Philippines-welcome.ru

Про Филипины
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Потоси — Серебряный город Боливии

Потоси — Серебряный город Боливии

Потоси - Серебряный город Боливии

Тяжело поверить, что Потоси, продуваемый почти всеми ветрами, мрачный, в свое время смог заслужить славу одного из богатейших и процветающих городов во всем мире. Конкистадоры Испании искали Эльдорадо долго и упорно, мифическую золотую страну, но вместо него нашли для себя неизмеримо богатый Потоси. Боливия благодаря именно этому городу, в глазах Европы олицетворялась с очень богатой страной. Наилучшее тому свидетельство это надписи на первом гербе этого города – «зависть королей», «сокровище мира».

По слухам, количества добытого здесь серебра будет достаточно для того, чтобы построить серебряный мост из Потоси в Мадрид. Такой же мост можно отстроить из костей людей, которые погибли в шахтах. Историю Потоси тесно связывают с добычей очень больших залежей серебра. В 1540-х годах, один из коренных индейцев, сообщил испанским конкистадорам о том, что огромные запасы драгоценного металла находятся в глубинах горы Серо-Рико. Город, который был основано в 1545 году, быстро превратился в источник несметного богатства в Испанской монархии и один из самых крупных городов в мире. К 1610 году, население Потоси составляло 160 тысяч жителей, что наравне с населением Парижа и Лондона, и многим больше любых других городов в Южной Америке. Город упоминается во второй части всем известного романа «Дон Кихот» Мигеля де Сервантеса, в виде символа необычайного богатства (опубликовали роман в 1615 году). В 1672 году в Потоси насчитывалось больше восемьдесяти церквей, был отстроен Королевский монетный двор, а количество жителей выросло до 200 тысяч. Благодаря буму добычи серебра обогатился соседний город Сукре, жемчужина архитектуры и историческая столица Боливии. Из-за большого количества серебра строились храмы, соборы, дворцы и монастыри.

Добычей серебра было предопределено процветание Потоси на протяжении нескольких столетий, но для местных индейцев не было пользы от богатства подземных недр, они массово умирали от тяжелого труда и от отравления ртутью (во время извлечения из руды серебра активно применялась ртуть и ее смертоносные испарения подобно чуме, уносили жизни обычных рабочих).

Историки считают, что в периоде между 1545-м и 1824-м годами серебряных шахтах Потоси умерло около 8 млн. человек. Для компенсации катастрофического уменьшения рабочих, испанцы завозили африканских рабов.

Богатство, добываемое в горах Серо-Рико, повлияло на ход мировой истории, и послужило как основа для могущества и процветания Испанской монархии. Испанская империя, благодаря серебру из Потоси, могла содержать гигантский флот и вела развернутое строительство. В тех редких случаях, когда корабль с серебром становился жертвой пиратов или штормов, наступали финансовые проблемы в одной из мощнейших империй на то время.

Шахты Потоси историки считают богатейшими за всю мировую историю. Из официальных данных, в период с 1556-го по 1783-й на горе Серро-Рико (переводится как «Богатая гора») было добыто 45 тысяч тонн чистого серебра. Из-за того, что серебро добывалось очень интенсивно, гора уменьшилась в высоту на 350 метров, а в 2004-м году американскими учеными было предсказано ее разрушение. Ни одна страна не может похвастаться столь богатой горой, которая приносила баснословную прибыль для испанской короны. На 16 век этот район считали самым крупным промышленным комплексом во всем мире.

Как и в остальных подобных городах, вечно процветать Потоси не мог. На период бума запас драгоценного металла казался неисчерпаемым. В начале 19 века, когда серебряные прииски истощились, начался период бедности города и его упадка. В результате, когда в начале 19 века цены на серебро упали, в городе наступил окончательный упадок, а население уменьшилось до 10 тысяч. С приходом 20-го столетия только большой спрос на олово, смог помочь частично восстановится экономике Потоси. Когда-то самый богатый и густонаселенный город в Новом Свете, сегодня он является жалким призраком былого процветания и могущества.

В любой части города можно заметить знаменитую пирамиду горы Серо-Рико высотой в 4820 метров. Она возвышается над узкими улочками Потоси, и как будто всем напоминает, какую огромную роль она сыграла в истории города.

На сегодняшний день, Потоси, население которого составляет 160 тысяч жителей, практически ничем не отличается от остальных городов Боливии. Его большая часть является такой же неприглядной, как и другие города Латинской Америки, а вот центр — это другое дело, он отражает богатейшую историю Потоси, благодаря именно ей он и смог попасть в ЮНЕСКО – список Всемирного наследия. Очень красивая архитектура так и влечет на прогулку узкими улочками, чтобы полюбоваться нависающими деревянными балконами, колониальными зданиями и великолепными старинными церквями когда-то самого богатого и знаменитого города планеты.

Достопримечательности Потоси

Потоси - Серебряный город Боливии

Национальный Монетный двор Боливии

Чтобы вникнуть в историю Потоси по-настоящему, необходимо навестить Национальный Монетный двор, на время строительства это была самая большая стройка на американском континенте. Этот старинный испанский монетный двор, в наши дни является основной достопримечательностью Потоси и одним из самых лучших Боливийских музеев.

Первый монетный двор начал строится в 1572-м году, и закончили его постройку через три года. На строительство было потрачено более чем 8 тысяч песо, в эквиваленте приблизительно 10 млн. долларов. Как говорят, Карл III – король Испании, когда услышал о цене строительства, воскликнул. «Здание построено из чистейшего серебра». Постройка нового Монетного двора началась в 1757-м и закончилась в 1770-м. Национальным Монетным двором Боливии предлагается увлекательное путешествие во времени, в те дни, когда Потоси был основным источником богатства в испанской империи и чеканил из добытого серебра монеты. Музей повествует об истории добычи, о том какая была технология извлечения серебра, презентует механизмы, которыми чеканили монеты, коллекцию монет разных периодов, боливийского оружия, предметы искусства, археологических находок и минералов, первый локомотив в стране, артефакты Тиауанако (древний город недалеко от озера Титикака).

Читайте так же:
Путешествие в Израиль – город Тель-Авив и Мертвое море

Туры на шахты Потоси

Если вы не посетили подземную шахту в горе Серо-Рико, то вы не были в Потоси. Согласно статистике, каждый год подземный лабиринт посещают больше 20 000 туристов. Трудно найти ещё шахту в мире, в которую бы стремилось посетить такое большое количество иностранных туристов. В городе существует несколько компаний, которые предлагают тур на шахты. Самые лучшие гиды используются из бывших шахтеров.

Спуск в забои Серо-рико возвратит вас во времена серебряной лихорадки. Невзирая на то, что технологии добычи усовершенствовались, рабочие условия здесь точно такие же, как и 500 лет тому назад, когда испанцами принудительно использовались андские крестьяне для добычи на серебряных шахтах. Добывалось все традиционным способом: руда извлекалась группой из нескольких человек, а потом вывозилась на вагонетках. Тур в шахты показывает нечеловеческие условия, в которых работали люди: в воздухе полно вредоносной пыли, шахты практически не проветриваются, безопасности вообще никакой, со стен и потолка сочится вода, риск обвала очень высокий. Куча шахтеров должны работать в этих условиях, они едят листья коки, в перерывах пьют напиток, в котором 96% спирта и надеются откопать богатую на минералы жилу.

Потоси - Серебряный город Боливии

Когда добывается горная порода, образуется токсичная пыль, разрушающая легкие и вызывающая силикоз. Из-за адских условий труда, шахтеры живут около 40 лет, причиной смерти большинства является силикоз. Шахтеры отлично знают, что робота очень опасная, но другой в Потоси шансов найти немного. Основой экономики в городе продолжают оставаться шахты, благодаря ним шахтеры и кормят свою семью. Сейчас около 12 тысяч человек продолжают работать в шахте горы Серо-Рико.

«Эль-Тио» встречает посетителей возле прохода в шахту, это божество, оно владеет богатствами подземных недр. Лохматый, с желтой окраской и стоячим керамическим мужским достоинством, все шахтеры его очень почитают. Эль-Тио в жертву приносят животных, Шахтеры Боливии считают, что на Земле владычествует Бог, а в подземном мире Эль-Тио. Перед тем как спустится в шахту, они поклоняются Эль-Тио, и молят уберечь и помощи в поисках богатых залежей руды. Этому божеству шахтеры поклонялись многие годы, и его статуя установлена во всех шахтах Потоси. Шахтеры часто поливают достоинство Эль-Тио спиртными напитками в надежде, что он разрешит им производить намного больше руды и обогатит недра земли.

Вначале туристы посещают рынок, чтобы приобрести подарки для шахтеров: Сигареты 96% алкогольный напиток, листья коки. После этого участники тура идут в подземные шахты и проводят там около трех часов, говорят с шахтерами, фотографируются и дарят подарки. Шахтеры отдают часть подарков Эль-Тио.

В 2005 году сняли документальный фильм с названием Шахтерский дьявол, в нем повествуется о тяжелых условиях, в которых работают шахтеры Потоси.

Полезная информация

Коммерческие авиарейсы в Потоси отсутствуют. Чтобы сюда добраться нужно ехать на автобусе от столицы Сукре или Ла-Пас. От Сукре автобусы отправляются каждый день с площади Плаза 25, едет автобус около четырех часов. Это один из самых крупных высокогорных городов мира, на высоте в 4090 м.

Пожиратели сердец из Боливии

В открытые окна микроавтобуса дует пьянящий горный ветер. От недостатка кислорода покалывает в кончиках пальцев. Заканчивая долгий путь по серпантину Анд, мы въезжаем в деревню с высокой белой церковью на главной площади. Глинобитные дома соединены друг с другом: за стенами прячутся внутренние дворы.

Сегодня в Тарабуко в 7 утра уже столпотворение. Разодетые в красно-черно-белые наряды жители провинции Ямпараес выстраиваются в колонны на окраине деревни и по команде выдвигаются сюда, к главной площади. Одежда танцующих расшита узорами, в которых дикие животные – кондор, лис, змея, лама – соседствуют с завезенными в Америку лошадьми, а колоски местных злаков – с вооруженными испанскими солдатами. Под монотонные звуки бубенчиков и традиционных флейт стартует главное событие года – фестиваль Пух-яй.
На площади, где разворачивается представление, стоит монумент из раскрашенного гипса. Четырехметровый индеец кажется гигантской копией танцующих: причудливый шлем, традиционное пончо, характерные черты лица. Только он не танцует: попирая ногой тело убитого испанского солдата, в руке он держит сердце, только что вырванное из груди врага. Лицо индейца обезображено гримасой ярости, а рот – перепачкан кровью.

Вокруг статуи царит оживление. Боливийские чолиты – женщины в шляпах-котелках, блузках, многослойных юбках (нижняя – кружевная), одежде, доставшейся в наследие от колонизаторов, – карабкаются через ограду и, повторяя позу индейца, фотографируются на память. Маленькая старушка, улыбаясь, топчет гипсовое туловище. А рядом мужчины поднимают стаканы с чичей – маисовой брагой – за фестиваль Пух-яй. Древний праздник урожая за последние 200 лет превратился в триумф коренного населения, ямпара, добившегося независимости и спокойствия на своей земле.

/upload/iblock/96f/96fb2f84ad8be1a4c762d1c64847ccf1.jpg

Интенсивная геологическая активность на плато Альтиплано щедро наделила Боливию благородными металлами. Серебро «богатой горы» Серро-Рико в городе Потоси в трех часах езды от Тарабуко помогало финансировать испанскую корону на протяжении почти трех веков – с 1545-го по 1825 год, когда Боливия провозгласила независимость. Во второй половине XVI века здесь добывалось 60 процентов всего мирового серебра! Ямпара на шахтах были превращены в рабов. По оценке историка Джорджа Кюблера, только между 1628 и 1754 годами местное население, работая на рудниках Потоси, сократилось на две трети. Людские потери исчислялись миллионами.

Читайте так же:
Что посмотреть в Москве

Ямпара все еще кидаются картошкой в сторону фотографов и ругают назойливых туристов: в нас и поныне видят потомков тех гринго, которые принесли сюда большую беду. Шесть лет назад, в свой первый приезд в Тарабуко, я отчетливо ощущала почти враждебное недоверие к человеку из другого мира. Мне удалось познакомиться лишь с одним из ямпара – 70-летним кузнецом Мартином Мальдесом. В этих краях кузнец – очень важный человек, от его работы зависит жизнь общины.

В один из своих последних приездов я пробыла у него в мастерской чуть дольше. Обычно молчаливый, Мартин разговорился. Коренной тарабукиец, он занимается своим ремеслом с 12 лет, окончив пять классов местной школы. «Пока жив, буду делать то, чему научился на кузнице, – серпы, лопаты, разные инструменты, – рассуждал старый мастер. – Но жизнь меняется; люди уезжают из родных деревень в города, все меньше занимаются сельским хозяйством. Работы сегодня уже не так много. ».

/upload/iblock/16f/16f52aa4d654cfbdcd43d0a768e1fbe8.jpg

/upload/iblock/7e1/7e19cac888522663082f4856b6b65ab2.jpg

/upload/iblock/6cf/6cf795b35064520a80c98a49a1921f5c.jpg

Ямпара живут в этом регионе как минимум с V века. Объединяясь в родственные общины, алью, они совместно возделывали землю, а урожай делили между семьями. Документы из национального архива Боливии и археологические раскопки свидетельствуют, что культура ямпара достигла расцвета между XI и XV веками: к этому периоду относятся керамические и текстильные изделия, украшенные антропоморфными и зооморфными узорами.

Изолировано ямпара жили до второй половины XV века, когда они добровольно присоединились к империи инков, образовав ее южный форпост. В надежде обрести защиту от враждебных восточных соседей, чиригуано, большинство ямпара перешло в инкскую армию.

Название фестиваля Пух-яй с языка кечуа (а именно на нем говорят ямпара) переводится как «игра ветра со злаками в полях». Каждый год в третье воскресенье марта мужчины исполняют ритуал, посвященный обновлению жизни и изобилию, вызванному дождями.
На поле за деревней жители Тарабуко возводят пукару – башню, посвященную Матери Земле – богине плодородия и изобилия Пачамаме. Башня увешана фруктами, овощами, хлебом, консервами, банками с пивом и газировкой. На верхушку водружают огромную коровью тушу, снизу пукару подпирают тыквы и арбузы. Вокруг этой конструкции и происходит ритуал.
Пух-яй – древний способ общения с природой. Ямпара верят, что ненастья и засухи приходят от неправильного использования природных ресурсов.

/upload/iblock/f96/f9652ccab0826032cacb946ef94c59cc.jpg

Деревянные сандалии ухута на высокой платформе отделяют танцующих от нижнего мира демонов – супай. Украшенный колокольчиками широкий кожаный ремень и шпоры с зубчатыми пластинками создают ритм танца (звонкие шпоры, как и шляпу-котелок, индейцы позаимствовали у своих давних врагов – испанцев).
В Тарабуко в этот день приезжают люди из других регионов страны. Девушки-чолиты с севера, из Кочабамбы, отплясывают чечетку и театрально хлещут плеткой танцоров-мужчин, чтобы те двигались живее, а индейцы из долины Амазонки в костюмах леопардовой раскраски, отделанных перьями попугаев, исполняют свой традиционный танец с подпрыгиваниями. На празднике присутствуют высшие чиновники страны. Даже президент Эво Моралес танцевал здесь в традиционном наряде тарабукийца: он уроженец земель ямпара.

Первые европейцы побывали в Тарабуко в 1527 году: это был искатель Эльдорадо португалец Алежу Гарсия со своей свитой. Всего через два десятка лет земли ямпара вошли в состав испанского вице-королевства Верхнее Перу.
В начале XIX века через Тарабуко неоднократно проходили карательные экспедиции испанских батальонов: в стране разгоралось национально-освободительное движение. Озлобленные солдаты грабили и жгли дома, вымещая всю злость на жителях деревни, насиловали женщин. Когда жертвой насилия стала дочь одного из вождей, ямпара пообещали отомстить за честь своих женщин и всего народа, решившись на восстание.

В конце февраля 1816 года в регион прибыл очередной испанский батальон из 800 человек. Столкнувшись с баррикадами и засадами в каждой деревне, командовавший батальоном подполковник приказал жестоко наказать мятежников. 12 марта 1816 года в ущелье Умбате солдаты столкнулись с 2500 повстанцами из деревень Сопачуй и Тарабуко.
Крестьяне проявили изобретательность: нарядили кактусы в традиционные пончо тарабукийцев, чтобы те приняли на себя часть пуль. А затем с возвышенности стали осыпать испанцев градом из крупных камней и набросились на неприятеля, перебив испанцев копьями и палками. Предание гласит, что, ослепленные яростью, ямпара вскрыли грудные клетки поверженных врагов, вырвали сердца и съели их.

В живых оставили лишь 14-летнего барабанщика. Мальчику приказали разнести весть по округе и во всех подробностях рассказать о случившемся.
«После тех событий тарабукийцы получили прозвище синкумикус – рассказывает Николас Гастелу Патико, консультант министерства культуры Боливии. – На языке кечуа это слово означает “пожиратели сердец”. Но ямпара – не людоеды. Это случилось лишь однажды, когда народ до такого довело отчаяние».
В память о событиях 12 марта 1816 года в 2006-м Николас создал тот самый монумент, у которого так охотно фотографируются индейцы. В роли модели выступил один из местных жителей.

Затерявшись на восточных склонах Анд, ямпара сохраняют традиционный уклад жизни. С моим проводником, коренным жителем юга Боливии талантливым автомехаником Вильямом мы едем к южным рубежам Боливии. Наша цель – достичь деревни Сьенега, которая находится в 600 километрах к юго-западу от Тарабуко. Там ямпара живут на максимальном удалении от цивилизации. Одни хозяйства настолько недоброжелательно настроены к европейцам, что Вильяму приходилось представлять меня своей невестой, – а из других, напротив, мы уезжали с тазом ароматной кукурузы и свежим козьим сыром.

Читайте так же:
Цены на еду в Черногории 2021 — где вкусно поесть?

Варанаси – город жизни и смерти

Главная Южная Америка Туризм в Боливии Потоси — Серебряный город Боливии 

Трудно поверить, что мрачный, продуваемый всеми ветрами Потоси когда-то зажил славу одного из самых богатых и процветающих городов в мире. Испанские конкистадоры долго и упорно искали Эльдорадо, мифическую страну золота, но вместо этого открыли для себя сказочно богатый Потоси. Благодаря этому городу Боливия в глазах европейцев олицетворялась с мифически богатой страной. Надписи первом гербе города — “сокровище мира”, “зависть королей” — лучшее тому свидетельство. Говорят, что количество добытого здесь серебра вполне достаточно для строительства серебряного моста из Потоси в Мадрид. Еще один такой мост можно было построить из костей погибших в шахтах людей.

История Потоси тесно связана с добычей богатейших залежей серебра. В 1540-х, один из местных индейцев поведал испанским конкистадорам об огромных запасах драгоценного метала в недрах горы Серро-Рико. Основанный в 1545 году, город быстро превратился в источник сказочного богатства Испанской монархии, и один из крупнейших городов мира. До 1610 года, Потоси насчитывал 160 000 жителей, что примерно соответствовало населению Лондона и Парижа, и намного больше любого другого города Южной Америки. Город упоминался во второй части известного романа Мигеля де Сервантеса «Дон Кихот» как символ необычайного богатства (роман опубликован в 1615). В 1672 году здесь насчитывалось более восьмидесяти церквей, был построен Королевский монетный двор, а население составляло почти 200 000. Бум добычи серебра обогатил соседний город Сукре, жемчужину колониальной архитектуры и историческую столицу Боливии. Благодаря серебру строили храмы, дворцы, монастыри и соборы.

Добыча серебра предопределила процветание Потоси в течение нескольких столетий, но богатство подземных недр не приносило пользы местным индейцам, массово умиравших от тяжелого труда и отравления ртутью (в процессе извлечения серебра из руды активно применяли ртуть, смертоносные испарения которого, как чума, уносила жизни простых рабочих). Историки полагают, что между 1545 и 1824 годами на приисках Потоси умерло от 2 до 8 млн. человек. Чтобы компенсировать катастрофическое уменьшение рабочей силы, испанские колонисты начали завозить африканских рабов.

Добываемое на горе Серро-Рико богатство влияло на ход мировой истории, служило основой процветания и могущества Испанской монархии. Благодаря серебру Потоси, Испанская империя содержала огромный флот и вела обширное строительство. В редких случаях, когда корабли с серебром становились жертвой штормов или пиратов, наступал период финансовых проблем одной из самых мощных империй того времени.
Шахты Потоси считаются богатейшими во всей мировой истории. Согласно официальным данным, в период с 1556 по 1783 на горе Серро-Рико (в переводе “Богатая гора”) добыли 45 000 тонн чистого серебра. В силу интенсивной добычи серебра, высота горы уменьшилась почти на 350 метров, а в 2004 году американские ученные даже предсказали ее разрушение. Ни в одной стране мира не было столь богатой горы, приносившей баснословные прибыли испанской короне. В 16 веке этот район считался крупнейшим промышленным комплексом в мире.

Как и в большинстве подобных городов, процветание Потоси не могло длиться вечно. В период бума запасы драгоценного металла казались неисчерпаемыми. С истощением серебряных приисков в начале 19 века настал период упадка города и бедности его жителей. В результате падение цен на серебро в средине 19 века, город пришел в окончательный упадок, население сократилось до менее чем 10 000. В 20 столетии только спрос на олово способствовал частичному восстановлению экономики Потоси. Когда-то богатый и самый густонаселенный город Нового Света, сегодня он являет собой жалкий призрак былого могущества и процветания.

С любой части города заметна знаменитая пирамида горы Серро-Рико высотой 4820 метров. Возвышаясь над узкими улочками Потоси, она как будто напоминает людям о той огромной роли, которую она играла в истории города.

Сегодня, Потоси с населением более 160 000 жителей мало в чем отличается от других бедных городов Боливии. Его большая часть такая же неприглядна, как и большинство городов Латинской Америки, другое дело центр, отражающий богатую историю Потоси, благодаря которой он попал в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Красивая архитектура заслуживает того, чтобы прогуляться по узким улочкам, полюбоваться колониальными зданиями, нависающими над улицами деревянными балконами и красивыми старыми церквями знаменитого и когда-то самого богатого города планеты.

Достопримечательности Потоси

Национальный Монетный двор Боливии

Чтобы по-настоящему вникнуть в историю Потоси, нужно посетить Национальный Монетный двор Боливии (Casa de la Moneda de Bolivia, на фото справа), самое большое здание на американском континенте на момент строительства. Этот бывший испанский королевский монетный двор сейчас является главной достопримечательностью Потоси и одним из лучших музеев Боливии.

Строительство первого монетного двора началось в 1572 и закончилось спустя три года. Общие расходы на строительство превысили 8000 песо, эквивалент примерно 10 млн долларов США сегодня. Говорят, когда король Испании Карл III услышал о стоимости строительства, он воскликнул: «Все здание, вероятно, построено из чистого серебра». Строительство нынешнего Монетного двора началось в 1757 году и закончилось в 1770.
Национальный Монетный двор Боливии предлагает увлекательное путешествие назад во времени, когда Потоси был главным источником богатства испанской империи и чеканил из добытого в Серро-Рико серебра монеты. Музей рассказывает о истории добычи, технологии извлечения серебра из руды, экспонирует механизмы для чеканки, коллекции монет различных периодов, предметы искусства, боливийского оружия, минералов и археологических находок, первый локомотив страны, артефакты Тиауанако (древнего городища вблизи озера Титикака). В 1987 году здание включили в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Читайте так же:
Город-призрак Вароша: сорок лет назад здесь остановилось время

Туры на шахты Потоси

Визит в Потоси нельзя считать завершенным без посещения подземных шахт горы Серро-Рико. По статистике городских властей, ежегодно подземные лабиринты посещают около 20 тысяч туристов. Вряд ли найдутся еще шахты в мире, куда бы устремлялось столь большое число иностранных туристов. В Потоси есть несколько компаний, предлагающие туры на шахты. Лучшие из них используют гидов из числа бывших шахтеров.

Спуск в забой горы Серро-Рико возвращает вас в эпоху серебряной лихорадки. Несмотря на усовершенствование технологии добычи, условия работы здесь почти такие же, как 500 лет назад, когда испанцы принудительно использовали андских крестьян для работы на серебряных месторождениях. Добыча ведется традиционным способом: группа из нескольких человек извлекают руду с помощью кирки и лопаты и вывозят ее на вагонетках. Тур на шахты открывает нечеловеческие условия труда: шахты плохо проветриваются, техника безопасности практически отсутствует, воздух насыщен вредоносной пылю, с потолка и стен сочится вода, высокий риск обвала. Тысячи шахтеров работать в таких условиях, жуют листья коки, пьют в перерыве сильный, 96% спиртной напиток и надеются найти богатую минералами жилу.

Образующаяся при добыче горной породы токсичная пыль разрушает легкие и вызывает силикоз. Из-за плохих условий труда продолжительность жизни шахтеров составляет 40-45 лет, большинство из них умирает от силикоза. Шахтеры прекрасно осознают опасность, но других альтернатив найти работу в Потоси немного. Шахты продолжают оставаться основой экономики города, благодаря которым шахтеры кормят свои семьи. На сегодняшний день около 12 000 человек работают в шахтах горы Серро-Рико.

У входа в шахту посетителей встречает «Эль-Тио» — божество, владеющее богатством подземных недр. Волосатый, с желтоватой окраской и стоячим мужским керамическим достоинством, это наиболее почитаемое шахтерами божество. В жертву Эль-Тио приносят животных, ему оставляют листья коки и алкоголь. Боливийские шахтеры считают, что Бог владычествует на Земле, а Эль-Тио — подземным миром. Перед спуском в шахту, они совершают поклонение Эль-Тио, просят уберечь от опасности и помочь найти богатые залежи руды. На протяжении веков шахтеры поклонялись этому божеству, его статуи установлены на всех шахтах Потоси. На фотографии снизу, шахтер поливает спиртным мужское достоинство Эль-Тио, считая, что тот обогатит подземные недра и позволит производить больше руды.

Экскурсия начинается с посещения рынка, где туристы приобретают подарки для шахтеров: листья коки, сильный, 96% спиртной напиток, сигареты. Затем участники тура направляются в подземные шахты, где проводят примерно 2 — 3 часа, разговаривают с шахтерами, делают фотографии и делятся своими подарками. Часть подарков шахтеры оставляют для Эль Тио.

В 2005 году был снят документальный фильм под названием Шахтерский дьявол (The Devil”s miner), рассказывающий об тяжелых условиях работы шахтеров Потоси.

Полезная информация

В Потоси нет коммерческих авиарейсов. Большинство туристов добираются до города автобусами по дороге от столицы Ла-Пас или Сукре. Автобусы от Сукре ежедневно отправляются с центральной площади Плаза 25 де Майо, поездка длится от трех до четырех часов. На высоте 4090 метров, это самый крупный высокогорный город в мире.

Выше только небо: виртуальная прогулка по 7 высокогорным городам планеты


Несмотря на то, что экономика города почти полностью подпитывается золотым рудником, расположенным неподалёку, городская инфраструктура остается плохой. В городе нет водопровода и канализации, кроме того, тут есть сильное загрязнение ртутью из-за горнодобывающего промысла.

Почти все жители этого города являются рабочими, которые переехали в удаленную местность, надеясь получить работу и свою долю богатства. Они работают по занятной системе оплаты, называемой Кохорреро (Cachorreo). Рабочие работают в течение 30 дней без оплаты, и на 31-ый день могут взять столько руды из шахты, сколько они могут унести. Всё то, что шахтёры получают из взятой ими руды, принадлежит им. Несмотря на то, что компании используют такую нетрадиционную систему оплаты, шахтёры продолжают приезжать в этот регион. Только за последнее десятилетие численность населения Ла-Ринконады выросла на невероятные 230 процентов.

Эль-Альто (El Alto)


Город Эль-Альто является одним из крупнейших и наиболее динамично развивающихся городских центров Боливии. С населением более 1,1 миллиона человек, живущих на высоте 4 150 метров, он также является одним из самых высоко расположенных крупнейших городов мира. Когда-то, Эль-Альто был лишь пригородом соседнего департамента Ла-Пас (La Paz) (на фотографиях изображён этот невероятный горный город), находящегося на высокогорьях Альтиплано (Altiplano), но из-за миграции из сельских районов Боливии в регион Ла-Пас в 1950-х годах, этот регион разросся и менее чем за 40 лет начал сам претендовать на статус города.

Регион, где расположен Эль-Альто, довольно засушлив и здесь нередки неблагоприятные погодные условия, поэтому до 1903 года эта местность была необитаемой. Однако, в 1903 году, когда построенные железные дороги, проложенные от озера Титикака (Lake Titicaca) и Арика (Arica) достигли края каньона, и когда здесь построили вокзал Ла-Паса, сортировочные станции и склады, а также поселения железнодорожников, люди начали сюда тянуться.

В 1925 году здесь был построен аэродром в качестве базы для новых военно-воздушных сил, который также привлёк дополнительное население. В 1939 году открылась первая начальная школа Эль-Альто. Эль-Альто начал разрастаться быстрыми темпами начиная с 1950-х годов, когда поселок был подключен к водоснабжению Ла-Паса. До этого подключения, всю воду приходилось перевозить из Ла-Паса в цистернах. В 1985 году район Эль-Альто и его окрестности были политически отделены от города Ла-Пас, и в 1987 году Эль-Альто был официально зарегистрирован как отдельный город.

Читайте так же:
Замок Ленцбурга: один из самых старых и значимых замков Швейцарии

Потоси (Potosi)


Ещё один кандидат из Боливии, город Потоси, расположен на высоте 4 090 метров. Основанный в 1545 году как шахтёрский городок, он вскоре стал сказочно богатым, став одним из крупнейших городов в Северной и Южной Америке и в мире, с населением свыше 240 000 человек. Потоси лежит у подножия Серро-де-Потоси (Cerro de Potosí) – горы, которая по народным преданиям состоит из серебряной руды, пик этой горы, находящийся на высоте 4 824 метров всегда возвышался над городом. Серро Рико (Cerro Rico) являлся причиной исторической важности Потоси, так как отсюда шёл основной поток серебра в Испанию во время периода Испанской Империи в Новом Мире (New World Spanish Empire).

Большая часть серебра поставляемого через «испанский материк» (территория Южной Америки и прилегающие к ней моря, захваченные испанскими завоевателями) (Spanish Main) добывалась в Потоси. В период с 1556 по 1783 год из Серро Рико было добыто почти 45 000 тонн чистого серебра, из которого почти 9 000 тонн ушло на нужды испанской монархии. Из-за такой обширной добычи, сама гора уменьшилась в высоту на несколько сотен метров.

В 1672 году здесь был создан монетный двор для отлива серебряных монет, а также было построено водохранилище для удовлетворения потребностей растущего населения. В то время было построено более восьмидесяти шести церквей и население города выросло почти до 200 000 человек, что сделало его одним из крупнейших и богатейших городов в мире. После 1800 года серебряные рудники были истощены, и олово стало основным продуктом. В конечном итоге это привело к медленному экономическому спаду. Тем не менее, на горе продолжает идти добыча серебра. Из-за плохих условий работы, отсутствия средств защиты и постоянного вдыхания пыли, продолжительность жизни шахтеров остаётся короткой, и большинство из них заболевают силикозом и умирают примерно в 40 лет.

Шигадзе (Shigatse)


Шигадзе является вторым по величине городом в Тибетском Автономном Районе (ТАР) в Китайской Народной Республике. Это один из крупных городов Тибета с населением в 100 000 человек. Город расположен на высоте 3 840 метров, в месте слияния реки Ярлунг Цангпо (Yarlung Tsangpo) (также известной как Брахмапутра (Brahmaputra)) и реки Ньянг (Nyang) (Ньянг Чу (Nyang Chu) или Ньянгчу (Nyanchue)), в западном Тибете.

Шигадзе расположен на ровной местности в окружении высоких гор, и городской район расположен к югу от реки Ярлунг Цангпо, расположенной в южно-центральной части Тибетского Автономного Района. Город был древней столицей провинции У-Цанг (Ü-Tsang), и в настоящее время является административным центром современной префектуры Шигацзе, административного округа Тибетского Автономного Района.

Хульяка (Juliaca)


Хульяка является столицей провинции Сан-Роман (San Roman) в регионе Пуно (Puno Region), на юго-востоке Перу. Это самый крупный город в регионе с населением 225 146 жителей (по состоянию на 2007 год) и расположен он на высоте 3 825 метров над уровнем моря, на плато Альтиплано.

Это самый большой центр торговли в регионе Пуно. Он также является основным транзитным пунктом в регионе и поддерживает тесные связи с южными городами Перу, в том числе Арекипой (Arequipa), Пуно (Puno), Такна (Tacna), Куско (Cuzco), Ило (Ilo), и с Боливией.

Оруро (Oruro)


Основанный 1 ноября 1606 года в качестве центра по добыче серебра в регионе Урус (Urus), сейчас Оруро это крупный город в Боливии с населением 235 393 (по данным переписи на 2010 год), расположенный на высоте 3 706 метров над уровнем моря. После того, как серебряные рудники были исчерпаны, в конце девятнадцатого века Оруро стал центром по добыче олова.

Какое-то время рудник по добыче олова под названием Ла Сальвадора (La Salvadora), находящийся в Оруро, был самым важным источником олова в мире. Постепенно этот ресурс стал истощаться, и Оруро снова пришел в упадок, хотя его основной работодатель по-прежнему занимается горнодобывающей промышленностью.

Лхаса (Lhasa)


Город Лхаса расположен в нижней части малого бассейна и окружён Гималайскими горами. Он находится на высоте примерно в 3 600 метров, в центре Тибетского нагорья и его окружают горы, возвышающиеся на 5 500 метров. Река Лхаса (Kyi River) или Гьи-Чу (Kyi Chu), являющаяся притоком реки Ярлунг Цангпо, протекает по всей южной части города. Эта река, известная местным тибетцам как «весёлые синие волны», протекает через заснеженные вершины и овраги гор Ньенчен-Тангла (Nyainqentanglha), тянется на 315 километров, впадает в реку Ярлунг Цангпо на территории административного округа Чюшю (Qüxü), и формирует живописные области непревзойдённой красоты.

Лхаса это второй по численности населения город на Тибетском нагорье с населением более 550 000 человек. В городе расположены многие культурно значимые места тибетских буддистов, такие как дворец Потала (Potala Palace), храм Джоканг (Jokhang) и дворцы Норбулинка (Norbulingka), многие из которых расположены в районе Ченгуан (Chengguan), где находится городской совет.


Спутниковое изображение, показывающее горную местность, окружающую Лхаса


Знаменитый дворец Потала.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector