Парапланеризм в Адыгее
Парапланеризм в Адыгее
Если вы не любите отдыхать лежа на шезлонге с бокалом сока или чего-нибудь покрепче в руке, а предпочитаете активные действия, то один из таких способов получения адреналинового вливания – парапланеризм. Этот вид авиационного спорта довольно юн, и если вы всерьез решили парить в небе, как птица, то в нашей стране будет сложно найти место для того, чтобы осуществить свою мечту. Одним из таких уголков является Адыгейская республика. Где еще планировать как не в горах? Приехав в гости, в этот живописной уголок России стоит остановиться в пансионате Даховская слобода. В этом месте вы познакомитесь с настоящей адыгейской кухней, получите комфортабельные условия проживания и получите возможность отправиться в тур, чтобы поглазеть на любую из достопримечательностей этой небольшой республики.
С чего начать парапланирование
Прежде всего, попробуйте себя в парном полете. Конечно, парить в небе привязанным к инструктору не так интересно как самому, но если у человека нет опыта в полетах вообще, то сперва лучше попробовать себя с хорошей подстраховкой, а лучше чем спортсмен, который профессионально планирует на этих устройствах не первый год, вас никто не подстрахует.
Если вы парапланировали в парном маршруте и:
вам не стало плохо;
вы не потеряли сознание;
у вас осталось желание заниматься этим дальше.
То вторым шагом к освоению этого вида спорта будет учеба по прыжкам с парашютом. Дело в том, что сам полет занимает не так много времени, как хотелось бы. К сожалению, аппарат, особенно у неопытных планеров, может сложиться в любой момент. Чтобы это не привело к гибели новичка или серьезным травмам необходимо иметь подстраховку в виде парашюта. Ну а для того, чтобы его правильно использовать, и не растеряться в самый ответственный момент, необходимо иметь нужную сноровку, которая приобретается после 3-5 прыжков с парашютом.
Тут мы плавно подходим к третьему необходимому для человека желающего заниматься парапланеризомом качеству – физическая подготовка. Без нее вы не подниметесь в горы с аппаратом на плечах, не сможете правильно приземлиться, да и простая ночевка в горах для изнеженного организма не привыкшего к нагрузкам будет в тягость.
И последнее предупреждение для новичков, помните что этот вид спорта относиться к экстремальным, так что такие мелочи как ушибы, переломы, гемотомы и царапины будут вас преследовать с самого начала обучения, до того момента, пока вы не захотите отказаться от планирования в небе. Поэтому до того, как заниматься этим видом спорта, стоит определиться – а сможете ли вы все это преодолеть?
Полеты в Адыгее
В республике есть несколько хороших клубов, которые предоставляют взможность для планирования всем желающим. Туристы могут либо полетать на парапланне вместе с инструктором, либо пройти обучения и попробовать себя в самостоятельном полете.
Если у вы новичок и у вас нет своего подобранного под личные желания пароплана, клубы с удовольствием предоставят учебный или профессиональный аппарат. Помимо самого парящего устройства клиентам предоставляется в аренду:
Шлем. Необходим для случаев, когда что-то пошло не так. Очень многим это нехитрая защита спасла жизнь при падении, поэтому пренебрегать ею не стоит.
Комбинезон. На высоте очень холодно, к тому же очень часто дует сильный пронизывающий до костей ветер. Поэтому теплая, но в то же время облегающая защита, неограничивающая движения, крайне необходима.
Кожаные теплые перчатки. В первую очередь этот элемент одежды защитит ваши руки от ветра и не даст им потерять чувствительность, что крайне важно при планировании. Во вторых крепкие перчатки не дадут вам порезаться о стропы и другие острые части аппарата.
Защитные очки. На верху солнце еще ярче чем на земле. При планировании можно либо потерять нормальную видимость, либо полностью ослепнуть на какое-то время, а это крайне опасно. Поэтому очки, крепко зафиксированные на голове и защищающие глаза от неожиданного яркого солнца необходимы.
Ботинки с высокой халявой. Это обязательное снаряжение для людей, занимающихся планированием или прыжками с парашютом. При приземлении на поверхность земли высокая обувь поможет сохранить ноги от переломов или растяжений.
Все это снаряжение призвано уберечь спортсмена от травм и сохранить ему жизнь. Поэтому его всегда можно взять в арену в любом из адыгейских клубов.
В этой горной республике множество мест, где можно заняться планированием. Но есть 4 особо известных и любимых спортсменами по планированию. Это такие уголки как:
Парадром в Благовещенске. Здесь обучают новичков основам планирования. Склоны здесь мягкие покрытые песком, что крайне подходит для уменьшения травмирования при падениях. Остальной участок – это пляж и море, что также подходит для мягкой посадки. Вам понравиться скользить над поверхностью моря, полеты здесь начинаются после обеда, так как со стороны воды как раз дует легкий ветерок.
Парадром «Юца». Это одно из самых популярных мест среди людей занимающихся паропланированием в Российской Федерации. Здесь не только проходят обучения новички, но и опытные спортсмены любят попланировать. Его любят профессионалы, за три по-разному преобладающих воздушных потоков. В этом месте можно получить полное удовлетворение от свободного планирующего потока. Помимо полученной радости при пилотировании, это место может похвастаться развитой инфраструктурой. В этом месте множество кафе и ресторанов, где собираются люди любящие парапланирование.
Парадром рядом с городом Майкоп. Сюда рекомендуют отправляться людям, которые имеют хотя бы начальное понятие о парапланирование и определенный минимум удачных полетов. Не смотря на относительно благоприятные условия для полетов на этом парадроме площадка для приземления имеет ограниченную площадь. Что обязывает спортсменов обладать начальными навыками парапланирования.
Парадром «Чегем». Это место для опытных спортсменов. Здесь можно насладится долгим высоким планированием над скалами. Учитывая особенности маршрута, неожиданные воздушные потоки, которые формируются между скалами, к полету на этой местности допускаются люди, имеющие в своем багаже более ста часов планирования. Это место стоит посетить опытным планировщикам и новичкам, решившим приобрести необходимый опыт.
Ну, а после полетов необходимо хорошо отдохнуть. Лучшие услуги в этой связи вам окажет пансионат Даховская слобода, расположенный в Лаго-Наки.
Что такое парапланеризм?
Парапланеризм-это экстремальный вид спорта, который приобретает большую популярность среди любителей активного отдыха. Это спорт в котором игроки просто летают в воздухе. Для этого используют парапланы, которые очень легкие в весе. Для участия в таком виде спорта требуется иметь соответствующую лицензию.
Как начинать парапланирование?
Для начала стоит попробовать себя в полете с инструктором. Если при этом не стало плохо и вы не потеряли сознание, то можно продолжать. Следующим шагом будет прыжок с парашютом, потом физическая подготовка. Такой вид спорта может очень часто приводить к различным травмам.
Можно ли полетать в Адыгее?
В Адыгее имеется несколько хороших клубов, которые помогут организовать такие полеты вместе с инструктором или самостоятельно. В наличии имеется профессиональный и учебный аппарат на выбор посетителя.
Какие самые известные клубы по парапланированию в Адыгее?
Это парадром в Благовещенске, парадром «Юца», Майкоп, парадром рядом с городом Майкоп, парадром Чегем и другие. А после таких полетов можно хорошенько отдохнуть в пансионате Даховская Слобода, где есть для этого все подходящие условия и организованы зоны отдыха.
Поделиться в соцсетях:
По вопросам приобретения тура звоните или пишите:
Продажа через модуль бронирования и сторонние сайты бронирования не производится
Экстремальные воздушные развлечения в Крыму
Крым с его причудливыми скалами и живописными пейзажами просто создан для экстремального отдыха. За порцией адреналина в Крым едут не только из России, но и со всего мира. В последние годы экстремальный туризм в Крыму развивается активными темпами, поэтому есть из чего выбрать. Ранее мы уже рассказывали об экстремальных водных развлечениях в Крыму (флайбординг, парасейлинг, кайтинг, виндсерфинг). Пришло время взмыть в небо! Читайте про экстремальные развлечения в Крыму в воздухе!
Роупджампинг в Крыму
Прыжки с веревкой очень популярны в Крыму. Для организации прыжков применяются альпинистские веревки и снаряжение. И если в мире часто используются техногенные объекты (небоскребы, башенные краны, мосты), в Крыму прыгунам пригляделись элементы естественного ландшафта – отвесные скалы. От их высоты зависит сложность прыжка. Так, начинающим роуперам лучше прыгать на мысе Фиолент – здесь высота скалы 40 метров, время свободного падения – 1,5 секунды.
Прыжки посложнее совершаются в Качи-Кальоне в районе села Баштановка Бахчисарайского района (высота – 120 метров) и на Белой скале в Белогорском районе (тоже 120 метров).
Опытные роупджамперы облюбовали гору Шаан-Кая в окрестностях Алупки. Мало того, что ее высота 230 метров, так еще и уклон отрицательный! Прыжок с Шаан-Кая подарит вам семь секунд свободного падения – это рекордное значение для СНГ. Долгий полет позволяет роупджамперам совершать эффектные трюки в воздухе.
Места: мыс Фиолент (Севастополь), Качи-Кальон (Бахчисарайский район), Шаан-Кая (Алупка).
Цена: 1200-6300 рублей в зависимости от высоты и количества прыжков за раз.
Телефон: +7978 78-44-630 (Качи-Кальон).
Прыжки с парашютом в Крыму
Прыжки с парашютом – это, пожалуй, один из традиционных видов экстремальных развлечений. Всего один шаг за борт самолета – и через несколько секунд уже паришь над землей, спускаясь на парашюте. Как правило, первый прыжок совершается с небольшой высоты – 800 метров – на круглом парашюте. Время свободного падения – всего лишь 1-1,5 секунды, время снижения на раскрытом парашюте – 3 минуты.
При таком прыжке не стоит переживать, что парашют не раскроется – это за вас сделает инструктор с помощью вытяжной веревки, которая закрепляется в самолете. Для более уверенных прыгунов есть парашюты типа «Крыло» – они более маневренные и позволяют совершать прыжок с 1000-1300 метров, парашют также раскрывает инструктор. Ну а для опытных парашютистов доступны прыжки с высоты 3000-3500 метров, которые обеспечивают 45 секунд свободного падения. Если вы боитесь прыгать самостоятельно или весите менее 50 кг, то выбирайте прыжок с инструктором.
Место: аэродром «Заводское» (Симферополь), гора Клементьева (Коктебель), Севастопольский аэродром.
Цена: от 5 тысяч (в одиночку) до 11 тысяч рублей (с инструктором).
Телефон: +7 978 726-87-00 (гора Клементьева), +7 (978) 951-36-38 (аэродром «Заводское»).
Троллей (зип-лайн) в Крыму
Сравнительно недавно в Крыму появилась возможность прокатиться на троллее со скоростью до 100 км/ч! Троллей действует по принципу канатной дороги, только без кабинок и подъемного механизма: натягивается трос, на котором человек крепится с помощью роликовой системы. В конце маршрута есть специальная тормозная система, обеспечивающая мягкую посадку.
Зип-лайн натянут на высоте 100 метров над голубым озером в Скалистом (Бахчисарайский район). Длина троллея – 400 метров, время полета – 30-50 секунд. Цена – 400 рублей за первый полет и по 200 рублей за последующие. Зип-лайн установлен над затопленным карьером в Инкермане, а также на скале Дива в Симеизе.
Места: Голубое озеро (Скалистое, Бахчисарайский район); затопленный карьер (Инкерман); скала Дива (Симеиз, Большая Ялта).
Цена: 200-500 рублей.
Телефон: +7978 033-72-11 (Скалистое), +7 978 121-40-20 (Симеиз).
Полеты на параплане в Крыму
Если же вы хотите насладиться полетом в расслабленной обстановке, обратите внимание на полеты на параплане. Они выполняются с инструктором, который будет грамотно лавировать в воздушных потоках. Вам лишь остается свесить ножки и наслаждаться великолепными пейзажами.
Традиционно в Крыму летают на горе Клементьева под Коктебелем – там уникальные воздушные потоки, позволяющие подниматься ввысь, а вокруг – Карадаг, мыс Хамелеон и Тихая бухта – марсианский пейзаж, воспетый Максимилианом Волошиным.
Взлететь на параплане можно и из других районов – с гор Демерджи, Чатырдаг и Ай-Петри. А кто любит затяжные путешествия, может пролететь пол-Крыма – от Ай-Петри и до мыса Фиолент по внутренней гряде Крымских гор. Парасафари может продолжаться до шести часов. Летают и под Симферополем – например, над урочищем Таш-Джарган, горой Тас-тау и пещерой Змеиная нора.
Места: гора Клементьева, Ай-Петри, Демерджи, Чатырдаг, Тас-тау, Таш-Джарган и пр.
Цена: от 2,5 тысяч (15 минут) до 8 тысяч рублей (40 минут); зависит от места и продолжительности полета
Телефон: +7 978 033-72-11 (Строгановка), +7 978 852-57-52 (Таш-Джарган), +7 978 838-15-13 (гора Клементьева).
Полеты на дельтаплане и мотодельтаплане в Крыму
Если параплан больше похож на парашютное крыло, то дельтаплан – это скорее планер. Его отличает форма, похожая на очертания бумажного самолетика. Есть двухместные дельтапланы, позволяющие пассажиру наслаждаться пейзажем, не думая об управлении. По сравнению с парапланом дельтаплан движется быстрее: его средняя скорость – 65 км/ч, максимальная – 130 км/ч.
У дельтаплана есть собрат с двигателем – мотодельтаплан. Но они встречаются в Крыму нечасто. Места полетов для дельтапланов в Крыму те же, что и для парапланов. Зачастую летают на горе Клементьева. Но можно взлетать и из других мест, например, в районе Бахчисарая, что позволит за 20-минутный полет осмотреть с высоты птичьего полета пещерные города Качи-Кальон и Тепе-Кермен, Алимову балку.
Места: гора Клементьева, Бахчисарайский район.
Цена: от 3,5 тысяч (15 минут) до 10 тысяч рублей (30 минут).
Телефон: +7 978 852-57-52 (Таш-Джарган, Строгановка).
Полеты на воздушном шаре в Крыму
Еще один способ взмыть ввысь – яркий и красочный воздушный шар! Думаете, воздушный шар – это не экстремально? А вы знаете, что он может развивать скорость до 300 км/ч? Ладно, ладно, вы же не Федор Конюхов. На шаре можно всей семьей насладиться пейзажем, а можно устроить романтический вечер. Например, для этого можно полетать на красном шаре в форме сердца.
Самые впечатляющие полеты – на рассвете и на закате. Обычно шар поднимается на высоту от 600 до 2000 метров, длительность полета – от одного часа. Воздушные шары летают под Феодосией, а также над Белой скалой – очень живописным местом в Белогорском районе. После такого приключения вас посветят в воздухоплаватели и выдадут соответствующую грамоту.
Место: Феодосия, Белогорский район.
Цена: 5500-9900 рублей с человека за 1 час.
Телефон: +7 978 047-67-47 (Белая скала; Феодосия).
Подвесные мосты в Крыму
А если вы хотите пощекотать нервы и испытать себя высотой, но не готовы к парашютным прыжкам и роуп-джампингу, можно прогуляться по подвесным мостикам над морем или скалами. В конце июля в Симеизе открылся подвесной мост протяженностью 98 метров, закрепленный на стометровой высоте и соединяющий побережье со скалой Дива. Он будет временным – действовать будет с мая по октябрь, затем его демонтируют.
Мостики поменьше есть на Ай-Петри – один 40, другой 50 метров. Зато их высота над уровнем моря – целых 1200 метров! На мостике можно в буквальном смысле заглянуть в пропасть. На вид конструкции кажутся достаточно хлипкими, но это не так – они способны выдерживать до 20 тонн нагрузки. Для прохода по мосту надевают обвязку, которая пристегивается двумя карабинами к автономной страховочной веревке.
Место: Большая Ялта, Гаспра, гора Ай-Петри; Большая Ялта, Симеиз, скала Дива.
Цена: 500 рублей.
Телефон: +7 978 121-40-20.
Отправляясь навстречу приключениям, не забывайте, что экстремальные удовольствия сопряжены с риском. Поэтому нужно беспрекословно выполнять все команды инструктора, четко следовать технике безопасности. Кроме того, нужно помнить, что при некоторых заболеваниях, например, сердечных, почечных и психических, противопоказаны прыжки с парашютом и роупджампинг. Отдыхайте и берегите себя!
Небо, параплан, девушка
Для всех Крым – это в первую очередь море. Но есть люди, для которых Крым – это прежде всего небо. Каждый год они собираются близ Коктебеля в Альма-матер планерного спорта и полетов на параплане.
На семи ветрах
Мы приехали на гору Клементьева ночью, поэтому вместо первого впечатления была одна темнота. При свете автомобильных фар и фонариков поставили палатки – и рухнули спать. А утром то, что было просто черной дырой, превратилось в зеленую поляну с десятками разноцветных палаток, и они как будто отражались в голубом небе – это парили десятки еще более разноцветных парапланов. Конечно, сразу же захотелось к ним, летать. Но ветер дул слишком сильно для новичков, вроде меня, поэтому было время изучить «наземную» обстановку.
Гора Клементьева, или Клемуха, как ее ласково называют, это гряда в форме подковы, огибающая долину с виноградниками. 300 дней в году ветры там дуют так, что создают потоки воздуха, способные поднимать легкие летательные аппараты, а вершина – плоская и ровная – идеальна для старта и посадки. Почти сто лет назад Клемуха стала колыбелью и главным советским полигоном для планерного спорта. А теперь сюда приезжают ребята из России, Украины, Белоруссии и Прибалтики – летать без моторов.
В краю голубых вершин
Ближайший к горе курортный городок Коктебель расположен в 7 км, его название происходит от слов «кок-тэпэ-эль», что по-татарски – «край голубых вершин». А художники и поэты Серебряного века превратили его в излюбленное место богемы, назвав «легким миром» и «райским уголком». Соседняя Феодосия тоже отметилась в истории искусств: там творил Айвазовский.
К дому-музею и галерее самого раскрученного в мире мариниста протоптана главная туристическая тропа города. Но изучать в Крыму море по картинам – глупое занятие. Впрочем, мы решили не искать легких путей и проигнорировать шумные городские пляжи.
В часе ходьбы от Коктебеля есть песчаная Тихая бухта. Там радует глаз отсутствие каких-либо построек и вид на мыс Хамелеон, который меняет свой цвет в зависимости от времени суток. А из Феодосии добрались автотранспортом до необычного ракушечного пляжа: мелкие отшлифованные морем кусочки ракушек приятно шелестят под ногами, совсем не царапаются и в отличие от песка не липнут к телу и не летят с ветром в лицо. А ветер здесь присутствует постоянно, что особенно радует любителей кайтинга.
Орлята учатся летать
Кайт чем-то напоминает параплан, и мы поспешили вернуться на гору – к вечернему бризу. Планеризм – капризный спорт, целиком зависит от погоды, а она может поменяться за несколько минут. Вот почему большинство пилотов живет не в гостиницах в Коктебеле, а на горе – комфорту они предпочитают возможность выйти из палатки практически сразу в небо. А ученикам вообще положено караулить колдунчик (индикатор ветра) – то есть ловить нужное направление и скорость потока.
Новичков редко зовут «чайниками». Чаще – «учлетами», то есть учениками летчика, хотя сами себя парапланеристы называют не летчиками, а пилотами. В любом случае, первый полет – всегда в тандеме с опытным пилотом. Во время него решаешь окончательно: боишься ты высоты или приходишь от нее в восторг. И если после посадки глаза горят – небо тебя будет ждать. Но перед этим – наземные тренировки с куполом (он поражает своими огромными размерами!), путаница с бесчисленными стропами, еще большая путаница с терминами: клеванты, свободные концы, воздухозаборники, галсы, динамические потоки.… Все это может показаться сложным для девушки, но у пилотов женского пола есть два явных преимущества: во-первых, признано, что девушки лучше «чувствуют купол», а во-вторых, большинство парапланеристов – представители сильного пола, и всегда с особым трепетом относятся к боевым подругам.
Крым-2015. Гора Клементьева, или Небо в парапланах
К моей неожиданности, в недавнем опросе о старых долгах с большим отрывом победил Крым; в прошлый раз в аналогичном опросе он был явным аутсайдером. Стало быть, по просьбам трудящихся, покажу кое-что из своих уже давних поездок на полуостров, а дальше буду смотреть по посещаемости. Только учтите, что там эпоха перемен, и эти фотографии – уже история, а что и в какую сторону поменялась – понятия не имею.
Небезызвестный Коктебель, самый богемный курорт дореволюционной Тавриды и родина отечественного нудизма, в 1945-92 годах назывался Планерское. Потому что совсем рядом с ним находится гора Клементьева, прежде Узун-Сырт, где даже шляпа Максимилиана Волошина, по известной легенде, летала 3 часа.
…Конец сентября 2015 года мы коротали в Лисьей бухте. В это время ночи уже тёмные и долгие, я бы сказал – пугающе долгие, и в своей палатке мы засыпали с заходом солнца, просыпались от света Луны, пару часов разговаривали в сумраке, и вновь засыпали до рассвета. То ли после известных событий, то ли по случаю осени Лиска была почти пуста, и палатки под её глинистыми обрывами стояли так далеко друг от друга, что между ними было не перекричать прибой.
По осени пусто было и в шалманах, лишь ветер трепал картины. В 2015 году они закрылись раньше, а теперь, вроде бы, их и вовсе нет – как мне по секрету рассказывали старожилы, преуспевали хозяева шалманов вовсе не на фруктах, рапанах и янтыках с брынзой, а на лёгких наркотиках. При Украине они знали, с кем договариваться, и что даже если их поймают – в худшем случае отсидят они пару лет где-то в тёплом месте, да вернутся сюда. В России же, если схватят – то упекут в такую тайгу, где собаки от ветра летают. Да и были шалманы ни чем иным, как самостроями в водоохранной зоне. И всё-таки мне их жаль…
Но жизнь в Лисьей бухте продолжалась, и хочется верить, что продолжается по-прежнему. Периодически мы выбирались в Большой мир – сначала по песку длинного пляжа, потом хитрыми тропами Шакалки, где стоят мажоры, которые не любят, когда кто-то ходит мимо их палатки, и дальше по скалам в Курортное, на пыхтящий старый ПАЗик до Феодосии.
А между Феодосией и Коктебелем ещё в 2004 году я впервые заметил эту гору, похожую на длинного-длинного змея с белым обелиском на голове. Татарское название Узун-Сырт так и переводится – Длинная Спина; высоты горы – 268 метров над уровнем моря, а длина – порядка 7 километров. Змей лежит посреди степи, и ветра не разбиваются о него и не гуляют над ним, а как бы переползают со склона на склон, особенно под вечер, когда раскалённая южным солнцем земля порождает в остывающем воздухе восходящие токи. И молодой романтик Пётр Клементьев, в честь которого переименовали гору, разбился в 1924 году при испытаниях планера.
В Феодосии (От вокзала до крепости || Форштадты народов. || Проспект Айвазовского) на улице Куйбышева, 12 в старинном доме с 1988 года обитает Музей свободного полёта. Вернее, до самого недавнего времени он назывался музеем дельтопланеризма, а зародился и вовсе в 1970 году, поначалу представляя собой видимо что-то вроде Квартиры Кротова – кружок по интересам с коллекцией вещей, книг, картин, документов… В 1988 году экспозиция переехала в это здание, тогда принадлежавшее музыкальной школе, а в 1990 году музей открылся официально. Я люблю технические музеи по каким-то узким темам, поэтому мы решили сюда зайти:
По нескольким комнатам нас водила девушка-экскурсовод с загипсованной рукой, и конечно же мне было сложно отделаться от мысли, что руку она сломала при неудачной посадке.
Как известно, феодосийский genios loci – это Иван Айвазовский. Внуком ему приходился Константин Арцеулов, и если дед был художником-маринистом, а отец – военным моряком, то внука как-то больше тянуло в небо. Выучившись в Морском кадетском корпусе, Константин пошёл работать на авиазавод в Петербурге, и уже там впервые разработал планер. В Первую Мировую он стал военным лётчиком, в Гражданскую воевал за красных и обеспечивал связь частей на Перекопе, ну а в 1920-х годах вернулся к любимому делу – конструировать планеры. Как я понимаю, макет одной из его “птичек” – под потолком на кадре выше, но их надо было ещё и где-то испытывать, и впечатлившись полётом шляпы Волошина, Арцеулов сделал своим полигоном гору Узун-Сырт. С 1923 года на ней стали проходить Всесоюзные слёты планеристов, участниками которых были Сергей Ильюшин, Олег Антонов, Александр Яковлев – будущие Ил, Ан и Як, боги советской авиации. В 1929 здесь же отметился Сергей Королёв, чьи последующие изобретения и вовсе улетали за пределы атмосферы, а в 1925 году с немецкой делегацией приезжал Герман Геринг, впоследствии командующий Люфтваффе. В 1931 году слёты планеристов оформились в Высшую лётно-планерную школу, просуществовавшую до 1977 года. Ну а затем гора Клементьева осталась местом для людей свободного полёта…
В целом же людей летать научил немец Отто Лилиенталь в 19 веке – хотя были в истории и орнитоптер Леонардо да Винчи, и крылья холопа Никиты из Александровской слободы, Лилиенталь впервые подошёл к делу научно, изучил птичий полёт с точки зрения физики и исходя из этих знаний – сделал крылья для себя. Он разбился в 1896 году, и последними его словами было “Жертвы неизбежны!”, а наработками Лилиенталя пользовались в равной степени и Арцеулов, и братья Райт. Позже в спортивном воздухоплавании преобладало две концепции – балансирный планер, похожий на безмоторный самолёт, и, с 1948 года, буксируемый планер американцев Фрэнсиса и Гертруды Рогалло. И как-то в 1971 году на одном фестивале свободного полёта в Калифорнии адепты этих двух концепций придумали их соединить – так появился дельтаплан. Потом к делу подключились ещё и парашютисты, попробовавшие использовать парашюты не для посадки, а для взлёта – первый такой опыт известен в 1978 году во Французских Альпах, а уже в 1982 году с их склонов взлетел и первый параплан – уже не купол, как парашют, а длинное крыло. Вот все они в зале музея – маленький макет крыла Рогалло, широкий дельтаплан на весь зал и параплан, убранный в рюкзак на лавочке, а рядом с ним ещё и тренажёр для дополётных тренировок. И конечно же, после экскурсии нам захотелось посмотреть на все эти штуки в деле:
Поэтому в очередной раз проезжая мимо горы Клементьева, мы покинули автобус у её подножья, ещё не зная, что вернёмся сюда дважды или трижды.
Памятник на краю горы был поставлен в 1973 году, к 50-летию первого полёта с её склонов и 70-летию авиации. На табличке, впрочем, другие даты – 1903-1923-2003: раньше стелу венчал настоящий планер А13 (1959, имел турбореактивную версию Ан-13), но в 2003 его сорвало ветром, и памятник обновили, установив наверху флюгер “по мотивам”.
Узун-Сырт – граница Степного и Горного Крыма, и на север от горы (относительно кадра выше – налево) уходит лишь выжженная равнина с зелёными сёлами. А вот справа – справа совсем рядом Карадаг, изумрудные виноградники и хмельной Коктебель у подножья:
Вид вдоль Длинной Спины – гора огибает круглую долину Бараколь с одноимённым солёным озером на дне, за которым зеленеет село Наниково (Бараколь):
Отрог горы Клементьева – холм Коклюк с беседкой “Звездопад Воспоминаний” (1997), построенной одним из окрестных винзаводов:
Загадочное длинношеее (в этом слове правда три буквы “е” подряд!) здание где-то в долине:
Но вверх с горы Клементьева смотреть интереснее, чем вниз – то кукурузник над головой прожжит, то беззвучно проплывёт вытянутый им планер:
Увидев в паре километров дальше по горе яркие колдуны, мы направились к парадрому:
И только придя, сразу почувствовали, что здесь – хорошо. Парадоксальным образом на этом парадроме мы ощутили себя среди своих – и хоть сами мы от этой темы бесконечно далеки, а общность чувствовалась в том, что собирались здесь люди, у которых есть Любимое Дело, и делу этому они готовы посвятить каждую свободную минуту или монету.
Интересно, что на барельефе – не Дедал, который всё сделал по уму, а Икар, который переоценил свои силы и разбился. Потому что здесь – не прагматики, а романтики.
А в Парабаре на горе Клементьева делают, по крайней мере делали тогда, самые вкусные в мире сырники:
За парабаром, у ангара – маленький памятник. Алексей Чаднов и Сережа Ледков (судя по фамилии и месту жительства, кстати – ненец) тоже за любимое дело погибли, хотя и не в процессе него:
Пообедав в парабаре, я оставил спутницу на горе – так ей понравилось среди людей свободного полёта (тем более она и сама у меня Птица), – а сам спустился в слащавый Коктебель, от приторности которого можно было спастись лишь в море – экскурсией к Золотым Воротам. На парадром, к тем самым ангарам, я вернулся под вечер, так как люди начинают летать на закате:
В открывшемся ангаре обнаружились мотодельты – “воздушые мотоциклы”, которые я видел над крымским побережьем ещё в самый первый приезд в глубине 1990-х. Первые дельтолёты создавались в 1962-65 годах уже знакомым нам Фрэнсисом Рогалло по заказу NASA, и летали тоже на “крыле рогалло”, которое и заменил в 1970-х годах современный дельтоплан.
Хозяин выкатил свой мотодельт из ангара:
И выносит для него крыло:
Установка крыльев – ответственный момент. Крыло – само по себе руль, который слегка поворачивает лётчик:
Теперь осталось вытолкать дельтолёт на короткую взлётку:
И вот, с характерным, “вжжжжжж!” они начинают взлетать:
Парапланеристы и дельтопланеристы смотрят им вслед без уважения: “Что это такое? Они же настоящего полёта не знают! Вот эта тишина, этот свист стропов в воздухе, это чувство, что ты летишь сам, своим телом, а под твоими ногами только воздух – им этого не понять!”.
Напарница узнала, что за 1500 рублей можно сделать короткий полёт с инструктором, и загорелась этой идеей. За куда как большие деньги тут можно пройти курс обучения и начать летать самому:
И вот когда все мотодельты улетели, а дельтопланеристы начали тренировку, парапланеристы собрали рюкзаки да пошли к памятнику у начала горы, и мы направились туда вместе с ними.
Весь параплан помещается в небольшом рюкзаке. Парапланерист надел защитный шлем:
Как я понял, он здесь новичок, а его девушка летает давно и умело. И вот он тоже собрался лететь:
Вот раскрытый параплан лежит на земле, и воздохуплаватель тянет на себя стропы:
Крыло вздымается, чуть зацепив воздух, и увлекает человека за собой:
Инструктор доволен – он вновь кого-то научил летать:
Дальше летят и другие, над опаленной степью и грустными сёлами Крыма. “Почему птицы не летают, как люди?”:
И садятся в опалённой траве:
А потом тяжело идут в гору, даже не сворачивая парапланов – чтобы полететь вновь:
Наверху мотодельт вытягивал обычный дельтоплан. Дельтоплан быстрее и дальнобойнее параплана, но капризнее и сложнее в управлении, и там, где парапланы уже вовсю носятся, дельтаплан не взлетит. Вскоре дельтоплан отстыкается от мотодельта и начнёт снижаться широкой спиралью:
У дельтаплана рекорд дальности – 761 километр, рекорд высоты – 9100 метров, рекорд скорости – 164 километра в час на 50-километровом участке. У парапланов соответственно – 502 километра, 4526 метров, 60 километров в час, а самый долгий беспосадочный полёт в истории парапланеризма продолжался 36 часов. Ну а планеры – те и вовсе могут тягаться с самолётами, причём даже не ближнемагистральными: рекорд их высоты – более 15 километров, дальности – 2463 километра, скорости – 235 километров в час. Впрочем, технологии и спорт не стоят на месте, поэтому рекорды регулярно обновляются, и приведённые мной цифры, вполне может быть, уже не актуальны.
Напарница уговорила меня записаться на полёт, и мы покинули гору Клементьева с намерением вернуться через несколько дней. В Феодосии продолжается влияние Лисьей бухты – скажем, вот этот Человек и Кошка, которого я увидел на автовокзале, вскоре обнаружился прямо рядом с нашей палаткой.
Соседом нашим в Лиске был парень, которого я прозвал Аполлон – то же сочетание потрясающе красивой внешности и мерзкого характера. Он оказался дайвером, познакомился с девочкой по имени Зоя, показывал ей разных морских гадов, собственноручно извлечённых со дна, но Зоя явно оставалась неприступной. В одно утро на пляже у наших палаток обнаружилась целая компания шумной молодёжи, один из парней в ней тоже оказался дайвером, и вместе с Аполлоном наловил рапанов.
Девочки нас угостили, а мне сразу стало интересно понаблюдать за процессом рапанозаготовки. Аполлон внезапно завредничал, категорически запретив мне фотографировать уже сваренный улов, одной рукой закрывая банку, а другой показательно держа нож остриём в мою сторону. В итоге он послал меня на х…й, но я таки сфотографровал беспозвоночных с его собственным х…ем заодно. Последний я ещё и отрезал, в смысле кадрировал с фотки ниже – из уважения не столько к Аполлону, сколько к вам.
Утром весёлая компания уехала. Аполлон, как и в прошлые дни, одиноко тренировался на пляже, надеясь, что какая-нибудь очаровательная девочка соблазнится на его роскошное тело, а мы с напарницей тем временем купали арбуз, и ветром нам к самой палатке откуда-то из соседних бухт принесло плавательный матрас. Под вечер мрачный Аполлон оделся, собрался и надменно ушёл из Лисьей бухты.
А мы, когда наступил день полёта, вновь отправились в большой мир по прибрежным камням:
Вновь взойдя на Узун-Сырт, мы увидели, натурально, небо в парапланах – на северной стороне горы они летали роем:
Гора Клементьева теперь – своеобразный инкубатор воздухоплавателей, и летают с неё в основном приезжие да новички. У крымской тусовки парапланеристов, довольно многочисленной и зрелой, есть своя скала под Симферополем, с которой они, бывало, долетали в Керчь, а теперь, когда изменились границы, наверное кто-то попробует достичь побережья Кубани.
Параплан над заводами Феодосии:
Порой люди летали потрое в одной корзине:
Но инструктор обнадёжил, что опоздали мы буквально на полчаса, и мою напарницу он поднять ещё сможет, а вот меня – уже вряд ли.
Птица готовится летать:
А чтобы летать без инструктора – надо проходить курс обучения:
Решился полетать и я, рассудив, что деньги – дело наживное, а жалеть лучше о сделанном, чем о несделанном. Самое сильное здесь – это взлёт, когда шумы земли, голоса, топот, просто какой-то невнятный фон вдруг уходят, сменяясь шелестом ветра. Но сам полёт не задался – как ни старался инструктор поймать удачный ток, мы не сумели подняться выше Узун-Сыртского плато и увидеть за ним Карадаг. Летать не страшно, только иногда укачивает немного, но в общем потраченных на тот полёт денег мне по-прежнему жаль.
Селфи в небе. Год спустя мы повстречали планеристов на Чарваке под Ташкентом, где могучий дед Дедал кружил над лазурной водой на фоне Бричмуллы и Чимгана. Странное чувство – ведь когда я снимал эти фотографии, я не был ещё ни в Донбассе, ни на Вайгаче, ни на Мёртвой дороге, и об успехе Варандей-Фонда не мог ещё даже мечтать. Сколько всего, однако, случилось в моей жизни за эту пару лет…
Экстрим в Крыму: где и как активно отдохнуть
Участник фестиваля «Extreme Крым»
Под водой и на воде
Покорение морской стихии — это маст-хэв всех любителей экстремальных забав, которые проводят свой отпуск в Крыму. Программы рассчитаны как на профессионалов, так и на новичков. Фирмы, предлагающие услуги водного и подводного экстрима, как правило, готовы обучить новеньких, предоставить в аренду необходимое снаряжение.
Дайвинг
Где: Оленёвка (мыс Тарханкут), Севастополь, Балаклава, Судак, Новый Свет, Орджоникидзе, Коктебель, ЮБК, Евпатория
В Крыму понырять с аквалангом можно практически везде. Но одним из лучших мест для погружения считается мыс Тарханкут на западном побережье – и расположенный здесь уникальный подводный музей «Аллея вождей». Кроме того, пользуется популярностью у дайверов ЮБК, в частности, Гурзуф, где предлагают отправиться к Амфорному полю и рассмотреть античную керамику на дне моря, и Форос, где можно нырнуть к затонувшему век назад судну «Ростов».
Разные виды сёрфинга
Где: Оленёвка (мыс Тарханкут), Севастополь, Балаклава, Межводное, мыс Казантип, Гурзуф, Новый Свет
В Крыму довольно распространены виндсёрфинг и кайтсёрфинг. Ветра, идеально для них подходящие, летом веют в посёлке Оленёвка рядом с мысом Тарханкут, где ежегодно проводятся кайт-школы и кайт-кэмпы. Также в тренде – побережья посёлка Межводное в Черноморском районе и мыса Казантип на побережье Азовского моря, в северо-восточной части полуострова. Пользуется популярностью и SUP-сёрфинг, например, вдоль живописных бухт Нового Света либо в Гурзуфе, вокруг скал-близнецов Адалары.
Каякинг
Где: Гурзуф, Балаклава, Севастополь, Судак, Коктебель, Симеиз, Новый Свет, Черноморское, Феодосия
Пункты проката каяков есть практически по всему побережью, но наиболее популярны маршруты от Балаклавы до мыса Айя, из Гурзуфа к скалам Адаларам, вдоль Кара-Дага в Коктебеле, а также вдоль всё того же мыса Тарханкут с бесчисленными гротами. Поклонники южнобережных достопримечательностей могут отправиться на каяках из Симеиза в Алупку: с моря им откроются скала Дива, гора Кошка, Воронцовский дворец.
Флайбординг
Где: Севастополь, Балаклава, Ялта, Судак
Флайбординг идеально подойдёт для тех, кто любит настоящий адреналин, скорость и высоту. Высота полёта может достигать 10 метров, однако начинающие летают в сопровождении инструктора не выше 3 метров, причём высоту полёта регулирует инструктор на гидроцикле.
В воздухе
«Почему люди не летают, как птицы?» – этот вопрос уже давно перестал быть риторическим для тех компаний, которые предоставляют гостям полуострова возможность заняться парапланерным спортом или прыгнуть с парашютом. При этом беспокоиться не о чем: к вашим услугам – профессиональные инструкторы с многолетним стажем.
Полёты на параплане и дельтаплане
Где: Коктебель, Белогорск, Симферопольский район, ЮБК, Севастополь
Именно в Коктебеле, который славится горой Клементьева с уникальными восходящими воздушными потоками, находится Центр парапланерного спорта с лётной школой, где желающие могут научиться управлять парапланом или дельтапланом. Также на карту лётных мест Крыма нанесены, в частности, Ласпи, Ай-Петри, Демерджи, Белая скала, Кача, а также посёлки Симферопольского района – Строгановка, Мраморное, Дружное, Таш-Джарган.
Прыжок с парашютом
Где: Коктебель, Севастополь, Симферополь
Одновременно покорить и небо, и землю можно на трёх аэродромах: в «Юхариной балке» в Севастополе, в «Заводском» Симферополя, а также на горе Клементьева в Коктебеле. К слову, коктебельская спортивная школа предлагает два варианта на выбор: прыгнуть либо с инструктором с высоты 3000 метров (обучение занимает 30 минут), либо самому с высоты 1100 метров (обучаться придётся 6 часов).
На суше
А если вы себя считаете больше «земным», нежели «морским» или «воздушным» человеком, то попробуйте покорить неприступные горные вершины с помощью альпинистского снаряжения (или даже прыгнуть с этих вершин на верёвке), спуститься в таинственные пещеры, пройтись по подвесным мостам на высоте более 1000 метров… Адреналина мало не покажется.
Скалолазание
Где: Севастополь, Бахчисарай, Белогорск, Судак, Алушта, Ялта, Форос, Симеиз, Алупка
Нередко молодёжь интересуют походы с использованием альпинистского снаряжения: верёвочные спуски с отвесных скал, прохождение скалистых каньонов, виа-феррата (скобы, вмонтированные в отвесную скалу, по которым надо лезть). Помимо ЮБК существуют оборудованные маршруты в Белогорске и по всему Бахчисарайскому району с характерными скалами-куэстами. Весьма популярна виа-феррата на горе Ильяс-Кая в Форосе – с различными уровнями сложности, от лёгкого до продвинутого.
Спелеотуризм
Где: Симферопольский район, Севастополь, Алушта, Ялта
В Крыму – сотни пещер, и большинство из них недоступны без снаряжения, опыта и сопровождения инструктора. Если вас интересует как раз такой вариант – обратитесь в соответствующие фирмы и оговорите условия. Но есть, конечно, и такие пещеры, которые можно посетить без специальной подготовки. Среди них – Красная, Мраморная, Эмине-Баир-Хосар, Ялтинская, Скельская, Трёхглазка. Кстати, в Красной пещере к услугам экстремалов – необорудованный маршрут подземной речки (засифонная часть), который можно преодолеть только вплавь.
Роупджампинг
Где: горы Ильяс-Кая и Шаан-Кая (ЮБК), мыс Фиолент (Севастополь)
Организаторы такой забавы предлагают самым смелым прыгнуть с горы Шаан-Кая с наибольшим разрешённым свободным падением глубиной более 150 метров (свободный полёт – 7 секунд). Если сравнивать с вершиной Ильяс-Кая, то здесь свободное падение составляет 60 метров (3,5 секунды полёта), а прыжки в одной из бухт мыса Фиолент – до 50 метров (2 секунды полёта).
Подвесные мосты
Где: плато Ай-Петри
А это развлечение вполне можно отнести и к блоку «в воздухе», потому что общая высота составляет более 1200 метров над уровнем моря. По сути, человек «парит» над бездной. Протяжённость подвесных мостов – около 45 метров, высота от скал – 50-60 метров. Два моста оборудованы специальными стальными тросами, для прохождения используется альпинистское снаряжение.
Конечно, в Крыму есть и другие варианты активного отдыха, которые придутся по душе молодёжи. К таковым можно отнести катания на квадроциклах и гидроциклах, вейкбординг, джиппинг и мототур, а ещё так называемую «воздушную переправу» (другое название – троллей) – это переправа по наклонной верёвке или тросу. Организовать её можно, допустим, через долину между двумя горами (в частности, в ущелье Уч-Кош неподалёку от Ялты, а также на горе Крестовая в пгт Нижняя Ореанда).