Philippines-welcome.ru

Про Филипины
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Воспоминания в Царском Селе

Воспоминания в Царском Селе

Навис покров угрюмой нощи
На своде дремлющих небес;
В безмолвной тишине почили дол и рощи,
В седом тумане дальний лес;
Чуть слышится ручей, бегущий в сень дубравы,
Чуть дышит ветерок, уснувший на листах,
И тихая луна, как лебедь величавый,
Плывет в сребристых облаках.

С холмов кремнистых водопады
Стекают бисерной рекой,
Там в тихом озере плескаются наяды
Его ленивою волной;
А там в безмолвии огромные чертоги ,
На своды опершись, несутся к облакам.
Не здесь ли мирны дни вели земные боги?
Не се ль Минервы росской храм?

Не се ль Элизиум полнощный ,
Прекрасный Царскосельский сад,
Где, льва сразив, почил орел России мощный
На лоне мира и отрад?
Промчались навсегда те времена златые,
Когда под скипетром великия жены
Венчалась славою счастливая Россия,
Цветя под кровом тишины!

Здесь каждый шаг в душе рождает
Воспоминанья прежних лет;
Воззрев вокруг себя, со вздохом росс вещает:
«Исчезло все, великой нет!»
И, в думу углублен, над злачными брегами
Сидит в безмолвии, склоняя ветрам слух.
Протекшие лета мелькают пред очами,
И в тихом восхищенье дух.

Он видит: окружен волнами,
Над твердой, мшистою скалой
Вознесся памятник. Ширяяся крылами,
Над ним сидит орел младой.
И цепи тяжкие и стрелы громовые
Вкруг грозного столпа трикратно обвились;
Кругом подножия, шумя, валы седые
В блестящей пене улеглись.

В тени густой угрюмых сосен
Воздвигся памятник простой.
О, сколь он для тебя, кагульский брег, поносен!
И славен родине драгой!
Бессмертны вы вовек, о росски исполины,
В боях воспитанны средь бранных непогод!
О вас, сподвижники, друзья Екатерины,
Пройдет молва из рода в род.

О, громкий век военных споров,
Свидетель славы россиян!
Ты видел, как Орлов , Румянцев и Суворов ,
Потомки грозные славян,
Перуном Зевсовым победу похищали;
Их смелым подвигам страшась, дивился мир;
Державин и Петров героям песнь бряцали
Струнами громозвучных лир.

И ты промчался, незабвенный!
И вскоре новый век узрел
И брани новые, и ужасы военны;
Страдать — есть смертного удел.
Блеснул кровавый меч в неукротимой длани
Коварством, дерзостью венчанного царя;
Восстал вселенной бич — и вскоре новой брани
Зарделась грозная заря.

И быстрым понеслись потоком
Враги на русские поля.
Пред ними мрачна степь лежит во сне глубоком,
Дымится кровию земля;
И селы мирные, и грады в мгле пылают,
И небо заревом оделося вокруг,
Леса дремучие бегущих укрывают,
И праздный в поле ржавит плуг.

Идут — их силе нет препоны,
Все рушат, все свергают в прах,
И тени бледные погибших чад Беллоны ,
В воздушных съединясь полках,
В могилу мрачную нисходят непрестанно
Иль бродят по лесам в безмолвии ночи.
Но клики раздались. идут в дали туманной! —
Звучат кольчуги и мечи.

Страшись, о рать иноплеменных!
России двинулись сыны;
Восстал и стар и млад; летят на дерзновенных<,>
Сердца их мщеньем зажжены.
Вострепещи, тиран! уж близок час паденья!
Ты в каждом ратнике узришь богатыря,
Их цель иль победить, иль пасть в пылу сраженья
За Русь, за святость алтаря.

Ретивы кони бранью пышут,
Усеян ратниками дол,
За строем строй течет, все местью, славой дышат,
Восторг во грудь их перешел.
Летят на грозный пир; мечам добычи ищут,
И се — пылает брань; на холмах гром гремит,
В сгущенном воздухе с мечами стрелы свищут,
И брызжет кровь на щит.

Сразились. Русский — победитель!
И вспять бежит надменный галл;
Но сильного в боях небесный вседержитель
Лучом последним увенчал,
Не здесь его сразил воитель поседелый ;
О бородинские кровавые поля!
Не вы неистовству и гордости пределы!
Увы! на башнях галл кремля!

Края Москвы, края родные,
Где на заре цветущих лет
Часы беспечности я тратил золотые,
Не зная горести и бед,
И вы их видели, врагов моей отчизны!
И вас багрила кровь и пламень пожирал!
И в жертву не принес я мщенья вам и жизни;
Вотще лишь гневом дух пылал.

Где ты, краса Москвы стоглавой,
Родимой прелесть стороны?
Где прежде взору град являлся величавый,
Развалины теперь одни;
Москва, сколь русскому твой зрак унылый страшен!
Исчезли здания вельможей и царей,
Все пламень истребил. Венцы затмились башен,
Чертоги пали богачей.

И там, где роскошь обитала
В сенистых рощах и садах,
Где мирт благоухал и липа трепетала,
Там ныне угли, пепел, прах.
В часы безмолвные прекрасной, летней ночи
Веселье шумное туда не полетит,
Не блещут уж в огнях брега и светлы рощи:
Все мертво, все молчит.

Утешься, мать градов России,
Воззри на гибель пришлеца.
Отяготела днесь на их надменны выи
Десница мстящая творца.
Взгляни: они бегут, озреться не дерзают,
Их кровь не престает в снегах реками течь;
Бегут — и в тьме ночной их глад и смерть сретают,
А с тыла гонит русский меч.

О вы, которых трепетали
Европы сильны племена,
О галлы хищные! и вы в могилы пали.
О страх! о грозны времена!
Где ты, любимый сын и счастья и Беллоны,
Презревший правды глас, и веру, и закон,
В гордыне возмечтав мечом низвергнуть троны?
Исчез, как утром страшный сон!

В Париже росс! — где факел мщенья?
Поникни, Галлия, главой.
Но что я вижу? Росс с улыбкой примиренья
Грядет с оливою златой.
Еще военный гром грохочет в отдаленье,
Москва в унынии, как степь в полнощной мгле,
А он — несет врагу не гибель, но спасенье
И благотворный мир земле.

О скальд России вдохновенный,
Воспевший ратных грозный строй,
В кругу товарищей, с душой воспламененной,
Греми на арфе золотой!
Да снова стройный глас героям в честь прольется,
И струны гордые посыплют огнь в сердца,
И ратник молодой вскипит и содрогнется
При звуках бранного певца.

(А.С. Пушкин. Стихотворение. 1814)

Примечания:

Воспоминания в Царском Селе. Стихотворение было написано в октябре — ноябре 1814 г. для чтения на публичном экзамене (8 января 1815 г.) при переходе с младшего трехлетнего курса лицея на старший.

Чтение стихов в присутствии многочисленных гостей стало подлинным триумфом юного поэта. Державин, уже старик, «был в восхищении». Товарищ Пушкина Дельвиг написал и тогда же напечатал стихотворение «Пушкину», в котором говорит об этом событии:

И ланиты его от приветствия
Удивленной толпы горят пламенем.

(А. А. Дельвиг, Полн. собр. стихотворений. Библиотека поэта, Л. 1934, стр. 191.)

Сам Пушкин не раз вспоминал об этом: в послании 1816 г. «К Жуковскому», в своих «Записках», которые он вел в ссылке и уничтожил «при открытии несчастного заговора», причем страничку о Державине поэт сохранил; наконец, во II строфе восьмой главы «Евгения Онегина». «Воспоминания в Царском Селе» было первым произведением, напечатанным поэтом в 1815 г. с полной подписью. Подготовляя в 1819 г. к печати первый сборник своих стихов (не осуществленный тогда), Пушкин переработал текст стихотворения, освободив его от похвал Александру I (как спасителю Европы). В 1825 г. стихотворение было включено по желанию Пушкина в рукопись его сборника, посланного в цензуру; однако в вышедшей книге оно не появилось. Возможно, цензор обратил внимание на отсутствие строфы, посвященной царю: стихотворение было хорошо известно в первоначальном виде, так как именно в этой первой редакции печаталось в «Собрании образцовых русских сочинений и переводов в стихах» (1817 и 1823 гг.).

Огромные чертоги — «Камеронова галерея» близ Екатерининского дворца в Царском Селе.

Минерва — италийская богиня мудрости. Минерва росская — Екатерина II.

Элизиум — по верованиям древних греков, место пребывания душ усопших, в поэтическом словоупотреблении — рай.

Полнощный — северный.

Под скипетром великия жены — то есть в эпоху царствования Екатерины II.

Над. скалой вознесся памятник — ростральная колонна посреди большого пруда, воздвигнутая Екатериной II в память морской победы над турками под Чесмою в 1770 г.

Памятник простой — обелиск в память победы над турками при реке Кагуле в 1770 г., которую одержали русские войска под руководством гр. П. А. Румянцева.

Петров Владимир <Василий. — И.П.> Петрович (1736—1799) — поэт-одописец.

Вселенной бич — Наполеон.

Беллона — в римской мифологии богиня войны.

Воитель поседелый — М.И. Кутузов.

Скальд России — В.А. Жуковский, автор стихотворения «Певец во стане русских воинов» (1812).

См. также:

  • Список произведений
  • Свободолюбивая лирика
  • Назад
  • Вперёд
  • Вы здесь:  
  • Главная />
  • Стихи />
  • Воспоминания в Царском Селе (Навис покров угрюмой нощи. ). Стихотворение. (1814).

Тайные подземелья Петербурга и окрестностей

Россия

Санкт-Петербург просто окутан тайнами. Город на Неве можно считать одним из самых загадочных мест в мире. Чего только стоят многочисленные легенды о катакомбах, подземных городах и тоннелях между ними.

Некоторые ходы уже открыты для общего посещения и по ним водят любопытных туристов-экстремалов. Но есть такие, о которых знают единицы. А сколько тайн хранит подземка Питера, сколько легенд витает в тумане мостов и дворцов?

Секретные тоннели Михайловского замка

Император Павел I построил дворец как собственную крепость. Именно здесь царь был убит. Смерть монарха обросла множеством тайн.

Тайные подземелья Петербурга и окрестностей

Существует легенда, о том, что прямо из императорской спальни шел секретный тоннель, выходящий к памятнику Петра Великого. В роковую ночь цареубийства монарх не смог воспользоваться им для спасения и был, застигнут врасплох. Вместе с правителем на тот свет ушла и информации о катакомбах.

По некоторым данным, дворец строился в двух уровнях: подземная и надземная часть. Все чертежи о возведении были таинственным образом утеряны.
Замок был связан подземными тропами с Воронцовским дворцом (ныне Суворовские училище).

Также существует информация, что шли тайные тоннели к Мальтийской капелле, к зданию №16, что на Фонтанке, к казармам Павловского полка. Однако официальная история не подтверждает эти доводы.

Петропавловская крепость

Санкт-Петербурга начинается с этого строения. Изначально возводилась, как укрепление, объект для защиты города от вторжений. Система тайных выходов и переходов была необходимостью. Ведь при осаде у войск должны быть пути отступа, а также возможность осуществления тактических маневров.

«Ниточки» ходов, буквально пронизывают строение и территорию, прилегающую к ней.

Тайные подземелья Петербурга и окрестностей

Позже Петропавловская крепость стала музеем, но довольно долгое время подземелья не показывали посетителям. Все изменилось в 2003 году, администрация к 300-летнему юбилею Северной столицы открыла для свободного посещения маршрут по тайным ходам.

Однако «аттракцион» не стал популярным, как ожидалось. Сейчас в катакомбах не многолюдно, но истинные ценители загадок с затаенным дыханием и в полной тишине бродят по запутанным лабиринтам.

Катакомбы Летнего сада

Петр I славился введением инноваций. Во времена его правления Петербург стал великим городом, архитектура поражала воображение. Лучшие градостроители работали над проектами зданий, учитывая все потребности.

Доподлинно известно о существовании тайного коридора между Летним садом и Императорским дворцом. Однако несколько веков все считали, что петровские катакомбы были уничтожены сразу же после смерти царя.

Тайные подземелья Петербурга и окрестностей

И только в начале прошлого века под землей был обнаружен коридор из кирпича, чуть позже ещё несколько тоннелей через Марсово поле и под Фонтанкой.

Сеть ходов представляет собой лабиринт, перегороженный железными решетками секциями. Позже первый тоннель засыпали. По сей день эти коридоры недоступны, что порождает множество легенд.

Если вы планируете путешествие в Санкт-Петербург, то найти дешевые авиабилеты можно на Aviasales , а ж/д билеты на Poezd. Если же вы предпочитаете путешествовать туром, то самые выгодные предложения мы обычно находим на Travelata.

Усадьба Кушелева-Безбородко

На территории несколько десятилетий назад при плановых коммунальных работах был обнаружен подземный ход.Он тянулся через церковь Святого Великомученика Пантелеймона, которая расположена на территории имения.

Тайные подземелья Петербурга и окрестностей

Назначение этого объекта неизвестно, впрочем, как и время его строительства.

Еще один ход соединял дом усадьбы, с гротом со сфинксами, что на Набережной Невы. Но в настоящее время нет возможности попасть в тайное подземелье, поскольку власти решили его засыпать.

Шуваловский парк

Еще одна питерски-ленинградская легенда говорит о наличии сети ходов под Шуваловским парком. Такой вывод сделали, поскольку на территории было найдено множество провалов почвы. Однако входов в подземелье всего два:

  • У церкви Петра и Павла;
  • На горе Парнас.

Прогуляться и познать тайны старого города, к сожалению, не получится, потому что коридор завален.

Тайные подземелья Петербурга и окрестностей

Спорную знаменитость парку принёс скорбный случай 30-летней давности. Тогда в подземелье под горой Парнас завалило 2-х подростков. Один из них скончался.
Основная версия возникновения лабиринта под землей говорит, что катакомбы были созданы по приказу Шувалова.

Он тогда был владельцем прилегающих территорий. По слухам, граф состоял в обществе Масонов.

В данный момент входы в подземную систему замурованы в целях безопасности. Остается только предполагать, какие тайны есть в Шуваловском парке.

Чтобы найти бюджетное жилье (отели, апартаменты, дома) в Санкт-Петербурге, советуем воспользоваться сервисом Hotellook , где можно найти огромное количество вариантов жилья по разным ценам и с высокими оценками.

Александро-Невская лавра

Место, которое хранит не меньше магических историй. Здесь находится целый подземный город. Небольшие комнаты, который соединяют между собой коридоры, представляют замкнутую систему.

Открытию этих катакомб все обязаны активистам-сталкерам. Бойкие ребята исследовали район и, наткнулись на целую систему подземелий. Под лаврой находится огромный лабиринт, состоящий из помещений и проходов. Еще не все его элементы освоены.

Тайные подземелья Петербурга и окрестностей

Исследования затрудняют естественные препятствия — завалы. Некоторая часть полностью затоплена, что значительно усложняет работу исследователей.
Среди диггеров ходит легенда о сокровищах, которые хранятся в тупиках лабиринта.

Дело в том, что в неспокойное революционное время дворяне вывозили ценное имущество из своих имений и прятали в катакомбах.
В данный момент сотни искателей приключений ежедневно спускаются в опасные коридоры лабиринта, рискуя своими жизнями.

Площадь Труда

Крюков канал был реконструирован в 1840-х гг. Его часть заменили огромной трубой. Таким образом, получился рукотворный тоннель. Однако в начале 20-го века почва в этом районе стала проседать и администрация города вынуждена была его засыпать.

Спустя 80 лет при проведении строительных работ тоннель снова открыли. И в настоящее время можно увидеть его там.

Подкоп под «Асторию»

В начале Первой мировой войны произошло событие, которое долго считали мистическим. , Разъяренная толпа прорвалась в здание посольства Германии, но помещения оказались пусты. Дипломаты растворились в воздухе. По городу поползли легенды и мистические истории.

Правда, открылась многими годами позже. В подвале был найден подземный тоннель, который вел в гостиницу «Астория».

Сенная площадь

Стоит на многоуровневом подземелье. После исследования данного феномена специалисты объяснили их появление. Нет, это не глобальная постройка. Ходы являются наслоившимися друг на друга остатками подвалов строений.

Катакомбы тянутся от Лермонтовского до Невского проспекта. Историки утверждают, что погребы были построены, облагорожены преступной элитой города, для того чтобы прятать там награбленное и беглых преступников.

Подвалы Смольного собора

Они всегда таили в себе множество загадок. Исследователей, историков и обычных горожан привлекали замурованные двери, которые часто открывали доступ в подземные ходы. В городе велось множество споров по этому поводу.

Тайные подземелья Петербурга и окрестностей

Однако, ответ был прост: в подвалах Смольного находится убежище на случай ядерной войны.

Вовремя ВОВ оно стало укрытием от бомбежек. Кроме того, здесь располагался важный командный пункт.

Тайные ходы Петергофа

На самом деле, не все подземные сооружения Санкт-Петербурга имеют славу загадочных тоннелей. Есть обычные коридоры, которые необходимы для содержания Петергофа сегодня. В подвальных помещениях расположены коммуникации, которые порой по уникальности не уступают архитектурным шедеврам на верхнем уровне.

Например, в Петергофе открыт маршрут, который показывает туристам секреты работы фонтанов. Удивляет сложная механика и система водопроводов, которая была создана при Петре Первом.

Тайные подземелья Петербурга и окрестностей

Во время экскурсии гостей проводят по ходам-акведукам. Здесь увидите штольни по ту сторону знаменитого Большого каскада. Для более любознательных есть возможность управления рычагами от фонтана-шутихи «Диванчик».

Но в Петергофе находятся места, которые совсем не изучены, например, штольни под Ольгиным прудом. Объект закрыт для туристов.

Подземка Царского села

При императрице Екатерининский дворец был загадочным местом. Он соединен коридорами со всеми сооружениями 2-х парков Царского Села и с казармами полков на углу Малой и Церковной улиц. Ходят, слухи, что «шальная» императрица обустроила себе плацдарм для утех.

В советское время эти катакомбы были найдены, но почему-то они вызвали неподдельный интерес спецслужб и вскоре вместе с царскими загадками были замурованы.
Но главные подземельные достопримечательности до сих пор не обнаружены.

Тайные подземелья Петербурга и окрестностей

Существует миф о том, что «Царское метро» и Янтарная комната располагались именно здесь.

После кровавого воскресенья 1905 года, императорская семья переехала из Северной столицы в Царское село. В этот момент началось строительство «тайной ветки метро». Но завершить не удалось, «пришла» война. Тоннель был законсервирован.

Янтарная комната – самый таинственный артефакт императорской России. Её искали всюду, но только не здесь. Некоторые историки считают, что достояние царского семейства, всегда находилось у всех «под носом», точнее, под ногами.

Ходы под Гатчинским дворцом

Замок – сооружение пугающее своим видом и историей. Присущие Павлу I нестандартное мышление и некая грузность, отпечатались на архитектуре. Есть в обустройстве дворца средневековый ужас, пришедший от рыцарей.

Тайные подземелья Петербурга и окрестностей

Однако легенды лишь частично подтверждены. На территории объекта найден только один подземный ход. Был построен не по велению Павла, а перешел «по наследству» от прежнего собственника графа Орлова.

Павел I, будучи личностью скрытной, часто пользовался этим проходом, исчезал из дворца и на удивление всем появлялся на берегу Серебряного озера.
В настоящее время коридор стал излюбленным местом зевак. Грот обрел славу акустического объекта.

Подвалы Приоратского дворца

И снова виновником торжества стал Павел Первый. По его приказу выстроили подземелье от его личного кабинета в Большом дворце до комнаты в Приоратском дворце.
Конечно, доподлинно не известно существует ли ход в реальности.

Но есть слухи, что в 50-х годах прошлого века исчез памятник Великому Вождю. Многие верят, что изваяние провалилось именно в это подземелье Павла I.

Тоннель под крепостью Бип

Мариенталь — двухэтажный дворец, расположенный в южной части Павловска. Построил его все тот же монарх Павел, считается архитектурным капризом императора. Из крепости Бип было прорыто подземелье под речкой Славянка, ведущий в Павловский дворец.

Вовремя ВОВ замок был полностью разрушен огнем. Развалины стояли вплоть до 2000 года. Теперь тайна подземелья осталась под ними.

«Капитолийская волчица» – римский символ, хранящий тайны

«Капитолийская волчица», что стала символом Вечного города, одна из самых известных бронзовых скульптур, которая демонстрирует нам сюжет мифа о звере-спасителе. Волчица с древних времён является священным животным римлян.

Скульптурное изображение демонстрирует нам именно её, что своим молоком вскармливает двух близнецов – Ромула и Рема. Мальчики были обречены на гибель, однако вмешательство удивительной судьбы и этого легендарного животного полностью изменило ход истории. По крайней мере, так говорят древнеримские авторы в пересказах известного мифа. А что же может рассказать история статуи?

Легенда

«Капитолийская волчица» – знаменитая скульптура, выполненная в натуральную величину. На ней мы видим двух мальчиков и зверя, проявляющего необыкновенную материнскую заботу. Волчица вскармливает своим молоком младенцев Ромула и Рема, которым предстоит стать основателями Рима.

Согласно преданию, в далёком прошлом в городе Альба-Лонга правил царь Нумитор. Его завистливый брат Амулий сумел захватить власть, а прежнего правителя закрыл в темнице. Дети Нумитора, являвшиеся законными наследниками, представляли опасность для Амулия.

Сын Нумитора бесследно исчез (вероятно, был убит людьми предателя), а дочь дала обет безбрачия, став жрицей богини Весты на ближайшие тридцать лет. Однако произошло чудо, и однажды сам бог войны Марс навестил молодую красавицу. От него она родила двух мальчиков.

Ромул и Рем. Мозаика из Сирии

Фото детали мозаики с изображением Ромула и Рема, детей Марса и Ри Сильвии, брошенных и воспитанных волчицей
Фреска найдена в Мааррат аль-Нуман (Сирия)

Узнав о рождении близнецов, которые теперь тоже имели все права претендовать на престол Альба-Лонги, Амулий потребовал схватить их мать и заточить в подземельях дворца. Самих младенцев по требованию жестокого царя слуги положили в корзину и бросили в воды Тибра.

К счастью, малышей прибило к зарослям у Палатинского холма, где их и нашла волчица. Дикий зверь оказался гораздо добрее людей, заменив младенцам мать. Именно этот эпизод и изображён на бронзовой скульптуре. В дальнейшем Ромул и Рем нашли приют в доме пастуха, а повзрослев, построили поистине великий город – Рим.

Ромул и Рем

«Фаустул находит Ромула и Рема» / © Csenge Kiss / csengekss.artstation.com

История скульптуры

Но давайте вернёмся к знаменитому изваянию. Плиний в своей «Естественной истории» упоминает, что «Капитолийская волчица» стояла на Римском форуме у священной смоковницы. Сведения о статуе есть и в записях Цицерона, который рассказывает, будто волчица, вскармливающая молоком детей, находилась на Капитолийском холме, где однажды была поражена молнией.

На мой взгляд, «Капитолийская волчица» – одна из самых загадочных скульптур, созданных человечеством. Словно повторяя мифический ореол, витающий вокруг Вечного города, она задаёт нам больше вопросов, чем даёт ответов на них.

Среди исследователей нет единого мнения о её происхождении. Имя мастера, отлившего скульптуру, ставшую символом римской истории, время не сохранило. Более того, нельзя точно установить дату создания волчицы.

Тайны и особенности создания «Капитолийской волчицы»

Долгое время официальная наука придерживалась убеждения, что бронзовый зверь появился в V веке до нашей эры. Однако не так давно группа учёных опровергла эти данные. Как утверждает Анна Мария Карруба, специалист по литью металлов, памятник гораздо моложе. По её мнению, он был создан в период VII-X веков нашей эры.

Основанием так считать является особенность сплава, который начали использовать в Римской империи не ранее VII столетия после Рождества Христова. Российские учёные Г. В. Носовский и А. Т. Фоменко поддерживают эту версию.

«Капитолийская волчица» Местонахождение: Капитолийские музеи, Рим, Италия

«Капитолийская волчица»
Местонахождение: Капитолийские музеи, Рим, Италия
Фото: © Jean-Pol GRANDMONT / commons.wikimedia.org

Интересные особенности имеет и конструкция самой скульптуры. Доказано, что изначально она представляла одну лишь волчицу, к которой позже были добавлены фигуры детей.

Существует предположение, что автором изваяний юных Ромула и Рема был скульптор Антонио дель Поллайоло. Впрочем, все эти догадки основываются на записях историка Тита Ливия, описание которого имеет существенные расхождения с известной нам «Капитолийской волчицей».

Нельзя исключать, что могла существовать и другая статуя, отображающая сюжет известного мифа. Однако даже человек, крайне далёкий от искусства, заметит, что тела малышей и звериная фигура отлиты в совершенно разной манере, что даёт возможность предположить различное авторство частей композиции.

Ромул и Рем, фрагмент скульптуры «Капитлийская волчица»

Ромул и Рем, фрагмент скульптуры «Капитолийская волчица» / © Burkhard Mücke / commons.wikimedia.org

Символ Рима

В старинных текстах указывается, что «Капитолийская волчица» находилась в Латеранском дворце, где проводились судебные заседания. Священного зверя называют «Матерью римлян», что верно, ведь легендарная хищница вскормила прародителей народа Рима.

Этот символ римского народа был важным атрибутом в зале суда, где находился до XV века. Позднее изваяние было перенесено в Палаццо-деи-Консерватори. Именно тогда, как считают историки, скульптура была дополнена бронзовыми мальчиками.

В разные времена «Капитолийская волчица» олицетворяла амбиции и гордость римлян, символизировала историю Вечного города. Когда Италия находилась под властью Бенито Муссолини, этот образ отождествлялся с желанием фашистов возродить величие Римской империи. В середине прошлого века символ вновь вернул себе мирное значение. В 1960 году «Капитолийская волчица» отождествлялась с Олимпийскими играми, прошедшими в Риме.

Антонио Лафрери «Капитолийская волчица, вскармливающая Ромула и Рема», гравюра середины XVI века

Антонио Лафрери «Капитолийская волчица, вскармливающая Ромула и Рема», гравюра середины XVI века
Местонахождение: Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США

«Капитолийская волчица» – бронзовая скульптура, о которой известно крайне мало, однако в мире сложно найти человека, что не видел бы хотя бы её изображения. Она ассоциируется с историей Рима, великими сказаниями и легендами.

Само изваяние окружено массой предположений, домыслов и мифов, что не перестаёт привлекать внимание учёных. Быть может, новые тайны «Капитолийской волчицы» откроются нам совсем скоро.

Катакомбы Неаполя: безмолвная тишина, веками хранящая свои тайны

Безмолвное море, лазурное море,
Стою очарован над бездной твоей.
Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,
Тревожною думой наполнено ты.
Безмолвное море, лазурное море,
Открой мне глубокую тайну твою.
Что движет твое необъятное лоно?
Чем дышит твоя напряженная грудь?

О стихотворении (элегии) Василия Жуковского «Море».

Замечательным образцом элегической поэзии Жуковского может служить стихотворение «Море». Оно было создано в 1822 году, напечатано в сборнике «Северные цветы на 1829 год».
Романтический образ моря – тема стихотворения. Перед нами морская стихия с ее красотами, звуками. В романтических картинах моря переданы переход от штиля к шторму, лазурный, небесный оттенок морской поверхности в хорошую погоду, отражение в водах при ночном ясном небе луны и звезд.
Море в стихотворении Жуковского одушевлено, наделено таинственной духовной жизнью, родственной чувствам и настроению лирического героя. При этом море для Жуковского – стихия, загадочно-непонятная в своей сущности. Поэт пытается понять «тайну» моря («Открой мне глубокую тайну твою»). Такое романтическое мироощущение лирического героя обусловило жанр стихотворения (элегия).

Само море не может открыть свою «тайну», ибо оно «безмолвно». Тем не менее, поэт, который видит в непрерывном движении водной стихии признаки внутренней тревоги и смятения, постигает эту «тайну»: источник постоянного движения, изменения моря – небо. Два существа («необъятное» море и столь же безграничное небо), ощущая свою родственность, духовно тяготеют друг к другу.

Поэта волнует взаимоотношение двух бездн – морской и небесной. Море неразрывно связано с небом, по-своему зависимо от него. Ведь море у Жуковского несвободно, в отличие от абсолютно свободного неба. Море томится в «земной неволе», оно может лишь наслаждаться видом «далекого», «светлого» неба и стремиться к нему своею душой. Любовь к небу – это высокий идеал, который наполняет жизнь моря глубоким смыслом.

В то же время море, небо и буря – это символические образы. У Жуковского небо – символ безмятежности, покоя, красоты. Когда же море побеждает возникающие враждебные силы, торжествует «сладостный блеск возвращенных небес», тишина (хотя и обманчивая), неподвижность. Но небо – это образ, образ возвышенной души, летящей ввысь. То есть это и обобщенное изображение идеала поэта, его стремление к «неземному» совершенству. На «земле» же жизнь жестокая, несправедливая, полная противоречий.
Иначе говоря, неудовлетворенный окружающей действительностью, поэт мечтает об идеале – высоком совершенстве. Но направление его мечты не «земное», а «небесное», далекое от реальности. В свою очередь, море, не теряя черт настоящей водной стихии, одновременно символизирует человеческую душу, ее вечное стремление к идеалу. Поэт наделяет море собственными тревогами, печалями, радостями, стремлениями. В результате перед нами не обыкновенная, а, по словам Белинского, «романтическая природа, дышащая таинственною жизнию души и сердца, исполненная высшего смысла и значения». Из этого следует, что идеи элегии заключаются в ее философском смысле, в излюбленной мысли Жуковского об освещении всего живого высоким духовным светом.

Композиционно стихотворение «Море» можно разделить на три части, которые различаются не только содержанием, но также интонацией, ритмической структурой стиха. Первая часть (1 — 4-е четверостишия) – умиротворенное, спокойное, безмятежное море. В присутствии чистого неба обыкновенно и море бывает чисто. Оно льется лазурью неба, горит его «вечерним и утренним светом», ласкает его облака, блещет его звездами.
Эта часть неторопливая, размеренная, ритм здесь плавный, мелодичный, завораживающий. При этом первое и третье четверостишия осложняются характерной для поэзии романтизма вопросительной интонацией, повышающей эмоциональное напряжение.
Вторая часть (пятое четверостишие) показывает море в бурю. «Темные тучи» пытаются отнять у него небо. Море бьется, воет, рвет и терзает «враждебную мглу». Значит, тучи – не часть неба, они ему не принадлежат, если собираются отторгнуть «ясное небо» у моря.
Интонация резко повышается, ритм убыстряется, особенно в двух последних строчках. Поэт показывает характер водной стихии: море грозно, бушует, оно в состоянии разъяренности, непокорности.
Третья часть (шестое – седьмое четверостишия) – море после бури. Тучи уходят, но оно долго не может успокоиться от охвативших его чувств. И после непогоды спокойствие моря обманчиво: оно все равно скрывает «смятенье» и, как бы боясь утратить связь с небом, «дрожит» за него. Тональность понижается, хотя в ней ощущаются тревожные ноты, ритм становится более плавным.

Различное состояние моря передают разнообразные поэтические средства. Важнейшим средством романтизации морской стихии у Жуковского служит развернутая метафора -олицетворение. Море очеловечивается, то есть автор создает и зримый, и одновременно наделенный способностью мыслить и чувствовать облик моря: «Ты живо; ты дышишь…».
Немалую роль в представлении о море как об одушевленном существе играют эпитеты, передающие относительно спокойное море: «безмолвное», «лазурное», наполненное «смятенной любовью», «тревожной думой», скрывающее «глубокую тайну», дышащее «напряженной грудью», оно «радостно блещет» (здесь эпитет выражен наречием), полное «таинственной, сладостной» жизни. Следует объяснить, что эпитет «таинственный» (лирический герой очарован таинственной бездной моря) указывает на стремление поэта подчеркнуть сложное, неуловимое переживание, неопределенность, невыразимость впечатлений. Художественные определения неба «далекое, светлое» (море спокойно, когда небо такое) характеризуют не только признаки самой стихии, но обозначают мечту, идеал, отчего вся картина становится символической. Дважды повторяющийся эпитет «чистый» (в первом случае выражен наречием) подчеркивает внешний облик моря, полностью зависящего от состояния, в котором находится небо («Ты чисто в присутствии чистом его…»).
Иные эмоции передают эпитеты, когда море неспокойно: оно окутано «враждебной мглой», вздымает «испуганны волны». Для передачи смены состояния моря используются и глаголы: «дышишь», «льешься», «ласкаешь», «блещешь» (когда море безмятежно); глаголы «бьешься», «воешь», «рвешь», «терзаешь», «вздымаешь» (когда на море стихия).

Мелодичность, музыкальность придают элегии пронизывающие всю стихотворную ткань разнообразные повороты. Прежде всего, это дважды звучащее обращение «море», которое повторяется через несколько строк, чтобы лишний раз подчеркнуть внешнее спокойствие морской стихии.

Элегию «Море» любили современники Жуковского. Лермонтов помнил ее наизусть, а восхищенный Пушкин в письме П.А. Вяземскому выделил из сборника «Северные цветы» это стихотворение: «Читал «Цветы»? Каково «Море» Жуковского…»

В. А. Жуковского с уверенностью можно назвать величайшим поэтом начала XIX века. Он, как никто иной, чувствовал природу, окружающий мир, его красоту и совершенство. Его стихи наполнены искренними переживаниями, красотой, мелодичностью, чувством.

Василий Жуковский: море (Безмолвное море, лазурное море).
"Стихи о любви и стихи про любовь" — Любовная лирика русских поэтов & Антология русский поэзии. © Copyright Пётр Соловьёв

Александр Пушкин — Воспоминания в Царском селе: Стих

Навис покров угрюмой нощи
На своде дремлющих небес;
В безмолвной тишине почили дол и рощи,
В седом тумане дальний лес;
Чуть слышится ручей, бегущий в сень дубравы,
Чуть дышит ветерок, уснувший на листах,
И тихая луна, как лебедь величавый,
Плывет в сребристых облаках.

С холмов кремнистых водопады
Стекают бисерной рекой,
Там в тихом озере плескаются наяды
Его ленивою волной;
А там в безмолвии огромные чертоги,
На своды опершись, несутся к облакам.
Не здесь ли мирны дни вели земные боги?
Не се ль Минервы росской [1] храм?

Не се ль Элизиум полнощный,
Прекрасный Царскосельский сад,
Где, льва [2] сразив, почил орел России мощный
На лоне мира и отрад?
Промчались навсегда те времена златые.
Когда под скипетром великия жены
Венчалась славою счастливая Россия,
Цветя под кровом тишины!

Здесь каждый’шаг в душе рождает
Воспоминанья прежних лет;
Воззрев вокруг себя, со вздохом росс вещает:
«Исчезло все, великой нет!»
И, в думу углублен, над злачными брегами
Сидит в безмолвии, склоняя ветрам слух.
Протекшие лета мелькают пред очами,
И в тихом восхищенье дух.

Он видит: окружен волнами,
Над твердой, мшистою скалой
Вознесся памятник. Ширяяся крылами,
Над ним сидит орел младой.
И цепи тяжкие и стрелы громовые
Вкруг грозного столпа трикратно обвились;
Кругом подножия, шумя, валы седые
В блестящей пене улеглись.

В тонн густой угрюмых сосен
Воздвигся памятник простой.
О, сколь он для тебя, кагульскнй брег, поносеп!
II славен родине драгой!
Бессмертны вы вовек, о росскн исполины,
В боях воспитанны средь бранных непогод!
О вас, сподвижники, друзья Екатерины,
Пройдет молва из рода в род.

О, громкий век военных споров,
Свидетель славы россиян!
Ты видел, как Орлов, Румянцев и Суворов,
Потомки грозные славян,
Перуном Зевсовым победу похищали;
Их смелым подвигам, страшась, дивился мир;
Державин и Петров героям песнь бряцали
Струнами громозвучных лир.

И ты промчался, незабвенный!
И вскоре новый век узрел
И брани новые, и ужасы военны;
Страдать — есть смертного удел.
Блеснул кровавый меч в неукротимой длани
Коварством, дерзостью венчанного царя;
Восстал вселенной бич — и вскоре новой браин
Зарделась грозная заря.

И быстрым понеслись,потоком
Враги на русские поля.
Пред ними мрачна степь лежит во сне глубоком,
Дымится кровшо земля;
И селы мирные, и грады в мгле пылают,
И небо заревом оделося вокруг,
Леса дремучие бегущих укрывают,
И праздный в поле ржавит плуг.

Идут — их силе пет препоны,
Все рушат, все свергают в прах,
И тени бледные погибших чад Беллопы,
В воздушных съединясь полках,
В могилу мрачную нисходят непрестанно
Иль бродят по лесам в безмолвии ночи…
Но клики раздались. идут в дали туманной! —
Звучат кольчуги и мечи.

Страшись, о рать иноплеменных!
России двинулись сыны;
Востал и стар и млад; летят на дерзновенных,
Сердца их мщеньем зажжены.
Вострепещи, тиран! уж близок час паденья!
Ты в каждом ратнике узришь богатыря,
Их цель иль победить, иль пасть в пылу сраженья
За Русь, за святость алтаря.

Ретивы кони бранью пышут,
Усеян ратниками дол,
За строем строй течет, все местью, славой дышат,
Восторг во грудь их перешел.
Летят на грозный пир; мечам добычи ищут,
И се — пылает брань; на холмах гром гремит,
В сгущенном воздухе с мечами стрелы свищут,
И брызжет кровь на щит.

Сразились.— Русский победитель!
И вспять бежит надменный галл;
Но сильного в боях небесный вседержитель
Лучом последним увенчал,
Не здесь его сразил воитель поседелый; [3]
О бородинские кровавые поля!
Не вы неистовству и гордости пределы!
Увы! на башнях галл Кремля.

Края Москвы, края родные,
Где на заре цветущих лет
Часы беспечности я тратил золотые,
Не зная горести и бед,
И вы их видели, врагов моей отчизны!
И вас багрила кровь и пламень пожирал!
И в жертву не принес я мщенья вам и жизни;
Вотще лишь гневом дух пылал.

Где ты, краса Москвы стоглавой,
РОДИМОЙ прелесть стороны?
Где прежде взору град являлся величавый,
Развалины теперь одни;
Москва, сколь русскому твой зрак упылый страшен!
Исчезли здания вельможей и царей,
Все пламень истребил. Венды затмились башен,
Чертоги пали богачей.

И там, где роскошь обитала
В сенистых рощах и садах,
Где мирт благоухал и липа трепетала,
Там ныне угли, пепел, прах.
В часы безмолвные прекрасной, летней нощи
Веселье шумное туда не полетит,
Не блещут уж в огнях брега и светлы рощи;
Все мертво, все молчит.

Утешься, мать градов России,
Воззри на гибель пришлеца.
Отяготела днесь на их надменны выи
Десница мстящая творца.
Взгляни: они бегут, озреться не дерзают,
Их кровь не престает в снегах реками течь;
Бегут — ив тьме ночной их глад и смерть сретают,
А с тыла гонит русский меч,

О вы, которых трепетали
Европы сильны племена,
О галлы хищные! и вы в могилы пали.
О страх! о грозны времена!
Где ты, любимый сын и счастья и Беллоны,
Презревший правды глас, и веру, и закон,
В гордыне возмечтав мечом низвергнуть тропы?
Исчез, как утром страшный сон!

В Париже росс — где факел мщенья?
Поникни, Галлия, главой.
Но что я вижу? Росс с улыбкой примиренья
Грялет с оливою златой.
Еще военный гром грохочет в отдаленье,
Москва в унынии, как степь в полнощной мгле,
А он — несет врагу не гибель, но спасенье
И благотворный мир земле.

О скальд России вдохновенный[4]
Воспевший ратных грозный строй,
В кругу товарищей, с душой воспламененной,
Греми на арфе золотой!
Да снова стройный глас героям в честь прольется,
И струны гордые посыплют огнь в сердца,
И ратник молодой вскипит и содрогнется
При звуках бранного певца.
____________________

[1] Екетерина II.
[2] Герб Швеции
[3] М. И. Кутузов.
[4] В. А. Жуковский.

Анализ стихотворения «Воспоминания в Царском селе» Пушкина

Стихотворение А.С. Пушкина «Воспоминание в Царском Селе» — одно из самых известных в его творчестве, посвящённое лицею, где Пушкин развивался как поэт и как личность. Оно было написано поэтом в 1814 году (октябрь-ноябрь) в возрасте 15 лет. Юный Пушкин прочитал его на экзамене по переходу на старший курс 1815 года, где присутствовал Г.Р. Державин. Именно его одобрение сделало произведение столь узнаваемым. Напечатано стихотворение было в журнале «Российский музеум…» в 1815 году после выступления Пушкина на экзамене. Однако в 1819 году при подготовке к изданию поэт немного изменил текст, но при жизни тот так издан не был.

Главная тема стихотворения — величие России. В произведении показывается история Родины от Петра Великого до Отечественной войны 1812 года. Идея патриотизма и героизма народа — основная в произведении.

Однако есть ещё одна тема — «поэт и общество», его роль, отношение к поэзии.

Композиция у стихотворения трехчастная. Первая часть — описание состояния лирического героя. Так поэт передаёт свои эмоции от прогулки по окрестностям Лицея, ставшему ему вторым домом. Эта часть перерастает во вторую, посвящённую истории царской семьи, знаменитым памятникам, стоящим во дворе Лицея. А заключительная часть посвящена Отечественной войне, сожжению Москвы. Также Пушкин рассказывает о походе русской армии в Париж. В конце стихотворения говорится о предназначении поэта.

Пушкин во время создания стихотворения ещё не определился с собственным стилем. Он подражал и искал своё. «Воспоминание в Царском Селе» написано в стиле классицизма. Однако в начале видны сентиментализм и романтизм. Жанр — смешение оды и элегии.

Произведение большое, состоящее из 20 восьмистрочных строф. Перекрёстные рифмы. Размер — сочетание четырех- и шестистопного ямба.

Средств выразительности в данном стихотворении множество. Метафоры («навис покров», «дремлющих небес», «в седом тумане», «сребристых облаках», «бисерной рекой», «угрюмых сосен», ); эпитеты – «прекрасный сад», «в безмолвной нощи», «младой орел», «злачные брега»; сравнения – «луна, как лебедь величавый», «исчез, как утром страшный сон».

Использованием этих средств Пушкин сделал настрой произведения торжественным. Благодаря этому читатель видит возвышенные мысли автора.

Стихотворение А.С. Пушкина «Воспоминание в Царском Селе» поразило экзаменаторов своей искренностью и гордостью Родиной, энергией и уже чувствующимся мастерством.

голоса
Рейтинг статьи
Читайте так же:
Нёрдлинген: симпатичный немецкий городок, который расположился прямо в метеоритном кратере
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector