Нотр-Дам-де-Пари -духовное сердце Парижа
Нотр-Дам-де-Пари -духовное сердце Парижа
Сложно начинать рассказ о таком грандиозном соборе Нотр-Дам-де-Пари -главнейшей достопримечательности Парижа.Но уж очень интересно узнать его историю и познакомиться с тайнами и легендами.
Мои впечатления от посещения собора не были восторженными.Возможно потому,что внутри велись работы и показалось очень темно.К тому же огромное количество туристов не дало возможности рассмотреть всё более внимательно.
Но архитектура здания и его внешнее оформление поразили своей красотой и торжественностью.
Собор Парижской Богоматери расположен в восточной части острова Сите.На месте нынешнего Нотр-Дама в 4 веке располагалась церковь Святого Себастьяна, а недалеко от нее находился храм Божьей Матери. Однако в XII в. Оба эти здания пришли в плачевное состояние, и парижский епископ Морис де Сюлли принял решение, возвести на их месте новый собор, который по его замыслу должен был превзойти по своей грандиозности все соборы мира.
В архитектуре собора проявляется двойственность стилистических влияний: с одной стороны, присутствуют отголоски романского стиля Нормандии со свойственным ему мощным и плотным единством, а с другой, — использованы новаторские архитектурные достижения готического стиля, которые придают зданию легкость и создают впечатление простоты вертикальной конструкции.
Строительство Собора Парижской Богоматери длилось практически два века. Над его обликом трудился не один десяток знаменитых архитекторов, но наибольший вклад в создании столько многоликого собора внесли Жан де Шель и Пьер де Монтрей.
Строительство завершилось в 1345 году, за 170 лет романский стиль уступил место первенства готическому, что не могло не отразиться в облике Нотр-Дама де Пари, стены собора украсила своеобразная игра контуров и теней, и ему не было аналогов во всем мире.
Мощный и величественный фасад разделён по вертикали на три части пилястрами, а по горизонтали — на три яруса галереями, при этом нижний ярус, в свою очередь, имеет три глубоких портала: портал Страшного суда (посередине), портал Богородицы (слева) и портал св. Анны (справа). Над ними идёт аркада (Галерея Королей) с двадцатью восемью статуями, представляющими царей древней Иудеи.
Собор стал центром всех значимых событий страны. 18 августа 1572 года в соборе состоялось венчание Маргариты Валуа с Генрихом Наваррским. Но поскольку Генрих был гугенотом, то в собор его не пустили и поэтому всю церемонию он находился за дверями здания, а невеста, старалась запомнить всю церемонию, чтобы потом передать ее супругу.
Спустя 6 дней после этого странного бракосочетания, гугеноты были перерезаны католиками при «Варфоломеевкой ночи». Через несколько десятков лет Генрих Наваррский произнес, ставшую позже крылатую фразу, «Париж стоит мессы» и перешел в католичество, и стал королем Франции.
2 декабря 1804 года в Соборе Парижской Богоматери был коронован Наполеон Бонапарт, а после в его честь здесь служили молебны, после его побед под Аустерлицем, при Смоленске.
Но собор не всегда был в почете. В XVII в. При царствовании Людовика XIV гробницы и витражи собора были разрушены. Во времена французской революции Конвент планировал стереть с земли великий Нотр-Дам, революционное правительство поставило условия для парижан, собрать «энную сумму» в помощь революции, и тогда собор будет спасен.
Деньги были собраны, но это якобинцы не сдержали свое обещание до конца. Колокола собора были переплавлены в пушки, гробницы и надгробные плиты были перелиты в пули и картели. По распоряжению Робеспьера у статуй иудейских царей были снесены головы. В соборе был оборудован винный склад. И только после термидорианского переворота собор был снова передан церкви. Но он находился в очень плачевном состоянии.
Очень интересная история этих статуй.В 1977 году при проведении работ под одним из домов, часть статуй была обнаружена.
Оказалось, что во время Революции один хозяин дома их выкупил, якобы для фундамента, а на самом деле захоронил их со всеми почестями и возвёл на этом месте свой дом
Фасады Собора Парижской Богоматери богато украшены скульптурами. Они являются одними из лучших скульптур средневековья. Скульптуры рассказывают нам историю от грехопадения до Страшного суда.
В убранстве собора доминирует серый цвет, это цвет камня из которого сложены стены. В соборе очень мало окон и как в любом готическом храме здесь нет настенной живописи. Единственным источником света служат витражи, но свет, проникающий сквозь многочисленные витражи, наполняет храм разнообразными оттенками. Эта игра света придает собору особую феерическую красоту и некую таинственность.
Реставрация началась в 1841 г. под руководством архитектора Виолле-ле-Дюка (1814—1879) Восстановление здания и скульптур, замена разбитых статуй и сооружение знаменитого шпиля длились 23 года. Виолле-ле-Дюку также принадлежит идея галереи химер на фасаде собора. Статуи химер установлены на верхней площадке у подножия башен.В эти же годы были снесены постройки, примыкавшие к собору, в результате чего перед его фасадом образовалась нынешняя площадь
Гаргульи и химеры собора Нотр-Дам-де-Пари.
Кто хоть раз видел собор не мог не обратить внимания на множество фигур на соборе. Но зачем же они «украшают» здание храма? Являются ли они просто декоративным элементом, или они наделенными какими-то мистическими способностями?
Химер давно считаются безмолвными стражами собора. Считалось, что по ночам химеры оживают и обходят свои владения, бережно охраняя покой здания.
На самом деле по замыслу создателей собора химеры олицетворяют человеческий характер и многообразие настроений: от меланхолии до злобы, от улыбки до слез. Химеры настолько «очеловечены»,что стали казаться живыми существами.
И существует предание, что если смотреть на них в полумраке очень долго, то они «оживают». А если сфотографироваться рядом с химерой, то на фотографии человек кажется каменным изваянием.
Одна из самых известных химер Нотр-Дама – это Стрикс.
Это ночной демон, напоминающий собой полуженщину-полуптицу, которая испускала ночью пронзительный крик, питалась кровью новорожденных, похищавшая младенцев в своих когтистых лапах.
А вот гаргульи Нотр-Дама обосновались здесь уже в средние века. Да, гаргульи и химеры это не одно и тоже. Гаргульи уступают популярностью своим «младшим сестрам». И считается, что самые красивые гаргульи находятся на уровне аркбутанов хора. Если химеры являются декоративным элементом собора, то гаргульи имели совершенно другое предназначение.
С французского языка gargouille переводится, как желоб или водосточная труба. Таким образом, чудовища не что иное, как водосточные трубы, отводящие потоки дождевой воды от крыши и стен собора.
В соборе хранится одна из великих христианских реликвий — Терновый венец Иисуса Христа. До 1063 года венец находился на горе Сион вИерусалиме, откуда его перевезли во дворец византийских императоров в Константинополе. Балдуин II де Куртенэ, последний император Латинской империи, был вынужден заложить реликвию в Венеции, но из-за нехватки средств её не на что было выкупить.
В 1238 году король Франции Людовик IX приобрёл венец у византийского императора. 18 августа 1239 года король внёс его в Нотр-Дам де Пари. В 1243—1248 при королевском дворце на острове Сите была построена Сент-Шапель (Святая часовня) для хранения Тернового венца, который находился здесь до Французской революции. Позднее венец был передан в сокровищницу Нотр-Дам де Пари.
Вместе с Терновым венцом в соборе находится и гвоздь с креста, на котором был распят Иисус Христос. Другой гвоздь можно увидеть в соборе города Карпантра. Еще два гвоздя находятся в Италии.
Нотр-Дам овеян легендами. Одна из таких легенд связана с дверями перед входом в собор. Они настолько великолепны, что трудно поверить, что их мог сотворить человек. Легенда гласит, что их автором был кузнец по имени Бискорне, который по заказу канонника Нотр-Дама, согласился выковать двери, достойные величию собора. Бискорне боялся не оправдать доверие канонника, и решил он обратиться за помочью к дьяволу, пообещав отдать душу за великолепную работу.
Двери для собора были настоящим шедевром, ажурные переплетенья сочетались с фигурными замками. Но вот беда, замки на дверях не мог открыть даже кузнец, они не поддавались никому, только после окропления святой водой они поддались. Бискорне не мог объяснить происходящего, он потерял дар речи, а спустя несколько дней умер от неизвестного недуга. И унес одну из тайн Собора Парижской Богоматери с собой в могилу.
Ежегодно собор посещают 14 миллионов человек, он является одним из самых известных памятников в Европе.
Пусть символом Парижа по праву считается Эйфелева башня, но обязательно нужно увидеть Нотр -Дам де Пари, Собор Парижской Богоматери, почувствовать настоящую душу Парижа. Поднимитесь на его галерею и посмотрите на город с высоты птичьего полёта. Постойте на нулевом километре перед собором и обязательно загадайте желание.
Шартрский собор во Франции
Шартрский собор (полное название Нотр-Дам0де-Шартр) расположен в средневековом городе Шартре примерно в 70 километрах от Парижа. Собор является одним из величайших достижений в истории архитектуры, так как почти полностью сохранился в своем оригинальном дизайне и деталях. Портальная скульптура Шартра остается полностью неповрежденной, а все яркие витражи — исключительно оригиналы. Таким образом, Шартр является единственным собором, который передает почти идеальный образ того, как он выглядел на момент постройки
В дополнение к своему архитектурному великолепию, Шартрский собор был основным местом паломничества с раннего средневековья. Его почтенная история и изысканно сохранившаяся архитектура создают атмосферу благоговения и святости, которая поражает даже самых нерелигиозных посетителей.
История Шартрского собора
Согласно традиции, Шартрский собор с 876 года хранит тунику Пресвятой Девы Марии. Считается, что реликвия Санкта Камиссия была передана в собор Карлом Великим, который получил её в подарок во время поездки в Иерусалим. Из-за этой реликвии Шартр был очень важным центром паломничества, и верующие все еще прибывают сюда из разных частей мира. Собор является одним из нескольких французских готических шедевров, построенных по причине того, что пожары уничтожили предшественников. После того, как в 1020 году сгорел первый собор, славная новая романская базилика с массивным склепом была построена под руководством епископа Фульберта, а затем Джеффруа де Лева.
Собор пережил пожар в 1134 году, который уничтожил большую часть остальной части города. Но ему не так повезло в ночь на 10 июня 1194 года, когда молния стала причиной сильного пожара, который уничтожил все, кроме западных башен, фасад и склеп. Люди отчаялись, когда казалось, что Санкта Камисия тоже погибла в огне. Но три дня спустя она была найдена невредимой в сокровищнице. Епископ посчитал это знаком самой Марии и решил, что в Шартре должен быть построен еще один, более массивный собор. Пожертвования поступали со всей Франции, и восстановление началось почти сразу в 1194. Люди Шартра вызвались помочь с транспортировкой камней из карьера в нескольких километрах от города.
В проекте строительства были использованы планы первого архитектора, чтобы сохранить гармоничный аспект собора. Работы начались сначала на нефе, и к 1220 году основная структура была завершена, со старым склепом, западными башнями и западным фасадом, встроенным в новое здание. 24 октября 1260 года собор был наконец посвящен в присутствии короля Людовика IX и его семьи. Собор Шартра ни разу не был разрушен и не разграблен во время Французской революции, и многочисленные реставрации никак не изменили его славную красоту. Сооружение всегда оставалось неизменным, как великий триумф готического искусства. Собор был добавлен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1979 году.
Общий Экстерьер Собора
С расстояния кажется, будто Шартрский собор парит в воздухе над пшеничными полями, и только по мере приближения становится ясно, что он расположился на холме. План готического собора — латинский крест с тремя проходами, короткий трансепт и амбулаторий. Округленный восточный конец имеет пять полукруглых часовен. Высокий неф поддерживается двустворчатыми опорными контрфорсами, закрепленными колоннами. Проемы были оснащены нишами, в которых установлены скульптуры. Дополнительный ряд одиночных контрфорсов поддерживал апсиду, а третий ряд был добавлен в 14 веке. Шартр был первым зданием, на котором контрфорсы использовались как структурный элемент, определяющий общий внешний вид здания. Они были обусловлены беспрецедентными размерами окон и высотой нефа. Все эти особенности делают Шартр одним из самых красивых соборов Франции.
Единственный аспект, отвлекающий от элегантной симметрии Шартрского Собора — это несогласованные западные шпили. Южный шпиль — это простая 105-метровая романская пирамида, датируемая 1140-ми годами, а на севере расположен 113-метровый фламандский готический шпиль начала XVI века на вершине старой башни. В дополнение к знаменитому западному фронтону, оба трансепта имеют большие розовые окна, фланговые башни и три скульптурных портала. Эта конструкция была смоделирована на трансепсах с розовым окном в Лаонском соборе, но трехпортальный макет уникален для Шартра. В общей сложности, Шартрский собор имеет девять порталов, в том числе три спасенных из более раннего собора на западном портале. Таким образом, это не только один из самых красивых, но также один из самых необычных соборов мира.
Интерьер Шартрского Собора
Изящество внешнего вида Шартрского Собора дополняется уникальными чудесами, которые лежат внутри. Просторный неф является самым широким во Франции с высотой 36 м. Существует непрерывный вид с западного конца прямо на великолепную апсиду на востоке, на расстоянии 128 м. Кластерные колонны резко поднимаются от оснований к высоким заостренным аркам потолка, направляя взор посетителя к массивным окнам в апсиде.
На восточном конце амбулатория гармонично устроена вокруг хора и святилища. Драматические своды разделяют её с великолепным резным хором. Он был построен в 16 веке, а скульптуры постепенно добавлялись в течение длительного периода между 16 и 18 веками. Скульптуры изображают сцены из жизни Христа и Девы Марии. С южной стороны алтаря находятся впечатляющие астрологические часы, датируемые 16 веком. Они расскажут вам не только о времени, но и о дне недели, месяце года, о времени восхода и захода солнца, о фазе Луны и текущем знаке зодиака. Его внутренние механизмы были частично разрушены в 1793 году, но затем восстановлены.
Каменный пол собора по-прежнему украшен древним лабиринтом (1205 г.) для прогулок монахов и до сих пор используется паломниками для медитации. В лабиринте есть только один путь, длина которого составляет 964 фута. По словам Джона Джеймса, в центре лабиринта когда-то была металлическая пластина с фигурами Тесея, Ариадны и Минотавра из классического мифа о лабиринте на Миносе.
Витражи Шартрского Собора
Яркие цвета льются на пол из превосходных витражей собора, которые светятся словно драгоценности. В начале XIII века храм Шартрского собора в значительной степени избежал повреждений во время религиозных войн 16-го века. Сегодня это одна из самых полных коллекций средневековых витражей в мире. В зависимости от того, как вести подсчет, в Шартрском соборе насчитывается от 150 до 170 средневековых витражей.
Западная Роза датируется началом 13 века, а три ее окна — 1150 года. В розовом окне изображен Страшный суд: Христос на суде окружен четырьмя евангелистами и ангелами, затем сцены ангелов, воскрешение, осуждение, небо и ад. Левый ланцет — окно страсти и воскрешения; средний ланцет — Окно Воплощения. Северная роза и пять ее окон были подарены королевой Бланш из Кастилии в 1230 году. В розовом окне изображено прославление Девы: Дева и ребенок в окружении голубей и ангелов, а также ветхозаветных королей и ветхозаветных пророков. Ланцеты, слева направо: Мельхизадек и король Саул; Царь Давид и Царь Иеровоам; Св. Анна и младенец Марии; Царь Соломон и Царь Навуходоносор; Аарон и фараон.
Южные Розы и пять ланцетных окон относятся к 1230-м годам. В розовом окне изображено прославление Христа: благословение Христа, затем старейшины Апокалипсиса. Ланцет, слева направо: евангелист Лука и пророк Иеремии; Евангелист Матфей над пророком Исаией; Дева и ребенок; Евангелист Иоанн над Пророком Иезекиилем; Евангелист Марк над пророком Даниилом. Еще одним очень заметным витражем является окно «Голубая Дева» («Нотр-Дам де ла Белль Верриер»), созданное около 1150 года.
20 самых красивых деревень, которые можно найти во Франции
Французская деревня является наиболее типичным показателем сельской местности и образа жизни страны, пишет The Guardian.
Вопросом сохранения живописных местностей занялась Ассоциация самых красивых деревень Франции (L’Association des Plus Beaux Villages de France), в описании которой находится 157 деревень страны.
Ассоциация стремится к сохранению уникального наследия каждой местности, а также развитию процветающих, продуктивных и полных жизни общин, тем самым предотвращая отток сельского населения в города.
Представляем Вашему вниманию экскурсию по 20 самым живописным деревням Франции.
1) Локронан (Бретань).
brittanytourism.com
Локронан — живописная бретонская деревенька всего с 798 жителями, расположенная на северо-западе Франции.
Исторический центр Локронана идеально сохранился со Средневековья.Он довольно большой, и в основном застроен домиками из местного серого гранита.
Сурового вида здания с типичными шиферными крышами, обрамленные зеленью, превращают Локронан в живописную и очень красивую деревню.
brittanytourism.com
2) Рошфор-ан-Тер (Бретань).
Деревня расположилась на холме вокруг старого замка, построенного на останках галло-римских укреплений.
Здесь в прекрасном состоянии стоят старинные дома в бретонском стиле — серые, черепичные крыши и каменные стены, увитые розами и глицинией.
lefigaro.fr
В мастерских местные умельцы плетут корзины, вырезают по дереву, вяжут шерстяные вещи, а художники пишут картины и тут же выставляют их на продажу.
С трудом верится, что перед тобой настоящая деревня, а не аттракцион для туристов, настолько всё вылизано, подкрашено и отреставрировано.
hiveminer.com
Магазинчики манят выставленными в витринах книгами, игрушками, поделками и картинами, а кафе и рестораны предлагают традиционные бретонские лакомства — блины, сидр, пироги кунь-аман, фар и катр-кар.
3) Сен-Сенери-ле-Жере (Нормандия).
Сен-Сенери-ле-Жере — живописная старинная деревушка на северо-западе Франции,расположенная в регионе Нижняя Нормандия. Здесь проживает всего 150 человек.
Поселение стоит на реке Сарте. Местность названа в честь итальянского святого отшельника Сенери,поселившегося здесь в VII веке.
normandythenandnow.com
После его смерти был основан монастырь, разрушенный викингами в 903 году. От архитектурного комплекса осталась только церковь святого Сенери, построенная в IX веке и выполненная в романском стиле.
Здесь сохранилось множество средневековых каменных домов и особняков, которые придают поселению уникальный и единый архитектурный облик.
baguette.over-blog.net
Более того, Сен-Сенери-ле-Жере находится в удивительно живописной местности, раскинувшись на лесистых склонах холма.
4) Монтрезор (Долина Луары).
Деревня расположена на расстоянии около 210 км на юго-запад от Парижа, население — 363 человека.
В этой небольшой и очень самобытной деревне находится замок одного из успешнейших советников трех французских королей.
vinciloirevalley.com
Могущественный замок 1005 года, построенный в раннее средневековье герцогом Анжуйским, всегда служил величественной крепостью и сохранил свой сан и величие и в наши дни.
В стенах этого замка, согласно легенде, действительно спрятаны сокровища, ведь «монтрезор» в переводе с французского означает «мое сокровище»!
lecurionaute.fr
5) Пем (Бургундия).
Бургундия — страна желтых горчичных полей и живописных виноградников, один из лучших гастрономических регионов Франции.
Пем — живописный маленький городок, в котором проживает около 1000 человек. Кажется, здесь все друг друга знают.
Здесь вы увидите отлично сохранившиеся средневековые постройки.
evaryna/livejournal.com
6) Шато-Шалон (Юра).
Помимо средневековой архитектуры, прекрасно сохранившейся до наших дней, здесь можно посмотреть Музей старого сыра, музей с дегустацией вина,колодец 15-го века, средневековую церковь 12-16 веков, .
. а также остатки крепостной стены, окружающей город, построенной в 13 веке.
wikipedia.org
Шато-Шалон – это коммуна в департаменте Юра региона Франш-Конте, но гурманам хорошо известна и одноименная марка вина, которая производится здесь.
В деревне постоянно проживают около 160 человек, многие, как и их предки, занимаются виноделием.
seneoo.com
7) Риквир (Гранд-Эст).
Деревенька с непроизносимым названием Riquewihr (Риквир или Рекевир) находится в 11 км от города Кольмар.
Приятные каменистые улочки со средневековыми фасадами домов мало изменились с 15 века, когда правители Вюртембергского дома выстроили здесь замок.
Качество местных вин столь высоко, что Риквир получил прозвище «Жемчужины эльзасских виноградников».
kolllak/livejournal.com
Город милоты — вот второе название городка. Кажется, что если житель Риквира отправится путешествовать за пределы Эльзаса, то очень сильно разочаруется в блеклом и скучном мире вокруг.
8) Домм (Дордонь).
quintessentialeurope.com
Домм — небольшой живописный и очень красивый городок в Аквитании, на юго-западе Франции. Город-бастион с прекрасным видом на долину Дордони с живописными старинными улочками.
Среди достопримечательностей — крытая ярмарка 17 века, расположенная над гротом, где в ходе Столетней войны и религиозных войн 16 века прятались местные жители.
Хотя город кажется неприступным, 30 бесстрашных протестантов, забравшись ночью на утес, смогли открыть ворота и захватить город.
domainedulac-dordogne.com
9) Эстен (Аверон).
Французская деревня Эстен (фр. Estaing) впервые упоминается в документах в 1082 году. В Средние века здесь проходил путь паломников, которые направлялись в Сантьяго-де-Коспостелу.
Сегодня власти французской коммуны, расположенной в департаменте Аверон, стараются максимально сохранить средневековый облик поселения.
aljanh.net
Одной из архитектурных достопримечательностей поселения является сохранившийся средневековый замок с возвышающимся донжоном. Строительство замка относят, предположительно, к XIV — XV векам.
10) Сент-Антуан-л’Аббеи.
turbina.ru
Сент-Антуан-л’Аббеи (Saint-Antoine-l’Abbaye) – старинная деревенька, которая находится в регионе Рона-Альпы, департамент Изер.
Население коммуны на 2012 год составляло 1039 человек. Населённый пункт находится на высоте от 274 до 578 метров над уровнем моря.
11) Сен-Жан-Пье-де-Пор (Пиренеи).
votpusk.ru
Сен-Жан-Пье-де-Пор – это небольшой, но очень колоритный город, стоящий в долине реки Нив при входе в Ронсевальское ущелье.
Город был основан в XII в. на предполагаемом месте гибели знаменитого военачальника Карла Великого, Роланда. Сейчас в городе можно увидеть символическое надгробие рыцаря.
Очень красив старинный центр города, который река делит на две части, а на холме находится замок-цитадель начала XII в.
vparis.net
Вокруг Сен-Жан-Пье-де-Пор есть множество живописных пешеходных и велосипедных маршрутов, которые наверняка оценят любители активного отдыха.
12) Ла Ромьё (Жер).
les-plus-beaux-villages-de-france.org
Ла Ромье (La Romieu) – это маленький французский городок, известный своей утонченной готической архитектурой и отлично сохранившимся замком 14 века.
Также известно, что он является объектом всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Однако Ла Ромье знаменит еще тем, что когда-то давно его в буквальном смысле спасли кошки.
13) Овиллар (Тарн и Гаронн).
fotocommunity.fr
Овиллар — живописная старинная деревушка на юге Франции, регион Юг – Пиренеи. Поселение стоит на реке Гаронне. Здесь проживает более тысячи человек.
Овиллар отличается богатой историей – первое поселение здесь было основано ещё в античные времена.
ecran-plus.net
В городе сохранилось несколько памятников средневековой архитектуры. Особенно стоит отметить собор святого Петра и часовую башню.
А в центре города стоит старинное круглое помещение под навесом – в древние времена здесь размещался рынок, торгующий зерном.
14) Брюникель (Тарн и Гаронн).
francetvinfo.fr
десь проживает всего лишь 560 человек. Находясь на высоте 250 метров над уровнем моря, это небольшое поселение, окружённое мощной крепостной стеной, возвышается над рекой Аверон.
Городок славится тем, что здесь удалось сохранить аутентичную обстановку времён эпохи Средневековья, включая удивительные старинные дома, сделанные из розового камня и украшенные красной черепичной крышей.
Главной достопримечательностью деревни Брюникель являются два укреплённых замка.
Майя_Пешкова/liveinternet.ru
Помимо этого в деревне сохранилось множество старинных домов, в том числе и бывшая графская резиденция, а также собор XII века.
15) Лотрек (Тарн).
tourisme-tarn.com
Здесь проживает более тысячи человек. Первое упоминание о поселении относится ещё к IX веку, здесь останавливался император Карл Великий.
Сам городок представляет собой единый архитектурный ансамбль – здесь сохранилось много жилых домов и особняков XVI века.
Рыночная площадь датируется ещё XIV веком, а одни из городских ворот – XIII веком.
tourisme-tarn.com
Также по данной территории проходит древнеримская каменная дорога ещё античных времён. На самой высокой точке поселения – на вершине холма Салетт (328 метров над уровнем моря) возвышается старинный крест.
16) Сен-Гийем-ле-Дезер (Эро).
regionfrance.com
Расположена эта удивительная деревушка в устье реки Геллона, где она встречается в ущелье с рекой Эро. Датой рождения деревни считается 806 год, когда здесь был возведён монастырь.
Впоследствии вокруг него образовалось поселение, хранящее свой первозданный вид до сих пор. Деревня Сен-Гийом-ле-Дезер была включена в список культурного наследия ЮНЕСКО в 1999 году.
17) Горд (Прованс).
avignon-et-provence.com
В Средневековье здесь был выстроен прекрасный замок на холме, а вокруг него, словно стражи, примостились роскошные виллы и скромные крестьянские домики.
Горд трудно назвать городом, поскольку его население едва превышает 2 тыс. человек. Это классическая провансальская деревушка площадью 48 кв. км.
wikimedia.org
Зацветающие вокруг деревни лавандовые поля придают провинции Прованс неповторимый колорит. Именно фотографии Горда чаще всего иллюстрируют знаменитые провансальские деревеньки в Любероне.
18) Мутье-Сент-Мари (Прованс).
pinterest.com
Мустье-Сент-Мари стоит на скалистой террасе высотой порядка 100 м. В ясный день, когда солнце заход
В поселение Мустье-Сент-Мари стоит заехать хотя бы потому, что здесь — просто потрясающей красоты виды. Селение окружено лавандовыми полями и живописными оливковыми рощами.
Несмотря на небольшие размеры, городок стал «столицей французского фаянса» — ведь произведения местных мастеров украшали даже королевские столы!
19) Сейан (Прованс).
gillespudlowski.com
Этот провансальский городок обладает всеми атрибутами типичной провансальской деревни: дома, расположены ярусами на склоне горы, .
. узкие мощеные улочки, арочные проходы, маленькими площади с фонтанами, солнечная погода, а также виноградники и оливковые рощи.
provence-info.net
Известный немецкий и французский художник Макс Эрнст провел последние годы своей жизни именно в этом живописном местечке.
20) Сент-Аньес (Прованс).
info-provence.com
Сент-Аньес носит звание самой высокогорной приморской деревни в Европе (около 800 метров над уровнем моря), отсюда открывается восхитительная панорама побережья Французской ривьеры.
Здесь расположен весьма примечательный объект — военный форт Мажино. Деревня, с её старинными каменными домами и каменными крутыми улочками, просто прелестна.
Неспешно побродить по деревне — одно удовольствие. А как здорово сидеть на террасе деревенской харчевни, дышать свежим горным воздухом и любоваться панорамой гор!
Собор Парижской Богоматери в Париже (Франция)
Нотр-Дам де Пари – шедевр готической архитектуры, расположенный в самом сердце Парижа, в восточной части острова Сите. Историки считают, что его воздвигли на месте ранней христианской базилики, а та в свою очередь стояла на развалинах античного римского храма. Правда, они же не могут придти к единому мнению, кто именно заложил первый камень фундамента, но то, что строительство началось при правлении Людовика VII в 1163 году – это доподлинно известный факт.
Более 13 миллионов туристов ежегодно посещают Собор Парижской Богоматери в Париже. Франция короновала здесь своих королей, чествовала бракосочетание монархов, проводила похоронные ритуалы монарших особ. Именно в стенах Нотр-Дам де Пари состоялась венчание Генриха IV и Маргариты Валуа – той самой королевы Марго из одноименного романа Александра Дюма. 2 декабря 1804 года в стенах Собора Бонапарт Наполеон провозгласил себя императором французов.
Величие, которое пытались растоптать
Одна из самых популярных европейских достопримечательностей хранит в своих стенах Терновый Венец Иисуса Христа – великую христианскую реликвию. В 1063 году ее торжественно перевезли с Сиона в Иерусалиме в Константинополь. Однако правящему тогда императору пришлось банально заложить Венец, но для выкупа требовалась солидная сумма, которой византийская казна не располагала. В 1238 году ее приобрел французский король Людовик IX, и отдал реликвию в Святую часовню на острове Сите. После Великой Французской революции Терновый Венец был передан в Нотр-Дам де Пари.
Величественный, изумительной красоты соборный ансамбль эффектно возвышается на берегу Сены. Его невозможно ни с чем перепутать, от него невозможно оторвать восторженного взгляда – так он прекрасен. Трудно поверить, что были времена, когда этот Храм хотели попросту снести, причем не однажды. Ведь в ходе Великой Французской революции, когда Конвентом было объявлено об уничтожении «эмблем всех царств», разъяренная толпа ворвалась в Собор и «обезглавила» головы 28 иудейских каменных царей, украшавших Нотр-Дам де Пари. Правда, вопрос о том, статуи ли это царей, или дни Лунного месяца, остается «открытым». Собор объявили Храмом Разума и стали использовать, как…склад продовольствия. Только к коронации Наполеона ему придали более-менее «приличный» вид, наспех перекрасив и задрапировав некоторые части.
Однако в правление династии Бурбонов Храм пришел в такое запустение, что в дело решительно вмешался Виктор Гюго и его роман «Собор Парижской Богоматери», в предисловии которого писатель отметил, что «Одна из главных целей моих – вдохновить нацию любовью к нашей архитектуре». Великий французский писатель своим романом пытался донести до людей, что необходимо сохранить и сберечь архитектурное достояние страны. И книга возымела-таки действие!
Период восстановления
Реставрационные работы начались только в 1841 году, через десять лет после издания драмы Гюго. Руководил реставрацией архитектор Виолле-ле-Дюка. И тогда Храм был модернизирован: появились новые фигуры и элементы. Именно Виолле-ле-Дюка придумал украсить Собор химерами, которых можно увидеть на фасаде здания. Их функция декоративная и, если так можно выразиться, психологическая, ибо эти ужасные чудовища олицетворяют человеческие пороки и грехи.
Зато гаргульи, которые были установлены на Соборе еще в средние века, выполняли функции «украшения» водосточной трубы. Кстати, они были изготовлены из очень прочного материала — известняка, который добывали тут же, в Сене. Несмотря на свой «почтенный» возраст, они отлично сохранились.
Возможно, именно эти крылатые монстры сподвигнули Виолле-ле-Дюка на создание химер: он сам их нарисовал, а изготовил скульптор Жоффруа Дешома. На каменных чудовищ можно полюбоваться ближе, если пройти на галерею химер. Для этого нужно преодолеть пешком около 400 ступенек наверх. Но разве это не отличный повод взглянуть с высоты на Париж, и увидеть, как возвышается над городом другая достопримечательность – Эйфелева башня?!
Реставрационные работы длились около 23 лет, когда пришлось заменить разбитые статуи и водрузить на Собор 90-метровый шпиль. Тогда же было решено снести все дома, примыкающие к Храму, чтобы не портить его обновленный вид. На месте старых построек появилась эффектная площадь.
Классика архитектурного искусства
Нотр-Дам де Пари – это базилика, немного напоминающая букву «H» с центрального фасада. Он разделен на вертикали, горизонтали, а три портала нижнего яруса имеют глубокий смысл: центральный и самый крупный содержит сцену Страшного Суда, левый – портал Девы Марии, правый – портал святой Анны. Те самые 28 иудейских царей или Галерея Королей, над которыми был совершен акт вандализма в годы Французской революции, расположены над порталом.
Входные двери в Собор украшают изумительные узоры кованого железа. Ходили легенды, будто кузнец Бискорне просил помощи у самого Дьявола, чтобы выковать такие красивые ворота, когда решил, что ему это не под силу. Неизвестно, притронулся ли вообще кузнец к заказу, но наутро ворота были готовы, а бездыханный мастер лежал чуть дальше. Установить-то их установили, да вот в чем проблема – новые ажурные ворота не открывались, пока не догадались окропить их замки святой водой.
Собор строили в течение 170 лет, поэтому для него характерны несколько стилей: романский и готический. Впрочем, сочетание двух направлений в архитектуре сооружения придает ему одновременно монументальности, возвышенности и изящества. Недаром Анатоль Франс сказал про него однажды: «Тяжелый, как слон, и легкий, как насекомое!»
Центральный (или западный) фасад собора является «классикой» архитектурного искусства, на котором все детали, статуи и фигуры мифических существ логично переплетены в прекрасном вихре гениальных творений рук человеческих. Готические стрельчатые порталы первого яруса, галерея Королей, над которой возвышается Le balcon de la Vierge второго яруса. На балконе «стоит» статуя Девы Марии с младенцем на руках, по левую и правую руку ее – два Ангела. Ранняя фигура Богородицы сильно пострадала от времени, и пришлось ее заменить. А вот два Ангела (по другой версии Адам и Ева) — придумка Виолле-ле-Дюка.
Позади фигуры Богородицы находится ажурное окно-розетка — La Rosace Ouest, состоящее из трех концентрических кругов с яркими витражами. Их переделал в свое время Виолле-ле-Дюк. Южную и северную части Нотр-Дам де Пари тоже украшают окна-розы, но они все абсолютно разные. Южную «розетку» (LaRoseSud), состоящую из 84 фрагментов, пришлось немного подкорректировать во время Реставрации. Зато северное окно-роза (RoseduMidi), выполненное в XIII веке, практически полностью сохранило свой первозданный вид. На третьем ярусе Собора находятся две башни-колокольни высотой 69 метров.
Внутренний интерьер Нотр-Дам де Пари поражает своим великолепием, хотя настенной живописи внутри нет. Но их с лихвой заменяют прекрасные нефы, круглые колонны, крестовый свод, алтарь, скульптуры, резные барельефы из камня, изображающие сцены из Евангелия и жизни Христа на земле. За счет огромных красочных витражей внутрь собора струится то лиловый, то розоватый свет, то он рассыпается дробным рисунком окон-роз, создавая иллюзию таинства, магии и средневекового очарования. Архитектура Собора привлекала ученых, которые даже пытались расшифровать ее, считая зашифрованной для потомков.
«Творение Бога»
На протяжении столетий Собор Парижской Богоматери был важнейшей частью жизни французов. Здесь заседал Парламент, сюда приходили нищие, чтобы найти приют, а богатые горожане хранили свои ценности. Сколько за эти годы скопилось в его стенах коллекций религиозной утвари: рукописей, облачений, камей. Здесь же хранится Гвоздь с Креста, на котором был распят Иисус Христос.
Нотр-Дам де Пари лучше всего описал Виктор Гюго, как «…творение Бога, у которого оно (человечество) как будто заимствовало двойственный его характер: разнообразие и вечность». Сегодня Собор является действующим Храмом. Во время богослужений используется современная техника, как например, проецирование текста молитв на специальный экран с изображением сцен из Ветхого Завета. Приехать в Париж, чтобы попасть на католическую мессу, во время которой звучит удивительная музыка самого крупного органа страны, или услышать, как звонит самый Большой колокол Собора – это впечатления, которые останутся в памяти на долгие годы!
10 мест во Франции, где можно полюбоваться витражами
Те, кто собирается в Париж в ближайшие несколько лет, к сожалению, не увидят знаменитые витражи собора Парижской Богоматери. Но грустить не стоит. Во-первых, окна Нотр-Дама выстояли после пожара и ждут восстановления. А во-вторых, Франция, как никакая другая страна, богата произведениями витражного искусства. В этой статье вы познакомитесь с 10 французскими достопримечательностями с великолепными витражами. Начнем со столицы, а затем переместимся и в другие города Франции.
В путешествии по Парижу незаменимым помощником станет наше приложение — оно поможет разобраться в хитросплетениях города и выгодно купить билеты на достопримечательности. Скачать его можно здесь для iPhone и тут для Android.
Сент-Шапель
Святая часовня предназначалась для хранения ценной христианской реликвии — Тернового венца, поэтому король Людовик IX не жалел средств для ее создания. У изящной капеллы почти полностью отсутствуют стены, а проемы между каменным каркасом заполнены витражами XIII века в красных и синих тонах. В невеликий объем вписались 15 стрельчатых окон высотой 15 м и западная роза XV века, итого более 1000 витражных панно. В витражах отражена история мира в библейском толковании, начиная от его сотворения и до прибытия артефактов в Париж. Верхний ярус часовни особенно красив после последней реставрации 2015 года.
Аббатство Сен-Дени
Последнее пристанище французских королей тоже может похвастаться витражным убранством. Западный фасад относится к XII веку, когда «архитектура света» только начинала завоевывать умы и сердца людей. Поэтому базилика Сен-Дени стала примером для следующих готических храмов, и каноническая круглая роза над входом впервые появилась именно здесь.
До нынешних дней не дожили высокие стрельчатые окна базилики и западная роза диаметром 14 м, и то, что мы видим сейчас — это результат реконструкции XIX века. Стеклянная живопись выглядит настолько масштабной, что даже без предварительной подготовки угадываются фигуры французских королей и королев, сцены из истории христианства, этапы строительства храма и его основатель — аббат Сугерий.
Сент-Этьен-дю-Мон
Эту столичную церковь на холме Святой Женевьевы иногда называют именем самой покровительницы Парижа — здесь хранятся мощи святой. Сам храм построен в позднеготическую эпоху, и это отразилось в оформлении — витражи сильно отличаются от окон XII-XIII веков.
Пламенеющая готика — архитектурный стиль XV-XVI веков, построенный на вытянутых, похожих на языки пламени формах и узорах.
От оригинальных витражей до наших дней дожило не так уж много — 12 окон в галерее часовни. Остальные воссозданы витражистами мастерской Э. Дидрона. Фигуры подлинников и реконструкций на редкость объемны и реалистичны, отличаются чистыми цветами и четкими контурами.
Шартрский собор
Витражи кафедрального собора в Шартре — во многих смыслах самые-самые.
- Самый большой витражный ансамбль — 2500 метров квадратных.
- Самая лучшая сохранность среди европейских витражей XIII века.
- Самое старое и самое известное витражное изображение — «Богородица из красивого стекла» — датируется 1150 годом.
В техническом отношении витражи тоже считаются непревзойденными. Здесь и мелкая орнаментальная вязь в технике гризайль, и знаменитый «шартрский синий» — лазурный цвет стекла, секрет которого утерян.
Гризайль — техника создания витражей посредством росписи бесцветного стекла черной или коричневой глазурью с последующим обжигом.
Если хотите научиться «читать» средневековые витражи Шартрского собора, запишитесь на индивидуальную экскурсию на русском языке.
Реймсский собор
Собор в Реймсе, место коронации французских монархов, когда-то также славился богатейшим собранием подлинных средневековых витражей — ровно до пожара 1914 года. Часть была бережно восстановлена, но многое пришлось создавать заново.
В 1954 году по заказу виноделов художник Жак Симон изобразил в оконном пролете процесс изготовления шампанского. С тех пор витражи Реймсского Нотр-Дама сильно отошли от классических образцов: были установлены удивительной красоты гризайль «Живая вода» Брижитт Симон, фантастические окна Марка Шагала и абстракция Ими Кнобеля.
Кафедральный собор — это главный объект экскурсионного тура в Реймс, заказать однодневную экскурсию на автобусе вы сможете по этой ссылке.
Национальный музей Средневековья Клюни
Снова перенесемся в Париж, в особняк Клюни, где расположен музей Средневековья. Среди прочих экспонатов здесь можно увидеть витражи, созданные во Франции с XII по XVI век. Они подсвечиваются лампами, чтобы зрители в полной мере оценили эффект прохождения света через цветное стекло.
Так можно рассмотреть все детали небольшого панно из часовни Сент-Шапель — оно изображает Самсона, раздирающего пасть льва, — и подлинный витраж 1114 года, изготовленный для базилики Сен-Дени — Вознесение Святого Бенедикта. Есть в музее и довольно редкий образец светского витража, изображающий шахматную игру между мужчиной и женщиной.
Дисконтная карта Париж Museum Pass предоставляет ее владельцу свободный вход в музей Средневековья и в 60 других музеев Парижа, приобрести ее можно здесь.
Галерея Лафайет
Главный универсальный магазин Парижа не пропустит ни одна кокетка. А любители хрупкой красоты просто обязаны увидеть ажурный витражный купол высотой 43 метра, который украшает здание с 1912 года. Его спроектировал французский художник по стеклу Жак Грюбер, один из ярчайших представителей модерна и ар-нуво. Купол будет виден как на ладони, если не побояться ступить на стеклянный мостик на уровне третьего этажа.
На крыше галереи устроена смотровая площадка. Не пропустите ее, если хотите посмотреть на центр Парижа с высоты около 30 метров.
Церковь Жанны д’Арк
Церковь в Руане стоит на Старой рыночной площади, где сожгли на костре Жанну д’Арк. Выглядит она весьма неожиданно для католического храма: обычно люди сравнивают ее современный облик с перевернутым кораблем или с рыбой. Тем более неожиданно встретить здесь 13 витражей XVI века — они принадлежали раньше руанскому храму Сен-Венсан. Старинную церковь разрушили немцы в 1944 году, и снятые заранее витражи ждали своего часа более 30 лет.
Капелла Розария
Маленькая часовня доминиканского монастыря в Вансе вряд ли оказалась такой известной, если бы не ее знаменитый создатель — художник Анри Матисс. Он стремился показать в ограниченном пространстве бесконечность бытия и 10 лет искал выразительные средства для этого.
Узкие оконные витражи в желто-синих оттенках, а на стенах вместо реальных образов Богоматери с младенцем и святого Доминика — пустые схематичные контуры фигур. Солнечный свет, проходя сквозь окна, преображается в свет духа. Матисс считал это лаконичное произведение итогом всей своей жизни.
Собор Святого Иосифа
И еще один образец современных витражей можно увидеть в неоготическом соборе Святого Иосифа в Гавре, посвященном жертвам Второй мировой. Интерьер собора впечатляет, хотя он менее всего напоминает культовое сооружение. 107-метровую колокольню украшает множество кусочков стекла всех цветов радуги. Расположение и форма фрагментов подобраны так, чтобы игра света и бликов вызывала различный зрительный эффект в каждый час суток.
Это лишь малая часть витражей, которые можно увидеть во Франции. В каком бы городе вы ни остановились, обязательно насладитесь волшебным искусством стекла и света!