севера на юг — 480 метров. В 1907 году Mitsubishi окружила свою собственность железобетонной стеной, препятствовавшей размыванию ее территории морем и частыми здесь тайфунами.

В 1916 году, когда на Хасиме уже добывалось 150 000 тонн угля ежегодно, а его население составляло около 3000 человек, Mitsubishi начала здесь масштабное строительство. За 58 лет корпорация возвела тут около 30 многоэтажных жилых домов, госпиталь, школы, детсад, плавательные бассейны, храмы, кинотеатр и клуб для шахтеров. Одних магазинов на острове работало 25 штук. Его силуэт наконец начал напоминать линкор Tosa, Хасима получил свое прозвище.

Читайте так же:
Мнайдра: загадочный храмовый комплекс на Мальте

Первым крупным зданием Хасимы стал т. н. «Дом Гловера», названный в честь будто бы проектировавшего его шотландского инженера Томаса Гловера. Семиэтажный жилой дом для шахтеров с магазином на цокольном этаже и садом на крыше сдали в эксплуатацию в 1916 году. Это было первое в Японии железобетонное здание таких масштабов. Хасима в принципе стал полигоном для испытания нового для страны строительного материала, позволявшего возводить сооружения невиданных ранее масштабов.

Квадратное в плане здание с внутренним двором служило одной цели — дать жилье как можно большему количеству рабочих. Стандартная квартира напоминала скорее келью: одна комната площадью 10 квадратных метров с окном и небольшой прихожей. Кухня, ванная и туалет были общими на этаж. По сути это было общежитие в современном его понимании.

Спустя два года в центральной части острова появился еще более масштабный комплекс, получивший название Nikkyu. Девятиэтажный колосс в форме буквы E насчитывал 241 столь же скромную, как и у предшественника, комнату.

Любое свободное пространство в условиях крайне ограниченной территории старались использовать с толком. В чрезвычайно узких двориках между зданиями и склоном скалы были организованы небольшие скверики для отдыха жильцов.

Строительство жилых домов здесь продолжалось даже во время Второй мировой войны, когда в других районах страны оно было заморожено. Топливо по-прежнему было необходимо воюющей империи. В 1941 году на Хасиме установили рекорд — добыли 410 000 тонн угля, а в 1944-м Mitsubishi закончила возведение крупнейшего здесь жилого комплекса — т. н. «здание №65», 9-этажное П-образное здание на 317 квартир, единственный дом в своем роде, построенный в Японии в первой половине 1940-х.

Рядом с ним находится т. н. «перекресток соленых дождей» — одно из немногих мест на острове, которое не достигали волны Восточно-Китайского моря во время тайфунов. Здесь население жилого квартала могло переждать непогоду, прежде чем пересечь открытое ветрам и морю пространство.

Неподалеку еще один культовый объект Хасимы — «Лестница в ад». Казавшийся бесконечным местным жителям подъем вел к храму Senpukuji. Непонятно, что казалось обитателям острова более адским — необходимость преодолевать сотни крутых ступенек или последующий спуск в узкие лабиринты улочек города, часто не видевших солнечного света.

К храмам на Хасиме относились серьезно — шахтерский труд и сейчас, а в первой половине XX века в особенности, остается крайне опасным занятием. Во время Второй мировой многие из молодых горняков острова были призваны в армию, Mitsubishi заменила их гастарбайтерами из Китая и Кореи. По разным подсчетам жертвами беспощадной эксплуатации на шахтах и полуголодного существования стали 1300 привезенных сюда пленников. Кто-то погибал в забое, кто-то умирал от истощения и болезней, бывало даже несчастные бросались с островной стены в отчаянной, в большинстве случаев тщетной попытке добраться до «большой земли». И ими, конечно, число погибших на Хасиме за 87 лет горных разработок тут не ограничивалось. На совести у острова и Mitsubishi тысячи жизней.

После окончания войны уголь Хасимы по-прежнему был востребован. Экономика Японии начала бурное восстановление уже в мирном русле. 1950-е стали «золотым десятилетием» острова: компания-владелец стала вести бизнес куда более цивилизованно. В шахтерском городке была построена больница, а в 1958 году открылась огромная 7-этажная школа, ставшая последним крупным зданием, возведенным здесь.

С первого по четвертый этаж комплекса занимала начальная школа, выше располагались старшие классы. На самом верхнем уровне находились спортивный и актовый залы.

Своего пика население Хасимы достигло в 1959 году. На шести с небольшим гектарах острова, из которых только 60% были жилыми, жило 5259 человек. Плотность населения здесь составляла 1391 человек на гектар — в этом смысле у Хасимы конкурентов не было. Это было самое густонаселенное место на планете — жилые кварталы были буквально забиты людьми.

Автомобилей здесь, разумеется, не было. Как поговаривали местные жители, из одного конца в другой остров можно было пересечь быстрее, чем выкурить сигарету. Не нужны были даже зонты: запутанный лабиринт крытых лестниц, коридоров и галерей объединял практически все постройки жилых кварталов, позволяя в случае необходимости в принципе не выходить на открытый воздух.

Распределение жилья отражало царившую здесь строгую социальную иерархию. Единственный одноэтажный особняк, причем на вершине скалы, с которой когда-то начинался остров, занимал управляющий шахтой Mitsubishi. Менеджмент, учителя и врачи жили в относительно просторных двухкомнатных квартирах с собственной кухней и санузлом в отдельных жилых домах. Шахтерским семьям тоже предоставлялась двухкомнатная квартира в 20 квадратных метров, но уже с кухнями, туалетами и душами «на этаже». А неженатые шахтеры и сезонные рабочие жили в тех самых первых однокомнатных квартирках на 10 «квадратов», построенных тут еще в начале XX века.

Mitsubishi правила на Хасиме железной рукой, установив тут своего рода частнособственническую диктатуру. С одной стороны, корпорация обеспечивала шахтеров гарантированным рабочим местом и заработной платой, бесплатным жильем, электричеством и водой. С другой — жители острова в принудительном порядке привлекались к общественным работам по содержанию зданий в пристойном виде: уборке общественных помещений и территории.

Островное сообщество давало «большой земле» так нужный ей уголь, но в свою очередь его существование целиком и полностью зависело от поставок продуктов, одежды и даже обычной воды. До 1960-х здесь не было ни одного более-менее серьезного растения, только в 1963-м материнская компания завезла с острова Кюсю грунт, что позволило разбить на крышах зданий и немногих доступных свободных площадках небольшие скверы, сады и огороды. Жители Хасимы получили возможность гулять среди деревьев и выращивать хотя бы какое-то минимальное количество овощей.

Читайте так же:
Как продлить туристическую визу на Самуи. Иммигрейшн Офис

Будущее Хасимы в начале 1960-х еще казалось безоблачным, но в конце десятилетия с удешевлением нефти добыча угля здесь становилась все более и более нерентабельной. Шахты закрывались по всей стране, и маленький остров в Восточно-Китайском море также в конце концов стал жертвой переориентации японской экономики на потребление «черного золота». В январе 1974 года Mitsubishi объявила о ликвидации шахт на Хасиме, в марте закрылась построенная 16 лет назад школа, а 20 апреля последний житель острова покинул его на теплоходе. Хасима превратился в призрак.

За 87 лет здесь добыли 16,5 миллиона тонн угля, но последние четыре десятилетия остров покинут, а построенные с таким трудом, с использованием малейшего клочка земли здания медленно, но необратимо разрушаются. Брошенный людьми остров-корабль, охраняющий вход в бухту Нагасаки, служит своеобразным монументом истории японского общества.

Долгое время его посещение туристами и любителями «заброшки» было категорически запрещено — слишком активно деградировали построенные в первой половине XX века сооружения. Однако с 2009 года власти вновь допускают на Хасиму всех желающих, организовав специальный пешеходный маршрут в небольшой, но безопасной для здоровья части острова.

Новую волну интереса к Хасиме подняла последняя серия киноэпопеи о приключениях британского агента 007 Джеймса Бонда. Логово главного злодея, Рауля Сильвы, в фильме «Координаты Скайфолл» (2012) было очевидно вдохновлено именно «островом-линкором» в Восточно-Китайском море, хотя и снималось в павильонах английской студии Pinewood.

Энтузиасты предлагают реконструировать весь остров, туристический потенциал которого огромен, организовать здесь музей промышленной истории под открытым небом и даже включить Хасиму в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Однако, как обычно, все упирается в финансы, ведь бюджет восстановления десятков зданий, многие из которых полуразрушены, трудно предсказуем.

Впрочем, побродить по острову-призраку теперь может любой желающий, не выходя из-за собственного компьютера. В июле 2013 года отснявший Хасиму сервис Google Street View дал возможность увидеть не только недоступные в настоящее время туристам кварталы острова, но даже побывать внутри покинутых зданий, зайти в шахтерские квартиры и увидеть брошенные при отъезде предметы быта.

Хасима, «японская Припять», только без радиации, остается суровым символом рождения в империи большой промышленности и в то же время наглядно показывает, что ничто не вечно, даже под восходящим солнцем.

Остров Хасима, Япония

Наша планета, наравне с историей человечества, таит множество загадок. Сюда входит некогда густонаселенный, но сегодня безжизненный, пугающий остров Хасима (Хашима), омываемый волнами Восточно-Китайского моря. Остров-призрак сравнивают с Чернобылем. Причина упадка последнего отличается от техногенной катастрофы. Хасима перестал существовать как обитаемое место из-за закрытия градообразующего предприятия – шахт компании «Мицубиси». Разом тысячи людей, оставшись без работы, покинули ставший бесперспективным город.

Сегодня остров-призрак Хасима – объект интереса искателей приключений, влекомых таинственно-пугающей романтикой заброшенных городов. Здесь снимали некоторые кассовые киноленты, например, одну из частей Бондианы («Координаты Скайфолл»). Хашима официально открыт для туристов, им предлагают отправиться безопасным маршрутом по наиболее сохранившейся части острова. Экстремалы, готовые на все ради острых ощущений, часто пренебрегают официальными рекомендациями.

История таинственного места

Хашима расположен недалеко от побережья печально известного города Нагасаки. Их отделяет всего 15 километров. Возможно, в близости двух городов с тяжелой судьбой скрыт особенный смысл, пока недоступный человеческому пониманию.

Многие века Хашима отличался от острова в привычном понимании: просто скала в море, где причаливали местные рыбаки во время своих «выездов». Все изменилось к началу 19 века. 1810 – обнаружены первые месторождения угля. Остров стал разрастаться на глазах. Переработанную породу использовали в качестве строительного материала для расширения острова. Укрепляли берега, искусственно выращивали зеленые насаждения. Перед началом Второй мировой войны компания «Мицубиси» открывает военные заводы. Оборонная деятельность – второе основное направление промышленности Хасимы.

Исторические документы свидетельствуют о следующем: в 1944-45 годы среди рабочих завода большинство являлись пленными китайцами, корейцами. Последние сгинули без вести, пострадав из-за невероятно тяжелых условий работы.

Расцвет и упадок

Угольные шахты уходили глубоко под Хашиму и окружающую его морскую гладь. Объемы добываемого сырья сделали город одним из лидеров угольной промышленности Японии. Тесные улицы полнились людьми, открывались магазины, школы, собственная больница для шахтеров. Большое значение имел синтоистский храм, ставший центром общественной жизни острова. Большинство жителей работали в шахтах, поэтому непременно посещали храм для молитвы, в поисках божественной поддержки во время непростых рабочих будней.

Питьевая вода, продукты питания, необходимые бытовые вещи – все поставляли с «большой земли». В таких условиях, казалось, неизбежным был дефицит некоторых необходимых вещей. Однако жители Хасимы нужды в чем-то не испытывали. Многие молодые шахтеры стремились получить место среди работников шахт «Мицубиси».

Резкий поворот, положивший начало концу Хасимы, случился в конце 60-х годов прошлого столетия. Тогда все большие обороты набирала нефтепромышленность. Добыча угля постепенно становилась менее рентабельной. Японцы обратили все промышленные мощности на добычу «черного золота» – нефти. Несколько лет Хасима еще держалась на плаву, но снижались объемы угледобычи, зарплаты, желание руководства вкладываться в бесперспективный проект.

Читайте так же:
Цены на отдых на Крите осенью 2021

Хашима сейчас

20 апреля 1974 года последний паром покидает Хашиму. История не сохранила свидетельств, кто был последним жителем, оставившим собственное пристанище. Официально с того момента Хасима перестает существовать. Теперь остров стремительно разрушается, покинутый местными. На долгие 35 лет его аборигенами становятся вездесущие чайки.

Заброшенный остров Хасима как туристический объект

Официально туристическим местом остров стал в 2009 году. Сталкеров и любителей «заброшек» не останавливала нелегальность поездок сюда. Не могла их остановить также уголовная наказуемость проникновения в Хасиму и угроза депортации из страны. Местные дельцы из Нагасаки хорошо поживились на искателях приключений, организовывая незаконные поездки.

Черный рынок полнился артефактами с острова-призрака. Мародеры за 35 лет разворовали почти все оставленные жителями Хасимы предметы быта. «Расхитители гробниц» рассказывали друг другу байки и впечатления о посещении этого места. Постепенно Хашима оброс множеством легенд. По одной из них, здесь все еще бродят духи погибших в шахтах копателей, готовые растерзать каждого, кто потревожит их покой.

Заброшеный остров Хашима в Японии

Другое поверье утверждало, что после наступления темноты остров становится сосредоточием проклятых сил зла. Лучше не испытывать судьбу, иначе будешь наказан. Некоторые смельчаки пренебрегали этим, за что поплатились жизнью. Известен случай разбившегося альпиниста: он сорвался со страховочного троса, пытаясь забраться в высокое здание.

Интересные факты о прошлом острова Хашима в Японии:

  • Японцы называли Хасиму «Гункадзима». Дословно переводится как «остров-корабль», «остров-линкор». Снова замешана корпорация «Мицубиси». В начале 20 века на верфях Нагасаки кипела постройка огромного флагмана военно-морского флота Японии «Тоса». Очертания острова издалека напоминали силуэт этого корабля.
  • В середине 20 века Хасима являлся самым густонаселенным городом на Земле. Плотность населения на квадратный километр поражала: почти 1,5 тысячи человек. Всего остров населяли почти 6 тысяч японцев.
  • Компания Google отправила экспедицию команды Street View в 2013 году для детальных панорамных съемок острова. Каждый желающий может посетить виртуальную экскурсию в любой момент на сайте проекта.
  • Здесь снимали большую часть японского фильма «Атака Титанов» (экранизация одноименного аниме — 2015).

Японский остров Хасима, фото до и после

Полностью рукотворный промышленный оазис на безжизненной скале в один миг стал памятником полнейшей разрухе. Предлагаю посмотреть фотографии острова вместе. То, каким стал остров сегодня, пугает и манит одновременно.

Раньше это было самое густонаселенное место на Земле, и теперь это остров привидений (ФОТО)

Хашима

Хашима — заброшенный остров в Восточно-Китайском море, расположенный в 15 км от японского города Нагасаки. Он получил второе имя — Гункандзима, что означает «крейсер». С моря этот остров напоминает военный корабль, сообщает kratko-news.com.

В начале XIX века Хашима был куском скалы, заросшей зеленью. Птицы гнездились в гнездах, и только иногда рыбаки с соседнего острова Такашима использовали его как временное убежище. Первоначально его площадь составляла 1 кв. км.

В 1980-х годах на острове было обнаружено месторождение угля и Хашима был заселен. Затем Япония переживает мощную индустриализацию, а уголь — ценный ресурс. Первая шахта в Хашиме была основана в 1887 году кланом семьи Хуакори. За 10 лет крупнейшая японская промышленная корпорация Mitsubishi покупает остров за 100 000 иен. Люди активно исследуют природные богатства Хашимы. В 1895 году компания открыла шахту глубиной 199 метров, а через год — еще одну.

Таким образом, кусок камня становится крупным промышленным центром. В дополнение к шахтам были построены военные заводы. С 1943 по 1945 год китайцы и корейцы были вынуждены отправиться в Хашиму для работы на подводных угольных шахтах Mitsubishi Corporation. Многие из них основаны на тяжелых условиях труда. В течение следующих 50 лет остров стал одним из самых густонаселенных мест на земле. В 1959 году население составляло 5 259 человек. Со временем окаменелости начали высыхать, шахты становились все меньше. В 1974 году люди покинули рабочий лагерь, оставив его посреди моря. Последний житель Хашимы вышел на палубу корабля, оставив остров 20 апреля 1974 года.

В течение многих лет посещение Хашимы было запрещено японскими властями. Согласно сообщениям СМИ, нарушение запрета наказывалось депортацией из страны — поэтому Япония хочтела защитить остров от чернокожих. Остров вызывал большой интерес у коллекционеров. Поэтому ни депортация, ни мистические слухи о беспокойных душах рабочих, погибших на острове, не препятствовало охотникам, которые охотились за артефактами. У них свои легенды. По словам одного из них, Хашиму нужно оставить, пока не стемнеет и особых проблем не будет. Но есть смельчаки, которые используют тьму в качестве прикрытия от любопытных глаз, но многие из них получают ужасные ранения или умирают из-за небрежности.

Доступ к заброшенному шахтерскому городу теперь разрешен для туристов, но только для части острова, специально оборудованной для обеспечения безопасности. Невозможно, чтобы кто-то ушел с маршрута из-за аварийного состояния зданий.

Оставшийся остров привлекает не только авантюристов, но и тех, кто работает в киноиндустрии. В 2009 году в фильме «Life After People» Хашима является примером того, что происходит с городом, который покинули 35 лет назад. В 2011 году на этом острове снимались эпизоды Skyfall.

Чтобы сделать этот остров музеем жизни и культуры японских шахтеров, требуется немало инвестиций.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector