Philippines-welcome.ru

Про Филипины
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

100 знаменитых памятников архитектуры

100 знаменитых памятников архитектуры

Скальные храмы и сооружения представляют собой особый вид архитектуры, не уступающий по своей уникальности европейским градостроительным шедеврам. История возведения подобных памятников берет свое начало за несколько сот лет до новой эры. Особенно много таких храмов строилось в Индии, принявшей буддийское учение при императоре Ашоке в 261 г. до н. э. Здесь получили распространение пещерные святилища, поскольку Будда призывал учеников удаляться от суетного мира и вести уединенный образ жизни. Такие пещеры были невелики и просты в отделке, но они положили начало монолитному скальному зодчеству, продолжавшемуся вплоть до VIII века.

Одним из наиболее значительных скальных сооружений является храм Кайласанатха в Эллуре (в 15 км от г. Аурангабада). Некогда Эллура была столицей империи, которая управлялась династией Раштракутов. У подножия этого города среди утесов находилось священное для всех религий Индии место для паломничества. Раджа Раштракута Кришна I (годы правления 757–772) приказал расширить двор вокруг первоначального пещерного храма, а сам храм обработать по форме, близкой к другим скальным сооружениям. Санскритская надпись, вырезанная на стене одной из пещер Эллуры, гласит, что раджа повелел создать храм Кайласанатха и освятил его. Сохранилась и дарственная надпись на медной пластине, которая повествует о том, что «Кришна раджа повелел создать на горе “Храм чудесного облика”».

На основании этих свидетельств Раштракуте Кришне I и приписывают создание всего грандиозного комплекса. На самом же деле, еще три поколения правителей, раджи Дхрува, Говинда III и Амогхаварша, правившие в течение ста лет (с 780 по 880 год) продолжали строительство индийской святыни.

Храм получил название Кайласанатха (Владыка горы Кайласа). По своей идее он был воплощением священной горы Кайласа в Гималаях и предназначался для хранения Свайямбху-лингама, символа одного из трех главных божеств – Шивы. В завершенном виде Кайласанатха не имеет себе равных по смелости замысла, богатству и пластичности форм, синтезу архитектуры и скульптуры, воплощению философских идей и древнего индийского эпоса. Храм известен не только тем, что является самым крупным в Индии скальным монолитом, он единственный в своем роде по способу возведения – высечен путем выемки рвов, образующих глубокий двор. Таким образом, священное место было ревниво спрятано на дне пропасти и открывалось лишь тем, кто проникнет к нему через вход. А двор со всех сторон опоясан пещерными храмами, посвященными многочисленным индийским богам, и помещениями для паломников и монахов.

Как же строился Кайласанатха и как шел сам процесс высекания этой необъятной скульптуры? Для начала строители вырубили в каменном склоне горы ров в форме буквы «П», размером 87×47 метров, затем – само здание из цельной скалы, подобно монолитной гигантской скульптуре. Иначе говоря, строители шли сверху вниз, высекая здание одновременно со всей его богатейшей скульптурой. Несмотря на чрезвычайно сложные и разнообразные детали, они точно выдержали все пропорции, дойдя сверху до уровня грунта. Это было возможно благодаря давно разработанным письменным трактатам-«шастрам», где с математической точностью указаны все соотношения частей и их пропорции. Имея заданную высоту, мастер вычислял практические размеры одной единицы измерения и затем, зная установленные пропорции, создавал верное соотношение частей и деталей. А вот технология обработки была простой, как у всех древних народов, – основная масса камня откалывалась с помощью деревянных пробок: дерево набухало, камень трескался и отделялся большими глыбами. Затем в дело шли такие же простые орудия – кайло и зубило.

Окончательные размеры Кайласанатха составили: само здание храма – 61 м в длину и 33 с небольшим метра в ширину; высота храма в зените купола над святилищем – 29 м, почти с 10-этажный дом. Ширина же всего комплекса, включая боковые пещеры, – 91,5 метра.

Храм состоит из двух частей – небольшого, отдельно стоящего храмика (павильона), предназначенного для священного Быка Нанди, перевозчика Шивы, и главного святилища. Последнее, в свою очередь, тоже разделено на две части – колонный зал для молящихся (мантапам) и святилище (вимана). Они соединены переходами и имеют один общий высокий цоколь.

Храмик Быка Нанди в плане квадратный, с плоской пирамидальной крышей, высотой чуть более 15 метров. Стены богато украшены нишами и рельефами, а в центре павильона находится изваяние Быка Нанди, лежащего головой к молитвенному залу. Как и все скульптуры Кайласанатхи, он высечен из цельного монолита. В павильон Нанди можно попасть от ворот по высокому цоколю, а пройдя через него по второму отрезку цоколя, можно оказаться в мантапаме. Перекрытие и здесь плоское, потолок подпирают 16 плоских колонн квадратного сечения, образующие крестовидный план в виде пересекающихся нефов. В зале царит полумрак и ощущается невероятная тяжесть нависшего потолка. На поверхности крыши изображен огромный лотос с двумя рядами лепестков, увенчанный фигурами львов, а в центре потолка – бог Шива, пляшущий с супругой Парвати танец под названием Лалита.

Из молитвенного зала вестибюль (антарала) ведет непосредственно в само святилище, имеющее вид небольшой квадратной камеры с толстыми стенами. Посредине святилища находится трехступенчатая пирамида, увенчанная шестигранным куполом. В антарале на северной стене сохранилась панель, где изображен Шива, играющий с Парвати в кости. На южной стене он и его супруга едут на спине Быка Нанди.

Читайте так же:
Город Монастир (Тунис): пляжный сезон, отели, экскурсии

Из антаралы два боковых дверных проема ведут на наружную боковую платформу, соединяющую пять монолитных добавочных храмов, окружая ими святилище главного храма.

И все же роскошное убранство храма можно по достоинству оценить только с высоты горного склона. Изобилие скульптур, архитектурных деталей и резьбы сливается в море декоративных форм, волны которого поднимаются от павильона Нанди и доходят до короны самой высокой башни. Цоколь с мощными фризами из огромных статуй слонов, львов, тигров, различных фантастических животных опоясывает святилище чуть ниже подножий окружающих его храмиков. Фигуры несут все здание, но совсем иначе, чем в европейской архитектуре, где верхнюю часть поддерживают кариатиды или атланты. В Кайласанатхе они выступают из стены только передними частями: у слонов, например, изваяны только грудь, передние ноги и голова, а хоботами животные словно подбирают лежащую перед ними пищу. Роль этого великолепного фриза вполне органична. Он и декоративен сам по себе, и в то же время входит в архитектонику постройки, отчего главный объем храма как бы отделен от земли, поднят на воздух и кажется выше, легче, подпирая собой все сооружение.

Кайласанатха со своим огромным количеством скульптур и архитектурных деталей буквально тонет в пространстве. Храм живет и дышит множеством образов людей, гениев сфер, высших божеств, вмещая в себя, как священная гора Кайласа, весь видимый и незримый мир. И он един со своим окружением: двор раздвинул массив скальных стен, проник в их толщу глубокими пещерами, зияющими вокруг храма красиво очерченными таинственными входами. Воображаемая священная обитель Шивы, одушевленная жизнью, кипящей во всех творениях, воплощена в виде великого центра мира. Торжественность подхода к храму, богатство его убранства подчеркивается двумя столбами, украшенными орнаментальной резьбой. Поднимаясь по сторонам павильона Быка, они логически вписываются в сложный ансамбль храма.

Наряду с особой пластичностью форм – этой важнейшей чертой индийской архитектуры – в Кайласанатхе ярко выражен общий принцип монолитного скального зодчества, а именно: его связь с окружающей природной средой. Вырубленный из скалы и оставшийся скалой, храм оказался еще более с ней связан благодаря окружающим пещерам. Он является творением человека и одновременно неотъемлемой частью природы.

Наиболее сильное впечатление производит задняя стена храма, падающая вертикально почти на 33 метра. Завершая вид двора, она кажется почти естественной, «самой природой», а не творением рук человеческих. Впечатление монолитной массы скалы и ее гигантской тяжести искусно усилено тем, что внизу расположена длинная веранда, открывающая доступ в пещеры, и потому эта стена в отличие от остальных глубоко подсечена по всему поперечнику, так что ее нижний край сильно и смело нависает в воздухе.

В северной части высечен небольшой изящный храмик богинь трех священных рек (Ганга, Ямуны и Сарасвати). Пещера открыта своим колонным фасадом, поднята на невысокой платформе и имеет скульптурный карниз, а внутри на задней стене в трех панелях изваяны фигуры речных богинь, прототипом некоторых из них были королевы правящих династий. Колонны и все рельефы храмика отличаются большим изяществом.

Так сложилось исторически, что храм Кайласанатха не удостоился таких же восторженных похвал, как, например, всемирно известный мавзолей Тадж-Махал в Агре, не имеющий скульптур и резко отличающийся от древнего индийского зодчества. Это можно объяснить тем, что Тадж-Махал ближе европейскому пониманию архитектурных достоинств, а кроме того, он расположен в легкодоступном месте, часто посещаемом туристами. Храм в Эллуре намного сложнее для восприятия, он должен рассматриваться вместе со скульптурой, которая требует основательного знания мифологии и древнеиндийских традиций.

Впрочем, и о Кайласанатхе написано и сказано немало. В частности, известный знаток древнеиндийской архитектуры Джеймс Фергюссон, первым опубликовавший солидный труд по пещерному зодчеству, дал такую оценку шедевру Эллуры и его создателям: «Индусские художники планировали, как гиганты, и отделывали, как ювелиры. Храм Кайласанатха превышает восприятие, и ум смущается изумлением».

Остается сказать, что комплекс Кайласанатхи завершает собой храмовое строительство древней Индии и вместе с тем несет черты средневекового зодчества. Его высокие архитектурные достоинства, совершенство пропорций и гармоничное слияние с природой являются проявлением общего для всего Индостанского полуострова архитектурного, а главное – скульптурного стиля.

Индийский храм Рамаппа — доказательство высочайшего уровня древних технологий

До сих пор сложно понять, как около 800 лет назад был построен этот индийский храм. Его колонны отполированы до зеркального блеска и украшены тончайшей резьбой. А в твердом базальте для каких-то целей были просверлены крошечные отверстия.

2021-01-12 в 19:48 Индийский храм Рамаппа - доказательство высочайшего уровня древних технологий - Индия, храм, высокие технологии, колонна, архитектура

В 77 км от знаменитого форта Варангал, в крошечной деревушке Палампет Венкатапур Мандал, на юге Индии, находится не менее знаменитый Храм Рамаппа, также известный как храм Рамалингешвара.

Надпись в храме датируется 1213 годом нашей эры и говорит, что его построил генерал Речерла Рудра Редди в период правления какатийского правителя Ганапати Дэвы. А вот назвали храм в честь его архитектора, и, это, пожалуй, единственный храм в Индии, носящий имя мастера-создателя. Из всех храмов, датированных тем же периодом, Рамаппа Темпл сохранился лучше всего.

Строение включено в предварительный список всемирного наследия ЮНЕСКО в 2019 году, как и форт Варангал, и Храм Тысячи Столпов. Храм Рамаппа величественно возвышается на платформе в форме звезды высотой 1,8 метра.

Особенности строения и украшения храма

В основном колонны храма украшают изображения апсар. Фигуры сделаны из цельных огромных кусков базальта (около пяти тонн каждый) и отполированы до зеркального блеска. До сих пор остаётся загадкой, как древние это изготавливали и, главное, как поднимали и устанавливали без кранов и современного оборудования. Тем не менее, храм стоит до сих пор.

Читайте так же:
Традиционные напитки Турции и турецкий чай

Причём такие базальтовые вставки характерны для многих индийских храмов того же периода, только они практически все разрушены. Например, в форте Варангал эти элементы украшений из базальта сохранились только в виде разрозненных обломков.

В храме нет искусственного освещения, и царит полумрак. Кроме того, это действующий храм и съёмки в нём не приветствуются, особенно в алтарной части.

Алтарная часть индийского храма

Все базальтовые элементы храма, в том числе колонны, отполированы до блеска и покрыты тончайшей резьбой. Причём эта резьба не только искусная — техника её исполнения выше всякого понимания с точки зрения современного человека.

Резная базальтовая колонна храма Рамаппа

Многие детали украшений сквозные. Эти микроотверстия имеют диаметр несколько миллиметров, они изогнуты, поэтому в них невозможно просунуть прямую иглу или тонкое сверло, а только гибкую проволоку. Как могли древние мастера проделать такую ювелирную работу в твердом базальте?

Отверстия в резных колоннах храма Рамаппа

Базальтовые колонны и барельефы на них издают удивительный металлический звук, если по ним слегка постучать. Блогер Правин Мохан, который немало времени посвятил изучению загадочных индийских артефактов, считает, что такой эффект мог получится лишь в том случае, если применялась технология каменного литья.

Технология каменного литья

Камень плавится, как, например, при извержении вулкана. Но у застывших лавовых масс верхний слой всегда хрупкий из-за быстрого остывания. Поэтому примитивными способами тут не обойдёшься. К тому же, подходит не любой камень. Плавление и литьё возможны лишь из базальта. Только он сохраняет целостность кристаллический решётки и качество каменных изделий не страдает.

Для выплавки требуется создать температуру около 1500 ºС. Обычный уголь — древесный и даже каменный — такую температуру не создаст, для этого нужна угольная крошка. Кроме того, ещё необходима подача кислорода в доменную печь.

Таким образом, если принять версию Мохана, у древних индийцев должны были существовать отлаженные технологии и целые фабрики по производству изделий из каменного литья, судя по количеству строений и изделий из базальта.

Есть версия, что так называемые йони, оставшиеся от древней цивилизации, и которыми буквально усеяна территория Индии, не что иное, как части плавильных печей для камня. Тем более, что каждая йони снабжена сливом.

Коменная йони из Вьетнама

Но никаких следов на них не найдено и доказательств этой версии нет. Тем более, что некоторые йони великолепно отшлифованы, имеют идеальную форму, острые грани (и это спустя почти тысячу лет!), что совершенно необязательно для плавильной печи.

Невероятная прочность: в чем загадка?

Эта местность пострадала от сильнейшего землетрясения, которое, по словам Мохана, произошло 1 апреля 1843 года. Почти все строения вокруг разрушились, но храм устоял, хотя к этому времени ему было уже 600 лет. Каменные блоки пола выскочили из оснований и поднялись, а столбы колонн опустились примерно на 30 см. Но сама конструкция выдержала.

Мохан объясняет такую сейсмоустойчивость храма двумя причинами.

1) Плавающие камни

Во-первых, крыша, а точнее башня храма, сложена из так называемых плавающих или облегчённых камней.

Башня храма Рамаппа

Плавющими их назвали потому, что они не тонут в воде. Индийский блогер демонстрирует эту особенность в своём видео. Образцы этих камней отправили на экспертизу доктору Хабибу Хаману, главному химику государственной промышленной лаборатории в Хайдарабаде. Эксперт сообщил, что кирпичи имеют искусственное происхождение и пористую структуру, благодаря которой «хорошо плавают в воде».

«Материалом, из которого сделан пористый кирпич, были опилки. Вес образцов составляет от 1⁄3 до 1⁄4 обычного кирпича такого же размера».

Возможно, имеется в виду каменная стружка или крошка из которой изготавливались кирпичи.

Внешне эти камни похожи на пемзу. Но её добывают только в районах вулканической активности, а в Индии вулканов практически нет. Кроме того, пемза — очень непрочный материал для строительства.

Рецепт изготовления лёгких кирпичей не дошёл до наших дней, и мы лишь можем предполагать, как и из чего они изготавливались. Но такая облегчённая конструкция обладает гибкостью и сохраняет целостность при землетрясении.

2) Особая планировка

Вторая причина, по мнению индийского блогера, заключалась в особенностях планировки пола и фундамента храма. Блоки пола не были жёстко соединены с колоннами храма, а вставлялись в специальные пазы. Именно поэтому, поднявшиеся плиты не «вывернули» столбы, а лишь выскочили из пазов. Колонны же при этом немного просели.

Секретный строительный материал древних

Но это ещё не всё. Храм стоит на «подушке», толщиной более трёх метров. Сначала строители вырыли котлован и заполнили его необычной смесью из порошкообразного гранита, нерафинированного тростникового сахара, речного песка и какого-то уникального связующего материала, который не смогли определить лабораторные анализы.

Когда масса застыла, на этой платформе построили храм. Возможно именно «подушка» и придала устойчивость колоннам и несущим опорам. Они углубились всего лишь на 30 см, но не упали.

Основание храма Рамаппа

Исследователь из Научно-исследовательского центра «Лаборатория альтернативной истории» (НИЦ ЛАИ) Екатерина Норкина уверена, что древние архитекторы при проектировке храмов учитывали высокую вероятность землетрясений.

Читайте так же:
Как я попал на гору Фудзияма и другие японские достопримечательности

Трактат Васту-шастра («Наука строительства») даёт подробные рекомендации, как построить храм, чтобы он не разрушился от подземных толчков.

Храм Рамаппы в наше время

Храму Рамаппы повезло больше, чем другим. Вот, например, в каком состоянии находится другой храм неподалёку.

Кажется, что он вот-вот рухнет, но впечатление обманчиво. Возможно, в состоянии «на грани» он простоял сотни лет после землетрясения и простоит ещё столько же. Части конструкции крепко держатся за счёт замковых соединений. Причём соединительные элементы всегда прямоугольные, а не круглые, чтобы исключить проворачивание сборных частей.

Этот вид соединения частей колонн и плит в древних индийских храмах встречается повсеместно. В Варангале, например, множество разрозненных частей с элементами «шип-паз» просто валяются на земле.

Интересно, почему землетрясение не смогло полностью разрушить храмы неподалёку от форта Варангал, а в самом форте разметало все постройки буквально «по камешку»? Либо Варангал «тряхнуло» сильнее, либо причина разрушений была иной.

В храме Рамаппы некоторые колонны внутри здания изогнулись, но не треснули, благодаря знаниям древних архитекторов-строителей.

Великолепные, словно отлитые из металла, а не вырезанные из базальта фигуры тоже не обрушились и по-прежнему украшают внешние колонны храма.

Технология, которую применяли древние зодчие, сравнима с современной, но не укладывается в рамки наших представлений о знаниях и возможностях людей, живших тысячу лет назад. К сожалению, эти знания исчезли вместе людьми, которые ими обладали. А храм до сих пор стоит, и тысячи индийцев приходят туда помолиться своим богам.

Уникальный храм Кайласанатха

Храм Кайласанатха в Эллоре является непревзойденным шедевром и одним из самых впечатляющих архитектурных сооружений. Это самый крупный в мире монолитный комплекс, высеченный из единой скалы огромных размеров.

Храм строился на протяжении 150 лет, в его сооружении участвовало 7 тысяч человек. Храм Кайласанатха поистине грандиозен. Он занимает площадь в два раза превышающую площадь Парфенона в Афинах, по высоте превосходит его в полтора раза. При его строительстве было выдолблено 200 тысяч тонн горной породы. Храм посвящен богу Шиве, он представляет гору Кайласа — обитель Шивы в Гималаях. Прямоугольный двор храма, опоясанный изнутри рядами ниш со статуями божеств, включает выделенное шикхарой (пирамидальным завершением) главное святилище и многоколонный зал для молящихся.

1. Кайласанатха — скальный индуистский храм, является центральным сооружением комплекса пещерных храмов в Эллоре, уникален по своей величине и мощи.

2. Храм Кайласанатха расположен в центре вырубленного в скале двора длиной 58 м и шириной 51 м, уходящего в глубь скалы на 33 метра. Длина самого храма 55 м, а ширина 36 метров, площадь занимаемой поверхности 1980 м².

3. Нижняя часть храма представляет из себя цоколь высотой 8 метров, в центре которого находятся монументальные изваяния слонов и львов высотой около 3 метров, служащие в качестве основания для верхней части храма.

4. Сверху донизу храм покрыт каменной резьбой, выполненной с большим искусством. Утверждается, что первоначально храм был целиком покрыт штукатуркой белого цвета, что своеобразно выделяло его на фоне темных скал, а назывался он Ранга Махал.

5. Вместо традиционного вырубленного в скале подземного зала, как например мы это видели в церкви Лалибелы, храм Кайласанатха воплотил в себе сразу два направления в индийском зодчестве. В нем одновременно слились пещерный и наземный храмы.

6. Индийские туристки осматривают храм.

7. Строители Кайласанатха вначале отделили необходимый массив скальной породы тремя траншеями и начали вырубать храм с верхних этажей, постепенно углубляясь до цоколя (нижняя, несколько выступающая часть здания).

8. Одновременно с вырубкой наружных форм создавалось скульптурное убранство храма. Кайласанатха состоит из нескольких отдельных частей: входные ворота, святилище быка Нанди (символ бога Шивы), зал для молящихся и святилище бога Шивы, окруженное пятью небольшими кельями.

Эллора – один из интереснейших пещерных храмов Индии

Эллора, Индия – небольшой торговый поселок, который, возможно, так и остался бы никому не известным, если бы не уникальные пещерные храмы, высеченные прямо в скалах. Являясь настоящим эталоном древневосточной религиозной архитектуры, они впечатляют своей грандиозностью и ни с чем несравнимой атмосферой.

Вид на пещерный храм Эллора

Общие сведения

Черные пещеры Эллоры, создававшиеся в период с 6 по 9 ст. н. э., находятся в одноименной деревне штата Махараштра (центральная часть страны). Место для их возведения было выбрано неслучайно, ведь в давние времена как раз в этой точке, расположенной недалеко от Аджанты, сходились многочисленные торговые пути, привлекающие купцов и путников со всего мира. Именно на их налоги и строился этот комплекс, а точнее — высекался в прочнейшей горной породе.

Сооружение, свидетельствующее о толерантном отношении индусов к представителям других конфессий, состоит из ряда храмов, разделенных на 3 группы – буддистскую, джайнскую и индуистскую. Для удобства туристов, ученых и экскурсоводов все они пронумерованы в порядке возведения – от 1 до 34.

С запада на восток гору, в которой высечены уникальные эллорские пещеры, пересекают четыре реки. Самая большая из них, Элаганга, формирует мощный водопад, появляющийся здесь только в период дождей.

Вид на пещерный храм Эллора сверху

Ученые, занимающиеся изучением пещерных храмов Эллоры, так и не смогли отыскать каких-либо научных подтверждений тому, как именно было построено одно из самых необычных религиозных сооружений Индии. Большинство теорий, существующих на данный момент, основано на информации, взятой из древних манускриптов и медных табличек. Именно с их помощью и удалось установить, что эллорские пещеры начали превращать в храмы примерно в 500 г. н. э., когда в эту местность перебрались бежавшие из Аджанты монахи.

Читайте так же:
Порт Луи — столица Маврикия

На сегодняшний день храмы, которые, несмотря на многовековой период своего существования, находятся в отличном состоянии, входят в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО и пребывают под защитой государства. Ныне по скульптурам, барельефам и наскальным изображениям, высеченным на их стенах, можно изучать индийскую культуру, мифологию и историю.

Структура комплекса

На знакомство с многочисленными храмами Эллора в Индии понадобится не один день. Если же в вашем распоряжении есть всего несколько часов, познакомьтесь со структурой этого комплекса заочно – это позволит составить самый оптимальный маршрут.

Буддистские храмы

Буддистские залы, с которых, собственно, и началось строительство этой грандиозной достопримечательности, расположены в южной части комплекса. Всего их 12 штук – и все, кроме одного, являются вихарами, небольшими монастырями, используемыми для медитаций, учений, религиозных ритуалов, ночевок и обедов. Главной особенностью этих пещер считаются скульптурные изображения Будды, сидящего в разных позах, но всегда смотрящего на восток, навстречу восходящему солнцу. Впечатления от буддистских монастырей остаются неоднозначными – если одни из них явно недоделаны, то в других присутствует целых 3 этажа и огромное число всевозможных изваяний.

Чтобы попасть в эту часть комплекса, нужно преодолеть узкую лестницу, уходящую под землю примерно на 20 м. По окончанию спуска взору посетителей открывается Тин-Тхал, центральный буддистский храм Эллоры. Трехэтажное изваяние, считающееся одним из самых масштабных пещерных святилищ в мире, выглядит предельно просто: три ряда квадратных колонн, узкие входные ворота и монументальные базальтовые платформы, украшенные редкими резными узорами. Сам Тин-Тхал состоит из нескольких просторных залов, в полумраке которых поблескивают величественные базальтовые скульптуры.

Туристы около храма в Эллоре

Не меньший восторг вызывает и буддистский монастырь Рамешвара, присутствующий на многих туристических фото Эллоры в Индии. Уступая центральному строению по площади и размерам, он намного превосходит его по богатству и красоте внутреннего оформления. Каждый сантиметр этого сооружения декорирован тонкой резьбой, напоминающей застывшие в страшном напряжении человеческие руки. Своды Рамешвара поддерживают 4 колонны, верхние части которых выполнены в виде крупных женских фигур, а нижние отделаны горельефами на тему индийской мифологии. Внутри храма находится множество фантастических существ, которые обступают входящего со всех сторон и навевают на него неподдельное чувство страха. Древние мастера сумели настолько точно передать пластику движений, что изображения богов, людей и животных, украшающие стены пещеры, выглядят будто живые.

17 индуистских пещер, расположенные на вершине горы Кайлас, представляют собой громадный памятник, высеченный из монолитной скалы. Каждая из этих святынь по-своему хороша, но наибольший интерес пробуждает лишь одна – это храм Кайласанатха. Считаясь главной жемчужиной всего комплекса, он впечатляет не только своими размерами, но и уникальной технологией строительства. Огромное святилище, высота, ширина и длина которого составляют 30, 33 и 61 м соответственно, вырезали сверху вниз.

Статуи слонов около храма в Эллоре

Строительство этого храма, длившееся целых 150 лет, проходило поэтапно. Сначала рабочие выдолбили глубокий колодец, убрав при этом не менее 400 тыс. тонн скальной породы. Затем многочисленные резчики по камню создали 17 ходов, ведущих в большие залы. Одновременно с этим мастера начали создавать своды и вырезать дополнительные помещения, каждое из которых предназначалось конкретному божеству.

Стены храма Кайласанатха в Эллоре, который также называют «вершиной мира», практически полностью покрыты барельефами, демонстрирующими сцены из святых писаний. Большинство из них связано с Шивой – считается, что верховный бог индуизма восседал именно на этой горе. Узоры и рисунки при ближнем рассмотрении кажутся объемными. Это особенно заметно на закате, когда от вырезанных в камне фигурок появляются многочисленные тени – кажется, будто картинка постепенно оживает и начинает медленно двигаться в лучах заходящего солнца.

Храм Кайласанатха

Ученые считают, что такой визуальный эффект был придуман специально. К сожалению, имя его автора так и осталось неизвестным, но то, что над проектом индуистских пещер работал один и тот же архитектор, сомнений не вызывает, — на это указывает медная табличка, найденная в одном из тайников.

Благодаря специфическому составу горной породы храм Кайласанатха в Эллоре (Индия) практически не изменился со времен своего основания. Мало того, в некоторых местах можно заметить следы белой краски, придававшей этим пещерам схожесть с заснеженными горными вершинами.

Последние, самые молодые пещеры Эллора, разместились в северной части комплекса. От остальных строений их отделяет около 2 км, так что многие туристы так сюда и не доходят. Всего джайнских храмов пять, но закончен лишь один. По непонятным причинам работы над возведением наибольшей индийской святыни внезапно прекратились, хотя джайнский культ в то время переживал наибольший пик своего развития.

Пещерные храмы джайнов, декорированные резьбой и изящными барельефами, посвящены трем богам – Гоматешвару, Махавиру и Паршванатху. В первом из них можно увидеть нагую статую божества, погруженного в глубокое медитативное состояние – его ноги обвиты лианами, а у основания самого изваяния видны изображения пауков, животных и пресмыкающихся.

Джайнский храм

Вторая пещера, посвященная основоположнику джайнской философии, декорирована скульптурными изображениями грозных львов, громадных лотосов и самого Махавира. Что касается третьей, являющейся уменьшенной копией шиваитского храма, в ней остались лишь остатки потолочной росписи, вызывающей огромный интерес как у профессиональных искусствоведов, так и у обычных посетителей.

Читайте так же:
Как дешево долететь до Вьетнама?

Полезные советы

Собираясь посетить пещеры Эллоры в Индии, ознакомьтесь с рекомендациями тех, кто уже успел там побывать:

  1. У входа в комплекс резвится множество обезьян, для которых ничего не стоит выхватить из рук зазевавшегося туриста фотоаппарат или видеокамеру, так что все более или менее ценные вещи следует держать покрепче.
  2. Во многих пещерах стоит полумрак – обязательно захватите с собой фонарик, ведь без него вы просто ничего не увидите. Пещеры в Эллоре
  3. Прогуливаясь по залам, не забывайте об элементарных правилах поведения. Если для европейцев это просто интересный туристический объект, то для индусов – священное место. За любое нарушение вас выведут наружу, даже не дав ничего объяснить.
  4. Планируя поездку к каменным храмам, не забудьте свериться с графиком их работы (ср.-пн. с 07:00 до 18:00).
  5. Начинать знакомство с одной из главных достопримечательностей Индии лучше с Кайласанатха. Приходить нужно прямо к открытию, ведь к 12 часам здесь будет не протолкнуться.
  6. Если вы планируете провести в пещерах хотя бы несколько часов, возьмите с собой пару бутылок минералки. Несмотря на обилие камня здесь очень жарко, а воду продают только на входе.
  7. Даже не пытайтесь взять на память пару камешков – это здесь запрещено. Охранников на территории комплекса предостаточно, причем отличить их от гидов или местных жителей практически невозможно. Фото индусов с европейцами
  8. Не соглашайтесь на селфи с местными жителями – сфотографируетесь хотя бы с одним из них, будете долго отбиваться от остальных.
  9. Эллора (Индия) славится не только уникальными храмами, но и насыщенной культурно-развлекательной программой. Так, в начале декабря здесь проводится фестиваль музыки и танца, на который съезжается огромное количество народу. Естественно, что в перерывах между выступлениями все они устремляются к древним пещерам, которые и так не страдают от недостатка туристов.
  10. К услугам посетителей предоставляется 2 столовые и множество туалетов, но самый лучший – при входе.

Полный обзор пещер Эллоры (4K Ultra HD):

Автор: Ольга Шейко

Обновлено: 10 Янв, 2020 Толедский собор, входящий в список самых знаменитых объектов…

Обновлено: 19 Сен, 2019 Пляж Бага, Гоа – живописная курортная зона, раскинувшаяся…

Обновлено: 6 Окт, 2019 Пещеры Аджанты – одна из самых загадочных и…

Каппадокия (Турция) – редкостный по геологическим характеристикам объект, расположившийся в центральной Анатолии….

uCrazy.ru

Храм Кайласанатха в Эллоре является непревзойденным шедевром и одним из самых впечатляющих архитектурных сооружений. Это самый крупный в мире монолитный комплекс, высеченный из единой скалы огромных размеров.

Храм строился на протяжении 150 лет, в его сооружении участвовало 7 тысяч человек. Храм Кайласанатха поистине грандиозен. Он занимает площадь в два раза превышающую площадь Парфенона в Афинах, по высоте превосходит его в полтора раза. При его строительстве было выдолблено 200 тысяч тонн горной породы. Храм посвящен богу Шиве, он представляет гору Кайласа — обитель Шивы в Гималаях. Прямоугольный двор храма, опоясанный изнутри рядами ниш со статуями божеств, включает выделенное шикхарой (пирамидальным завершением) главное святилище и многоколонный зал для молящихся.

Экскурсия по уникальному храму Кайласанатха

Экскурсия по уникальному храму Кайласанатха

Кайласанатха — скальный индуистский храм, является центральным сооружением комплекса пещерных храмов в Эллоре, уникален по своей величине и мощи.

Экскурсия по уникальному храму Кайласанатха

Храм Кайласанатха расположен в центре вырубленного в скале двора длиной 58 м и шириной 51 м, уходящего в глубь скалы на 33 метра. Длина самого храма 55 м, а ширина 36 метров, площадь занимаемой поверхности 1980 м?.

Экскурсия по уникальному храму Кайласанатха

Нижняя часть храма представляет из себя цоколь высотой 8 метров, в центре которого находятся монументальные изваяния слонов и львов высотой около 3 метров, служащие в качестве основания для верхней части храма.

Экскурсия по уникальному храму Кайласанатха

Сверху донизу храм покрыт каменной резьбой, выполненной с большим искусством. Утверждается, что первоначально храм был целиком покрыт штукатуркой белого цвета, что своеобразно выделяло его на фоне темных скал, а назывался он Ранга Махал.

Экскурсия по уникальному храму Кайласанатха

Вместо традиционного вырубленного в скале подземного зала, как например мы это видели в церкви Лалибелы, храм Кайласанатха воплотил в себе сразу два направления в индийском зодчестве. В нем одновременно слились пещерный и наземный храмы.

Экскурсия по уникальному храму Кайласанатха

Индийские туристки осматривают храм.

Экскурсия по уникальному храму Кайласанатха

Строители Кайласанатха вначале отделили необходимый массив скальной породы тремя траншеями и начали вырубать храм с верхних этажей, постепенно углубляясь до цоколя (нижняя, несколько выступающая часть здания).

Экскурсия по уникальному храму Кайласанатха

Одновременно с вырубкой наружных форм создавалось скульптурное убранство храма. Кайласанатха состоит из нескольких отдельных частей: входные ворота, святилище быка Нанди (символ бога Шивы), зал для молящихся и святилище бога Шивы, окруженное пятью небольшими кельями.

Экскурсия по уникальному храму Кайласанатха

Экскурсия по уникальному храму Кайласанатха

Основное здание сориентировано по оси точно с запада на восток. Из-за непреодолимых трудностей, связанных с положением горы, древним строителям пришлось отступиться от требований канона, сделав вход с западной стороны, а не с восточной.

Экскурсия по уникальному храму Кайласанатха

На стенах южной стороны храмового комплекса Кайласанатха расположены рельефные композиции с эпизодами из «Рамаяны», на стенах северной стороны – со сценами из «Махабхараты».

Экскурсия по уникальному храму Кайласанатха

Храмы Эллоры открыты с рассвета до заката (кроме понедельника или вторника). Стоимость посещения комплекса 250 рупий. *Ближайший город к пещерам Эллоры – Аурангабад (42 км), там есть аэропорт и можно заказать экскурсии в Эллору и Аджанту.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector