Легенда о храмовом комплексе Прамбанан
Легенда о храмовом комплексе Прамбанан
Юго-Восточная Азия – настоящая находка для любителей величественных храмовых комплексов древности. И сегодня мы бы хотели поговорить именно об одном поистине невероятном сооружении.
Храмовый комплекс Прамбанан
Речь пойдёт о храмовом комплексе на острове Ява в Индонезии, под названием Прамбанан. В его состав входят 224 храма! Но основными зданиями считаются 16 крупнейших, объединённых общей площадью, обрамлённой каменной стеной. Высота самого большого достигает 47 метров.
Официальные представители науки указывают на принадлежность каждого храма к какому-либо буддийскому божеству. Но символы и статуи индийских богов были достроены гораздо позже.
Барельеф храмового комплекса Прамбанан. Создан гораздо позже основных построек
Существует легенда о принце Бандунге Бондовосо, искренне полюбившем девушку Джонгранг и предложившем ей руку и сердце. Она отказала, основываясь на своём убеждении в причастности Бандунга к убийству её отца. Тогда принц предложил построить храм за ночь с тысячью статуями и, если он справится, то девушка выйдет за него замуж. Та согласилась.
Всю ночь кипело строительство. С первыми лучами солнца храм был почти доделан. Оставалось совсем немного. Но принц не успел. Девушка отказалась выходить за него. Позже принцу удалось выяснить, что это было не солнце, а множество костров, которые попросила разжечь Джонгранг, чтобы избежать свадьбы. Разозлённый принц проклял девушку, и та превратилась в каменную статую, став недостающей, тысячной. Именно эта статуя красуется на вершине 47-метрового главного здания.
Разозлённый принц проклял девушку, и та превратилась в каменную статую.
Если верить официальной науке, то храм был построен в 9 веке нашей эры. Причина постройки указывается весьма банальная – неразделённая любовь правителя. Однако, можно сделать вывод, что именно этот храмовый комплекс относится к более древнему периоду и построен вовсе не из-за неудачных отношений принца Бандунга Бондовосо. И вот почему.
Исследователь древних построек Индии, Китая, Бангладеша, Мьянмы, Индонезии и соседних государств, Дюбалье, будучи французом, утверждал, что довольно мало храмов Юго-Восточной Азии выполнено в таком стиле в последние два тысячелетия. Более того, все буддийские достройки в комплексе относятся к 13-19 векам. А это означает, что сами здания могут оказаться более древними и соответственно построены были не современными индонезийцами. Эта точка зрения расколола учёных на два лагеря.
Одни считают француза не очень образованным человеком, так как перед этой экспедицией он не смог защитить свою докторскую на тему китайских храмовых комплексов. Но, как удалось выяснить, именно из-за несогласия в датировках с ведущими европейскими учёными, господин Дюбалье не сумел защитить свою работу.
Последователи француза исследовали близлежащие постройки и стену, окаймляющую основные храмы. Выяснилось, что эти строения менее древние и построены в 14-16 веках. А вот со стеной всё сложнее. Она собрана из различных камней и датировать конкретно невозможно. Именно из-за этого точную датировку всего комплекса растягивают чуть ли не на тысячу лет.
Но если основной комплекс значительно старше буддийских новоделов, то кто построил его? Что за цивилизация населяла остров Яву до заселения индонезийцами? На этот вопрос официальная наука не может дать ответа. Их точка зрения указывает на заселение Индонезии потенциальными индонезийцами и индийцами примерно 45 тысяч лет назад. В связи с этой теорией все постройки автоматически, независимо от принадлежности, относятся к буддийской культуре.
Но на барельефах храмов и среди древних статуй не обнаруживаются буддийские божества, так как их изображения и скульптуры смогли появиться только гораздо позже.
К сожалению, правду узнать крайне проблематично, и поэтому остаётся только лицезреть эти прекрасные архитектурные шедевры, доставшиеся нам от неизвестных предков, населявших остров Ява в далёкие времена.
Тысячелетний храм Прамбанан в Индонезии
Наш путь лежал в таинственную страну Индонезия, а конкретней на остров Ява. В планах был и отдых и просвещение: мы посетили храмовый комплекс Прамбанан, который покорил нас своей красотой и величием. Архитектура местных сооружений представляет собой необычную смесь буддийских и индуистских стилей, все они возводились на протяжении двух столетий (VIII – X века), но все-таки устояли до наших дней. Видно, что место утеряло былой блеск, хотя, даже спустя столько времени, оно поражает.
Форма храмов такова, что издали создаётся вполне отчетливое впечатление, что перед тобой горы или фантастические деревья, но, уже подойдя поближе, понимаешь, что эти грандиозные каменные образования — дело человеческих рук.
Со времен заложения первого камня царём Раку Пикатана в 856 году и до наших дней на состояние комплекса в значительной степени повлияло сильное землетрясение 2006 года, которое не пощадило мелкие постройки между основными храмами. Множество блоков и сейчас разбросаны по территории, некоторые статуи повреждены, а другие и вовсе упали.
На глаз можно разделить всю территорию на три сектора: внешний, средний, большая часть которого заполнена сотнями небольших храмов, и наконец внутренний, где расположены 8 малых и основных храмов.
Стены сооружений покрывает причудливая резьба, а по территории расставлено множество каменных статуй. Честно говоря, не знаю подлинное это всё или это результат реставрации, которая проводилась с 1918 г. по 1953 г. специалистами из Голландии, но смотрятся эти элементы очень гармонично.
Самым «выдающимся» и популярным храмом считается Лоро Джонгранг, крупнейший храм Индонезии с высотой в 47 метров.
Он посвящен богу Шиве, а его название дословно переводится, как «стройная дева». Статую с таким же названием нам удалось найти в центральной части главного святилища, она изображает богиню Дурги. Фотография получилась уж слишком тёмной, но могу с уверенностью сказать одно — понятие стройности в те времена носило несколько иное значение :). Неподалёку расположены ещё два божества, запечатленные в камне: Агашта и Ганеша.
На самом деле информации об этом храме мало и зачастую она противоречива, но все сходятся во мнении, что он был построен в начале X века правителем Дхакса. Таинственности Прамбанану добавляет факт внезапного исчезновения всех людей в окрестностях храма.
В образе строения можно разглядеть некоторый символизм, так, основная конструкция разделена на 4 яруса, а вокруг здания расположено 4 стены с таким же количеством ворот. Считается, что четвёрка символизирует количество каст и является могущественным и религиозным числом.
Чего здесь действительно в достатке, так это барельефов и фресок. Ими можно любоваться долго, и около одной из них мы почти недвижимо простояли около 30 минут, совершенно забыв о времени.
Сцены создания и разрушения мира богом Шива, мифические животные и небесные деревья — всё это изображено на стенах с поражающей воображение точностью.
Очень понравилась птичка-носорог, или ещё её называют хорнбилл.
На обратном пути нас поджидал сюрприз — выход из комплекса устроен через сувенирные лавочки. Мы, было, хотели что-нибудь выбрать на память, но продавцы до такой степени активные, что нам пришлось, чуть ли не отбиваться от них и мы посчитали за счастье выбраться оттуда побыстрее. Так что с сувенирами у нас не срослось, а вот впечатлений привезли целую гору.
Удивительные храмы Индонезии, которые поражают воображение (Фото)
В экваториальной Индонезии, среди пышных ландшафтов, скрываются самые впечатляющие древние сооружения в мире.
Пура Бесаких
Бали — один из 17 тысяч островов, из которых состоит Индонезия. Остров индуистский, хотя большая часть архипелага — мусульманская. Пура Бесаких — крупнейший, самый важный и святой храм на острове Инду. Он расположен на склонах массивной горы Агунг на высоте 1000 метров. Пура Бесаких состоит из 23 связанных между собой храмов, самый большой и впечатляющий из которых — Пура Бесаких Агунг. Храмовый комплекс окружен холмистой сельской местностью, над которой возвышается вулкан.
Гоа Гаджах (Слоновья пещера)
На острове Бали, к югу от Убуда, находятся пещеры Гоа Гаджах, богато украшенные наскальными рисунками. Пещера с угрожающими персонажами, вырезанными на ее фасаде, является главной достопримечательностью, упоминающейся в балийских поэмах еще в 1365 году. В 1950-х годах были обнаружены бассейны для купания, украшенные красивыми женскими скульптурами. Окружающие сооружения были добавлены к древнему месту спустя некоторое время.
Комплекс Канди Плаосан
Индуистско-буддийский храмовый комплекс является центральным на острове Ява, и им гордятся местные жители-мусульмане. 248 храмов бдительно охраняют дварапалы или храмовые стражи, каждый из которых имеет змею, булаву или меч, чтобы не допустить злодеев. Главная святыня — вихары-близнецы. Эти два многоэтажных храмовых здания являются самыми впечатляющими храмами на Яве.
Храм Рату Боко
На южной стороне Явы, высоко на плато, находятся руины храма Рату Боко. Остатки сооружения позволяют предположить, что здесь был замок или особняк для королевских семей. Здесь можно увидеть сохранившиеся внешнюю стену, сухой ров, а в самой высокой точке — смотровой павильон, из которого открывается потрясающий вид на близлежащий храм Прамбанан и гору Мерапи.
Храм Севу
Буддийская вселенная проявляется в центральном храме Махадевы в храме Севу. Из центрального храма выходят четыре кольца, состоящие из 250 небольших храмов, посвященных различным богам. Расположенный недалеко от индуистского храма Прамбанан, храм Севу является вторым по величине буддийским храмом на Яве. Близость этих храмов предполагает, что индусы и буддисты жили в мире. Большой вход в главный храм обращен на восток и содержит надпись, датируемую 792 годов нашей эры. Начиная с VIII века храм Севу был одним из главных храмов Явы.
Пура Лухур Улувату
Посвященный Рудре, Пура Лухур Улувату расположен высоко над морем, на склоне утеса. Улувату — один из районов Бали, в котором процветает туризм. Пура Лухур Улувату — один из четырех главных храмов Бали. Он предназначен для защиты острова от зла. Храм небольшой, на севере и юге от него есть две смотровые площадки, откуда открывается великолепный вид.
Пура Улун Дану Бератан (Пура Братан)
Прохладный воздух и туман окружают путешественников, поднимающихся по центральным горам острова Бали. Здесь, среди пиков, расположено впечатляющее озеро Братан. Прибрежный храм Пура Братан служил индуистам этого района с 1633 года. Он был построен для восхваления и жертвоприношения Деви Дану — богине озер, рек и воды. Богиня и озеро помогают выращивать на острове урожай с помощью системы оросительных каналов. А если спуститься с горы вдоль канала, можно увидеть небольшие храмы, посвященные воде.
Танах Лот
Храм Танах Лот, высеченный в скале, выступающей из моря, ежегодно привлекает тысячи туристов. Он служит западной точкой четырех основных храмов Бали. Храм находится на небольшом острове и доступен только во время отлива. Благодаря популярности храма балийцы реконструировали остров, который начал разрушаться. А в ясный день отсюда можно увидеть расположенный высоко на скале Пура Лухур Улувату.
Прамбанан
Самый большой индуистский храм в Индонезии находится в центре мусульманского острова Ява. Этот несравненный храм, который часто называют индуистским шедевром, все еще реконструируется. Войдя в парк Прамбанан, можно увидеть каменные руины 224 внешних храмов. А в центре находятся восемь главных и восемь второстепенных храмов. Их богато украшенные резные шпили прославляют Тримурти или выражение Бога как Брахмы-Создателя, Вишну-Хранителя и Шивы-разрушителя. Храм построен в середине IX века.
Боробудур
Перечисляя храмы Индонезии, конечно же не можем не включить знаменитый на весь мир Боробудур. Этот храм в Центральной Яве является крупнейшим в мире буддийским храмом, возведенным на века. Он пережил извержение вулкана Гунунг Мерали, взрывы и землетрясение 2006 года. Высоко возвышаясь над зелеными рисовыми полями и деревнями, Боробудур может заставить другие храмы Индонезии выглядеть довольно мелкими. Храм похож на богато украшенную резную пирамиду с укрепленными стенами и пятиэтажными статуями. Центральный купол увенчан впечатляющими 72 статуями Будды. Но больше всего потрясает то, что храм был возведен вручную еще в IX веке!
Боробудур — древний храм на острове Ява
В прадавние времена остров Ява не был прикреплён к одному месту, а потому постоянно менял свою дислокацию, плавая по всему океану, что не могло не вызывать беспокойства у местных жителей. Ими было принято решение закрепить остров, прибив его гвоздём к центру земли.
А через какое-то время на месте крепления образовался холм, вокруг которого обитатели острова возвели храм, воплощающий буддистское учение о восьми, ведущих к просветлению, ступенях и символизирующий объединение высшего с низшим, Неба с Землёй, богов с людьми.
Первый этаж, цоколь здания, означал мир плотских страстей, следующие четыре этажа говорили о борьбе человека со своими желаниями, а три последних яруса символизировали приближение к абсолютному покою, нирване.
Храм тысячи Будд
Находится храм Боробудур в Индонезии, на острове Ява, в священной долине Кеду, недалеко от вулкана Мерапи, в сорока двух километрах от Джакарты. На географической карте его можно найти по следующим координатам: 7° 36′ 29″ с. ш., 110° 12′ 14″ в. д.
Что именно означает Боробудур, учёные установить не смогли. По одной из версий, «боро» переводится как «комплекс храм и монастырей», а вторая часть «будур» похожа на балийское слово «бедухур», означающее «наверху» (это даёт возможность говорить о том, что название означает «Комплекс храмов на холме»).
Храм богини Артемиды в Эфесе 5727 4.2 3
Существует ещё одна гипотеза, согласно которой «боро» – наименование территории, а «будур» означает «древность» – таким образом, название можно трактовать как «Древняя Бора». Третья версия говорит о том, что Боробудур в переводе означает «Тысячи Будд».
Как выглядит храм
Когда смотреть на Боробудур снизу, нередко создаётся впечатление, будто находишься возле огромной каменной пирамиды: террасы, ступени, ниши под углом уходят высоко вверх. По размерам древний буддийский храм значительно уступает древним египетским сооружениям: высота его составляет лишь 34 метра.
Зато по внешнему оформлению и дизайну превосходит их во всём: многочисленными барельефами, статуями, композициями нельзя не восхищаться. Нет ничего удивительного в том, что этот храм многие называют не только восьмым чудом света, но и каменной летописью буддизма.
Чтобы возвести Боробудур в Индонезии, древним строителям понадобилось более ста лет. Результаты превзошли все ожидания: возведённый в конце VIII – начале IX ст. Боробудур оказался самым крупным буддистским храмом за пределами Индии и Камбоджи.
Внутри нет никакого внутреннего пространства, поскольку возведён он был вокруг природного холма, который древние мастера обложили огромными каменными блоками. Учёные подсчитали, что на постройку этой грандиозной конструкции ушло около 2 млн. кирпичей, несколько тысяч декорированных панелей, было создано более 500 статуй Будд (археологи до сих пор не смогли найти каменоломню, где добывали и обрабатывали камни).
После того как был построен корпус Боробудур, получилась огромная ступенчатая конструкция пирамидальной формы, высотой более тридцати метров и длиной основания около 123 м. Сооружению придали квадратную форму (120 х 120 м), сориентировав каждую сторону по четырём сторонам света и соорудив с каждой стороны наверх лестницу и вход.
С каждой стороны пирамиды установили в определённых позах статуи Будды (всего их на территории храма около пятисот): скульптуры, расположенные на востоке, призывают землю свидетельствовать об истинности своего учения, с южной – обещают паломникам выполнить все их желания, с западной – медитируют, а с северной напоминают верующим продолжать путь к спасению.
Центральный вход храма традиционно оказался с восточной стороны и, поскольку символизирует момент просвещения Будды, входить сюда имеют право лишь буддистские монахи. Именно от центрального входа выбитые в камнях рельефы начинают свой рассказ об истории развития буддизма (повествование это растянулось более чем на пять километров).
Барельефы примечательны тем, что в них можно без труда проследить сюжетную линию, поскольку их характеризует наличие уравновешенной и строгой композиции.
Во время ритуального обхода каждого этажа Боробудур (а каждый ярус они должны пройти около семи раз) паломники, глядя на барельефы и статуи, имеют возможность ознакомиться с жизнью Будды и его учением. Состоит храм из нескольких уровней.
Камадхату (мир страстей)
В настоящее время доступ к первому ярусу для туристов закрыт (сделано это было для того, чтобы не повредить стабильности храма). Известно, что в цоколе храма изначально находилось 160 панелей, на которых был изображён мир чувственных страстей и рассказывающие, к чему они способны привести согласно законам кармы.
Рупадхату (сфера форм или борьба с желаниями)
На панелях, расположенных на этом уровне, изображены истории из жизни Будды. Одни из них повествуют о его предыдущих воплощениях в виде бога, царя, человека и даже животного (льва, оленя, обезьяны). В каждой своей жизни учитель проявляет сострадание и благородство, раскрывая буддийские принципы. Другие рассказывают о странствиях Будды в поисках мудрости.
Арападхату (сфера без форм или приближение к нирване)
Поднявшись на пятый ярус, паломник оказывается на высшем уровне, символизирующий приближение к нирване и оформленный в виде трёх террас округлой формы. В отличие от предыдущих ярусов, здесь полностью отсутствуют барельефы или плиты, но установлены статуи Будды (всего здесь расположено 72 скульптуры).
Размещали их или в нишах в стене, или в середине ступ, по форме напоминающих перевёрнутые колокола с маленькими ажурными отверстиями, через которые можно рассмотреть скульптуры. Такое их местонахождение было выбрано неслучайно: спрятанные под ступами статуи отображают идею отрешённости от мира и пребывание Будды в нирване.
В середине арападхату – центральная ступа, в которой находится последняя, самая большая скульптура Будды. Колокол этот полностью закрыт, поэтому статую увидеть невозможно. Когда скульптуру нашли, у неё отсутствовала голова – почему так получилось, существует несколько версий.
Храм Парфенон в Афинах 5727 4.82 0
Согласно одной из них, она отвалилась во время землетрясения, другая говорит о том, что статуя почему-то с самого начала была не завершена. Версию о том, что кто-то увёз во время грабежа, ученые даже не рассматривают: огромные размеры скульптуры полностью исключают такую возможность.
Судьба храма
Сильнейшее извержение вулкана в 1006 году не только сильно разрушило Боробудур, но и на восемь столетий похоронило его под толстым слоем пепла, оставив в памяти народа о храме лишь предания. Лишь в начале XIX ст. английский губернатор Раффлз, услышав легенду, решил организовать научную экспедицию, которая довольно быстро нашла храм – и началось восстановление святилища.
Реконструкции эти проводились не один раз и после того, как храм восстановили, Боробудур и Прамбанан, находящийся рядом комплекс индуистских храмов, были признаны ЮНЕСКО памятниками Всемирного наследия.
Боробудур — древнее сооружение, сравнимое с пирамидой Хеопса
В этот раз я расскажу о древнем сооружении в Индонезии, технология создания которого вызывает вопросы. Боробудур представляет из себя буддийскую ступу, вместе с храмом и находится, как я сказал выше, в Индонезии, недалеко от города Джокьякарта. Но чем же так интересен объект?
Лично для меня, идеальное сравнение для сооружения — это пирамида Хеопса. Дело в том, что ступа построена из 2 миллионов блоков, пирамида, для сравнения, из 2,3 миллионов, то есть приблизительно, один объем работы, если не учитывать другие факторы. Сооружение построено, по официальной версии, в VIII-IX веках, но понятное дело, это далеко не точно. По истории все как обычно, никаких технологий, все примитивными инструментами делали.
Но если обратиться к официальной истории открытия, то все, как обычно, достаточно забавно. В истории говорится что так получилось, что храм обнаружили 200 лет назад, в XIX веке, а до этого, он якобы был потерян в течение последних 1 000 лет. Я не буду в очередной раз говорить о странностях открытий древних сооружений впервые в XIX-XX веках, но тот кто читал мою статью, думаю должен понимать о чем речь. Кстати, мало того, что его нашли в XIX веке, так он еще и находился тогда частично под землей, как и многие постройки в мире, уж слишком странные совпадения.
Но сейчас немного другая тема, а значит, вопросы возраста и датировок можно оставить позади. В первую очередь, тут интересно само сооружение, а именно его размеры и другие элементы. Фундамент имеет форму квадрата, и одна сторона имеет размер около 118 метров. Высота конечно, не такая большая как у пирамиды Хеопса, но 35 метров это тоже не мало. Но самое интересное — это архитектура, а именно барельефы и статуи, в принципе, как и в Индии, впечатляют. К тому же, Индия находится недалеко, поэтому можно предположить, что делала это одна цивилизация.
Ступа мало того, что имеет 8 ярусов, 72 маленькие ступы, так еще и около 1 500 барельефов и чуть более 500-ста статуй. Причем сделано все так же сказочно, как и в многих храмах Индии. Из-за сложных, мелких и грамотно сделанных барельефов и статуй, у меня возникает мысль, что это сооружение может превосходить пирамиду Хеопса, по объему работы и технологиям, которые должны были использовать неизвестные цивилизации прошлого.
Забавно кстати то, что когда его нашли якобы впервые в XIX веке, часть камней отсутствовала, из-за разрушения. Но воссоздать образ в некоторых местах, судя по всему, было невозможно для того времени, поэтому просто установили бетонные плиты. Это я к тому, что Боробудур, как и многие древние сооружения, является невозможным в создании для нашего времени. Когда кстати спрашивают, почему храм нашли в XIX веке и он был заброшен, якобы 1 000 лет, историки не могут найти никаких разумных ответов, в которые хоть кто-нибудь поверит.
Если подытожить, то это невероятное сооружение, которое, на мой взгляд, должно впечатлять больше, чем пирамида Хеопса. А вот с помощью каких технологий создавали подобное и когда это было, остается только гадать.