Купить авто на северном кипре
Купить авто на северном кипре
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Купить авто на северном кипре». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Дилер чаще всего в рамках сделки помогает в оформлении, постановке на учёт, выпуске регистрационного сертификата, а также уплачивает дорожный налог (Road Tax) вперёд на полгода-год и осуществляет ТО (MOT), если подошёл срок.
Чтобы проехать на Северный Кипр на арендованной машине, нужно чуть больше, чем только паспорт. К нему нужны ещё водительские права, в которых вся информация продублирована латиницей.
Во-вторых, на границе с турецким Кипром нужно оформить специальную страховку. Она стоит 20 евро на 3 дня или 35 евро на 1 месяц. Платить за страховку можно в евро. Оформляется на одного водителя. За второго водителя нужно доплачивать.
Стоимость аренды машины на Северном Кипре видео в 2019 году
Я знаю, что кого-то эти слова про простых пенсионеров раздражают, но они есть на Северном Кипре. И их немало. Не все нищие в России. И продав что-нибудь ненужное в Москве , Питере или другом городе, можно вполне купить что-то нужное на острове.
ПОКУПКА И АРЕНДА АВТОМОБИЛЯ НА КИПРЕ Как купить и арендовать автомобиль на Кипре? Ответ на этот вопрос Вы узнаете из видео! Подробнее: htt..
Как и в подавляющем большинстве стран, на Северном Кипре при продаже недвижимости в кадастровых бумагах прописывается общая площадь.
Процесс покупки недвижимости здесь прост и прозрачен, сделки совершаются ежедневно. И помните, что желающих купить дом, квартиру или виллу на берегу моря с каждым днем становится все больше, поэтому откладывать с покупкой не стоит. Если решили – действуйте!
2 / Частные дилеры дилерские центры (перекупщики/салоны)
Страхование предоставляется либо в качестве стандартной политики третьих лиц, которая будет покрывать расходы только на определенный предел, если у вас случился несчастный случай, либо имеется полная сумма, которая рассчитывается на основе типа автомобиля и цены покупки.
Страховка оформляется в крайней белой будке, где стоит мужчина в белой майке. Потом с паспортами всех пассажиров идём в будку, около которой стоит мужчина в жёлтой майке. Проходим контроль и пересекаем границу. Как видите, ничего страшного.
Буферная зона ограничена для доступа и перемещения, внутрь нее не пускают ни греков, ни турок» — исходя их этих слов, вход запрещен только туркам и грекам.
Купить машину на Северном Кипре может каждый, кто официально арендует или приобрел недвижимость. Совсем не обязательно иметь статус резидента, можно купить машину и по туристической визе, если Вы, к примеру, купили жилье, но приезжаете лишь отдыхать, а машина Вам нужна не арендная, а своя.
Прекрасно знаю я генерального директора компании Тони Ташкирана. Вообще его имя Уфук, но все его зовут именно Тони…
Город Кирения — замечательный район для удобной жизни рядом со школами, университетами, учреждениями, бизнес центрами, магазинами, … Благодаря расположению города, спускающегося к морю от гор:, многие квартиры имею потрясающие панорамы на морское побережье , порты, горную цепь Бешпармак, или на освещенный замок святого Иллариона.
Так проблема в том, что они до сих пор не могут договориться — кому принадлежат земли и движимые объекты на территории зелёной зоны (нейтральная полоса). Потому никто ничего и не продаст. Да и туда заходить опасно в принципе — это считается нарушением границы как официальным Кипром, так и ТРСК.
Прокат машины – самый удобный вариант. Оплатив стоимость аренды, можно свободно передвигаться, не завися ни от кого. Чтобы арендовать машину, нужно быть старше 25 лет и младше 70.
Съездили на машине на Северный Кипр: мифы vs реальность
Менеджер ответит на все вопросы и подберет для вас подходящие варианты. А также расскажет о спецпредложениях и объектах, которых нет в открытой продаже.
В декабре в старой гавани Кирении начнутся восстановительные работы. Об этом сообщил министр туризма ТРСК Унал Устел.
Автомобили внутри заброшенного торгового центра в центре Никосии. Автомобили, импортированные из Японии, находились здесь с 1974 года.
В Белграде, столице Сербии, в рамках заседаний Межпарламентского союза стартовала 141-я Ассамблея Межпарламентского союза.
Еще с 1960-х годов, когда Кипр получил независимость от Великобритании, на острове начали нарастать трения между киприотами-греками и киприотами-турками.
This is an amazing example of a 2011 Touareg R Line, 3.0 lt, 242 BHP engine. Blue Motion engine, Road tax: euro 310/year ! She has been fully serviced by VW authorised dealers and drove only UK motorway miles.
Как купить автомобиль на Кипре?
Определяется она в результате сложения площадей коридоров, балконов, комнат и прочих помещений, которые есть в квартире.
Россияне и жители стран СНГ больше привыкли понимать под площадью недвижимости именно размеры будущего жилья, без учета общих для всех жильцов помещений. Но, как правило, брутто выходит на 15-20% больше нетто, поэтому при покупке жилья зачастую возникают недопонимания.
This car is immaculate, one owner, full service history, very well maintained, parked always inside private garage.
Приятным бонусом станет то, что если бывший владелец авто недавно оформил ОСАГО, то Вы совершенно бесплатно можете переоформить ее на себя и спокойно пользоваться до срока ее истечения. Для этого нужно обратиться в компанию-страховщика со всем комплектом документов. Полис, как правило, будет готов в течение недельного срока, однако ездить Вы при этом можете сразу.
JFYI: has a small computer note, the headlights used to move when you are turning the steering wheel (stock extra condition), now headlights are NEW and STATIC, this function is off.
Передвижение на Северном Кипре исключительно левостороннее.
Если вы впервые покупаете автомобиль, просто следите за некоторыми острыми практиками, которые могут возникать иногда, и убедитесь, что цена, которую вы указали, включает все вышеперечисленные элементы «на дороге», прежде чем вы согласитесь купить.
Мы въехали на Кипр по хорватской мультивизе. Так же подойдёт мульти шенген или специально оформленная кипрская мультивиза. Но ПРО-виза, которую дают по прилёту, вряд ли сработает. Ведь при въезде на турецкий Кипр она аннулируется — т.к. официально границы южного Кипра покинуты — и даётся ПРО-виза только в аэропортах по прилёту.
При владении автомобилем важно следить за 4-мя документами, которые ни в коем случае не должны быть просрочены!
Жизнь на Северном Кипре сложно представить себе без автомобиля. А если вы еще не успели обзавестись своим авто или приехали на остров как турист, удобный способ передвигаться по острову, это взять авто на прокат.
Для владельцев недвижимости на Северном Кипре, существует долгосрочная аренда авто, и чем дольше срок аренды – тем ниже посуточная цена.
Эта статья – для тех, кто уже перебрался (#бурные_авации) или рассматривает возможность переезда на солнечный остров.
Иметь квартиру у моря или виллу в горах – мечта, которая может стать реальностью, благодаря формированию рынка недвижимости на Северном Кипре. Пляжи острова, омываемые лазурными волнами Средиземного моря, является одними из самых чистейших в мире. Пляжный сезон здесь длится восемь месяцев, а благодаря чистейшей экологии, остров в буквальном смысле слова утопает в роскошной зелени.
В виду малого объёма и очень высокой изолированности рынка (остров с праворульным движением; ближайшая праворульная страна – Англия – находится примерно в 6000км морем), рынок подержаных автомобилей в целом перенасыщен, что в свою очередь приводит к относительно низким ценам. К слову, аналогичная ситуация наблюдается в самой Англии, хотя там ёмкость местного рынка несколько выше.
Купить машину на северном кипре
Правительство Северного Кипра одобрило меморандум по законопроекту об азартных играх, который включает разрешение Совета министров ТРСК выдавать лицензии на срок до 30 лет.
Страховые услуги всех типов: обязательное страхование ответственности (ОСАГО), страхование ущерба (КАСКО) и другие виды страхования.
Встретившись с владельцем приобретаемого автомобиля, Вы вдвоем заполняете документ — «простыню» (о бланке, как правило, заботится продавец). Вы оставляете залог за авто, забираете эту огромную бумагу, все документы на автомобиль и едете к своему мухтару (мухтар — так на Северном Кипре называют главного по городу или району).
Оформление всех документов. Рассрочка оплаты за автомобиль, обмен вашего автомобиля на новый (TRADE-IN), выкуп автомобилей.
Сервис с гарантированно родными запчастями, работа осуществляется с высокой вероятностью пряморукими механиками. Гарантию на выполненные работы предоставляет сервисный центр.
В салонах практически не бывает реальных скидок и предложений (не берем во внимание случаи, когда вам впаривают «скидку» от изначально завышенной цены). То есть случай, когда авто простояло у дилера год с лишним, и дилер потом пытается сдать его по сходной цене, иногда себе в ноль или убыток, практически не бывает.
Северный Кипр иногда называют » Затерянный рай» . 40 лет страна живет не признанная мировым сообществом, но особенно не комплексует по этому поводу и динамично развивается.
Все, что вам нужно сейчас, это помнить, что у вас есть все требования, чтобы законно работать здесь на Северном Кипре, с очевидной страховой документацией, графиком обслуживания и испытаниями на выбросы, MOT и дорожным налогом.
Номерные знаки у автомобиля остаются прежними, снимать их не нужно! К слову, по номерам машины на Северном Кипре можно примерно судить о годе выпуска автомобиля.
Вы задумались о приобретении машины? Наш сайт предоставляет вам самый грандиозный выбор автосалонов в Кипр. В нем собраны все предложения, которыми соблазняют ближайшие и всемирно знаменитые автосалоны. В регулярно обновляющемся каталоге есть все официальные торговые площадки всех стран мира.
Северный Кипр овеян мифами, слухами и разного рода догадками. Когда мы планировали своё путешествие по Кипру, нашли множество теорий: вряд ли тебя пустят на Северный Кипр на арендованной машине с греческого Кипра; если ты выехал на Северный Кипр, то обратно на Южный тебя могут не пустить; на Северном Кипре ужасно опасно.
Остров преткновения: Станет ли Северный Кипр навсегда турецким
В ближайшее время Турции вряд ли удастся добиться признания Северного Кипра, однако и силы, способной умерить её притязания на часть острова, пока не наблюдается.
В понедельник, 19 июля, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган посетил непризнанную ООН Турецкую Республику Северного Кипра (ТРСК). На первый взгляд, это региональный вопрос, где интересы Турции связаны с укреплением своего присутствия через подконтрольную страну. Однако он затрагивает гораздо больше игроков и является одной из точек нестабильности, созданных США в эпоху «холодной войны» на евразийском Римленде, т.е. береговой зоне континента.
Позиция Турции очевидна: это утверждение небольшого суверенного и независимого государства, которое будет выступать как прокси Анкары.
Турция выступает за урегулирование конфликта на Кипре на основе принципа двух равноправных и суверенных государств. Переговоры по Кипру отныне возможны лишь на основе этого принципа,
– сказал Эрдоган журналистам перед вылетом с визитом в самопровозглашенную ТРСК.
Выступая в местном парламенте по прибытии, Эрдоган сказал:
Греческая сторона (имеются в виду греки-киприоты) продолжает усилия по игнорированию прав турок-киприотов в Восточном Средиземноморье. Они отвергают все предложения Турецкой Республики Северного Кипра об эквивалентном разделе углеводородных ресурсов.
Здесь мы видим акцент уже на экономическую тему, а именно на доступ к залежам газа в Средиземноморье.
Не только суверенитет ТРСК, но и углеводороды
Речь идёт о Левантийском бассейне, в котором были обнаружены нефтегазовые месторождения. Его площадь составляет около 83 тыс. кв. км. В его пределах обособлены исключительные экономические зоны Египта, Израиля, Ливана, Сирии и Кипра. Часть их границ международными договорами не закреплена. Пока на шельфах стран Восточного Средиземноморья не были обнаружены газ и нефть, их лидеров не беспокоило формальное разграничение. Теперь же вопрос о том, где проходит линия демаркации и, соответственно, кому принадлежат углеводородные богатства, стоит ребром и увеличивает напряжённость между многими странами региона.
Турция требует, чтобы газ также достался и Турецкой Республике Северного Кипра. Лидеры этого непризнанного государства неоднократно выражали протест в связи с тем, что вопрос принадлежности островного шельфа остаётся неурегулированным.
Ещё в ноябре 2014 года Израиль, который способен экспортировать до 40% газа, предложил Европе провести трубопровод от своих месторождений через Кипр в Италию и Грецию. Проект требует от ЕС нескольких миллиардов евро инвестиций, но зато предполагает сокращение зависимости ЕС от России. Однако, учитывая всевозможные риски, пока ЕС не торопится заниматься этим проектом и, как видно по разрешению ситуации с трубопроводом «Северный поток – 2», вряд ли будет интересоваться им в ближайшее время.
Исторический символизм
Дата прибытия турецкого президента на остров Кипр не случайна: 20 июля отмечается 47 лет со дня высадки турецких войск на остров при подстрекательстве США, и это событие позиционируется в Турции как День мира и свободы. У греческих жителей острова, как и у Республики Греции, иная точка зрения: военный переворот «чёрных полковников» в Греции произошёл при содействии Вашингтона для того, чтобы не допустить к власти левые силы, ориентировавшиеся на СССР.
Когда Турция вторглась на Кипр в 1974 году, она сделала это под предлогом вынужденной защиты конституционного строя Республики Кипр и меньшинства киприотов-турок, проживающего там из-за переворота, разжигаемого хунтой в Афинах против избранного правительства Кипра в июле 1974-го. С тех пор Турция перестала даже признавать Кипр как государство.
Во всяком случае, если цель Турции заключалась в защите киприотов-турок и сохранении конституционного порядка Кипрской Республики, то эта цель была достигнута в конце июля 1974 года. Обе хунты в Афинах и их режим на Кипре рухнули, а греки были не в состоянии навредить туркам-киприотам. В Женеве были проведены переговоры для разрешения конфликта.
Только в августе 1974 года, после достижения своих целей на Кипре, Анкара провела вторую военную кампанию, одобренную Генри Киссинджером, заняв почти половину острова и заложив основу для завершения этнической чистки греческого населения на севере острова, где греки составляли большинство.
Долгие переговоры по Кипру
В предыдущие годы проходили неоднократные попытки как-то урегулировать ситуацию при посредничестве ООН и ЕС.
В августе 2016 года МИД Греции заявил, что
вывод турецких войск с Кипра является непременным условием для справедливого и прочного урегулирования кипрской проблемы.
А МИД Турции в ответном сообщении отметил, что
установление каких-либо условий ставит под сомнение искренность ожиданий Греции по решению кипрской проблемы.
Кроме того, в МИД Турции подчеркнули, что Афины должны подходить к вопросу более конструктивно и реалистично.
Переговоры были остановлены после провала очередного раунда, прошедшего в швейцарском городке Кран-Монтана в 2017 году.
Новый лидер турок-киприотов Эрсин Татар, избранный на выборах 18 октября 2020 года, выступает за конфедеративное устройство Кипра, в то время как греки-киприоты предлагают двухзональное двухобщинное федеративное государство.
Похоже, что ЕС не может предложить действительно рабочую модель, которая бы устроила обе стороны. Хотя, в действительности, нужно говорить о четырёх сторонах, поскольку без поддержки Турции ТРСК была бы нежизнеспособна. Греция же активно поддерживает Кипр, при этом используя свои возможности внутри ЕС. Но в последнее время появились дополнительные заинтересованные стороны – Азербайджан выступает за Турцию и ТРСК, а Армения и армяне Нагорного Карабаха выступают за Кипр, поскольку считают своим долгом противодействовать любым интересам Турции и Азербайджана. В этом году в ТРСК прибыла значительная делегация из Азербайджана.
Где интересы России?
На данный момент Москва балансирует между Кипром и ТРСК, не отдавая предпочтений той или иной стороне. Кипр, являясь членом ЕС, интересен для России с позиции посреднических услуг. Ранее Кипр был интересен для российских олигархов в качестве офшорной зоны, чтобы выводить средства из России и легализовывать их в Европе. Однако после изменений законодательства это стало делать сложнее.
Кипрская сторона также находится под контролем европейских регуляторов и в последнее время менее расположена к принятию активов российского происхождения, которые из-за санкций могут рассматриваться как токсичные.
В 2015 году рассматривался вопрос предоставления портов Кипра для российских военных кораблей и даже было совершено несколько заходов. Но под давлением США данное сотрудничество было приостановлено.
Россия также не может признать ТРСК, поскольку тогда будут сильно испорчены отношения с Кипром. Гипотетически это можно было бы сделать в обмен на признание Крыма, Абхазии и Южной Осетии со стороны Турции (и Азербайджана – опционально) с дополнительными соглашениями по взаимным инвестициям и сотрудничеству. В такой ситуации торг видится уместным, поскольку всё происходит без посредничества и вмешательства Запада, создавая новый прецедент и новые условия. Но, по всей видимости, Турция не готова к такому сценарию. Поэтому противостояние будет неопределённо долгим.
ПМЖ на Кипре: миф или реальность
Кипр
Многие россияне занимаются бизнесом на родине, при этом хотят иметь недвижимость за границей, ближе к морю. Такую возможность дает ПМЖ на Кипре. Эта страна лояльно относится к эмигрантам. Туризм и отдых на Кипре становится все более популярным. Чтобы без проблем приезжать в страну и находиться там неограниченное время, многие приобретают недвижимость. Этот факт также позволяет получить вид на жительство, если покупка стоит от 300 тысяч евро.
Особенности ПМЖ на Кипре
В законодательстве страны предусмотрен вид на жительство для граждан других государств. Есть две разновидности: ВНЖ и ПМЖ на Кипре, что означает временной и постоянное разрешение на проживание.
Существует разница между этими двумя понятиями:
- При наличии временного вида на жительства человек должен большее время проводить на острове. При длительном отсутствии, он лишается ВНЖ.
- Для российских граждан получение ПМЖ более выгодно. Можно беспрепятственно заниматься бизнесом на родине и приезжать на Кипр отдыхать.
Можно также получить гражданство, но это не является обязательным. Чтобы получить ПМЖ, достаточно купить недвижимость на сумму более 300000 евро. Это будет большим плюсом при рассмотрении документов на ПМЖ и выдачу визы категории F.
Что необходимо для получения ПМЖ
Для получения постоянного вида на жительство заявителю придется предоставить ряд документов. Не рекомендуется давать недостоверную информацию, так как все проверяется.
Заявитель предоставляет на рассмотрение в соответствующие органы:
- документы о доходах, который не должен быть меньше 30000 евро на того, кто подает заявление, и по 5000 на каждого зависимого члена семьи;
- доказательства платежеспособности при том, что все средства должны быть заработаны за рубежом;
- справку об отсутствии судимости;
- документ об отсутствии намерений работать на Кипре.
Чтобы не лишиться права на проживание на острове, надо раз в два года приезжать. Так как заявитель подписывает документ, что он не будет работать, среди эмигрантов популярен фриланс на Кипре.
ПМЖ на Кипре: миф или реальность
Существует ускоренная процедура получения разрешения при условии оплаты госпошлины в размере 500 евро. Также заявитель покупает страховку на всех переезжающих, собирает документы, делает их перевод и заверяет нотариально.
Остров стал очень привлекательным для людей, желающих улучшить жилищные условия и повысить уровень жизни. Прекрасный климат, море и интересные места Кипра притягивают эмигрантов. Большим плюсом является большой рынок жилья и возможность легального его приобретения.
Самые смертоносные трассы Кипра: ознакомьтесь и будьте осторожны!
На Кипре, где, цитируя классика, автомобиль — не роскошь, а средство передвижения, и количество автомобилистов по сути равно количеству совершеннолетних жителей страны, ДТП происходят практически ежедневно. При это необязательно их жертвы – тинейджеры, устраивающие ралли на ночных трассах, отчаянные мотоциклисты на мощных «Хондах», или пьяные прожигатели жизни, возвращающиеся из клубов на заре. Даже центральные улицы городов таят в себе опасность. Немало несчастных случаев случается на горных дорогах с их крутыми поворотами, частыми туманами, гололедом и ограниченной видимостью в зимний период.
В 2013 году в ДТП на Кипре погибло 44 человека. 20 из них не достигли 25-летнего возраста. В то же время прошлый год был самым «удачным» за все время существования республики Кипр – было зарегистрировано наименьшее количество погибших за последние 54 года.
Дорожный департамент полиции Кипра составил карту самых опасных дорог страны, где происходит наибольшее число аварий. Водителям рекомендуется быть крайне осторожными и не подвергать опасности свои жизни, жизни своих пассажиров, а также других участников движения.
Никосия
Самым опасным участком Никосии, согласно статистическим данным дорожной полиции, является круговая развязка Каламон. Больше всего ДТП происходит в районах Лакатамья, Латча, и в деревне Дали.
Лимассол
В Лимассоле самыми опасными трассами являются Макариос Авеню, улица Нику Паттихи, улица Архиепископа Леонтиоса I, а также пересечение улиц Нику Паттихи – Спиру Киприану. Больше всего аварий случается в районах Ипсонас, Амафунта и Гермасойя.
Ларнака
Самой опасной трассой в этом районе является дорога, связывающая Ларнаку с Декельей. Наибольшее число ДТП случается в районах Арадиппу, Ороклини и Ливадья.
Пафос
Самым опасным местом в Пафосе является круговая развязка, ведущая в деревню Конья. Больше всего ДТП происходит в районах Героскипу, Месоги и Хлоракас.
Фамагуста
Несмотря на то, что этот район является самым небольшим и малонаселенным, здесь также случается немало несчастных случаев на дорогах, основная часть которых, впрочем, происходит по вине туристов. Чаще всего ДТП случаются в Паралимни, Агиа Напе и Протарасе.
Морфу
Город Морфу находится на оккупированных территориях, но часть этого района принадлежит республике Кипр (это деревни, находящиеся на пути из Никосии в Троодос). Трасса, ведущая из Никосии в Троодос, является крайне опасной, и там требуется соблюдать осторожность в любое время года вне зависимости от времени суток. Больше всего ДТП происходит у деревень Астромеритис, Какопетрия и Эвриху.
На всех вышеуказанных участках рекомендуется с особой внимательностью относиться к дорожным указателям (особенно тем, которые предупреждают о резких поворотах или предписывают снизить скорость), а также неуклонно соблюдать все указания дорожной полиции.
В тех случаях, когда ДТП происходит по причине, связанной с дорожным покрытием или дорожными указателями, место аварии посещают эксперты из департамента дорожной полиции и составляют акт для устранения неполадок.
За последние годы качество кипрских дорог значительно улучшилось благодаря тому, что дорожный департамент Министерства коммуникаций и общественных работ, в компетенции которого находится этот вопрос, работает в тесном сотрудничестве с полицией для того, чтобы возникающие проблемы решались без промедления.
Тем не менее, опасные участки на дорогах остаются неизменными – именно поэтому требуется особое внимание водителей с тем, чтобы они координировали свою скорость и внимание в соответствии со сложностью той или иной трассы. Дорожная полиция часто устанавливает патрули именно в преддверии опасных участков.
Будьте осторожны и внимательны на дорогах!
Читайте также
Возрастная категория сайта 18 +
Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г. Главный редактор — Сунгоркин Владимир Николаевич. Шеф-редактор сайта — Носова Олеся Вячеславовна.
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
АО "ИД "Комсомольская правда". ИНН: 7714037217 ОГРН: 1027739295781 127015, Москва, Новодмитровская д. 2Б, Тел. +7 (495) 777-02-82.
После Карабаха — Северный Кипр? Эрдоган намерен «добиться справедливости»
В текущем году самопровозглашенной Турецкой Республике Северного Кипра исполняется 37 лет. И по этому поводу Реджеп Эрдоган совершил официальный визит в столицу Лефкошу (Никосию). Данный факт уже вызвал немалое раздражение в Европейском Союзе. А речь турецкого лидера, произнесенную в ходе торжеств, иначе как провокационной назвать нельзя. Риторика его была следующего плана:
К слову, независимость Северного Кипра во всем мире признала только Турция. Все возможные процессы интеграции Кипра и его северной части на корню пресекаются Анкарой, и последние слова Эрдогана тому лишнее подтверждение.
История противостояния Европы и Турции на небольшом острове Кипр начинается с 1960 года, когда закончилась эпоха английского колониального владения. В соответствии с классическими историческими традициями на острове стартовала дележка власти.
Источник: cypruslegend.com
Первоначально все было вполне демократично. И малочисленные турки-киприоты, доля которых не превышала 18%, получили в правительстве даже право вето при рассмотрении вопросов, касающихся налогообложения и бюджетной политики. Киприотов-греков (как национальное большинство) это перестало устраивать, и они инициировали конституционную реформу, в которой туркам было уже не так вольготно. Последние взялись за оружие, получили поддержку со стороны континентальной Турции, что и стало причиной обращения Кипра в Совет Безопасности ОНН с просьбой защиты от Анкары.
Это мало помогло. И с 1964 по 1973 годы турки-киприоты (медленно, но верно) обосабливались в северной части острова. А в 1974 году Турция фактически оккупировала Северный Кипр, поддержав (силой оружия) формирование год спустя Турецкой Федеративной Республики Кипр. Из названия видно, турки намекали на претензии на весь остров. К 1983 году это не признанное никем, кроме Анкары, территориальное образование трансформировалось в Турецкую Республику Северного Кипра.
Надо заметить, мировое сообщество жестко отреагировало на такую форму самоопределения. Ряд резолюций Совета Безопасности ООН по Кипру, в том числе резолюции № 541 (1983 год) и № 550 (1984 год), предписывают всем членам мирового сообщества не признавать никакое иное кипрское государство, кроме Республики Кипр, уважать его суверенитет, территориальную целостность и не оказывать Северному Кипру никакого содействия. Именно по этой причине недавние слова Эрдогана выглядят столь вызывающими. Требование «добиться справедливости» воспринимается мировой общественностью (как минимум) как попытка дестабилизировать ситуацию на острове. Тем более, что на севере Кипра у Эрдогана базируется 35-ти тысячный армейский контингент.
«Добиться справедливости!»
Сейчас уже никто не сомневается в геополитической победе Турции в Нагорном Карабахе. Относительно краткосрочный, но кровопролитный военный конфликт проходил при созерцательном наблюдении мирового сообщества. Миру было не до локальной войны, пусть и сопровождающейся применением оперативно-тактических ракетных комплексов. В редких передышках в ходе борьбы с коронавирусом общественность вяло обсуждала военное превосходство Азербайджана и тактику применения беспилотной авиации. Фактически единственной страной, принявшей меры, стала Россия. Но и здесь западная пропаганда сумела очернить роль Москвы.
Главным выводом всей истории с Нагорным Карабахом остается одно – военное решение территориальных и дипломатических вопросов до сих пор является действенным приемом. Реджеп Эрдоган, очевидно, вдохновленный успехами одного из ближайших союзников, решился прощупать почву относительно перспектив Северного Кипра.
Ситуация с островом и Нагорным Карабахом не совсем схожа – в случае Северного Кипра мировая дипломатия вроде бы солидарна в непризнании. Но вот в этом двойственном «вроде бы» и кроется корень раздора. США, Великобритания, ФРГ и еще ряд стран (в лучших традициях двойных стандартов) налаживают экономические и политические связи с Турецкой Республикой Северного Кипра.
Эрдогану остается лишь подогревать ситуацию – он хорошо чувствует мировую повестку и играет на противоречиях. После победоносного для Азербайджана похода в Нагорный Карабах турецкое руководство совсем не против повторить что-то подобное на Кипре.
Таким Северный Кипр предстает на рекламных плакатах. Источник: northcyprusinform.com
Греция (одна из немногих) пытается противостоять возросшей активности Турции в окрестностях острова, и развитие событий в Нагорном Карабахе вызывало у Афин особую тревогу. Глава МИД Греции Никос Дендиас в этой связи высказывался:
В ходе телефонных переговоров с профильными ведомствами Армении Греция в конце сентября даже обещала содействовать деэскалации конфликта. Насколько Афинам это удалось, можно наблюдать в настоящее время – большая часть спорной территории у Азербайджана, а на линии разграничения российские миротворцы.
Эмоциональный фон греческого руководства расщепился на две составляющие. С одной стороны, решение «кипрского вопроса» из Афин видится в выводе турецких войск с Кипра; объединении территории государства; предоставлении турецко-кипрской общине административной автономии, закрепленной на законодательном уровне. С другой стороны, есть реальные опасения турецкой военной мощи – достаточно вспомнить реакцию Афин на эффективность беспилотников в Нагорном Карабахе.
Пояс наряженности
Ситуация вокруг Северного Кипра развивается пока в интересах Анкары. У власти протурецкий (некоторые даже его называют ставленником Эрдогана) политик-националист Эрсин Татар, который вполне однозначно — за разделение острова на два независимых государства. Греция с официальным Кипром хотя и проявляют видимую антитурецкую активность, но все это пока не выходит за рамки дипломатии.
А у Эрдогана в прилегающем к острову раздора Восточном Средиземноморье есть вполне практический интерес – разведка шельфовых углеводородов. Получив на Кипре отдельное вассальное государство, можно будет беспрепятственно пользоваться природными ресурсами. При этом реальных шансов на образование двух государств на острове у Эрдогана попросту нет.
Чтобы ни говорили о Греции и Кипре, это страны Европейского Союза и в случае агрессии против Анкары поднимутся лучшие силы НАТО. В частности, Великобритания на военных базах в кипрских Акротири и Декелии (Akrotiri and Dhekelia) держит многотысячный военный контингент, во многом уравновешивающий турецкую группировку. Эрдоган пока не был замечен в прямых военных провокациях против первых стран НАТО, хотя риторически он неоднократно заявлял о возможности вторжения на Кипр.
Создавая вокруг себя пояс напряженности, Эрдоган действует как умелый политик, убеждающий собственный народ в необходимости возрождения великой Османской Империи. Недаром многие столетия Кипр был частью турецкого государства. В то же время популистские наклонности лидера Турции заставляют его играть на националистических чувствах собственного народа. В стране отчетливо создается потребность в маленькой победоносной войне, которая так удалась братскому Азербайджану.
Прецедент силового возврата территории при молчаливом согласии окружающих, безусловно, производит впечатление на одиозных лидеров. Только вот Эрдоган уже ведет войны (в Сирии, Ливии, Ираке), и особой эффективностью они не блещут. А кипрская инициатива по созданию двух государств на одном острове выглядит чересчур фантастической – только самые маргинальные страны поддержат Анкару в этом начинании. Именно поэтому этот очаг около Турции следует рассматривать исключительно как дипломатический, не имеющий реального воплощения.
Если только мир не погрузится, конечно, в еще большую пандемию, и гарантам безопасности будет совсем не до судеб острова преткновения в Средиземном море.