Костехранилище в Седлеце (Чехия)
Костехранилище в Седлеце (Чехия)
Костехранилище в Седлеце (чеш. Kostnice v Sedlci, Кладбищенский костёл Всех Святых с костехранилищем) — готическая часовня в Седлеце, предместье чешского города Кутна-Гора, отделанная человеческими черепами и костями. На украшение часовни ушло около 40 000 человеческих скелетов.
В 1278 году Генрих, аббат цистерцианского монастыря в Седлеце, пригороде Кутна-Горы, был послан чешским королём Отакаром II в Святую землю. Обратно он привёз немного земли с Голгофы и рассыпал её по кладбищу аббатства. Весть об этом распространилась, и кладбище стало популярным местом захоронения среди жителей Центральной Европы. Многие тысячи людей желали быть похороненными на этом кладбище. Средневековые войны и эпидемии, в частности эпидемия Чёрной смерти в середине XIV века и гуситские войны в начале XV века, пополняли кладбище, которое в результате сильно разрослось.
Около 1400 года в центре кладбища был построен готический собор с усыпальницей. Усыпальница должна была служить складом костей, извлечённых из могил, поскольку места на кладбище не хватало. Освободившееся место могло быть использовано для новых погребений или для строительства. Согласно легенде, после 1511 года работу по извлечению скелетов из могил и складированию их в усыпальнице выполнял полуслепой монах цистерцианского ордена.
В 1703—1710 гг. собор был перестроен: добавлен новый вход, чтобы поддерживать наклонившуюся наружу стену, и верхний ярус перестроен в стиле барокко.
В 1784 году император распорядился закрыть монастырь. Часовню и монастырские земли купила семья Шварценбергов.
В 1870 году Шварценберги наняли резчика по дереву Франтишека Ринта (František Rint) для того, чтобы он привёл в порядок груду сложенных костей. Результаты его труда говорят сами за себя. По четырём углам собора расположены огромные колоколообразные груды костей. С середины нефа свисает огромный костяной канделябр, содержащий по меньшей мере один экземпляр каждой из человеческих костей, и украшенный гирляндами черепов. Среди других произведений искусства можно отметить алтарные дароносицы, расположенные по бокам алтаря, а также большой фамильный герб Шварценбергов и подпись мастера Ринта, также из костей.
Часовня открыта для посетителей 7 дней в неделю, с утра до вечера.
В 2010 году skitalets побывал в Костехранилище в Седлеце, ниже его фоторепортаж:
Когда смотришь на церковь снаружи, то она выглядит довольно уныло – обычная католическая пресность вкупе с каменными памятниками на могилах.
Но когда входишь внутрь, то сразу же понимаешь, что все мы бренны.
Неимоверная популярность местного кладбища в средние века объясняется тем, что в 13 веке один аббат побывал на Святой Земле и привез в немного земли с Голгофы. Соответственно, после этого вся округа старалась быть захороненной именно здесь, и погост с каждым годом все увеличивался в размерах.
Особенно сильно расширилось кладбище во время эпидемии «Черной смерти» и гуситских войн в 14-15 веках.
Потом тут решили воздвигнуть собор, и в процессе строительства пришлось вытащить из земли кучу костей, которые просто навалили в склеп.
А потом все место купила семья Шварценбергов, которые решили привести все в порядок. Обладая довольно своеобразным чувством прекрасного, они не стали предавать останки земле (да и некуда было), и просто наняли очень качественного дизайнера интерьеров.
Вот, кстати, фамильный герб Шварценбергов.
Интересная деталь герба.
Из фараонов и коммунистических вождей делали мумии, а из этих людей — люстры.
Если присмотреться, то видно, что крепления люстры к потолку сделаны из челюстей.
Подсвечники тоже весьма эстетичны.
Ножки для подсвечников — тоже
Даже роспись мастера из костей выложена.
Вообще интересно было бы почитать репортаж из костницы человека, который в анатомии скелета разбирается – хотя бы понимать, где какие запчасти использованы.
Место довольно популярно у туристов, и вход туда стоит 2 евро. В связи с этим весь зловещий антураж портили толпы детей, который бегали вокруг, ковырялись в черепах, кричали и снимали все на айфоны.
Народ активно кидает монетки на память. Наверное, сильно жаждут сюда вернуться.
Естественно, в груде костей и русские деньги были замечены. Скорее всего, самого маленького номинала из всех представленных.
Но если абстрагироваться, то место, конечно, атмосферное.
Когда я смотрел на подобные фотографии до поездки, то мне казалось, что там будут какие-то особые ощущения, будет страшно, противно и т.д., но по факту все было очень спокойно и отстраненно. Как будто смотришь на гипсовые муляжи.
Другое дело – если бы это был склеп в заброшенной деревне, где нет никого, были бы сумерки, вдалеке выли волки, а интерьер освещался только парой слабых свечей.
А так – просто побывать и посмотреть, на что люди горазды ради искусства.
И ведь не хоронит никто.
Потому что если захоронить и ликвидировать, то в Кутной Горе вообще будет нечего делать. Так хоть ради этого кто-то сюда приезжает.
Костница
В 80-ти километрах от Праги находится город Кутна-Гора. В его предместье Седлеце расположен один из самых уникальных храмов в мире – Кладбищенский костел всех Святых, больше известный как Костница (Kostnice v Sedlci). Традиция хранить кости усопших в часовнях была распространена в Средневековье. Но в этом храме они не просто сберегаются – из останков сделана основная часть внутреннего убранства.
История удивительной церкви
Костел всех Святых был построен в 1400 году в центральной части кладбища при цистерианском монастыре в Седлеце. Но мистическая история этого места началась намного раньше.
В 1278 году аббат Генрих, служивший в монастыре, был послан Отакаром II в Иерусалим. Оттуда он привез немного земли, взятой с Голгофы и разбросал ее по кладбищу. В итоге это место получило невероятную популярность не только у чехов, но и среди жителей центральной части Европы. Все хотели найти свой вечный покой именно в седлецком некрополе с его святой землей.
События следующих ста с лишним лет – войны, наводнения и многочисленные эпидемии – привели к тому, что кладбище существенно увеличилось в размерах. В начале XV века с целью освобождения мест для новых захоронений давно погребенные останки извлекали и складывали в усыпальнице костела.
К 1500 году костей накопилось огромное количество. Считается, что именно в тот период появились первый предметы интерьера из останков. По легенде, их создал полуслепой монах.
Вместо того чтобы просто сбрасывать скелеты в склеп, он отбелил их в хлорном растворе и стал использовать в качестве материала. В результате в усыпальнице возникло две центральных и четыре угловых пирамиды, венчавшихся большими коронами. Спустя некоторое время после окончания своих трудов монах умер.
В начале XVI века костел перестроили. По замыслу архитектора Сантини к зданию добавили новый вход и переделали верхний ярус в барочном стиле. Затем больше 150 лет храм был закрыт.
В 1870 году костел и земли вокруг него выкупили представители знатного рода Шварценбергов. Они решили изменить интерьер собора и наняли на работу Франтишека Ринта – виртуозного резчика по дереву. Он создал тот декор из костей, который сохранился до наших дней.
Жизнь и смерть в интерьере костела
Внешне Кладбищенский костел ничем не выделяется: мрачноватое готическое здание со строгими линиями, арочными окнами и несколькими узкими башенками. Но зато его внутренне убранство поражает воображение.
Кресты, иконостас, потолочные украшения, арки, гирлянды, отделка сводов, дарницы возле алтаря, вазы – все это выполнено из обработанных человеческих костей. Самыми примечательными являются колонны в виде колоколов из черепов высотой больше 1,5 метров и гигантская люстра, свисающая с центральной части нефа. Она содержит экземпляры каждой части скелета и крепится к потолку с помощью челюстей.
В центре собора стоит четыре обелиска, декорированных черепами. На одной из стен помещения расположен филигранный костяной герб семьи Шварценбергов, а также автограф Ринта, выложенный из останков. По разным данным на отделку храма ушло от 40000 до 50000 костей.
Кладбищенский костел всех Святых – храм с удивительной атмосферой. С одной стороны, искусность мастера, создавшего украшения, впечатляет. А с другой — мысль о том, из какого материала выполнены все элементы интерьера, вселяет ужас. Костница – это самое подходящее место для того, чтобы ощутить быстротечность бытия и задуматься о вечном. Церковь открыта для посетителей круглый год, за исключением Рождества.
Седлецкий мавзолей
В 1278 году аббат цистерцианского монастыря в Седлеце отправился по указу чешского короля в Святую землю. А вернувшись, привез с собой не тонну, не ведро, но всего лишь горсть святой земли, предположительно с Голгофы. Эта горсть была рассыпана на церковном кладбище. Упомянутый аббат, без сомнения, обладал толстой коммерческой жилкой: весть о священной земле мгновенно распространилась по городам и весям Европы, и кладбище превратилось в популярное (и далеко не бесплатное) место захоронений знати. Свою лепту в перенаселенность кладбища внесла и Черная смерть: неподалеку от Седлецкой Капеллы был установлен памятный Чумной столб.
В конце концов изначально небольшое кладбище перестало удерживать своих мертвецов, и кости многочисленных упокоенных выступили из земли как акульи плавники. По легенде, некий слепой монах-цистерианец, присматривающий за кладбищем, складировал останки покойников в тамошней капелле, полагая, что в этом случае они найдут мир в святых стенах. (Вполне возможно, именно этот полумифический образ вдохновил Барбару Хэмбли, когда она описывала Брата Антония из ордена Миноритов — древнего вампира, одержимого мыслью расположить все человеческие кости в катакомбах Парижа по порядку.)
Всего в Седлецкой Капелле, более известной как Костница, нашли свое последнее пристанище более 30 000 человек.
В ХIX веке на земли Кутна-Горы пришли Шварценберги, исконно чешское семейство с немецкой фамилией. Они отнеслись к Седлецкому мавзолею с мрачным юмором. Рассудив, что не они складывали пирамиды из человеческих костей и не им их убирать, они пригласили именитого резчика по дереву Франтишека Ринта и предложили ему оформить интерьер капеллы по собственному разумению, используя в качестве материала те самые кости. Ринт подошел к делу рьяно и со свойственной ему скрупулёзностью украсил капеллу.
В частности, благодаря его таланту с потолка Костницы свисает огромная люстра;
в углах установлены своеобразные дароносицы; по всему потолку расположены канделябры, на которых пухлые полуголые ангелочки с мрачными детскими личиками соседствуют с ухмыляющимися расколотыми черепами.
Ринт пошел еще дальше, соорудив из подручного материала герб рода Шварценбергов. По центру его — ворон, исполненный из человеческих костей, клюющий череп.
У входа в Костницу Ринт оставил автограф, исполнив его, разумеется, из тех же самых костей.
Оссуарии или костехранилища известны человечеству с давних времен. Существуют они и в православной традиции, однако Седлецкая Капелла остается вне конкуренции. Это не просто костехранилище. Это — монумент, построенный во славу смерти.
Католицизм — весьма противоречивая религия. Славя вечную жизнь, католики любят украшать могилы почивших родственников плачущими ангелами. Казалось бы, с чего скорбеть тем, кто точно знает, что смерть — это только начало?
В Костнице смерть правит бал. Приходят на ум изуверские Гхаты Варанаси и Тибетские кладбища махасидхов. Схожие ощущения испытываешь, посещая Киево-Печерскую лавру, однако тамошние мощи, если не присматриваться внимательно, более напоминают ворохи расшитой золотом одежды, нежели человеческие останки.
Рационального объяснения феномену украшательства и публичной демонстрации трупов не существует. Есть мнение, что таким образом католики утверждают торжество смерти над материальной жизнью и выражают свое презрение к подлунному миру. Однако, глядя на костяные композиции Седлецкой Капеллы, складывается впечатление, что дело здесь не в религии, а скорее в злом, извращенном чувстве юмора людей, допустивших такое надругательство над усопшими. Маркиз де Сад, посетив в свое время крипту Капуцинов в Риме, вдохновившую Франтишека Ринту на создание своего мертворожденного шедевра, открыто восхищался ею. Кладбище Капуцинов в Палермо, где каждый желающий может во всех деталях рассмотреть усопших, застывших в разнообразных позах и восхититься нетленным сном двухлетней Розалии Ломбардо, почившей в 1922 году и забальзамированной так, что и тела, и лица ее не коснулось время, пользуется невероятной популярностью среди туристов. Смерть притягивает. Смерть куда более неприлична, чем порнография и куда более запретна, чем черные искусства. «В смерти — жизнь!» — писал ослепленный холодным оскалом трупа Эдгар Аллан По.
Спускаясь по каменным ступеням в полутемный, освещенный лишь тусклыми лампадами и свечами, зал, не сразу осознаешь весь масштаб и болезненную, противоестественную красоту открывающегося зрелища. Вот колонна из маленьких, словно детских черепов, вздымающаяся под потолок, а вот пиратские символы-череп и кости, разбросанные тут и там.
Вот витрина, на которой выставлены человеческие останки, демонстрирующая повреждения, раны, от которых предположительно скончались люди, ставшие тленом. А вот шесть огромных, как дом, пирамид, выложенных из костей.
Осознание приходит не сразу и давит, как бетонная плита. Голоса туристов, поначалу неестественно оживленные, утихают и становятся едва слышными. Фотоаппараты щелкают все реже… реже… Люди останавливаются и подолгу всматриваются в пустые черные глазницы, что безучастно глядят на них в ответ. Повсюду — пробитые черепа, разверстые рты, на удивление белые целые зубы.
Спустя некоторое время начинаешь ощущать запах. Нет, это не запах разложения — скорее, его тень. В воздухе присутствует едва ощутимый, тонкий сладковато-гнилой аромат. Можно только представить себе, как пахло в Капелле во времена Великой чумы…
Несмотря на уникальность Костницы, ее хочется покинуть как можно быстрее. Здесь начисто отсутствует ощущение умиротворенности, столь характерное для кладбищ. Напротив — в воздухе чувствуется такая напряжённость, словно те, кто выставлен здесь в качестве экспонатов, вопреки заявлениям церковных служек не обрели покой. Десятки тысяч призраков заперты в душном зале. Сознание упрямо отказывается воспринимать человеческие останки в качестве таковых. Все ждешь, что вот-вот из угла выскочит расписной скелет и с воплем «Бу-у!» развеет чары. Похожие ощущения, должно быть, испытываешь, блуждая парижскими катакомбами или катакомбами Капуцинов в Палермо. «Не настоящее!» — упрямо шепчет мозг.
Странным образом, мой фотоаппарат, верой и правдой служивший мне во время путешествия по Европе, блокирует карту памяти сразу же после Костницы. Быть может, это всего лишь совпадение, но бродя узкими улочками Кутна-Горы, городка, в окрестностях которого расположен Седлецкий Мавзолей, все еще чувствуется душный, сладковатый запах Костницы. Перед глазами все так же стоят черепа и рты неупокоенных людей, застывшие в вечном крике на потеху туристам.
7 фактов о Костнице
- Люстра из человеческих черепов и костей крепится к потолку челюстными костьми.
- Все костяные «украшения» были созданы лишь в 1870 году. До этого помещение служило исключительно в качестве костехранилища.
- Вопреки утверждениям экскурсоводов, Костница в Кутна-горе не уникальна. Ближайшим аналогом является Базилика монахов ордена капуцинов в Риме, однако Костница, несомненно, является самым большим в мире хранилищем человеческих костей, некогда используемым в ритуальных целях.
- В Костнице действительно пахнет смертью. Запах слабый и почти не ощутимый, но безошибочный.
- В Костнице, как и во всех без исключения музеях Чехии, разрешается фотографировать без вспышки, а можно и со вспышкой, но уже без согласия администрации.
- На некоторых черепах остались красноречивые маленькие отверстия в районе виска. Скорее всего, некоторые чумные больные получали своеобразный coup de grace.
- Прямо на территории Костницы работает сувенирный магазин, торгующий искусственными черепами, скелетиками на выбор, футболками и прочей туристической ерундой. Впечатление от этого магазина столь же сильное, сколь сильным и противоречивым оно было бы, окажись вы в подобном магазине в морге.
Поддержите DARKER!
Это важно! Нам нужна ваша помощь. Станьте спонсором DARKER и получите эксклюзивный ранний доступ к материалам из новых номеров и не только!
Костница в Седлеце — костел Всех Святых (Кутна гора)
Чехия
Костница в Седлеце (Kostnice v Sedlci) или римско-католический кладбищенский костел Всех Святых с костехранилищем (kostel Všech Svatých s Kostnice).
Чехия, Среднечешский край (Středočeský kraj). район Кутна Гора (Okres Kutná Hora).
Кутна Гора, район Седлец (Kutná Hora-Sedlec), улица Замковая (Zámecká) 127.
„Это произведение нельзя понимать как самоцель, но оно уже на протяжении многих десятилетий напоминает посетителям о бренности человеческой жизни и о незыблемом факте смерти”.
Уже в 1142 году этом месте находился Седлецкий монастырь цистерцианцев.
В 1278 году Генрих, аббат цистерцианского монастыря в Седлеце был послан чешским королем Пржемыслем Отакаром 2 (на чешском языке Přemysl Otakar/Ottokar)в Святую землю (Палестину). Из поездки священник привез немного земли с Голгофы, где, согласно новозаветному преданию, распяли Иисуса Христа. Монастырские братья рассеяли землю неподалеку от монастыря и основали кладбище. С тех пор стали считать, что здешняя земля свята. Подобное убеждение возникло не на пустом месте. Согласно легенде, тело здесь начинает разлагаться только на третий день после захоронения. Поэтому многие завещали, чтобы их хоронили именно на монастырском кладбище. Слава о Святой земле в центре Европы распространилась далеко за пределы страны. Среди погребенных были не только чехи, но и знатные покойники из Германии, Польши, Бельгии.
В 1318 году в Богемии вспыхнула эпидемия чумы. Родственники везли своих мертвецов к месту, где монахи когда-то развеяли частичку Палестины. В тот страшный год земля приняла около 30 000 трупов. Само кладбище занимало четыре гектара и было несоизмеримо больше нынешнего. Захоронения не прекратились и после эпидемии. Здесь погребали тела монахов-католиков, которых протестанты резали сотнями (Гуситские войны). Со временем кладбище снискало славу места, где покоились мученики и погибшие за веру.
Примерно в 1400 году в центре кладбища был построен готический костел Всех Святых с подвальной часовней Душевной агонии Иисуса Христа в Гефсиманском саду. Именно туда и перенесли останки основной массы покойников, так как на кладбище уже не было место для новых захоронений. Кости складывали без всякого порядка и смысла, не заботясь об эстетике и интерьере огромного склепа, в который превратилась нижняя часовня Всех Святых в Седлеце.
Тогда вошло в традицию „многоразовое” использование кладбищенской земли: „старые” покойники выкапывались, их останки складывали в подвале часовни (костницы), а на их место хоронили новых, и так далее, вплоть до 6-7 перезахоронений на одно и то же место. Так в костнице костела скопились останки более чем 40 000 человек.
В 1511 году один полуслепой монах, работавший на кладбище, решил „навести порядок” в костнице. В ходе работы монах решил подойти к этому делу творчески. Он рассортировал человеческие кости, черепа сложил в шесть аккуратных пирамид высотой до 3 метров, а по углам кастела Всех Святых в Седлеце над пирамидами вырезал каменные короны. Монах так и умер в часовне, по легенде, оставив собратьям записку о том, что он, хоть и убог, но был в душе художником и хотел бы, чтобы память о нем и об умерших хранилась долгие годы. После смерти монаха костницу закрыли на целых 350 лет, оставив „скульптуры” странного ваятеля в рясе нетронутыми, и тем самым сохранили их в отличном состоянии.
В 16 веке под одной из таких пирамид монахи нашли клад. Его происхождение выяснить так и не удалось. Он взялся как бы ниоткуда. Поэтому братья приписали случайную находку божественному вмешательству. Седлецкий монастырь тогда очень нуждались в деньгах, и 10 тысяч дукатов, сумма совершенно фантастическая, пришлась как раз кстати.
В 1703 – 1710 годах костел Всех Святых в Седлеце был перестроен. В реконструкции с разработкой входного узла костела, основой которого являются верхняя капелла и нижняя – „костница”, в 1700-1709 годах принимал участие Ян Блажей Сантини Айхел. Он придал костехранилищу современный вид в стиле барочной готики.
В 1784 году австрийский император распорядился закрыть монастырь. Монастырские земли и находящийся на них костел перешли к семье Шварценбергов.
В 1870 году Шварценберги наняли резчика по дереву Франтишека Ринта (František Rint) для того, чтобы он привел в порядок груду сложенных костей. Франтишек работал вместе с четырьмя членами своего семейства, которые отбеливали и дезинфицировали кости, обрабатывая их раствором хлорной извести. После высыхания они принимали специфический, белый цвет. Правда, со временем белые экспонаты пожелтели, и кое-где покрылись автографами посетителей кастела в Седлеце.
Постепенно Костница в костеле Всех Святых в Седлеце стала приобретать формы и становиться произведением искусства. В благодарность работодателю Ринт сложил из костей герб Шварценбергов. Один из предков этой фамилии прославился победой над турецкими басурманами. Поэтому австрийский император разрешил представителям рода иметь на гербе отрубленную голову турка, которому выклевывает глаза ворон.
Все алтарные кресты, вся лепнина, дарохранительницы, вазоны, люстры — все в этой часовне сделано из человеческих костей. Из тазовых, лопаток, ребер, черепов и остальных, включая многочисленные кости конечностей. Кости идеально подобраны по размерам и производят впечатление целостных скульптурных композиций. Франтишек Ринт, безусловно, был очень талантлив.
PS. Вероятно, что скоро это уникальное творение исчезнет, его невозможно сохранить — кости хрупкие, их отбеливали в негашеной извести, освобождали и от остатков плоти. Кости неумолимо разрушаются и скоро прах вернется на кладбище, как и должно быть.
Чехия. Седлец. Костница.
В предместье чешского города Кутна-Гора разместился городок Седлец. А известен он прежде всего тем, что в нем находится Костехранилище (Костница).
В 1278 году аббат цистерианского монастыря Генрих привез с Голгофы немного земли. Земля эта была рассыпана по кладбищу аббатства. Благодаря этому аббатское кладбище стало очень популярным местом для захоронения. В 1400 году в центре кладбища был построен собор, который должен был служить складом для костей ранее погребенных, так как у кладбища просто не хватало места.
В латинском языке есть слово «оссуарий», которое означает место для хранения останков. Произошло оно от слова «оссис» — кость. Так что русскоязычное «костница» звучит вполне оправданно. Появляться костницы начали очень давно — во Франции были найдены останки, возраст которых более шести тысяч лет.
Существуют несколько типов костниц и отличаются они способом хранения останков. Например, иудейские оссуарии предполагали хранение останков в специально изготовленном ящике. Ящики были индивидуальные, а его размеры ящика определялись габаритами костей покойного. Так, ширина ящика была равна ширине тазобедренной кости, длина соответствовала длине бедра, а высота – общему объёму костей. К слову, перемещение костей в эти ящики были вторым этапом похорон. До этого тело покойного на год клали в нишу погребальной пещеры — этого было достаточно для того, чтобы тело истлело, и от умершего остались одни кости. Чем-то схож ритуал у зороастрийцев. Там тела оставляли также на год, но помещали их не в пещеры, а, напротив, на специальном холме в стороне от города. Там тела истлевали, либо (что было чаще) их обгладывали птицы. Такое тело, точнее кости, считались чистым (а зороастрийцам запрещено предавать тела земле или огню) и их можно было помещать в оссуарий. В этом качестве выступали специально сооружённые для этого башни.
Костница в Седлеце принадлежит к католическому типу (что не удивительно). Католические оссуарии хранят кости в склепах или часовнях в открытом виде. Часто это было сделано для того, чтобы сэкономить место на кладбищах — в средние века было немало эпидемий. В костнице Седлеца хранятся останки 40 000 человек. Однако, ей очень далеко до самой большой — парижской, где число «погребённых» насчитывает около шести миллионов человек.
В 16-м веке, когда в Европе свирепствовала чума, один монах, имени которого история не сохранила, работал над очередной очисткой кладбища. О нём вообще мало что известно. Раз ве что то, что он был полуслеп и чумы не боялся, так как имел иммунитет. Зато, он был творцом со своим чувством прекрасного. Именно это чувство заставило его отбелить кости в хлоре и выложить пирамиды по углам помещения. Над угловыми пирамидами он соорудил каменные короны. После смерти, а умер он в этой же костнице, часовня была закрыта. На триста пятьдесят лет. Уже в конце 19-го века, когда это место выкупил князь Шварценберг, костницу решили привести в порядок. Князю не понравились пирамиды и он нанял резчика по дереву Франтишека Ринта, чтобы тот привёл в порядок груды костей. А вот то, что у него получилось — можно увидеть здесь.
У входа на кладбище установлен чумной столб.
Чумные столбы были очень распространены в Центральной Европе. Устанавливались они в знак благодарности за прекращение мора. Наверху столба, как правило, устанавливалась статуя Девы Марии. Хотя, конечно, бывают исключения.
В центре зала висит канделябр. В нём присутствуют все кости человека.
Груды костей. Всего в Костнице около 40 000 человеческих скелетов. Над костями видны короны.