Ставкирка в Боргунне
Ставкирка в Боргунне
Ставкирка в Боргунне, или Ставкирка в Боргунде (норв. Borgund stavkirke ) — одна из самых древних сохранившихся каркасных церквей. Расположена в провинции Согн-ог-Фьюране, Норвегия. Всего в Норвегии было построено более 1500 ставкирок, до сегодняшнего дня в разной степени сохранности дожили только 28.
Содержание
Технология постройки и религиозные аспекты
Построена предположительно в 1150—80 гг. в честь апостола Андрея Первозванного, в качестве строительного материала был частично применён ясень, священное дерево в германо-скандинавской мифологии: его мифологический прообраз, ясень Иггдрасиль (Мировое Древо скандинавов), соединял небо Асгард и землю Мидгард с царством мертвых Хель. Именно вокруг кроны этого ясеня была построена Валгалла, обитель скандинавских богов и героев, павших на поле боя. Андреевская же символика отразилась в интерьере церкви: секции заграждений на хорах (верхних галереях) созданы в форме косых андреевских крестов. Отличительной особенностью церкви являются скульптурные изображения драконов на коньках крыши. Так в замысле древних строителей сочетались языческие и новые, христианские, представления и образы. При внимательном осмотре на дверях западного портала возле железных ручек с многочисленными змеиными головами можно разглядеть рунические знаки-обереги, очевидно, вырезанные для защиты дверей от врагов. Интересны технологические находки древних архитекторов, обнаруженные при исследовании ставкирки Боргунд. Например, деревья, выбранные для постройки, выдерживались на корню для того, чтобы смола могла выйти на поверхность, и лишь затем срубались и обрабатывались. Полукружия арок, поддерживающих хоры, сделаны из прикорневых частей древесных стволов («коленьев»), «рассчитанных» самой природой так, чтобы выдерживать огромные вертикальные нагрузки. Металлические детали при строительстве ставкирки Боргунд не использовались (ср. с методами строительства деревянных церквей на русском Севере — в Кижах и т. д.). Количество деталей, из которых состоит церковь, превышает 2 тысячи. Прочный каркас стоек собирался на земле и потом поднимался в вертикальное положение при помощи длинных шестов.
Ранее декор интерьеров и фасадов церкви был очень ярким: её расписывали красками, остатки которых сохранились на некоторых деревянных деталях интерьера. В середине ХХ века ставкирка Боргунд была законсервирована смоляными составами, из-за чего сильно почернела.
Уникальность ставкирки Боргунд в том, что она сохранилась без существенных изменений как технологических, так и декорационных (кроме, пожалуй, окраски).
Архитектурный комплекс в Боргунде
Кроме каркасной церкви XII века, в комплекс входят 1) новая церковь, построенная в 1868 году по той же архитектурной модели, что и старая церковь; в ней хранится один из средневековых колоколов старой церкви; 2) звонница XIII века (от старой оригинальной постройки сохранилась только верхняя решетка, все остальное восстановлено уже в ХХ веке); 3) погост.
Ставкирка Боргунд и история Норвегии
Большинство каркасных церквей Норвегии построены в период с 1130 по 1350 гг., когда в Европе свирепствовала бубонная чума, практически остановившая всякое строительство. Ставкирка Боргунд была построена на месте ещё более древней церкви: фрагменты того здания были найдены под полом церкви ХII века. Постройка ставкирки Боргунд осуществилась в то время, когда католическая Норвегия стала самостоятельной церковной областью, подчинявшейся Ватикану. Судьба ставкирки Боргунд связана с важнейшими переломными моментами средневековой норвежской истории: через местечко Боргунд проходил путь конунга Сверрира Сигурдссона, «короля-революционера», удачливого узурпатора, отвоевавшего корону у конунга Магнуса Эрлингссона и ставшего единоличным правителем страны («Сага о Сверрире», XIII в.). Церковь к тому времени, вероятно, уже была построена, так как в ней найдены захоронения воинов, относящиеся именно к периоду гражданской войны 1177—1184 гг., главными фигурами которой стали Сверрир и Магнус. В 1877 году ставкирка Боргунд была куплена Обществом охраны старинных памятников Норвегии.
Напишите отзыв о статье «Ставкирка в Боргунне»
Литература
- Поляков Е. Н., Рачковский П. Ю. Дом с драконами: история и мифы // Сибирская старина: Краеведческий альманах. — Томск: ТРФ им. П. И. Макушина, 1999. — № 16 (21).
- Прайс У. Архитектура в дереве / Пер. с англ. — М.: БММ, 2006.
- Сага о Сверрире. — М.: Наука, 1988. — (Литературные памятники.)
- Ставкирка Боргунд: Церковь, которая выжила. — Экскурсионный буклет / Текст Мари Колландсруд / Fortidsminneforeningen, 2009.
Отрывок, характеризующий Ставкирка в Боргунне
– Попросите ко мне графа.
Граф, переваливаясь, подошел к жене с несколько виноватым видом, как и всегда.
– Ну, графинюшка! Какое saute au madere [сотэ на мадере] из рябчиков будет, ma chere! Я попробовал; не даром я за Тараску тысячу рублей дал. Стоит!
Он сел подле жены, облокотив молодецки руки на колена и взъерошивая седые волосы.
– Что прикажете, графинюшка?
– Вот что, мой друг, – что это у тебя запачкано здесь? – сказала она, указывая на жилет. – Это сотэ, верно, – прибавила она улыбаясь. – Вот что, граф: мне денег нужно.
Лицо ее стало печально.
– Ах, графинюшка!…
И граф засуетился, доставая бумажник.
– Мне много надо, граф, мне пятьсот рублей надо.
И она, достав батистовый платок, терла им жилет мужа.
– Сейчас, сейчас. Эй, кто там? – крикнул он таким голосом, каким кричат только люди, уверенные, что те, кого они кличут, стремглав бросятся на их зов. – Послать ко мне Митеньку!
Митенька, тот дворянский сын, воспитанный у графа, который теперь заведывал всеми его делами, тихими шагами вошел в комнату.
– Вот что, мой милый, – сказал граф вошедшему почтительному молодому человеку. – Принеси ты мне… – он задумался. – Да, 700 рублей, да. Да смотри, таких рваных и грязных, как тот раз, не приноси, а хороших, для графини.
– Да, Митенька, пожалуйста, чтоб чистенькие, – сказала графиня, грустно вздыхая.
– Ваше сиятельство, когда прикажете доставить? – сказал Митенька. – Изволите знать, что… Впрочем, не извольте беспокоиться, – прибавил он, заметив, как граф уже начал тяжело и часто дышать, что всегда было признаком начинавшегося гнева. – Я было и запамятовал… Сию минуту прикажете доставить?
– Да, да, то то, принеси. Вот графине отдай.
– Экое золото у меня этот Митенька, – прибавил граф улыбаясь, когда молодой человек вышел. – Нет того, чтобы нельзя. Я же этого терпеть не могу. Всё можно.
– Ах, деньги, граф, деньги, сколько от них горя на свете! – сказала графиня. – А эти деньги мне очень нужны.
– Вы, графинюшка, мотовка известная, – проговорил граф и, поцеловав у жены руку, ушел опять в кабинет.
Когда Анна Михайловна вернулась опять от Безухого, у графини лежали уже деньги, всё новенькими бумажками, под платком на столике, и Анна Михайловна заметила, что графиня чем то растревожена.
– Ну, что, мой друг? – спросила графиня.
– Ах, в каком он ужасном положении! Его узнать нельзя, он так плох, так плох; я минутку побыла и двух слов не сказала…
– Annette, ради Бога, не откажи мне, – сказала вдруг графиня, краснея, что так странно было при ее немолодом, худом и важном лице, доставая из под платка деньги.
Анна Михайловна мгновенно поняла, в чем дело, и уж нагнулась, чтобы в должную минуту ловко обнять графиню.
– Вот Борису от меня, на шитье мундира…
Анна Михайловна уж обнимала ее и плакала. Графиня плакала тоже. Плакали они о том, что они дружны; и о том, что они добры; и о том, что они, подруги молодости, заняты таким низким предметом – деньгами; и о том, что молодость их прошла… Но слезы обеих были приятны…
Графиня Ростова с дочерьми и уже с большим числом гостей сидела в гостиной. Граф провел гостей мужчин в кабинет, предлагая им свою охотницкую коллекцию турецких трубок. Изредка он выходил и спрашивал: не приехала ли? Ждали Марью Дмитриевну Ахросимову, прозванную в обществе le terrible dragon, [страшный дракон,] даму знаменитую не богатством, не почестями, но прямотой ума и откровенною простотой обращения. Марью Дмитриевну знала царская фамилия, знала вся Москва и весь Петербург, и оба города, удивляясь ей, втихомолку посмеивались над ее грубостью, рассказывали про нее анекдоты; тем не менее все без исключения уважали и боялись ее.
В кабинете, полном дыма, шел разговор о войне, которая была объявлена манифестом, о наборе. Манифеста еще никто не читал, но все знали о его появлении. Граф сидел на отоманке между двумя курившими и разговаривавшими соседями. Граф сам не курил и не говорил, а наклоняя голову, то на один бок, то на другой, с видимым удовольствием смотрел на куривших и слушал разговор двух соседей своих, которых он стравил между собой.
Один из говоривших был штатский, с морщинистым, желчным и бритым худым лицом, человек, уже приближавшийся к старости, хотя и одетый, как самый модный молодой человек; он сидел с ногами на отоманке с видом домашнего человека и, сбоку запустив себе далеко в рот янтарь, порывисто втягивал дым и жмурился. Это был старый холостяк Шиншин, двоюродный брат графини, злой язык, как про него говорили в московских гостиных. Он, казалось, снисходил до своего собеседника. Другой, свежий, розовый, гвардейский офицер, безупречно вымытый, застегнутый и причесанный, держал янтарь у середины рта и розовыми губами слегка вытягивал дымок, выпуская его колечками из красивого рта. Это был тот поручик Берг, офицер Семеновского полка, с которым Борис ехал вместе в полк и которым Наташа дразнила Веру, старшую графиню, называя Берга ее женихом. Граф сидел между ними и внимательно слушал. Самое приятное для графа занятие, за исключением игры в бостон, которую он очень любил, было положение слушающего, особенно когда ему удавалось стравить двух говорливых собеседников.
– Ну, как же, батюшка, mon tres honorable [почтеннейший] Альфонс Карлыч, – говорил Шиншин, посмеиваясь и соединяя (в чем и состояла особенность его речи) самые народные русские выражения с изысканными французскими фразами. – Vous comptez vous faire des rentes sur l’etat, [Вы рассчитываете иметь доход с казны,] с роты доходец получать хотите?
Каркасная церковь
Ставкирка (нюнорск: stavkyrkje), каркасная церковь, мачтовая церковь — наиболее распространённый в Скандинавии тип деревянных средневековых храмов.
В IX веке в Западную Норвегию с Британских островов и в Восточную из Германии проникает христианство. Наиболее вероятно, что новую форму деревянной архитектуры, пришедшую вместе с новой религией, решают поддержать именно правители и знать, вдохновлённые этим учением [1] . Христианские миссионеры приносят с собой опыт и умения европейских зодчих. Если раньше скандинавские плотники строили только драккары, то с этих пор они начали строить мачтовые церкви [2] .
Однако окончательно не установлено, в соответствии с каким заимствованным образцом велось строительство ставкирок [3] .Учитывая то, что в Дании первые каркасные церкви появились гораздо раньше, норвежцы могли перенять опыт у своих скандинавских соседей задолго до прихода католических миссионеров [4] .
C XI по XVI века в Норвегии было построено около 1700 мачтовых церквей, включая предшествующие им более древние здания, на месте которых они были возведены [5] . Эпидемия чумы, охватившая Скандинавию в 1349 году, остановила этот строительный бум. К XV веку население Норвегии сократилось вполовину, и уже не требовалось строить всё большее количество церквей. Наука была недостаточно развита, чтобы реставрировать ветхие ставкирки, к тому же, они безжалостно уничтожались населением. Большинство было снесено в XVII веке, и в 1800 году насчитывалось лишь 95 церквей, через полстолетия их осталось 63, а до нашего времени дошло 28 [5] .
Лишь некоторые ставкирки систематически изучены. Сложно определить, кто проектировал, строил и реставрировал норвежские каркасные церкви, а также, когда они были возведены. В число тех приёмов, которыми располагают современные археологи, входят дендрохронология, исследование немногих сохранившихся надписей на стенах ставкирок, датировка по углероду-14 и химический анализ. Первые три способа позволяют установить приблизительный возраст здания и возможное авторство; с помощью последнего метода можно получить информацию о людях и быте того времени [6] . К примеру, результаты анализа смолы, которой некогда пропитывали стены ставкирок, и отрывки из текстов средневековых законов показали, что крестьяне были обязаны покрывать ею церкви каждые три года. Нарушение каралось штрафом. Иногда на дверях ставкирок дёгтем рисовали кресты, вероятно, желая защититься от злых сил, что доказывает исключительную роль церкви в жизни средневекового норвежца [5] .
Изучение архитектурной составляющей ставкирок является всё же более лёгкой задачей, несмотря на то что некоторые церкви состоят из более чем 2000 деталей. Ставкирка опирается на четыре лежня — горизонтальных деревянных бруса, лежащих на каменном основании. В углах они соединены внахлёст, образуя прямоугольник с восемью выступающими концами. Вокруг прямоугольника устанавливают вертикальные столбы, соединяя их друг с другом брусьями, часто дополняя их крестовинами [7] . В раннее средневековье эти стойки (нюнорск «stav» — «стойка») зарывали прямо в землю, отчего они быстро сгнивали. Дополнительные столбы устанавливают в местах пересечения лежней, и пространство между ними обшивают. Крыша лежит на стенах. У некоторых ставкирок характерной чертой является высокая мачта посредине для поддержки остроконечной крыши и подкоса стен (отсюда название «мачтовые церкви»). Деревянные врата обычно украшены орнаментом в виде замысловатой резьбы [8] , причём характерно, что основным мотивом орнамента является ленточное плетение — излюбленный мотив в скандинавском искусстве ещё докатолических времён [9] .
Классификация
Существует несколько систем классификации ставкирок. В рамках наиболее обобщённой системы ставкирки делятся на четыре типа [10] :
- Простые церкви: ставкирки с четырьмя угловыми опорами и двускатной крышей. Пример: Ставкирка из Хальтдалена
- Церкви базиликального типа: ярусные ставкирки, которые помимо покоящейся на четырёх опорах двускатной крышей также имеют обход-галерею, что придаёт им некоторе сходство с базиликой. Пример: Ставкирка в Урнесе
- Церкви с центральной опорой: ставкирки, которые помимо угловых опор имеют также имеют дополнительную центральную опору. Примеры: Ставкирка в Норе и Ставкирка в Увдале
- Церкви области Мёре: ставрикрки этого региона отличаются сильной протяжённостью по оси запад-восток. Для этого в продольных стенах этих церквей устанавливаются дополнительные опоры. Пример: Ставкирка в Квернесе
В то же время с архитектурно-конструктивной точки зреня можно выделить лишь два основных типа ставкирок [10] :
- Простые церкви с прямоугольным основанием и двускатной крышей. К этому типу относятся простые церкви и церкви с центральной опорой из предыдущей классификации
- Церкви с повышенным центральным залом (норв. Stavkirker med hevet midtrom ): ярусные церкви, соответствуют базиликальным церквям предыдущей классификации
Оосбняком стоят церкви области Мёре, которые отличаются и от простых церквей, и от церквей с повышенным центральным залом техникой строительства.
Несмотря на свою уникальность, ставкирки долгое время находились под угрозой полного уничтожения. Лишь в XIX веке, в связи с поднимающейся волной национализма в Европе, норвежское общество заинтересовалось историей национального искусства и архитектуры. Этому немало посодействовал художник Йохан Кристиан Даль. Он получил образование в Германии, где и увлёкся средневековым искусством [5] . В 1844 благодаря его инициативе возникло Общество охраны старинных памятников Норвегии (Foreningen til norske fortidsminnesmerkers forening, FNFB). Целями энтузиастов было нахождение, изучение и восстановление норвежских памятников культуры [11] . За всё время своего существования организация приобрела 9 ставкирок, помимо других достопримечательностей. Первой была отреставрирована церковь в Геддале.
В 1912 году под руководством норвежского Министерства окружающей среды было создано Управление культурным наследием Норвегии (Riksantikvaren). Оно работает до сих пор и отвечает за сохранение архитектурных и археологических памятников [5] . 2001 год ознаменовался появлением нового проекта Riksantikvaren — программы по восстановлению всех ставкирок в стране уже к 2015 году. Согласно 4 параграфу 2 главы закона о культурном наследии от 09.06.1978 все здания (в том числе и церкви), построенные до 1537 года, попадают под защиту государства [12] . В 1979 церковь в Урнесе включена в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО [13] . Норвежская ассоциация исследования культурного наследия (Norsk institutt for kulturminneforskning — NIKU) занимается экспертизой памятников культуры, в том числе и ставкирок, тем самым делая научную информацию о них доступнее для широких масс [14] . В 2000 году Международный совет по вопросам памятников и достопримечательных мест (ICOMOS) объявил, что ставкирки находятся под серьёзной угрозой и требуют немедленного восстановления [15] .
В конце XX — начале XXI века общество переживает вспышку интереса ко всему скандинавскому, и, в частности, к средневековому деревянному зодчеству Севера. Норвежские ставкирки вызвали ряд подражаний по всему миру. В некоторых из них, как в частном музее Mannaminne на севере Швеции [16] , знаменитая каркасная конструкция используется только для привлечения туристов. Иные реплики функционируют как полноценные протестантские приходы. Таковы, например, мачтовая церковь Густава Адольфа в Германии [17] , или молельня в Северной Дакоте, США [18] .
В самой же Норвегии отношение народа к ставкиркам и тиражированию их образа двояко. С одной стороны, правительством проводится активная протекционистская политика по отношению к культурному наследию, распространяется лозунг «Когда норвежцы говорят о Норвегии, они говорят о природе, горах, фьордах и ставкирках» [19] , большинство населения почитает их за святыни. С другой стороны, воинственно настроенные представители молодёжных субкультур методично разрушают эти старинные памятники архитектуры. Мотивы вандализма, как правило, одни и те же — протест против диктуемой сверху религиозной доктрины, заявления о том, что настоящая религия Скандинавии — язычество, а не христианство, и проведение ритуалов адептами культа дьявола. Единственное, что норвежское правительство в силах сделать, чтобы предупредить поджоги — установка дорогих систем слежения и пожаротушения [20] .
Ставкирка в Боргунне
Ставкирка в Боргунне, или Ставкирка в Боргунде (норв. Borgund stavkirke) — одна из самых древних сохранившихся каркасных церквей. Расположена в провинции Согн-ог-Фьюране, Норвегия. Всего в Норвегии было построено более 1500 ставкирок, до сегодняшнего дня в разной степени сохранности дожили только 28.
Построена предположительно в 1150-80 гг. в честь апостола Андрея Первозванного, в качестве строительного материала был частично применён ясень, священное дерево в германо-скандинавской мифологии: его мифологический прообраз, ясень Иггдрасиль (Мировое Древо скандинавов), соединял небо Асгард и землю Мидгард с царством мертвых Хель. Именно вокруг кроны этого ясеня была построена Валгалла, обитель скандинавских богов и героев, павших на поле боя. Андреевская же символика отразилась в интерьере церкви: секции заграждений на хорах (верхних галереях) созданы в форме косых андреевских крестов. Отличительной особенностью церкви являются скульптурные изображения драконов на коньках крыши. Так в замысле древних строителей сочетались языческие и новые, христианские, представления и образы. При внимательном осмотре на дверях западного портала возле железных ручек с многочисленными змеиными головами можно разглядеть рунические знаки-обереги, очевидно, вырезанные для защиты дверей от врагов.
Интересны технологические находки древних архитекторов, обнаруженные при исследовании ставкирки Боргунд. Например, деревья, выбранные для постройки, выдерживались на корню для того, чтобы смола могла выйти на поверхность, и лишь затем срубались и обрабатывались. Полукружия арок, поддерживающих хоры, сделаны из прикорневых частей древесных стволов («коленьев»), «рассчитанных» самой природой так, чтобы выдерживать огромные вертикальные нагрузки. Металлические детали при строительстве ставкирки Боргунд не использовались (ср. с методами строительства деревянных церквей на русском Севере — в Кижах и т. д.). Количество деталей, из которых состоит церковь, превышает 2 тысячи. Прочный каркас стоек собирался на земле и потом поднимался в вертикальное положение при помощи длинных шестов.
Ранее декор интерьеров и фасадов церкви был очень ярким: её расписывали красками, остатки которых сохранились на некоторых деревянных деталях интерьера. В середине ХХ века ставкирка Боргунд была законсервирована смоляными составами, из-за чего сильно почернела.
Уникальность ставкирки Боргунд в том, что она сохранилась без существенных изменений как технологических, так и декорационных (кроме, пожалуй, окраски).
Кроме каркасной церкви XII века, в комплекс входят 1) новая церковь, построенная в 1868 году по той же архитектурной модели, что и старая церковь; в ней хранится один из средневековых колоколов старой церкви; 2) звонница XIII века (от старой оригинальной постройки сохранилась только верхняя решетка, все остальное восстановлено уже в ХХ веке); 3) погост.
Большинство каркасных церквей Норвегии построены в период с 1130 по 1350 гг., когда в Европе свирепствовала бубонная чума, практически остановившая всякое строительство. Ставкирка Боргунд была построена на месте ещё более древней церкви: фрагменты того здания были найдены под полом церкви ХII века. Постройка ставкирки Боргунд осуществилась в то время, когда католическая Норвегия стала самостоятельной церковной областью, подчинявшейся Ватикану. Судьба ставкирки Боргунд связана с важнейшими переломными моментами средневековой норвежской истории: через местечко Боргунд проходил путь конунга Сверрира Сигурдссона, «короля-революционера», удачливого узурпатора, отвоевавшего корону у конунга Магнуса Эрлингссона и ставшего единоличным правителем страны («Сага о Сверрире», XIII в.). Церковь к тому времени, вероятно, уже была построена, так как в ней найдены захоронения воинов, относящиеся именно к периоду гражданской войны 1177—1184 гг., главными фигурами которой стали Сверрир и Магнус. В 1877 году ставкирка Боргунд была куплена Обществом охраны старинных памятников Норвегии.
Опубликовано: БНИЦ/Шпилькин С.В. по материалам Википедии
В 1814 г. в Норвегии была принята конституция — одна из наиболее демократических буржуазных конституций, существовавших тогда в Европе. Однако бедственное положение норвежской экономики — состояние, в котором она находилась после отделения от Дании, препятствовало развитию изобразительного искусства. В Университете Осло не было факультета истории искусств.
В Норвегии слова «russ» («выпускник») и «russefeiring» («праздник выпускников») связаны с праздником в честь прощания со старшей школой. Этот праздник частично основывается на традиции выпускников старшей школы называющих себя «russ» и отмечающих прощание со школой
История норвежского кинематографа – это рассказ о создателях фильмов, актерах и работниках кино, занимающихся этим видом искусства на протяжении долгого времени. Условия очень сильно менялись, что привело к большому количеству режиссеров, создавших только один фильм. Тем не менее, в этой истории имеются блестящие периоды, когда на передний план выходили выдающиеся режиссеры и киноактеры. Поэтому Норвегия гордится своим национальным кинематографическим наследием, которое во многом отражает развитие норвежского общества.
Каркасная церковь
Ставкирка (нюнорск: stavkyrkje), каркасная церковь, мачтовая церковь — наиболее распространённый в Скандинавии тип деревянных средневековых храмов.
Содержание
История [ править ]
В IX веке в Западную Норвегию с Британских островов и в Восточную из Германии проникает христианство. Наиболее вероятно, что новую форму деревянной архитектуры, пришедшую вместе с новой религией, решают поддержать именно правители и знать, вдохновлённые этим учением [1] . Христианские миссионеры приносят с собой опыт и умения европейских зодчих. Если раньше скандинавские плотники строили только драккары, то с этих пор они начали строить мачтовые церкви [2] .
Однако окончательно не установлено, в соответствии с каким заимствованным образцом велось строительство ставкирок [3] .Учитывая то, что в Дании первые каркасные церкви появились гораздо раньше, норвежцы могли перенять опыт у своих скандинавских соседей задолго до прихода католических миссионеров [4] .
C XI по XVI века в Норвегии было построено около 1700 мачтовых церквей, включая предшествующие им более древние здания, на месте которых они были возведены [5] . Эпидемия чумы, охватившая Скандинавию в 1349 году, остановила этот строительный бум. К XV веку население Норвегии сократилось вполовину, и уже не требовалось строить всё большее количество церквей. Наука была недостаточно развита, чтобы реставрировать ветхие ставкирки, к тому же, они безжалостно уничтожались населением. Большинство было снесено в XVII веке, и в 1800 году насчитывалось лишь 95 церквей, через полстолетия их осталось 63, а до нашего времени дошло 28 [5] .
Строение [ править ]
Лишь некоторые ставкирки систематически изучены. Сложно определить, кто проектировал, строил и реставрировал норвежские каркасные церкви, а также, когда они были возведены. В число тех приёмов, которыми располагают современные археологи, входят дендрохронология, исследование немногих сохранившихся надписей на стенах ставкирок, датировка по углероду-14 и химический анализ. Первые три способа позволяют установить приблизительный возраст здания и возможное авторство; с помощью последнего метода можно получить информацию о людях и быте того времени [6] . К примеру, результаты анализа смолы, которой некогда пропитывали стены ставкирок, и отрывки из текстов средневековых законов показали, что крестьяне были обязаны покрывать ею церкви каждые три года. Нарушение каралось штрафом. Иногда на дверях ставкирок дёгтем рисовали кресты, вероятно, желая защититься от злых сил, что доказывает исключительную роль церкви в жизни средневекового норвежца [5] .
Изучение архитектурной составляющей ставкирок является всё же более лёгкой задачей, несмотря на то что некоторые церкви состоят из более чем 2000 деталей. Ставкирка опирается на четыре лежня — горизонтальных деревянных бруса, лежащих на каменном основании. В углах они соединены внахлёст, образуя прямоугольник с восемью выступающими концами. Вокруг прямоугольника устанавливают вертикальные столбы, соединяя их друг с другом брусьями, часто дополняя их крестовинами [7] . В раннее средневековье эти стойки (нюнорск «stav» — «стойка») зарывали прямо в землю, отчего они быстро сгнивали. Дополнительные столбы устанавливают в местах пересечения лежней, и пространство между ними обшивают. Крыша лежит на стенах. У некоторых ставкирок характерной чертой является высокая мачта посредине для поддержки остроконечной крыши и подкоса стен (отсюда название «мачтовые церкви»). Деревянные врата обычно украшены орнаментом в виде замысловатой резьбы [8] , причём характерно, что основным мотивом орнамента является ленточное плетение — излюбленный мотив в скандинавском искусстве ещё докатолических времён [9] .
Классификация [ править ]
Существует несколько систем классификации ставкирок. В рамках наиболее обобщённой системы ставкирки делятся на четыре типа [10] :
- Простые церкви: ставкирки с четырьмя угловыми опорами и двускатной крышей. Пример: Ставкирка из Хальтдалена
- Церкви базиликального типа: ярусные ставкирки, которые помимо покоящейся на четырёх опорах двускатной крышей также имеют обход-галерею, что придаёт им некоторе сходство с базиликой. Пример: Ставкирка в Урнесе
- Церкви с центральной опорой: ставкирки, которые помимо угловых опор имеют также имеют дополнительную центральную опору. Примеры: Ставкирка в Норе и Ставкирка в Увдале
- Церкви области Мёре: ставрикрки этого региона отличаются сильной протяжённостью по оси запад-восток. Для этого в продольных стенах этих церквей устанавливаются дополнительные опоры. Пример: Ставкирка в Квернесе
В то же время с архитектурно-конструктивной точки зреня можно выделить лишь два основных типа ставкирок [10] :
- Простые церкви с прямоугольным основанием и двускатной крышей. К этому типу относятся простые церкви и церкви с центральной опорой из предыдущей классификации
- Церкви с повышенным центральным залом (норв. Stavkirker med hevet midtrom ): ярусные церкви, соответствуют базиликальным церквям предыдущей классификации
Оосбняком стоят церкви области Мёре, которые отличаются и от простых церквей, и от церквей с повышенным центральным залом техникой строительства.
Реставрация и защита [ править ]
Несмотря на свою уникальность, ставкирки долгое время находились под угрозой полного уничтожения. Лишь в XIX веке, в связи с поднимающейся волной национализма в Европе, норвежское общество заинтересовалось историей национального искусства и архитектуры. Этому немало посодействовал художник Йохан Кристиан Даль. Он получил образование в Германии, где и увлёкся средневековым искусством [5] . В 1844 благодаря его инициативе возникло Общество охраны старинных памятников Норвегии (Foreningen til norske fortidsminnesmerkers forening, FNFB). Целями энтузиастов было нахождение, изучение и восстановление норвежских памятников культуры [11] . За всё время своего существования организация приобрела 9 ставкирок, помимо других достопримечательностей. Первой была отреставрирована церковь в Геддале.
В 1912 году под руководством норвежского Министерства окружающей среды было создано Управление культурным наследием Норвегии (Riksantikvaren). Оно работает до сих пор и отвечает за сохранение архитектурных и археологических памятников [5] . 2001 год ознаменовался появлением нового проекта Riksantikvaren — программы по восстановлению всех ставкирок в стране уже к 2015 году. Согласно 4 параграфу 2 главы закона о культурном наследии от 09.06.1978 все здания (в том числе и церкви), построенные до 1537 года, попадают под защиту государства [12] . В 1979 церковь в Урнесе включена в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО [13] . Норвежская ассоциация исследования культурного наследия (Norsk institutt for kulturminneforskning — NIKU) занимается экспертизой памятников культуры, в том числе и ставкирок, тем самым делая научную информацию о них доступнее для широких масс [14] . В 2000 году Международный совет по вопросам памятников и достопримечательных мест (ICOMOS) объявил, что ставкирки находятся под серьёзной угрозой и требуют немедленного восстановления [15] .
Ставкирки и современное общество [ править ]
В конце XX — начале XXI века общество переживает вспышку интереса ко всему скандинавскому, и, в частности, к средневековому деревянному зодчеству Севера. Норвежские ставкирки вызвали ряд подражаний по всему миру. В некоторых из них, как в частном музее Mannaminne на севере Швеции [16] , знаменитая каркасная конструкция используется только для привлечения туристов. Иные реплики функционируют как полноценные протестантские приходы. Таковы, например, мачтовая церковь Густава Адольфа в Германии [17] , или молельня в Северной Дакоте, США [18] .
В самой же Норвегии отношение народа к ставкиркам и тиражированию их образа двояко. С одной стороны, правительством проводится активная протекционистская политика по отношению к культурному наследию, распространяется лозунг «Когда норвежцы говорят о Норвегии, они говорят о природе, горах, фьордах и ставкирках» [19] , большинство населения почитает их за святыни. С другой стороны, воинственно настроенные представители молодёжных субкультур методично разрушают эти старинные памятники архитектуры. Мотивы вандализма, как правило, одни и те же — протест против диктуемой сверху религиозной доктрины, заявления о том, что настоящая религия Скандинавии — язычество, а не христианство, и проведение ритуалов адептами культа дьявола. Единственное, что норвежское правительство в силах сделать, чтобы предупредить поджоги — установка дорогих систем слежения и пожаротушения [20] .