Мавзолей Гол Гумбаз: акустическое чудо, созданное древними мастерами
Мавзолей
Мавзолей в Энциклопедическом словаре:
Мавзолей — (лат. mausoleum — от греч. Mausoleion), монумент, погребальноесооружение, включавшее камеру, где помещались останки умершего, и иногдапоминальный зал. Назван по гробнице карийского царя Мавсола в Галикарнасе(4 в. до н. э.). Мавзолеи получили распространение в Др. Риме и в средниевека на Востоке. В 20 в. в ряде стран возведены мавзолеи политическихдеятелей (В. И. Ленина в Москве, 1929-30, Хо Ши Мина в Ханое, 1975).
Значение слова Мавзолей по словарю Ушакова:
МАВЗОЛЕЙ
мавзолея, м. (греч. Mausoleion — название памятника царю Мавзолу в м. Азии в 4 в. до н.э., считавшегося одним из семи чудес света) (книжн.). Большой надгробный памятник, обычно в виде архитектурного сооружения. Мавзолей Ленина в Москве посещается трудящимися всего мира.
Значение слова Мавзолей по словарю Даля:
Мавзолей
м. греч. великолепный надгробный памятник, голубец, намогильник.
Значение слова Мавзолей по словарю Брокгауза и Ефрона:
Мавзолей (Μαυσσόλειον, Mausole um) — надгробный памятник умершего в 353 г. до Р. Х. карийского царя Мавзола, воздвигнутый, чрез несколько лет по его кончине его сестрой и супругой, Артемизией, в Галикарнасе (ныне Будруне), в Малой Азии. Это гигантское сооружение, считавшееся одним из семи чудес света, в течение полутора тысяч лет возбуждало всеобщее удивление, пока не было в средние века разрушено, вероятно, землетрясением, и в XVI ст. нашей эры окончательно уничтожено людьми. Археологические раскопки, произведенные в его местонахождении в 1856-59 гг. англичанином Ч. Ньютоном, привели, однако, к открытию остатков его основания и отчасти верхнего яруса и дали возможность при помощи описания, сделанного Плинием Старшим ("Historia naturalis", XXXVI, 5), получить довольно ясное понятие о первоначальном виде знаменитого сооружения. Своими формами оно значительно отличалось от других древнегреческих построек. Это было здание с планом продолговатого четырехугольника, длиной в 35,7 м и шириной в 26,5 м, и состояло из двух этажей: в нижнем, более высоком, заключался погребальный склеп царя, а верхний представлял род храма, окруженного со всех сторон портиком с ионическими колоннами (11 колонн в длинной и 9 колонн в короткой стороне); между колоннами стояли мраморные статуи; базы колонн через одну опирались в такие же изваяния львов. Над колоннами тянулся по антаблементу рельефный фриз, изображающий битву амазонок (многие части этого фриза хранятся теперь в Британском музее, в Лондоне). Все здание увенчивалось, по восточному обычаю, усеченной пирамидой, образовывавшей 24 мраморные ступени; на верхней ее площадке стояла колоссальная мраморная колесница, везомая четырьмя конями и на которой были представлены едущими Мавзол и управляющая ими богиня. Вышина всего здания вместе с колесницей равнялась 42 м. Строителями памятника были Пифий и Сатир; его скульптурные украшения были исполнены лучшими греческими ваятелями того времени, Скопасом, Леохаресом, Бриаксисом и Тимофеем. Дошедшие до нас куски вышеупомянутого фриза неодинаковы по мастерству исполнения, но в смелых, оживленных движениях своих фигур и групп представляют некоторые новые, вполне художественные мотивы, отличающие этот фриз от других рельефов того же содержания, например от известного фигалийского фриза. Впоследствии у римлян слово М. стало употребляться вообще для обозначения колоссальных и роскошных архитектурных надгробных памятников, каковы, например, пирамидальный трехъярусный монумент в Сен-Реми, в департаменте Устьев Роны, во Франции, и усыпальница имп. Адриана (ныне Крепость св. Ангела) в Риме. В новейшее время М. нередко называют даже небольшие надмогильные сооружения. — Ср. Ch. Newton, "The excavations of Budrun" (Л., 1858); его же, "History of discoveries at Halicarnassus, Cnidos and Branchidae" (Лонд., 1865); Kinkel, "Mosaik zur Kuns tgeschichte" (1876). А. С-в.
Определение слова «Мавзолей» по БСЭ:
Мавзолей (лат. mausoleum, от греческого Mausolйion)
монументальное погребальное сооружение. Назван по гробнице карийского царя Мавсола (умер в середине 4 века до н. э.) в городе Галикарнас. М. получили распространение в Древнем Риме и в средние века на Востоке (см. Гробница). В социалистической архитектуре был найден новый принцип композиции М.: сочетание его с трибуной придало монументальной архитектуре М. общественную значимость (Мавзолей В. И. Ленина в Москве; Мавзолей Г. М. Димитрова в Софии, 1949, архитекторы Г. Овчаров и Р. Рибаров; усыпальница Сухэ-Батора и Чойбалсана в Улан-Баторе, 1950-е годы, архитекторы Б. С. Мезенцев и Чимид).
Баталья. Ротонда-мавзолей «Имперфейта» («Неоконченная капелла»). Строилась в 15-16 вв. Архитекторы Хью, Боитак, Матеуш Фернандиш, Жуан ди Каштилью и др.
Биджапур. Мавзолей Гол-Гумбаз. 1656-60.
Болгария. Г. Овчаров, Р. Рибаров. Мавзолей Г. Димитрова в Софии. 1949.
Галикарнас. Мавзолей. Середина 4 в. до н. э. Архитекторы Пифей и Сатир. Реконструкция Ф. Кришена.
Усыпальницы Великих Моголов
Блог им. nevidimca
Еще в позапрошлом веке архитекторы постановили, что семь самых выдающихся культовых зданий, дошедших до наших дней, — это афинский Акрополь, церковь Святой Софии (Айя-София) в Стамбуле, собор Святого Марка в Венеции, Реймский собор во Франции, храм Василия Блаженного в Москве, Альгамбра в Испании и, наконец, Тадж-Махал в Индии.
Тадж-Махал был апофеозом полутысячелетнего творческого пути индийских зодчих-мусульман, искавших совершенства. В эти полтысячи лет создавались мавзолеи и при Гулямах, и при Хильджи, и при Сурах, и Лоди. О некоторых из них следует сказать, но особый разговор пойдет у нас о захоронениях Великих Моголов. Так называют династию правителей Индии, бывших у власти с 1526 по 1858 годы. Её основатель Бабур Захиреддин Мухаммед (1483–1530) из рода Тимуридов происходил из Моголистана, как в то время назывались территория Средней и Центральной Азии, — отсюда название династии «Моголы» (индийское Мугхал; эпитет «Великие» подарили этой династии европейские путешественники XVII века).
Мавзолеи появились в Индии с приходом завоевателей-мусульман, явившихся на субконтинент в самом конце XII века. Вошедшие в страну с другой верой и культурой, насчитывавшей несколько тысячелетий, пришельцы не рассчитывали на сочувствие и понимание — по их представлениям все страны делились на исламские и враждебные, варварские. Век за веком они утверждали свою власть, постепенно распространяя ее почти на всю Индию (кроме крайнего юга страны). Иная культура пришельцев принесла непохожие архитектурные формы. Мировая архитектура до новейшего времени вообще делилась на два основных конструктивно-художественных вида — стоечно-балочный и арочно-купольный. К первому относится вся собственно индусская архитектура, ко второму — вся мусульманская.
Мавзолеи были для индийцев абсолютно новым явлением — они сжигали своих покойников, а пепел сбрасывали в воду. А тут появились мусульманские культовые сооружения — мечети, минареты, мавзолеи. Их декорировали врезанными в камень текстами из Корана, которые могли выкладываться терракотовой плиткой, цветной поливной керамикой; использовались при оформлении и полудрагоценные камни. Кроме каллиграфических надписей широко применялся геометрический и флоральный орнамент. Из-за отсутствия пластики индусские храмы фактически превращались в скульптуру; мусульманская архитектура же отличалась геометрической четкостью силуэта.
Но, несмотря на взаимную отчужденность, далеко еще не изжитую в индийском обществе, мусульманские памятники не подвергались разграблению или разрушению. В конце концов индийцы привыкли к виду мечетей и мавзолеев, и в северо-западной и западной Индии культовые здания ислама стали господствовать над общегородской стройкой.
Мавзолей Гийас-Уд-Дина Туглака, правившего в 1320–1325 годах
Первые мавзолеи имели скорее фортификационный облик. Взять хотя бы мавзолей Гийас-Уд-Дина Туглака, выстроенный как часть новой крепостной резиденции делийских султанов в Туглакабаде (на территории современного Дели) и выглядевший подлинным бастионом, последним прибежищем в случае падения цитадели. Это небольшое краснопесчаное пятиугольное здание с покатыми стенами и скромным декоративным оформлением завершается невысоким плоским беломраморным куполом. Мавзолей был выдвинут в искусственный водоем и соединялся с берегом неширокой перемычкой.
Значительно позже построенный мавзолей Шер-шаха Сура (1472–1545) около Патны (город в Северной Индии, административный центр штата Бихар) имел некоторые общие черты с упомянутым пятиугольником: здесь тоже было искусственное озеро, а посреди него возвышалось более солидное здание. И так же вела к нему мостовая перемычка от берега. На массивной квадратной основе с четырьмя невысокими тяжелыми шлемовидными башнями по четырем углам стоит двухъярусный восьмерик мавзолея, завершенный полусферическим куполом. Килевидные арки, прорезанные в стенах мавзолея, киоски с небольшими шлемовидными куполами — чхатри — поставленные на изломах восьмерика, делают его неординарным сооружением. Чувствуется рука зрелого мастера. И опять здание в целом носило мрачноватый замковый характер.
Не все мавзолеи так стары и занесены песками времени. Например, знаменитая усыпальница правителя Биджапура (средневекового государства) Мухаммеда Адиль-шаха — Гол Гумбаз («Круглый Купол»). Она поражает своими размерами: огромный полусферический купол перекрывает площадь большую, чем купол римского Пантеона. Архитектор приложил максимум усилий, чтобы облегчить грузность своего кубического детища, ведь ширина его стены с угловыми башнями равна шестидесятиметровой высоте. Поняв, что громоздкое здание нужно максимально облегчить, мастер устроил карниз, прорезанный частыми килевидными арочными окнами. Такими же окнами он прорезал семиярусные башни по углам усыпальницы, при этом окружив основание громадного купола часто поставленными цветочными лепестками. Гол Гумбаз не похож на крепость, а скорее напоминает торт из сбитых сливок, украшенный фруктами.
Усыпальница Гол Гумбаз была построена в 1656–1660 годах
Но перейдем к тому, что составляет славу мемориальной индийской архитектуры. Вся она войдет в двухсотлетнее господство династии Великих Моголов (ХVI–XVII века). Все могольские памятники отличает утонченный аристократизм, ведь то была богатая и мощная империя, за спиной которой было несколько столетий обширного строительного опыта и не только на индийской земле (кстати, стиль и язык двора были персидскими). Несметные богатства, которые давала казне покоренная Индия, позволяли приглашать лучших архитекторов, ювелиров, резчиков по камню и кости, художников, и платить за один лист миниатюры целый мохур (золотой). Все это шлифовало вкус самого заказчика, давало возможность ожидать его исполнения на требуемом уровне. Именно в эту эпоху создавались великолепные дворцы, мечети, мавзолеи.
Знаменитый мавзолей Хумаюна (1508–1556) (отца Акбара Великого, 1542–1605) расположен в Дели. Это прообраз Тадж-Махала. Архитектор поставил сооружение на высокую платформу — стилобат, облегченный часто прорезанными крупными арками. Лестницы за арками выводят на широкую, открытую с четырех сторон площадку, в центре которой и стоит мавзолей. С приходом в Индию мусульман основным строительным материалом стал белый мрамор, соединенный с красным песчаником. В мавзолее Хумаюна белый мрамор даже преобладает, что придает сооружению особую нарядность.
Мавзолей Хумаюна — это излюбленное место отдыха делийцев в праздники и свободные дни. Они приходят сюда семьями и располагаются на широких лужайках с термосами и коробками с едой. Здесь отдыхают родители, дети носятся друг за другом, в воздухе мелькают воланы бадминтона, напоминая пушкинское «и пусть у гробового входа младая будет жизнь играть». А гробового входа как бы и нет. Это как будто и не мавзолей, а красивый дворец, царящий над всем, что его окружает, часть живого мира.
Мне довелось побывать здесь лунной ночью, хотя на ночь никого не пускают из-за змей. После краткого разговора со сторожем я прошел к мавзолею, поднялся на террасу и вошел в огромный зал с надгробиями — кенотафами (сами погребения находятся в подвальном помещении глубоко под полом). Купол тонул в густом мраке, но на полу лежали «ковры» из лунных зайчиков, четко повторявших прорезной рисунок беломраморных решеток, вставленных в проемы арок и окон…
Мавзолей Хумаюна похож скорее на красивый дворец, чем на усыпальницу
От Хумаюна до Таджа прошло почти столетие. И за это время появились замечательные гробницы, вошедшие в историю архитектуры. Все они, конечно, различались, имея лишь общую арочно-купольную конструкцию и непременный декоративный атрибут — беседку чхатри, купол, а в Индии еще и минарет. Но не всегда все компоненты присутствовали в сооружении.
Так, жена императора Джахангира (1569–1627) Нур Джахан (1577–1645) выстроила в Агре для своих родителей (ее отцом был Верховный казначей) не очень большую гробницу и назвала ее Итимад-уд-Даула («Доверие государства»). Отдельные ее части, например, четыре двухъярусных башни по углам, кажутся толстыми и чересчур массивными, а венчающие их беседки — тяжеловатыми. Но в целом расстояния между всеми элементами так выверены, так тонко украшено здание орнаментом и инкрустациями, что здание производит очень гармоничное впечатление. Этому способствует раджпутского вида павильон вместо обычного купола посередине площадки-кровли, который из-за резных мраморных рам служит как бы фонарем, источником света для первого этажа, где и стоят родительские кенотафы. Общая золотисто-розовая цветовая гамма мавзолея оставляет светлое, мажорное впечатление.
Тадж-Махал — апофеоз мавзолейного искусства. Он построен в память о любимой жене императора Шах-Джахана (1592–1666) Арджуманд Бану Бегум по прозвищу «Мумтаз-и-Махал» («избранница дворца»). Она была не только любимой женой императора, но и мудрым советником в его делах, часто даже сопровождала мужа в военных походах. В 1630 году она не смогла быть с ним рядом — из-за беременности осталась дома и во время неблагополучных родов умерла. Шах-Джахан немедленно прервал поход и сразу занялся проектами мавзолея. Были привлечены лучшие архитекторы Средней Азии, Ирана, Сирии, Афганистана и, конечно, — Индии, да и сам правитель был серьезным авторитетом в строительстве. Именно он заковал в белый мрамор многие здания Агрского и Делийского форта; при выборе проектов последнее слово оставалось за ним. Считается, что деревянную модель мавзолея создал турок Эфенди, вдохновившийся примером мавзолея Хумаюна в Дели, построенного где-то за сто лет до того, и проект был утвержден. В разработке принимал участие и главный архитектор империи Устад Ахмад Лахори.
Этот снимок Тадж-Махала был сделан между 1890 и 1900 годами. Фото из архива Библиотеки Конгресса США
Началось строительство, в котором были задействованы 20 тысяч рабочих. Стройка длилась чуть более двадцати лет, и наконец Тадж предстал во всем своем великолепии. Этот роскошный царский чертог меньше всего походит на погребальный комплекс. Красота его прежде всего в блестяще выверенных пропорциях и в восхитительном луковичной формы куполе. Высота от грунта до шпиля равна ширине его стены и составляет 74 метра. Купол составляет половину высоты мавзолея. Чтобы он обрел легкость, с четырех сторон луковицу поддерживают киоски с шлемовидными навершиями. Все четыре стены квадратного в плане мавзолея одинаковы, но чтобы облегчить это массивное здание, его углы скошены. Поставленные на некотором расстоянии от мавзолея на той же платформе трехпролетные минареты рассчитаны по высоте так, что они максимально облегчают, буквально дематериализуют купол.
По правую и левую сторону от мавзолея расположены два павильона — гостевой (где в поминальные дни собираются близкие) и мечеть. Сложенные из красного песчаника со вставками белого мрамора и беломраморными неглубокими куполами, они подчеркивают нарядную белизну Таджа.
Тадж-Махал драгоценен в буквальном смысле слова. Плиты вырезаны мягкими рельефами тонкого флорального орнамента: цветами, ветвями, листьями, а в вырезанные углубления вставлены цветные полудрагоценные камни — яшма, хризолит, сердолик, агат, ляпис-лазурь. Камни доставлялись из многих стран, а малахит — из России.
Тадж окружен регулярным парком, разделенным водяными каналами на квадратные участки — розарии. От главных ворот и до подножия мавзолея идет широкий канал с фонтанами. Когда фонтаны молчат, в зеркале воды появляется волшебное отражение Таджа.
Что побудило Шах-Джахана создать именно такой мавзолей? Предание гласит, что Мумтаз просила построить ей такой мавзолей, свидетельствующий о силе их любви, а сам император хотел передать неповторимость любимой жены и тем самым подчеркнуть боль утраты. Эта боль не стала последней: сын Шах Джахана Аурангзеб (1618–1707) уничтожил брата, законного наследника престола, а отца заточил в Агрский форт, где император и умер спустя восемь лет. С высокого балкона дворца он ежедневно наблюдал издалека Тадж-Махал в дрожащем мареве жарких месяцев сквозь кисею муссонного дождя.
Во время строительства Таджа у Шах-Джахана родилась идея создать на противоположном берегу реки Джамны, протекающей позади мавзолея, точь-в-точь такой же для себя, только из черного мрамора, и оба мавзолея соединить мостом. Величественному замыслу не довелось сбыться. Но чтобы ничто не заслоняло красоту самого прекрасного мавзолея в мире, в радиусе трех километров от него никогда не строились дома выше четырех этажей.
Создатель Тадж-Махала Шах-Джахан до последнего дня любовался усыпальницей любимой жены из тюрьмы, в которую его заточил собственный сын.
Потом случилось то, о чем не хочется и упоминать. Последний Могол Аурангзеб больше разрушал, чем создавал, мечтая об уничтожении всей индусской скульптуры. Мавзолей, поставленный его жене Раби’а-уд-Даурани в Аурангабаде, — грубая аллея тяжелых минаретов, идущих вдоль канала, слабая потуга сотворить нечто похожее на Тадж-Махал. Был еще Сафдар Джанг, мавзолей, поставленный в середине XVIII века в Дели видному царедворцу, неинтересная копия старых образцов. И самое последнее — скромная легкая беседка на тонких простых столбах, перекрытых сверху неглубокой, слегка выпуклой к центру кровлей. Это захоронение соратника Ганди (1869–1948) и Неру (1889–1964) Абул Калам Азада (1888–1958), расположенное у входа в Делийскую пятничную мечеть Джами Масджид.
Мавзолеи… для кошек и собак
И напоследок о том, что происходит с погребениями малоизвестных деятелей истории страны. На территории северной и центральной Индии, на землях Делийского султаната, в государствах Бахманидов, в Биджапуре и Хайдерабаде там и сям вырастали мавзолеи первых лиц государства, их приближенных. Муссонные дожди и пыль сухих безводных месяцев за века превратили здания в мрачные призраки. Некоторые из них ныне обжиты бездомными, не имеющими другого пристанища.
Недавно был случай, когда одна сердобольная английская дама была чрезвычайно огорчена видом бездомных индийских кошек и собак. И вот она решила превратить один из мазаров (могильных сооружений) в приют для бесхозных зверей. В этом благородном деле ей помогала подруга из шведского посольства. Все это никак не устраивало местных бомжей, которые решили вернуть жилплощадь обратно. Занятая днем работой англичанка приходила в склеп проведать своих питомцев прохладными ночами, а бывшие постояльцы раздобыли белые хламиды и устроили представление, изображая духов некогда погребенных здесь людей. Леди была не на шутку перепугана и «освободила помещение», навсегда вернувшись в Англию. А мавзолеи дают приют бездомным людям.
Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.
Загадочный мавзолей Шамуна-Наби
Археологический комплекс Миздахкан в Узбекистане близ города Ходжейли привлекает своей богатой историей и огромным количеством разнообразных памятников, тут и древнейший некрополь, развалины города, культовые сооружения.
Среди них мавзолей святого Шамуна-Наби, имя которого окутано множеством тайн и легенд. В них он предстает магом, лекарем, проповедником и воином-богатырем. Он появился на хорезмских землях еще до посланцев пророка Мухаммеда и проповедовал поклонение Единому Богу. Он мог творить разные чудеса, спасать людей от смерти и исцелять от болезней, управлять погодными явлениями и звездами, мог говорить на языке животных, и кроме этого был бесстрашным воином.
Неизвестно откуда он появился, какую религию проповедовал, почему выбрал такой странный уход из жизни, он завещал перед смертью отрубить ему ноги.
К мазару Шамуна-Наби приезжает огромное количество людей, разного возраста и разного вероисповедания, особенно много их по средам. Посетители просят святого об исцелении от болезней, с просьбами о рождении детей, исполнения разных желаний и «правильного» упокоения после смерти.
Мазар представляет собой прямоугольное помещение, сложенное из жженого кирпича, на крыше семь куполов, как говорится в одной из легенд, по количеству дочерей святого.
Мавзолей построен в традиционной форме среднеазиатских надмогильных сооружений, длина его 25 метров, внутри длинная гробница, длиной 25 метров, шириной 1.29 метра, а высотой 1,07 метра.
В 1966 году, после вскрытия гробницы археологами, обнаружилось, что она пуста, никаких останков в ней не было обнаружено, тогда предположили, что реальная могила Шамуна-Наби находится у развалин еще одного культового сооружения Миздахкана, «Мировых часов». Но при раскопках около часов, были найдены останки, принадлежащие женщине.
Точная дата постройки мавзолея неизвестна, предположительно ученые говорят о датах конца XVIII – начала XIX веков, под ним находятся более древние развалины. Но толпы паломников, невзирая ни на что, стекаются в Миздахкан к мавзолею святого Шамуна-Наби.
Саркофаг на Красной площади: почему перестраивали Мавзолей Ленина
Союз архитекторов России объявил Всероссийский конкурс на лучшую концепцию по ре-использованию Мавзолея В. И. Ленина на Красной площади. До этого усыпальницу несколько раз перестраивали по различным причинам.
Рассказываем, почему решили создать Мавзолей и как он менялся в ХХ веке.
Деревянная пирамида
В день смерти первого руководителя Советского государства Владимира Ленина, 21 января 1924 года, в ЦК партии стали поступать телеграммы с просьбами советских граждан не предавать тело вождя большевистской партии земле. В результате было решено создать памятник-усыпальницу на месте трибун, с которых Ленин с речами обращался к народу. Уже 27 января по проекту Алексея Щусева был построен первый деревянный Мавзолей. На разработку проекта по принципу трехступенчатой пирамиды у архитектора ушла одна ночь, а на строительство — менее трех дней. Здание представляло собой куб с трехметровыми сторонами и двумя последовательно уменьшающимися кубами наверху.
По краям первого Мавзолея находились две пристройки для входа и выхода. Правая лестница спускалась на 3 м вниз и вела в Траурный зал, который освещали две массивные матовые люстры. Стены зала были обиты красной тканью с черными полосками. На потолке находились серп и молот на фоне складок из красной и черной материи. Интерьер оформили по рисункам художника Игнатия Нивинского. Тело Ленина забальзамировали, а гроб установили в центре сооружения. В первом Мавзолее сразу же было выявлено много недостатков — узкая лестница и небольшой Траурный зал не позволяли впустить всех желающих проститься с Лениным. Кроме того, во время прохождения публики температура в зале повышалась, что негативно сказывалось на состоянии тела.
Дуб и трибуны
Первую усыпальницу так и не достроили до конца, и она простояла в незавершенном виде до весны 1924 года, когда Мавзолей было решено закрыть для долговременного перебальзамирования тела Ленина. Тогда же был утвержден проект хрустального саркофага над гробом Ильича, который создал архитектор Константин Мельников. Второй Мавзолей Щусев также спроектировал на деревянном каркасе. Сооружение сохранило первоначальную композицию и было обшито лакированным дубом. К зданию пристроили портик и ступенчатые трибуны.
При проектировании здания Щусев использовал упрощенные формы ордерной архитектуры. Вокруг нового Мавзолея был создан небольшой сквер, обнесенный чугунной решеткой. Строительство сооружения завершилось в августе, и Мавзолей просуществовал в таком виде около шести лет — до 1929 года.
Гранит и лабрадор
В январе 1925 года был объявлен международный конкурс на проект каменной усыпальницы Ленина. Участники предлагали создать корабль «Октябрь» с фигурой Ленина на борту, круглый Мавзолей в виде земного шара, аналог египетской пирамиды, а также усыпальницу в форме пятиконечной звезды. Однако комиссия решила сохранить образ деревянного Мавзолея. Архитектором проекта снова стал Щусев. Новое строение было решено облицевать красным гранитом, а также черным и серым лабрадором.
Каменный Мавзолей был построен к октябрю 1930 года. По сравнению с деревянным новое здание построили выше на 3 м, внешний объем увеличили в 4,5 раза — до 5,8 тыс. кв. м, а внутренний — в 12 раз, до 2,4 тыс. «квадратов». Сооружения расположили на самой высокой точке на Красной площади. В каменном Мавзолее создали вестибюль, Траурный зал и две лестницы. Напротив входа в огромном гранитном блоке высечен герб СССР. Траурный зал по форме представляет собой десятиметровый куб с уступчатым потолком. Благодаря четырем незаметныи металлическим колонкам, которые поддерживали саркофаг, создалось ощущение, что плита висит в воздухе.
Новый саркофаг
Из-за того что на стекле саркофага в Мавзолее Ленина были видны отражения посетителей, а лампочки вокруг сильно нагревались, было решено создать новую гробницу. Проектом руководили Щусев и скульптор Борис Яковлев. Новый саркофаг имел форму перевернутой трапеции. Архитектор подобрал такой угол отражения, что стекло стало незаметным. В верхней плите саркофага поместили зеркальные лампы и светооптические приборы для лучшего освещения тела. Новый саркофаг был установлен в Мавзолее по окончании Великой Отечественной войны в 1945 году.
Гумбаз
Гумбаз, диалект: Гумбез, Гунбаз [1] — буквально: «земляной купол» в значении «купол, построенный из кирпичей, которые изготовлены из глины».
Сложносоставное слово; предположительно состоит из двух слов: гум + базы | баз
- гум — туркменское «земля», «почва», «пыль», «грязь»; азербайджанское — «песок»; [1] близкое по значению и широко распространенное кум — «песок» на ряде языков Азии.
- базы — «холм», «бугор» — азиатский термин; языковая принадлежность не установлена [2] .
Термин имеет несколько значений:
- купол, свод, покрытие — таджикское; [1] деталь архитектурного сооружения; архитектурный и строительный термин определяющий куполообразный свод;
- гробница[1] — таждикское; антропогенное захоронение, усыпальница, мавзолей — сакральное сооружение купольного типа или постройка, накрытая куполом;
- храм, часовня, мечеть[1] — таждикское; архитектурное культовое сооружение;
- имя собственное ряда населенных пунктов в Центральной Азии;
- имя собственное географических объектов; это — урочища, летовки, перевалы и другие.
- верхняя национальная одеждана АрабскомВостоке; длинная рубаха с высоким воротом — видимо, производное от «купол», «покрывать».
В значении купол или купольный храм — широко распространенный термин на Ближнем Востоке, в Центральной и Южной Азии. Также встречается в Северной Африке.
Содержание
Происхождение термина [ править ]
Видимо, термин очень древний и может происходить от наименования антропогеновых захоронений, над которыми возводился холм из грунта или камней в виде купола, имевшего в плане — при виде сверху — правильную окружность. В сардоба сферический купол, возведенный из высококачественного жженого кирпича на качественном растворе, выполнял функции защиты бассейна-хауза с пресной водой от испарения, укрывая хауз тенью, и защищал также хранилище воды от пылевых и песчаных бурь. В малых архитектурных формах купол-гумбаз часто встречается в небольших усыпальницах, мавзолеях и банях. Позднее гумбаз становится излюбленной архитектурной формой и получает широкое распространение в постройках различного типа, размера и назначения. Свое высшее проявление гумбаз получает в грандиозных постройках медрессе, мечетей и усыпальниц ханов, шахов, эмиров или возлюбленных жен и дочерей. Термин азиатского происхождения позднее проник в Африку, видимо с арабскими завоеваниями и распространением мусульманской религии.
Египетские пирамиды имеют и другое название: «Великие своды» (Гумбаз-и-хараман).
Сакральный смысл [ править ]
По весьма древним верованиям гумбаз — это модель небесного свода, который опирается на плоскость земной тверди; купол над Миром, который видит путник ночью над головой.
Гумбаз в архитектуре и строительстве Азии [ править ]
Первоначально, как элемент архитектуры и строительная конструкция, гумбаз повсеместно имел до появления бетона и железобетона одно значение: купол, выложенный кирпичной кладкой.
Купола-гумбазы чрезвычайно прочны и долговечны. Это достигается рациональной формой, специально выделанным кирпичом, рецептурой кладочного раствора и техникой и технологией кладки кирпича.
Гумбаз полусферической формы почти всегда обязательный элемент сардоба — сложного гидротехнического сооружения для сбора, хранения и пользования питьевой воды в городах, поселениях, караул-базарах, рабатах и отдельно стоящих сооружениях на дорогах и караванных путях в сухих степях, пустынях и полупустынях.
Гумбаз так же часто является куполом, возведенным над кубической постройкой мавзолея, где куб в сакральной традиции представляет собою образ Мира с четырьмя горизонтами-стенами соответственно сторонам света, а купол — образ небесной полусферы, опирающейся на земную плоскость, — то, что наблюдает путник ночью над головою. Классическим памятником такого рода является Мавзолей Саманидов в Бухаре.
Как архитектурный элемент присутствует в облике храмов, общественных бань, жилых построек и других сооружений различного назначения.
Гумбаз как инженерная конструкция появился чрезвычайно давно — не менее тысячи лет назад, и в таком виде был воспринят в европейской культуре. В Европу искусство возведения гумбаза было передано через архитектуру Ближнего Востока и Северной Африки. Вероятно, гумбаз через арабскую культуру проник как элемент архитектуры на Иберийский полуостров.
Со временем гумбаз начинает приобретать изощренные и весьма сложные формы и в ряде замечательных шедевров мировой архитектуры становиться едва ли не доминирующим декоративным и организующим элементом в архитектонике сооружения. Таковым, например, является великолепный и величественный синий купол-гурбаз усыпальницы Тимура Гур-Эмир в Самарканде.
В Индии Мавзолей Мухамедда Адиль Шаха, который был построен в 1660 году, носит также название Гол Гумбаз («Круглый купол»), и находится в Биджапуре, штат Карнатака.
Гумбаз в этимологии Азии и Африки [ править ]
Азербайджан [ править ]
- Йедди Гумбаз, «Семь Куполов» — мавзолей, усыпальницей Ширванских Шахов в селении Мараза
- Гумбаз Низами, «Купол Низами» — мавзолей, усыпальница поэта Абу Мухаммад Илиас ибн Юсуф ибн Заки Муайада, который в качестве литературного псевдонима или «нисба» выбрал имя «Низами». По свидетельству Бартольда конца XIX века «…посреди пути был небольшой гумбаз, который наполовину разрушился. Это могила шейха Низами, от неё до Гянджи семь вёрст». Находится на территории Азербайджана.
Египет [ править ]
- Гумбаз-и-хараман, «Великие своды» — другое название Египетских пирамид, Северная Африка.
Индия [ править ]
- Гол Гумбаз, «Голубой купол» — другое название Мавзолея Мухаммеда Адил Шаха в городе Биджапур, на юге Индии. В XV—XVII веках город был столицей Биджапурского султаната, занимавшего большую часть полуострова Индостан. Мавзолей был построен в 1659 году. Внутренний зал здания имеет квадратную планировку со стороной около 50 метров. Сооружение венчает голубой купол диаметром 44 метра, считающийся третьим по величине среди построенных в доиндустриальную эпоху. Своими размерами он уступает лишь куполам Софийского собора в Стамбуле и собора Святого Петра в Ватикане.
Кыргызстан [ править ]
- Гумбез Манаса, дословно: «Купол Манаса», «Усыпальница Манаса» — другое название мавзолея, который расположен в 22 км к северо-востоку от города Талас в Кыргызстане. Построен из обожженного кирпича, украшенного национальным орнаментом и надписями на арабском языке. Мавзолей венчает остроконечным купол. Одна из надписей на фасаде здания гласит, что в нем покоится дочь богатого эмира. Однако, согласно легенде, мавзолей был построен мастерами из Бухары и Самарканда по приказу Каныкей, жены легендарного героя кыргызского эпоса Манаса. Мавзолей Гумбез Манаса — достояние национальной истории и культуры, особо почитаемое сегодня жителями страны.
- Гумбез Байтик, дословно: «Купол Байтика», «Усыпальница Байтика» — другое название мавзолея, где покоится умерший в 1886 капитан российской армии, уроженец Киргизии Байтик-батыр, который в рядах русской армии воевал с войсками Кокандского ханства. Мавзолей Гумбез Байтик находится в ущелье Ала-Арча, недалеко от Бишкека.
Узбекистан [ править ]
- Гумбази Сайидан, «Купол Сейидов» — другое название Мавзолея, построенного Улугбеком над могилами Сеидов в 1438.
- Кок гумбаз, «Синий купол» — мавзолей в составе архитектурного комплекса в Ташкенте, неподалеку от площади Хасти Имом. Архитектурный комплекс медресе Барак-хана состоит из медресе и двух встроенных в него мавзолеев, сформированных в течение XV—XVI веков. Первым был построен безымянный мавзолей в восточной части комплекса. Затем появился двухкупольный мавзолей-ханака, построенный в 1530 в честь правителя Ташкента Суюндж-хана Шеибани из узбекской династии Шейбанидов. Однако с течением времени мавзолей претерпел множество перестроек. В середине XVI века сын Суюндж-хана Науруз-Ахмад, прозванный Барак-ханом, пристроил медресе, примыкающее к мавзолею отца. Однако мавзолей остался основой всего комплекса. Его центральный зал, а также безымянный мавзолей и дарсхана увенчаны бирюзовыми куполами на высоких барабанах.
Согласно историческим сведениям, скуфья купола мавзолея Суюндж-хана была покрыта голубыми изразцами, барабан купола украшал звездчатый гирих с рисунком восьмигранных звезд, набранный из мозаики, поэтому мавзолей называли «Кок гумбаз» («Синий купол»). Однако во время землетрясения 1868 купол разрушился